Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 классы (для 8-9 классов) Рабочая программа по литературе для 5-9 классов основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Настоящая рабочая программа составлена на основе программы В.Я.Коровиной. Количество часов по параллелям: 5 класс – 2,5 часа в неделю (85 часов в год) 6 класс – 2,5 часа в неделю (85 часов в год) 7 класс – 1,5 часа в неделю (51 час в год) 8 класс – 1,5 часа в неделю (51 час в год) 9 класс – 1,5 часа в неделю (83 часа в год) Состав УМК: 1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019 2. Полухина В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2019 3. Коровина В. Я. Литература. 7 кл.: Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2019 4. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл.: Учеб. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2019 5. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература. 9 кл.: Учеб. В 2 ч.— М.: Просвещение, 2019 Цели обучения литературы формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Задачи обучения литературы: развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу; постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Учебно-тематический план № Количество часов (рабочая программа) Название темы 5 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Устное народное творчество Из древней русской литературы Из литературы 18 века Из литературы 19 века Из литературы 20 века Из зарубежной литературы Итоговые уроки Итого 1 8 1 4 33 25 10 3 85 6 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение Устное народное творчество Из древней русской литературы Из литературы 18 века Из литературы 19 века Из литературы 20 века Из литературы народов России Из зарубежной литературы Итоговый урок Итого 1 4 1 1 43 23 2 8 2 85 7 класс 1 2 3 4 5 6 7 Введение Устное народное творчество Из древней русской литературы Из русской литературы 18 века Из литературы 19 века Из литературы 20 века Из зарубежной литературы Итого 1 2 Введение Устное народное творчество 1 4 2 2 21 19 2 51 8 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Из древней русской литературы Из русской литературы 18 века Из литературы 19 века Из литературы 20 века Из зарубежная литература Урок итогового контроля Итого 3 3 23 15 3 1 51 9 класс 1 Введение 3 Из древней русской литературы 7 Из русской литературы 18 века 44 Из литературы 19 века 23 Из литературы 20 века 1 Песни, романсы, на стихи русских поэтов 19-20 вв. 7 3 Зарубежная литература 8 1 Итоговый контроль 83 Итого Планируемые результаты изучения по литературе: Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со 1 2 3 4 5 6 сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметными результатами освоения выпускниками программы по литературе являются: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 5 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; сравнивая сказки, различать фольклорные и литературные произведения; принадлежащие сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию разным народам, средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, видеть в них художественный фильм); воплощение нравственного выделять нравственную проблематику сказок как основу для идеала развития представлений о нравственном идеале русского народа, конкретного формирования представлений о русском национальном народа (находить характере; общее и различное видеть черты русского национального характера в героях с идеалом русских сказок. русского и своего учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для народов); самостоятельного чтения; о выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий рассказывать самостоятельно интонационный рисунок устного рассказывания; прочитанной пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не сказке; пропуская значимых композиционных элементов, используя в сочинять сказку своей речи характерные для народных сказок художественные и/или приёмы; придумывать выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, сюжетные линии. отличать литературную сказку от фольклорной. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература адекватно понимать художественный текст и выбирать путь анализа давать его смысловой анализ на основе произведения, адекватный наводящих вопросов; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора экранизацию произведения; читателю, современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной текста; литературы; выбирать произведения для сопоставлять произведения самостоятельного чтения; русской и мировой литературы выявлять авторскую позицию, определяя своё к под руководством учителя; ней отношение, представление о самостоятельной проектносоздавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос; исследовательской деятельности и оформлять её результаты в сопоставлять произведение словесного искусства форматах (работа и его иллюстрацию; исследовательского характера, работать с книгой как источником информации. проект). 6 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать сравнивая пословицы и поговорки, фольклорный текст; различать фольклорные принадлежащие разным народам, и литературные произведения; видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного выделять нравственную проблематику народа (находить общее и различное с пословиц и поговорок как основу для идеалом русского и своего народов); развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном сочинять сказку или рассказ по характере; пословице и/или придумывать сюжетные линии; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным выбирать произведения устного фольклорным приёмам в различных народного творчества разных народов ситуациях речевого общения; для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целенаправленно использовать малые целевыми установками; фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; устанавливать связи между пословицами и поговорками разных определять с помощью пословицы народов на уровне тематики, жизненную/вымышленную ситуацию. проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература адекватно понимать художественный текст и выбирать путь анализа давать его смысловой анализ на основе произведения, адекватный наводящих вопросов или по данному плану; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; сопоставлять произведение словесного искусства и его иллюстрацию; работать с книгой как источником информации. 7 класс Выпускник научится жанрово-родовой природе художественного текста; оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения; создавать собственную иллюстрацию изученного текста; сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; представление о самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа исследовательского характера, проект). Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать рассказывать о самостоятельно фольклорный текст; различать фольклорные и прочитанной былине, обосновывая литературные произведения; свой выбор; выделять нравственную проблематику сочинять былину и/или придумывать преданий и былин как основу для развития сюжетные линии; представлений о нравственном идеале сравнивая произведения героического русского народа, формирования эпоса разных народов (былину и сагу, представлений о русском национальном былину и сказание), определять характере; черты национального характера; обращаться к преданиям, былинам, выбирать произведения устного фольклорным образам, традиционным народного творчества разных фольклорным приёмам в различных народов для самостоятельного ситуациях речевого общения; чтения, руководствуясь конкретными целевыми выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок установками; устного рассказывания; устанавливать связи между фольклорными произведениями пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская разных народов на уровне тематики, значимых композиционных элементов, проблематики, образов (по принципу используя в своей речи характерные для сходства и различия). народного эпоса художественные приёмы. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература адекватно понимать художественный текст и давать выбирать путь анализа его смысловой анализ на основе наводящих произведения, адекватный вопросов или по данному плану; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора читателю, экранизацию произведения; современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной текста; литературы; выбирать произведения для сопоставлять произведения самостоятельного чтения; русской и мировой литературы под выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, руководством учителя; создавать собственный текст интерпретирующего представление о характера в формате сравнительной характеристики самостоятельной проектногероев, ответа на проблемный вопрос; исследовательской деятельности и оформлять её сопоставлять произведение словесного искусства и результаты в форматах его воплощение в других искусствах; (работа исследовательского работать с книгой и другими источниками характера, проект). информации. 8 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать сравнивая произведения лирики фольклорный текст; различать фольклорные и разных народов, определять литературные произведения; черты национального характера; выделять нравственную проблематику народных выбирать произведения устного песен как основу для развития представлений о народного творчества разных нравственном идеале русского народа, народов для самостоятельного формирования представлений о русском чтения, руководствуясь национальном характере; конкретными целевыми установками; обращаться к фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в устанавливать связи между различных ситуациях речевого общения; фольклорными произведениями разных народов на уровне выразительно читать народные песни, соблюдая тематики, проблематики, образов соответствующий интонационный рисунок (по принципу сходства и различия). устного рассказывания. исполнять лирические народные песни. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература адекватно понимать художественный текст и выбирать путь анализа давать его смысловой анализ самостоятельно произведения, адекватный или по составленному плану; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора экранизацию произведения; читателю, современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного текста; определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать сопоставлять произведения произведения для самостоятельного чтения; русской и мировой литературы выявлять авторскую позицию, определяя своё к самостоятельно или под ней отношение, руководством учителя; создавать собственный текст представление о самостоятельной интерпретирующего характера в формате проектно-исследовательской анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; деятельности и оформлять её сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с книгой и другими источниками информации. 9 класс Выпускник научится результаты в форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать фольклорный сравнивая сказки, текст; различать фольклорные и литературные принадлежащие разным произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, народам, видеть в них фольклорным образам, традиционным фольклорным воплощение нравственного приёмам в различных ситуациях речевого общения, идеала конкретного народа сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию (находить общее и средствами других искусств (иллюстрация, различное с идеалом мультипликация, художественный фильм); русского и своего народов); выделять нравственную проблематику фольклорных рассказывать о текстов как основу для развития представлений о самостоятельно нравственном идеале своего и русского народов, прочитанной сказке, формирования представлений о русском национальном былине, обосновывая свой характере; выбор; видеть черты русского национального характера в сочинять сказку (в том героях русских сказок и былин, видеть черты числе и по пословице), национального характера своего народа в героях былину и/или придумывать народных сказок и былин; сюжетные линии; учитывая жанрово-родовые признаки произведений сравнивая произведения устного народного творчества, выбирать фольклорные героического эпоса разных произведения для самостоятельного чтения; народов (былину и сагу, былину и сказание), целенаправленно использовать малые фольклорные определять черты жанры в своих устных и письменных высказываниях; национального характера; определять с помощью пословицы выбирать произведения жизненную/вымышленную ситуацию; устного народного выразительно читать сказки и былины, соблюдая творчества разных народов соответствующий интонационный рисунок устного для самостоятельного рассказывания; чтения, руководствуясь пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, конкретными целевыми не пропуская значимых композиционных элементов, установками; используя в своей речи характерные для народных устанавливать связи сказок художественные приёмы; между фольклорными выявлять в сказках характерные художественные произведениями разных приёмы и на этой основе определять жанровую народов на уровне разновидность сказки, отличать литературную сказку тематики, проблематики, от фольклорной; образов (по принципу видеть необычное в обычном, устанавливать сходства и различия). неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература осознанно воспринимать художественное выбирать путь анализа произведение в единстве формы и содержания; произведения, адекватный адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).