Аннотация к рабочей программе по родной литературе (русской) 5-9 классы (для 8-9 классов) Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5-9 классов основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Количество часов по параллелям: 5 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год) 6 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год) 7 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год) 8 класс – 0,5 часа в неделю (17 часов в год) 9 класс – 0,5 часа в неделю (16,5 в год) Цели обучения родной литературе (русской) формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Задачи обучения родной литературе (русской) развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу; постигнуть систему литературных родов и жанров, а также художественных направлений; постигать национальный характер русского народа через посредство художественных произведений Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 5 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 3 4 5 Название темы 5 класс Своеобразие родной литературы Русский фольклор Древнерусская литература Из литературы 18 века Из литературы 19 века Поэтический образ Родины Литература 20 века Родная природа в произведениях поэтов XX века Итого 6 класс Своеобразие родной литературы Русский фольклор Древнерусская литература Из литературы 19 века Поэтический образ Родины Литература 20 века Стихи о прекрасном и неведомом Итого 7 класс Русский фольклор Древнерусская литература Русская литература 18 века Русская литература 19 века Русская литература 20 века Итого 8 класс Введение Устное народное творчество Древнерусская литература Русская литература 18 века Русская литература 19 века Поэзия 19 века Русская литература 20 века Проза о Великой Отечественной войне Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий Итого 9 класс Древнерусская литература Русской литература 18 века Русская литература 19 века Из литературы 20 века Количество часов 1 2 1 1 2 2 6 2 17 1 1 1 4 3 5 2 17 1 2 1 5 8 17 1 2 2 2 4 2 1 1 2 17 1 2 2 11,5 Итого 16,5 Планируемые результаты изучения по родной литературе (русской): Личностными результатами освоения выпускниками образования программы по родной литературе (русской) являются: основного общего воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родной литературе (русской) являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Предметными результатами освоения выпускниками основного общего образования программы по родной литературе (русской) являются: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 5 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать сравнивая сказки, фольклорный текст; различать фольклорные и принадлежащие разным литературные произведения; сопоставлять народам, видеть в них фольклорную сказку и её интерпретацию воплощение нравственного средствами других искусств (иллюстрация, идеала конкретного народа мультипликация, художественный фильм); (находить общее и различное с идеалом русского и своего выделять нравственную проблематику сказок как народов); основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, рассказывать о самостоятельно формирования представлений о русском прочитанной сказке; национальном характере; сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии. видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. адекватно понимать художественный текст и выбирать путь анализа давать его смысловой анализ на основе произведения, адекватный наводящих вопросов; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора экранизацию произведения; читателю, современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного определять с помощью учителя для себя актуальную цель чтения художественной текста; литературы; выбирать произведения для сопоставлять произведения самостоятельного чтения; русской и мировой литературы под руководством учителя; выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, представление о самостоятельной проектносоздавать собственный текст интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос; исследовательской деятельности и оформлять её результаты в сопоставлять произведение словесного искусства форматах (работа и его иллюстрацию; работать с книгой как источником информации. исследовательского проект). характера, 6 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать фольклорный сравнивая сказки, текст; различать фольклорные и литературные принадлежащие разным произведения; сопоставлять фольклорную сказку и народам, видеть в них её интерпретацию средствами других искусств воплощение нравственного (иллюстрация, мультипликация, художественный идеала конкретного народа фильм); (находить общее и различное с идеалом русского и своего выделять нравственную проблематику сказок как народов); основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования рассказывать о представлений о русском национальном характере; самостоятельно прочитанной сказке; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок. сочинять сказку и/или придумывать сюжетные учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать линии. сказки для самостоятельного чтения; выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. адекватно понимать художественный текст и давать выбирать путь анализа его смысловой анализ на основе наводящих произведения, адекватный вопросов или по данному плану; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора читателю, экранизацию произведения; современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной текста; литературы; выбирать произведения для сопоставлять произведения самостоятельного чтения; русской и мировой литературы под выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, руководством учителя; создавать собственный текст интерпретирующего представление о характера в формате ответа на вопрос, анализа самостоятельной проектнопоэтического текста, характеристики героя; исследовательской деятельности и оформлять её сопоставлять произведение словесного искусства и результаты в форматах его иллюстрацию; работать с книгой как источником информации. (работа исследовательского характера, проект). 7 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать рассказывать о самостоятельно фольклорный текст; различать фольклорные и прочитанной былине, обосновывая литературные произведения; свой выбор; выделять нравственную проблематику сочинять былину и/или преданий и былин как основу для развития придумывать сюжетные линии; представлений о нравственном идеале русского сравнивая произведения народа, формирования представлений о героического эпоса разных народов русском национальном характере; (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального обращаться к преданиям, былинам, фольклорным образам, традиционным характера; фольклорным приёмам в различных ситуациях выбирать произведения устного речевого общения; народного творчества разных народов для самостоятельного выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок чтения, руководствуясь устного рассказывания; конкретными целевыми установками; пересказывать былины и предания, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская устанавливать связи между значимых композиционных элементов, фольклорными произведениями используя в своей речи характерные для разных народов на уровне народного эпоса художественные приёмы. тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. адекватно понимать художественный текст и давать выбирать путь анализа его смысловой анализ на основе наводящих произведения, адекватный вопросов или по данному плану; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора читателю, экранизацию произведения; современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной текста; литературы; выбирать произведения для сопоставлять произведения самостоятельного чтения; русской и мировой литературы под выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, руководством учителя; создавать собственный текст интерпретирующего представление о характера в формате сравнительной характеристики самостоятельной проектногероев, ответа на проблемный вопрос; исследовательской деятельности и оформлять её сопоставлять произведение словесного искусства и результаты в форматах его воплощение в других искусствах; (работа исследовательского работать с книгой и другими источниками характера, проект). информации. 8 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Устное народное творчество осознанно воспринимать и понимать сравнивая произведения лирики фольклорный текст; различать фольклорные и разных народов, определять черты литературные произведения; национального характера; выделять нравственную проблематику выбирать произведения устного народных песен как основу для развития народного творчества разных представлений о нравственном идеале народов для самостоятельного русского народа, формирования чтения, руководствуясь представлений о русском национальном конкретными целевыми характере; установками; обращаться к фольклорным образам, устанавливать связи между традиционным фольклорным приёмам в фольклорными произведениями различных ситуациях речевого общения; разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу выразительно читать народные песни, сходства и различия). соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания. исполнять лирические народные песни. Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. адекватно понимать художественный текст и выбирать путь анализа давать его смысловой анализ самостоятельно произведения, адекватный или по составленному плану; интерпретировать жанрово-родовой природе прочитанное, отбирать произведения для чтения; художественного текста; воспринимать художественный текст как оценивать иллюстрацию или произведение искусства, послание автора экранизацию произведения; читателю, современнику и потомку; создавать собственную иллюстрацию изученного текста; определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать сопоставлять произведения произведения для самостоятельного чтения; русской и мировой литературы самостоятельно или под выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, руководством учителя; создавать собственный текст представление о самостоятельной интерпретирующего характера в формате проектно-исследовательской анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; деятельности и оформлять её результаты в форматах (работа сопоставлять произведение словесного исследовательского характера, искусства и его воплощение в других реферат, проект). искусствах; работать с книгой и другими источниками информации. 9 класс Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. осознанно воспринимать художественное выбирать путь анализа произведение в единстве формы и содержания; произведения, адекватный адекватно понимать художественный текст и жанрово-родовой природе давать его смысловой анализ; интерпретировать художественного текста; прочитанное, устанавливать поле читательских дифференцировать элементы ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).