Аннотация к РП по родной литературе (русской) 5-9 класс (для 8-9 классов)

Аннотация к рабочей программе по родной литературе (русской)
5-9 классы (для 8-9 классов)
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5-9 классов основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Количество часов по параллелям:






5 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
6 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
7 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
8 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
9 класс – 0,5 часа в неделю (16,5 в год)
Цели обучения родной литературе (русской)

 формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
 развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
 постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
 поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
 овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
 овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
 использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
 Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания,
постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Задачи обучения родной литературе (русской)
 развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную
позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
 совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста,
предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным
контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
 отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской

проблематике произведений и психологическому анализу;
 постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных
направлений;
 постигать национальный характер русского народа через посредство художественных
произведений
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
5
6

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
3
4
5

Название темы
5 класс
Своеобразие родной литературы
Русский фольклор
Древнерусская литература
Из литературы 18 века
Из литературы 19 века
Поэтический образ Родины
Литература 20 века
Родная природа в произведениях поэтов XX века
Итого
6 класс
Своеобразие родной литературы
Русский фольклор
Древнерусская литература
Из литературы 19 века
Поэтический образ Родины
Литература 20 века
Стихи о прекрасном и неведомом
Итого
7 класс
Русский фольклор
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Русская литература 20 века
Итого
8 класс
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Поэзия 19 века
Русская литература 20 века
Проза о Великой Отечественной войне
Современная литература. Проза о подростках и для подростков
последних десятилетий
Итого
9 класс
Древнерусская литература
Русской литература 18 века
Русская литература 19 века
Из литературы 20 века

Количество часов
1
2
1
1
2
2
6
2
17
1
1
1
4
3
5
2
17
1
2
1
5
8
17
1
2
2
2
4
2
1
1
2
17
1
2
2
11,5

Итого

16,5

Планируемые результаты изучения по родной литературе (русской):
Личностными результатами освоения выпускниками
образования программы по родной литературе (русской) являются:

основного

общего

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений
с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
родной литературе (русской) являются:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,









классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Предметными результатами освоения выпускниками основного общего образования
программы по родной литературе (русской) являются:
 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей
XIX—XX веков,
 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.
5 класс
Выпускник научится





















Выпускник получит
возможность научиться
Устное народное творчество
осознанно
воспринимать
и
понимать  сравнивая
сказки,
фольклорный текст; различать фольклорные и
принадлежащие
разным
литературные произведения;
сопоставлять
народам,
видеть
в
них
фольклорную сказку и её интерпретацию
воплощение
нравственного
средствами других искусств (иллюстрация,
идеала
конкретного
народа
мультипликация, художественный фильм);
(находить общее и различное с
идеалом русского и своего
выделять нравственную проблематику сказок как
народов);
основу
для
развития
представлений
о
нравственном
идеале
русского
народа,  рассказывать о самостоятельно
формирования
представлений
о
русском
прочитанной сказке;
национальном характере;
 сочинять
сказку
и/или
придумывать сюжетные линии.
видеть черты русского национального характера в
героях русских сказок.
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать
сказки для самостоятельного чтения;
выразительно
читать
сказки,
соблюдая
соответствующий
интонационный
рисунок
устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и  выбирать
путь
анализа
давать его смысловой анализ на основе
произведения,
адекватный
наводящих
вопросов;
интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение
искусства,
послание
автора
экранизацию произведения;
читателю, современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять
с помощью учителя для себя
актуальную
цель
чтения
художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской и мировой литературы
под руководством учителя;
выявлять авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение,
 представление
о
самостоятельной
проектносоздавать собственный текст интерпретирующего
характера в формате ответа на вопрос;
исследовательской деятельности
и оформлять её результаты в
сопоставлять произведение словесного искусства
форматах
(работа
и его иллюстрацию;



работать с книгой как источником информации.

исследовательского
проект).

характера,

6 класс
Выпускник научится




















Выпускник получит
возможность научиться

Устное народное творчество
осознанно воспринимать и понимать фольклорный  сравнивая
сказки,
текст; различать фольклорные и литературные
принадлежащие
разным
произведения; сопоставлять фольклорную сказку и
народам,
видеть
в
них
её интерпретацию средствами других искусств
воплощение
нравственного
(иллюстрация, мультипликация, художественный
идеала конкретного народа
фильм);
(находить общее и различное с
идеалом русского и своего
выделять нравственную проблематику сказок как
народов);
основу для развития представлений о нравственном
идеале
русского
народа,
формирования  рассказывать
о
представлений о русском национальном характере;
самостоятельно прочитанной
сказке;
видеть черты русского национального характера в
героях русских сказок.
 сочинять
сказку
и/или
придумывать
сюжетные
учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать
линии.
сказки для самостоятельного чтения;
выразительно
читать
сказки,
соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для
народных сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную
сказку от фольклорной.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и давать  выбирать
путь
анализа
его смысловой анализ на основе наводящих
произведения,
адекватный
вопросов или по данному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение искусства, послание автора читателю,
экранизацию произведения;
современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять с помощью учителя или консультантов
для себя актуальную цель чтения художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской
и
мировой
литературы
под
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение,
руководством учителя;
создавать собственный текст интерпретирующего  представление
о
характера в формате ответа на вопрос, анализа
самостоятельной проектнопоэтического текста, характеристики героя;
исследовательской
деятельности и оформлять её
сопоставлять произведение словесного искусства и
результаты
в
форматах
его иллюстрацию;

 работать с книгой как источником информации.

(работа исследовательского
характера, проект).

7 класс
Выпускник научится



















Выпускник получит возможность
научиться
Устное народное творчество
осознанно
воспринимать
и
понимать  рассказывать о самостоятельно
фольклорный текст; различать фольклорные и
прочитанной былине, обосновывая
литературные произведения;
свой выбор;
выделять
нравственную
проблематику  сочинять
былину
и/или
преданий и былин как основу для развития
придумывать сюжетные линии;
представлений о нравственном идеале русского  сравнивая
произведения
народа, формирования представлений о
героического эпоса разных народов
русском национальном характере;
(былину и сагу, былину и сказание),
определять черты национального
обращаться
к
преданиям,
былинам,
фольклорным
образам,
традиционным
характера;
фольклорным приёмам в различных ситуациях  выбирать произведения устного
речевого общения;
народного
творчества
разных
народов для самостоятельного
выразительно читать былины, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок
чтения,
руководствуясь
устного рассказывания;
конкретными
целевыми
установками;
пересказывать былины и предания, чётко
выделяя сюжетные линии, не пропуская  устанавливать
связи
между
значимых
композиционных
элементов,
фольклорными
произведениями
используя в своей речи характерные для
разных
народов
на
уровне
народного эпоса художественные приёмы.
тематики, проблематики, образов
(по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и давать  выбирать
путь
анализа
его смысловой анализ на основе наводящих
произведения,
адекватный
вопросов или по данному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать
художественный
текст
как  оценивать иллюстрацию или
произведение искусства, послание автора читателю,
экранизацию произведения;
современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию
изученного
определять с помощью учителя или консультантов
для себя актуальную цель чтения художественной
текста;
литературы;
выбирать
произведения
для  сопоставлять
произведения
самостоятельного чтения;
русской
и
мировой
литературы
под
выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение,
руководством учителя;
создавать собственный текст интерпретирующего  представление
о
характера в формате сравнительной характеристики
самостоятельной проектногероев, ответа на проблемный вопрос;
исследовательской
деятельности и оформлять её
сопоставлять произведение словесного искусства и
результаты
в
форматах
его воплощение в других искусствах;
(работа исследовательского
работать с книгой и другими источниками
характера, проект).
информации.
8 класс

Выпускник научится


















Выпускник получит возможность
научиться
Устное народное творчество
осознанно
воспринимать
и
понимать  сравнивая
произведения
лирики
фольклорный текст; различать фольклорные и
разных народов, определять черты
литературные произведения;
национального характера;
выделять
нравственную
проблематику  выбирать произведения устного
народных песен как основу для развития
народного
творчества
разных
представлений о нравственном идеале
народов
для
самостоятельного
русского
народа,
формирования
чтения,
руководствуясь
представлений о русском национальном
конкретными
целевыми
характере;
установками;
обращаться
к
фольклорным
образам,  устанавливать
связи
между
традиционным фольклорным приёмам в
фольклорными
произведениями
различных ситуациях речевого общения;
разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу
выразительно читать народные песни,
сходства и различия).
соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания.
 исполнять
лирические народные
песни.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
адекватно понимать художественный текст и  выбирать
путь
анализа
давать его смысловой анализ самостоятельно
произведения,
адекватный
или по составленному плану; интерпретировать
жанрово-родовой
природе
прочитанное, отбирать произведения для чтения;
художественного текста;
воспринимать художественный текст как  оценивать
иллюстрацию
или
произведение искусства, послание автора
экранизацию произведения;
читателю, современнику и потомку;
 создавать
собственную
иллюстрацию изученного текста;
определять для себя актуальную цель чтения
художественной
литературы;
выбирать  сопоставлять
произведения
произведения для самостоятельного чтения;
русской и мировой литературы
самостоятельно
или
под
выявлять авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение,
руководством учителя;
создавать
собственный
текст  представление о самостоятельной
интерпретирующего характера в формате
проектно-исследовательской
анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;
деятельности и оформлять её
результаты в форматах (работа
сопоставлять
произведение
словесного
исследовательского
характера,
искусства и его воплощение в других
реферат, проект).
искусствах;
работать с книгой и другими источниками
информации.
9 класс
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв.
осознанно
воспринимать
художественное  выбирать
путь
анализа
произведение в единстве формы и содержания;
произведения,
адекватный
адекватно понимать художественный текст и
жанрово-родовой
природе
давать его смысловой анализ; интерпретировать
художественного текста;
прочитанное, устанавливать поле читательских  дифференцировать
элементы

ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
 воспринимать художественный текст как
произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
 определять
для
себя
актуальную
и
перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
 выявлять и интерпретировать авторскую
позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой
основе
формировать
собственные
ценностные ориентации;
 определять актуальность произведений для
читателей разных поколений и вступать в диалог
с другими читателями;
 анализировать и истолковывать произведения
разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;
 создавать собственный текст аналитического и
интерпретирующего характера в различных
форматах;
 сопоставлять
произведение
словесного
искусства и его воплощение в других
искусствах;
 работать с разными источниками информации и
владеть основными способами её обработки и
презентации.










поэтики
художественного
текста,
видеть
их
художественную и смысловую
функцию;
сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
оценивать
интерпретацию
художественного
текста,
созданную средствами других
искусств;
создавать
собственную
интерпретацию
изученного
текста
средствами
других
искусств;
сопоставлять
произведения
русской и мировой литературы
самостоятельно
(или
под
руководством учителя), определяя
линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного
анализа;
вести
самостоятельную
проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах
(работа
исследовательского
характера, реферат, проект).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».