Аннотация к рабочей программе элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» для 9 класса уровня основного общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике. Данный курс предназначен для обучающихся физико-математического и инженерного профилей. Курс изучается в объеме 33 часа в год, 1 час в неделю. Состав УМК – Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие. М.:Наука. – Галицкий М.Л. и другие Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: М.: Просвещение. – Петров К. Квадратичная функция и ее применение: книга для учащихся. М.: Просвещение. – Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. М.: Просвещение. – Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике. 7-11 классы. – М.: Илекса. Цели и задачи изучения учебного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс. Обучение математике по настоящей программе направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития: – формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; – развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; – формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; – воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; – формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; – развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; в метапредметном направлении: – развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; – формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; – овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; – овладение рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования. в предметном направлении: – создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности; – формирование умений производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности; – закрепление основ знаний о функциях и их свойствах; – расширение представлений о свойствах функций. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Учебно-тематический план Название темы Задачи на проценты Задачи на «концентрацию», «смеси и сплавы» Задачи на движение Задачи геометрического содержания Функция Модуль и его свойства Квадратный трехчлен Обобщающее повторение ИТОГО Планируемые результаты изучения Кол-во часов 3 3 2 2 10 6 5 2 33 Изучение курса «Избранные вопросы математики» позволяет достичь следующих результатов в личностном направлении: – умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; – критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; – представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; – умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; – способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: – первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; – умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; – умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; – умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; – умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; – понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; – умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; – умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении: Ученик научится: – – – – – – – – – решать сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины; строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; свободно оперировать понятиями: уравнение, неравенство, равносильные уравнения и неравенства, уравнение, являющееся следствием другого уравнения, уравнения, равносильные на множестве, равносильные преобразования уравнений; – решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; – преобразовывать выражения, содержащие модуль; – владеть понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции; Ученик получит возможность научиться: – – – – – – – – – – – – – – решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу; распознавать разные виды и типы задач; использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи; различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи; знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный); моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно; анализировать затруднения при решении задач; выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; изменять условие задач (количественные или качественные данные), исследовать измененное преобразованное; анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях, конструировать новые ситуации на основе изменения условий задачи при движении по реке; объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, – – – – – на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации, использовать их в новых ситуациях по отношению к изученным в процессе обучения; решать задачи на проценты; решать основные типы уравнений и неравенств с параметрами; овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых, по сравнению с изученными, ситуациях; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная и квадратичная функции; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции.