Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 классы (для 7-х классов) Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Рабочей программы воспитания МАОУ «Лицей». Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литература» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Общая характеристика учебного предмета «Литература» Учебный предмет «Литература» в основном общем образовании способствует: формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения; становлению основ миропонимания и национального самосознания обучающихся. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. - Цели изучения учебного предмета «Литература» Целями изучения литературы на уровне основного общего образования являются: - - формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; развитие чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Основные задачи учебного предмета «Литература» - В основной школе ключевыми задачами являются: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; уважительное отношение к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоение духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формирование гуманистического мировоззрения; осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; накопление позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре; воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений; развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; сопоставление и сравнение художественных произведений, их фрагментов, образов и проблем как между собой, так и с произведениями других искусств; осознание обучающихся коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры; совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть; владение различными видами пересказа; участие в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. - - - - - - - - Место учебного предмета «Литература» в учебном плане Учебным планом МАОУ «Лицей» на изучение литературы на базовом уровне отведено 408 учебных часа – по 2,5 часа в неделю в 5, 6 классах, по 3 часа в неделю в 9 классах, по 2 часа в неделю в 7 и 8 классах. Учебно-тематический план № Количество часов (рабочая программа) Название темы 5 класс 1 2 Введение Устное народное творчество 1 8 3 4 5 6 7 8 Из древней русской литературы Из литературы 18 века Из литературы 19 века Из литературы 20 века Из зарубежной литературы Итоговые уроки Итого 1 4 33 25 10 3 85 6 класс 1 Введение 1 2 Устное народное творчество 4 3 Из древней русской литературы 1 4 Из литературы 18 века 1 5 Из литературы 19 века 43 6 Из литературы 20 века 23 7 Из литературы народов России 2 8 Из зарубежной литературы 8 9 Итоговый урок 2 Итого 85 7 класс 1 Древнерусская литература 3 2 Литература первой половины ХIХ века 19 3 Литература второй половины ХIХ века 16 4 Литература конца ХIХ – начала ХХ века 6 5 Литература первой половины ХХ века 9 6 Литература второй половины ХХ века 8 7 Зарубежная литература 7 Итого 68 8 класс 1 Древнерусская литература 3 2 Литература ХVIII века 7 3 Литература первой половины ХIХ века 24 4 Литература второй половины ХIХ века 7 5 Литература первой половины ХХ века 6 6 Литература второй половины ХХ века 16 7 Зарубежная литература 5 Итого 68 9 класс 1 Древнерусская литература 5 2 Литература ХVIII века 8 3 Литература первой половины ХIХ века 67 4 Зарубежная литература 10 5 Резервные уроки 9 Итого 99