Аннотация к РП по литературе 10-11 класс (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по литературе
10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я.
Коровиной, В.П. Журавлева из расчета 3 часов в неделю: 10 класс – 102 часа в год, 11 класс –
99 часов в год.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под
редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева.
Состав УМК:
 Ю.В. Лебедев. Учебник. Литература. 10 класс. В 2-х частях. Базовый уровень – Москва,
Просвещение, 2019
 Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. В.П.
Журавлева/. В 2-х частях. Базовый уровень – Москва, Просвещение, 2019
Задачи обучения предмету «литература»
 воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности;
 уяснение обучающимися специфики литературы как вида искусства, понимания
особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах,
так и отечественного более определенно и обстоятельно);
 представление о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о
писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.
Цели обучения предмету «литература»
 воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
 формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
 развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских
интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
 освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
 создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных
закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
 совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном
контексте с использованием понятийного языка литературоведения;
 выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного
произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа
различных литературных произведений в их научных, критических и художественных
интерпретаций; написание сочинений различных типов;

 определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск
информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;
 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Содержание
Введение
Творчество И.С.Тургенева
Творчество Н.Г.Чернышевского
Творчество И.А.Гончарова
Творчество А.Н.Островского
Творчество Ф.И.Тютчева
Творчество Н.А.Некрасова
Творчество А.А.Фета
Творчество А.К.Толстого
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Творчество Ф.М.Достоевского
Творчество Л.Н.Толстого
Творчество Н.С.Лескова
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века
Творчество А.П.Чехова
Итоговое повторение
Всего
11 класс

№ п/п

Содержание

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Введение. Изучение языка художественной литературы
Из мировой литературы
Русская литература начала XX века
Творчество И.А.Бунина
Творчество А.И.Куприна
Творчество Л.Н.Андреева
Творчество И.С.Шмелева
Творчество Б.К.Зайцева
Творчество А.Т.Аверченко
Творчество Тэффи
Творчество В.В. Набокова
Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители
модернизма
Творчество В.Я.Брюсова
Творчество К.Д.Бальмонта

13
14

Кол-во
часов
4
11
3
10
9
3
5
3
2
5
4
10
14
5
4
8
2
102
Кол-во
часов
1
2
2
4
4
2
1
1
1
1
1
2
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

Творчество Н.С.Гумилева
Творчество И.Северянина
Творчество М.Горького
Творчество А.А.Блока
Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.А.Клюева
Творчество С.А.Есенина
Творчество В.В.Маяковского
Литературный процесс 1920-х
Творчество И.Э.Бабеля
Творчество Е.И.Замятина
Творчество М.М.Зощенко
Литературный процесс 1930-х годов
Творчество А.П.Платонова
Творчество М.А.Булгакова
Творчество М.И.Цветаевой
Творчество О.Э.Мандельштама
Творчество А.Н.Толстого
Творчество М.М.Пришвина
Творчество Б.Л.Пастернака
Творчество А.А.Ахматовой
Творчество Н.А.Заболоцкого
Творчество М.А.Шолохова
Из мировой литературы 1930-х годов
Творчество А.Т.Твардовского
Обзор литературы периода ВОВ
Творчество А.И.Солженицына
Из мировой литературы (послевоенное время)
Полвека русской поэзии
Творчество И.Бродского
Современность и "постсовременность" в мировой литературе
Русская проза в 1950-2000-е годы
Итоговое повторение
Всего
Планируемые результаты освоения предмета "Литература"

1
1
6
4
1
4
3
2
1
2
2
2
3
6
2
1
2
1
3
3
1
5
1
2
3
2
2
2
1
2
3
1
99

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
 сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для
учебного предмета "литература" на базовом уровне ориентированы на обеспечение
преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
10 класс
Обучающийся на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
o обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в
нем смыслы и подтексты);
o использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
o давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного
мира произведения;
o анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
o определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
o анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
o анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
o давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
o выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
















использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
o обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в
нем смыслы и подтексты);
o использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
o давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета,
их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного
мира произведения;
o анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
o определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
o анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);

















o анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
o давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание
принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
o выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».