Рабочая программа Основы светской этики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель МО учителей
начальных классов

Заместитель директора
по УВР

Директор

__________С.В. Кустова

_________ С.К. Беляевская

«31» августа 2021г.

«31» августа 2021г.

___________ А.В.Щур
«31» августа 2021г.

Рабочая программа
по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
по модулю «Основы светской этики»

4 класс

Учитель: Болохонова Я.Э., Герасимова А.И., Елшина Л.Б., Кустова С.В.

г. Реутов
2021-2022 учебный год
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской
этики» по модулю «Основы светской этики» для 4 класса начального общего образования
составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий для начального общего образования.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы
светской этики» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объем учебного
времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.
Состав УМК:
Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской
этики. Учебник для общеобразовательных организаций. 4 класс. – М.: «Просвещение»,
2018г.
Цели обучения предмету
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать
задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников
мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Задачи обучения предмету
Основные задачи комплексного учебного курса:
•
знакомство обучающихся с основами светской этики;
•
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы.
Содержание учебного предмета
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых
правил добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота
этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В
развитии добрых чувств — творение души. Природа – волшебные двери к добру и
доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает с людьми. Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Скажи себе сам. Ежели душевны
вы и к этике не глухи… Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие —
закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно
жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и
источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте
сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращенное к себе.

2

Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел

Кол-во часов

Этика общения
Этикет
Этика человеческих отношений
Этика отношений в коллективе
Простые нравственные истины
Душа обязана трудиться
Посеешь поступок – пожнешь характер
Судьба и Родина едины
Итого

4
4
4
5
4
4
4
5
34

Характеристика контрольно-измерительных материалов
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
выполнение практических работ, устный опрос, творческие работы, презентации.
Планируемые результаты изучения основ светской этики.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной
справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных
ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты :
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;
3

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Обучающийся получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в
российском обществе норм светской (гражданской) этики;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Темы
Основное содержание Характеристика
и число часов, по темам
деятельности ученика
отводимых на
каждую тему.
Этика общения 4 часа
Добрым жить Понятия «добро» и Вести
учебный,
на белом свете «зло» как главные социокультурный диалог.

Модуль
РПВ
«Школьный
урок»
Международный
день

4

веселей (1 ч)

Правила
общения
всех (1 ч)

этические категории.
Понятие «доброта» и
его
смысловое
значение. Взаимосвязь
понятий
«добро»,
«доброта». Значение
понятия «зло» и его
связь с названными
понятиями
Общение как одна из
для основных
потребностей
человека. Главное в
общении – стремление
к
пониманию.
Тактичность — важное
условие
общения.
Сопутствующие
качества
общения
(чуткость,
деликатность и др.)

От
добрых
правил добрые
слова
и
поступки (1 ч)

Вековой опыт о доброй
основе
человека.
Проявление добра в
нашей повседневной
жизни.
Суть
взаимосвязи доброго и
злого
в
человеке.
Копилка добрых слов
и поступков

Каждый
интересен (1 ч)

Этические
основы
правил общения в
классе для каждого.
Проявление
индивидуальной
особенности личности.
Признаки дружбы и её
сохранения

Премудрости
этикета (1 ч)

Этикет 4 часа
Этикет как понятие.
Его
этическая
сущность
и
содержание. Основные
нормы этикета и их
смысловые значения.

Определять понятия добра распространения
и
зла.
Сопоставлять грамотности
проявления добра и зла.
Аргументировать
свою
точку зрения. Применять
полученные знания в
жизни.
Составлять
небольшой
текстрассуждение на темы
добра и зла
Объяснять
значение
изучаемых
понятий.
Определять
основные
характеристики общения.
Анализировать
особенности общения на
основе золотого правила
нравственности.
Аргументировать
свою
позицию

Различать
проявления
добра и зла. Осмысливать
с этих позиций своё
поведение и поведение
окружающих. Осознавать
с позиции нравственности
свои
поступки.
Характеризовать примеры
добрых правил. Уметь
вести диалог о значении
добрых слов и поступков
Определять особенности
индивидуального
проявления окружающих.
Находить нужные слова
при общении с другими.
Осознанно
определять
значение моральных норм
во взаимодействии людей.
С пониманием отвечать на
учебные вопросы разных
типов
Уметь охарактеризовать
правила
этикета.
Осознанно
соблюдать
правила
этикета.
Вырабатывать
в
поведении соответствие
5

История
возникновения
этикета. Аккуратность,
опрятность, точность
как
первооснова
этикета.
Привлекательность
правил этикета

правилам
этикета.
С
пониманием
комментировать
иллюстрации
правил,
соотносить с ними своё
поведение. Обосновывать
свою точку зрения

Красота этикета Целесообразность
и
(1 ч)
красота
этикета.
Основные принципы
правил этикета, их
разумность. Правила
этикета за столом,
умение пользоваться
столовыми приборами

Обозначать
сущность
понятия
«этикет».
Обосновывать
необходимость
соблюдения
правил
этикета.
Накапливать
знания
по
правилам
этикета,
уметь
аргументировать
их
значение и смысл
Знать основные правила
этикета. Уметь обосновать
необходимость
соблюдения
правил
этикета в школе и дома,
обозначать их перечень.
Осознанно
комментировать
текст
учебника

Простые
школьные
и
домашние
правила этикета
(1 ч)

Общее и особенное в
правилах школьного и
домашнего
этикета.
Суть
требований
этикета в различных
жизненных ситуациях.
Отражение
правил
этикета в пословицах и
поговорках

Чистый ручеёк Характеристика
и
нашей речи (1 определение понятия
ч)
«речь», её смысловые
значения. Общее и
особенное в словах
«речь» и
«речка».
Смысл
и
эмоциональная
окраска слова, его
образная
выразительность.
Вековой
опыт
о
главном в речи

Осознавать
значение
понятия «речь». Видеть и
выражать многогранность
взаимосвязи
понятий
«речь»
и
«речка».
Характеризовать
образную
выразительность
слова.
Использовать ключевые
понятия
урока
в
собственной устной и
письменной
речи.
Составлять
небольшой
рассказ,
используя
образные
речевые
средства
Этика человеческих отношений 4 часа
В
развитии Этическая
основа Объяснять,
в
чём
добрых чувств понятия «душа», её этическая
и
—
творение образные
эмоциональная
основа
души
характеристики
и понятия
«душа».
(1 ч)
определения.
Использовать
6

Смысловые
и
эмоциональные
основания содержания
данного
понятия.
Сочетание
и
взаимодействие разума
и чувств в состояниях
души. Характеристика
производного понятия
«душевность». Общее
и
особенное
в
понятиях
«душа»,
«дух», «духовность».
Пути творения души
Природа
– Природа как добрая
волшебные
основа
жизни.
двери к добру и Эмоциональный
доверию (1 ч)
личностный
смысл
этой
основы.
Значимость природы
для
человека.
Внимание к живой
природе,
бережное
отношение
к
ней.
Природа
–
книга,
которую
надо
прочитать и правильно
понять. Соотношение
человека и природы.
Вековой
опыт
о
природе

индивидуальные знания
по
предметам
«Окружающий мир» и
«Литературное
чтение»
для объяснения данного
понятия.
Осознанно
характеризовать понятия
«духовность»,
«душевность».
Соотносить
понятия
«душа», «духовность»

Чувство
Родины (1 ч)

Объяснять
смысловую День Неизвестного
основу понятий «род», Солдата
«Родина».
Осознанно
определять, что значит
быть
патриотом.
Анализировать
текст
учебника в соответствии с
изучаемыми понятиями.
Составлять
небольшой
текст-рассуждение
на
тему
родины,
патриотизма. Находить в
литературе иллюстрации
обсуждаемых понятий

Жизнь
протекает

Многогранность
и
смысловое
значение
понятия
«Родина».
Эмоциональная
взаимосвязь человека с
Родиной, различие и
разнообразие чувств.
Индивидуальность и
взаимосвязь понятий
«Родина» и «Отчизна».
Ценностно-смысловое
со-держание пословиц
о
Родине.
Суть
выражения «судьба и
Родина
едины».
Смысловая
характеристика
понятия «патриотизм»
Многообразие видов
с взаимодействий

Определять
смысловое
значение
понятия День матери в
России
«справедливость».
Иллюстрировать примеры
значимости природы в
жизни
человека
из
личного опыта и опыта
других людей. Осознавать
взаимосвязь природы и
жизни
человека,
аргументировать
свои
высказывания

Понимать
значение Единый урок
понятия «человечности». «Права человека»
7

людьми (1 ч)

День Конституции
человека с людьми и Осознанно
его
содержательная аргументировать влияние РФ
основа.
Осознание взаимодействий с людьми
себя через общение с на нравственный рост
людьми и познание человека.
Расширять
людей
во знания,
дополненные
взаимодействии
с другими
учебными
ними.
Потребность предметами, обогащённые
доставлять
радость личным опытом и опытом
людям и в то же время людей, в определении
уважать себя – одни из изучаемых
понятий.
ведущих качественных Осознанно
характеристик
комментировать
текст
человека
в
его учебника
отношениях с другими
людьми
Этика отношений в коллективе 5 часа
Чтобы
быть Смысловое
Аргументированно
коллективом (1 содержание
понятия отвечать на вопрос «Что
ч)
«коллектив». Главные такое коллектив?»
характеристики
и Анализировать
значимые
принципы особенности коллектива.
коллективных
Объяснять соотношение
отношений. Типичное понятий «коллектив» и
и
особенное
в «личность».
Приводить
ситуациях
примеры взаимодействия
коллективной
коллектива и личности из
жизнедеятельности.
собственного опыта и
Ценности личности и материала
других
коллектива
в предметов
ситуациях
практического
взаимодействия.
Значение нраственной
установки поведения в
коллективе
Коллектив
Индивидуальные
Осознавать
понятия
начинается
с потребности
во «индивидуальность»,
меня (1 ч)
взаимодействии
с «дружба»,
«уважение».
коллективом.
Пути Анализировать
развития
возможности улучшения
коллективных
отношений в коллективе.
отношений.
Важные Уметь
вырабатывать
правила для каждого правила для себя и для
члена
коллектива. других.
Самооценка,
Аргументированно
самоопределение,
объяснять, что значит
самовоспитание.
быть единомышленником
Реализация
задачи в коллективе
стать
единомышленниками

8

Мой класс – Умение
видеть
мои друзья (1 ч) состояние
другого
человека
и
соответственно
реагировать на него.
Нюансы
дружеских
отношений.
Преодоление обид и
позитивность
стремлений
к
дружеским
отношениям. Умение
заглянуть в себя и
увидеть хорошее в
другом человеке
Скажи себе сам Творческая
работа,
(1 ч)
подводящая
итоги
изучения предмета в 1м
полугодии.
Это
может
быть
сочинение-эссе,
проект,
совместное
мероприятие и т. д

Ежели
душевны вы и к
этике
не
глухи…(1 ч)

Золотое правило этики
и, его сущность и
содержание. Вежа —
знаток
правил
поведения.
Суть
простых нравственных
правил.
Вековой
человеческий опыт о
простых и важных
нравственных истинах.
Основы
восприятия
человеком
простых
нравственных истин.
Взаимодействие
разных
культур
в
нашей
многонациональной
стране.
Общее
и
особенное
в
традициях, единое в
нравственных нормах
отношений к человеку.
Сущность
и
содержание
общечеловеческих
ценностей

Умение понять состояние
другого
человека.
Разумно, с пониманием
реагировать на состояние
другого
человека.
Осознавать
значение
семьи
для
человека,
общества и государства.
Стремиться
корректировать
своё
поведение в процессе
преодоления обид

Применять на практике
полученные знания. Уметь
планировать
свою
деятельность. Раскрывать
содержание
изучаемых
понятий.
Понимать
необходимость
осознанного отношения к
собственным поступкам.
Аргументировать
свою
точку зрения
Осознавать
значение
золотого правила этики.
Размышлять о причинах
появления
золотого
правила этики и его
применении. Объяснять
сущность и содержание
общечеловеческих
ценностей.
Аргументировать
свою
точку зрения

День полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады (1944 год)

9

Простые нравственные истины 4 часа
Жизнь как главная Понимать
значение Всемирный день
потребность человека. понятий
«смысл», безопасного
Жизнь священна — «нравственный
закон», Интернета.
главная нравственная «жизнь».
истина.
Отличие Уметь размышлять о том,
материальных
и какую
роль
играют
духовных
духовные ценности в
потребностей,
их жизни
человека.
смысловая значимость. Аргументировать
свою
Реализация духовных точку
зрения.
потребностей в личной Использовать ключевые
жизни
человека. понятия
урока
в
Высокие
смыслы собственной устной и
жизни.
Жизнь
и письменной речи
человек — основные
нравственные
ценности.
Жить
с
нравственным законом
в душе. Человеческий
опыт о качестве жизни
Человек
Благо жизни — в Характеризовать понятия
рождён
для развитии
добра. «бескорыстность»,
добра (1 ч)
Отражение жизни в «доброта»,
«совесть».
народном творчестве, Объяснять смысл сказок и
его
смысловая народных пословиц, связь
направленность.
между ними. Понимать
Сказки как учебник необходимость
жизни.
осознанного отношения к
Бескорыстность
и собственным поступкам.
доброта как главные Аргументировать
свою
характеристики героев точку зрения. Составлять
сказок.
небольшой
текстСодержательная
рассуждение
на
тему
взаимосвязь сказок и добра и бескорыстия
народных пословиц в
преодолении
зла.
Необходимость отойти
от зла и сотворить
благо
Милосердие — Значимость этических Объяснять
значение
закон жизни (1 понятий «сочувствие», понятий «сочувствие» и
ч)
«сопереживание»,
«сопереживание»,
«сострадание»,
«сострадание»
и
«милосердие»,
«милосердие». Осознанно
«участие».
Их аргументировать
роль
взаимосвязь
и совести как внутреннего
обоюдная
регулятора человеческого
действенность.
поведения.
Чувство
Использовать знания по
сопричастности
литературному
чтению,
другому
человеку. примеры
из
личного
Жизнь
священна (1 ч)

10

Милосердие
как опыта и опыта других
основа
жизни. людей для характеристики
Нравственные истины действия совести
милосердия.
Суть
противоположности
благодарности
и
неблагодарности
Международный
Жить во благо Конфликтные
Анализировать
себе и другим
ситуации
и конфликтную ситуацию, женский день
(1 ч)
возможности
их обозначая
возможные
благоприятного
способы выхода из неё.
решения.
Доброжелательно
Необходимость
взаимодействовать
с
нравственно
людьми
любой
ориентированного
национальности.
выхода
из
любой Осознанно
следовать
ситуации
правилам
тактичного
взаимодействия
с поведения.
Применять
людьми
другой усвоенные
знания
в
национальности
и общении
вероисповедания.
Недопустимость
осуждения
любого
человека
и
недоброжелательности
к нему. Тактичность и
простые
правила
справедливости
Душа обязана трудиться 4 часа
Следовать
Намерения и поступки, Устанавливать
связь
нравственной
их соответствие и между намерением
и
установке (1 ч) несоответствие.
поступком.
Осознанно
Позиция добра как раскрывать суть понятия
нравственная
«нравственная установка».
установка в действиях Сопоставлять
понятия
человека. Её суть и «нравственная установка»,
содержание. Труд и «нравственные усилия».
необходимые
Аргументировать
свою
нравственные усилия точку зрения. Составлять
души.
Дерево небольшой
текстмудрости
векового рассуждение
на
тему
опыта как ориентир в «Образцы нравственного
нравственных
поведения в современной
действиях и поступках жизни»

Достойно жить Взаимосвязь понятий
среди людей (1 «достойно»
и
ч)
«достоинство».
Погружение в свой

Обосновывать
значение День
понятий «достоинство», воссоединения
Крыма с Россией
«бескорыстие»,
«гуманность».
11

внутренний
мир
собственной жизни и
опора на лучшее в
себе. Необходимость
веры
в
себя
в
собственных
действиях.
Развитие
нравственных
норм
жизни на основе их
разумности.
Достоинство
как
обязательное
следование
нравственным канонам
в
собственных
действиях
Уметь понять и Необходимость
и
простить (1 ч)
умение посмотреть на
себя
со
стороны.
Забота о равновесии
между чувствами и их
проявлениями.
Стремление увидеть и
услышать
другого
человека.
Гуманизм
как этический принцип
отношений. Типичные
моменты
семейной
жизни и достижение
гармонии отношений.
Как
контролировать
свои
необдуманные
порывы.
Советы
векового
человеческого опыта
Простая этика Сущность
простой
поступков (1 ч) этики поступков. Их
основной ориентир —
любые наши действия
всегда не во вред
другим
людям.
Нравственный выбор и
его
моральное
значение. Проявление
терпимости
как
обязательное условие
взаимодействия
с
людьми
различных
национальностей.
В
его основе лежит такое
понятие
как
дружелюбие.

Анализировать
свои
поступки,
чувства,
помыслы.
Осознавать
необходимость
соблюдения норм этикета.
Совершенствовать умения
в области коммуникации.
Аргументировать
свои
рассуждения

Чётко представлять, что
такое
понимание,
гармония,
прощение.
Составлять
небольшой
текст-рассуждение
на
заданную
тему.
Контролировать
свои
поступки и высказывания.
Соотносить
своё
поведение
с
опытом
поколений

Аргументированно
объяснять, что означает
нравственный
выбор.
Совершенствовать умения
в
области
общения.
Корректировать
свои
высказывания и поведение
с учётом этики поступков.
Проявлять терпимость и
дружелюбие
при
взаимодействии
с
окружающими

Всероссийский
урок ОБЖ
(приуроченный ко
Дню пожарной
охраны)

12

Закономерность
простой
этики
поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер 4 часа
Общение
и Основные
формы Комментировать основное
источники
общения и возможные содержание урока и его
преодоления
источники
важнейшие
понятия.
обид
возникновения обид. Отвечать
на
учебные
(1 ч)
Характеристики
вопросы.
нравственных качеств, Систематизировать
и
привлекающих нас в обобщать
полученные
поступках тех, с кем знания. Делать выводы.
мы
общаемся.
Их Адекватно использовать
общее и особенное. полученные знания в
Характеристики
практике общения
общения, при котором
возникают
обиды,
неприятности, плохое
настроение, грустное
состояние души. Пути
преодоления
неприятных моментов
общения в классе.
Простые
правила
векового
опыта
человечества,
отражённые в мире
мудрых мыслей, в
народной
мудрости,
помогающие
гармоническому
общению
Ростки
Направленность
и Объяснять
понятие
нравственного
содержательные
«нравственность».
опыта
основы
душевных Систематизировать
и
поведения (1 ч) усилий каждого на обобщать
полученные
развитие
знания. Анализировать и
нравственного опыта сопоставлять
факты.
поведения. Причины Находить
аналогии.
негативных состояний Соотносить
моральночеловека
и нравственные проблемы с
возможности
их анализом личного опыта
изменения.
поведения.
Необходимость
Аргументировать
свои
стремления
каждого рассуждения
понять чувства другого
и соответственно вести
себя.
Параметры
данного соответствия.
Практические
действия сокращения
расстояния
между
13

Доброте
сопутствует
терпение (1 ч)

«знаю» и «поступаю».
Сочетание руководства
разума и чувств в
формировании
привычки поступать в
соответствии
с
нравственными
нормами и правилами
Закономерность
сочетания
и
взаимодействия добра
и
терпения.
Значимость
осознанного
нравственного выбора.
Причины и результаты
терпеливости.
Качества,
сопутствующие
проявлению
терпимости

Осознанно
раскрывать
суть понятий «терпение»,
«терпимость»,
«деликатность».
Соотносить
свои
представления с опытом
поведения других людей.
Анализировать
своё
поведение
и
высказывания. Обобщать
полученные знания

Действия
с
приставкой
«со» — вместе
(1 ч)

Действия с приставкой Систематизировать
и День Победы
«со» — вместе. Их обобщать
этические
содержательная
и знания. Анализировать и
ценностно-смысловая
сопоставлять
факты
значимость
для поведения
человека.
человека. Сочувствие, Находить
аналогии.
содействие
как Рассуждать на моральнопомощь в совместном этические
темы.
проживании.
Соотносить
моральноОсознание
нравственные проблемы с
необходимости своего личным опытом
участия и полезность
его
для
другого
человека. Равнодушие,
зависть как антиподы
нравственности. Образ
жизни
неравнодушного
человека.
Главная
ценность
этической
культуры личности
Судьба и Родина - едины 5 часов
С
чего Смысловой
оттенок Соотносить
понятия
начинается
чувства
Родины. «Родина»,
«Отечество».
Родина…(1 ч)
Соотношение понятий Осознанно анализировать
«Родина»
и изучаемые
понятия.
«Отечество».
Связь Находить
аналогии.
семьи
и
Родины Вырабатывать
умение,
начинается
с рассуждать
на
семейного порога и моральноэтические темы
14

колыбельной
песни,
она
крепнет
и
расширяется в годы
взросления.
Ценностно-смысловые
оттенки этой связи.
Значимость лада в
семье.
Простые
правила
его
сохранения.
Напутствия векового
опыта
В
тебе Основы чувства любви
рождается
к матери и Родине.
патриот
и Общее и особенное.
гражданин (1 ч) Патриот
–
сын
Отечества, гражданин
– его защитник. Когда
взрослеет гражданин,
Родине спокойно

Человек – чело Человек как образ
века (1 ч)
века.
Суть
современного
человека.
Главные
ценности и смыслы
важных
качеств
человека.
Слово,
обращенное
себе (2часа)

Итоговая творческая
к работа:
сочинение,
проект,
совместное
мероприятие,
презентация и т. д.

и
делать
выводы.
Осмысливать моральнонравственные проблемы в
соотнесении с личным
опытом поведения

Осознанно
раскрывать
понятия
«патриот»,
«патриотизм»,
«гражданин»,
«гражданственность».
Выделять главное в тексте
учебника.
Соотносить
полученные знания с
собственным
опытом
поведения,
уметь
анализировать его
Сравнивать
чувство
любви к Родине и матери.
Выделять
общее
и
различия.
Аргументировать
свои
высказывания. Объяснять,
что
значит
быть
защитником Отечества
Обобщать
знания,
полученные при изучении
курса.
Применять
на
практике
полученные
знания.
Уметь
планировать свою работу.
Подводить
её
итоги,
представлять результаты.
Аргументировать
свою
позицию

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».