Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6-9 класс (для 8-9 классов) Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 6-9 класса составлена на основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего образования. Для составления рабочей программы использована авторская учебная программа и учебно-методический комплект по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Примерная ООП ООО предполагает изучение предмета «Обществознание» с 6 класса. Авторская программа рассчитана на изучение курса «Обществознание» с 5 класса, но, поскольку курс «обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8–9 классов и далее для 10 – 11 классов, то возможно начать обучение с 6-го класса. Программа рассчитана на изучение предмета в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в 6-8 классах и 1 час в неделю, 33 часа в год в 9-м классе. Всего 135 часов обучения с 6 по 9 класс. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая. Состав УМК: Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. М.: Просвещение, 2020 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2020 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2020 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020 Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. М.: Просвещение, 2020 Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2020 Цели обучения предмету «Обществознание» Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ. Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого 1 самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности. Задачи курса «Обществознание»: Создание условий для социализации личности. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры. Учебно-тематический план 6 класс № Название темы 1 2 3 4 4 5 6 7 8 9 Введение Человек Школа Семья Труд Родина Человек в социальном измерении Человек среди людей Нравственные основы жизни Итоговое повторение Итого: Количество часов (рабочая программа) 1 2 3 3 2 4 7 6 4 2 34 7 класс № 1 2 3 Название темы Введение. Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Количество часов (рабочая программа) 1 11 13 2 4 5 6 7 Человек и природа Итоговое повторение Резерв Итого: 5 2 2 34 8 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Название темы Введение Личность и общество Сфера духовной культуры Социальная сфера Экономика Итоговое повторение. Резерв Итого: Количество часов (рабочая программа) 1 6 8 5 13 1 34 9 класс № 1 2 3 4 5 Название темы Введение Политика Право Итоговое повторение. Контроль знаний Резерв Итого: Количество часов (рабочая программа) 1 9 18 2 3 33 Планируемые результаты изучения предмета «обществознание» Личностные результаты: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 3 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: использование элементов причинно – следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Обществознание» 6 класс В результате первого года изучения учебного предмета «Обществознание» Ученик научится: характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; основные сферы жизни общества; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе; раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности и способности человека; деятельность; общение; межличностные отношения; семья; общество; культура; называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; основные возрастные периоды жизни человека; особые потребности людей с ограниченными возможностями; виды деятельности; социальные общности и группы; глобальные проблемы современности; описывать особенности подросткового возраста; типы семей; виды экономической деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества; место России среди современных государств; значение российской культуры для мировой культуры; возможности решения глобальных проблем усилиями международного сообщества; приводить примеры биологических и социальных характеристик человека; отношений между поколениями; особенностей общения в подростковом возрасте; потребностей человека; различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных 4 конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; роли семьи в жизни человека и общества; прав и обязанностей обучающегося; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и группы; сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей; устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни); осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т. п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в таблицу; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями; использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения особенностей подросткового возраста; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; для объяснения личного социального опыта общения, межличностных отношений, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями; определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса; на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской) идентичности быть способным проявлять уважение к представителям других народов, наций, культур и религиозных конфессий. 7 класс В результате второго года изучения учебного предмета «Обществознание» Ученик научится: характеризовать социальные ценности и нормы; роль права в регулировании общественных отношений; конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса несовершеннолетнего; основы гражданского, трудового, семейного права; признаки правомерного и противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения; раскрывать смысл понятий: социальные нормы; мораль; самоконтроль; гражданственность; патриотизм; гуманизм; право; норма права; отрасль права; правовая 5 культура личности; права и свободы человека и гражданина; правоспособность; дееспособность; право собственности; права потребителей; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; правомерное поведение; правонарушение; наказание; называть основные принципы морали; права ребенка; основные международные документы о правах человека и правах ребенка; права человека в период вооруженных конфликтов; конституционные обязанности гражданина РФ; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; описывать отношения, законодательством; регулируемые гражданским, трудовым и семейным приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; исторических и современных нормативных правовых актов; классифицировать социальные нормы; субъекты права; правонарушения; наказания; сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное поведение; виды правонарушений; виды наказаний, выявлять черты их сходства и различия; устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства); осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих поведение человека из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т. п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в таблицу; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников о ценностях и нормах, определяющих поведение человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека; использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к нормам, определяющим поведение человека; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие роль различных социальных норм в жизни общества; Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.); оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска решений социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами; 6 на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской) идентичности проявлять уважение к другим народам, людям разных культур, национальной и религиозной принадлежности; взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий на основе моральных и правовых норм. 8 класс В результате третьего года изучения учебного предмета «Обществознание» Ученик научится: характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банковскую систему; налогообложение; государственную экономическую политику; влияние духовной культуры на формирование личности; личностную и общественную значимость образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества; роль искусства в жизни человека и общества; роль информации и информационных технологий в современном мире; раскрывать смысл понятий: экономика; ресурсы; труд; альтернативная стоимость; активы; пассивы; личный финансовый план; сбережения; факторы производства; издержки; выручка; прибыль; производительность труда; государственный бюджет; обмен; торговля; деньги; банк; кредит; наука; образование; религия; свобода совести; искусство; информационная культура; информационная безопасность; описывать: принципы в государственной политики РФ в сфере культуры и образования; уровни образования РФ; мировые религии; правила безопасного поведения в Интернете; приводить примеры: факторов выбора вида деятельности; экономических функций домохозяйств; источников доходов и расходов семьи; способов накопления сбережений; факторов производства; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек; способов оплаты и стимулирования труда; разделения труда; защиты права собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников; экономических целей и функций государства; форм культуры; современных молодежных субкультур; диалога культур; влияния культуры на формирование личности; видов искусства; безопасного поведения в Интернете; классифицировать: факторы выбора вида деятельности; источники доходов и расходов семьи; факторы производства; издержки; финансовые рынки и посредники; услуги финансовых посредников; религии; науки; виды искусства; сравнивать: производительный и непроизводительный труд; факторы выбора вида деятельности; факторы производства; издержки; формы заработной платы и стимулирования труда; факторы производительности труда; формы торговли; виды денег; финансовые рынки; услуги финансовых посредников; виды кредитов; формы культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; мировые и национальные религии; виды искусств; устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций; осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т. 7 п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в таблицу; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями об экономической и духовной сферах общества; использовать изученные понятия и теоретические положения для анализа потребления домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного бюджета, личного финансового плана; построения личной траектории образования; формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного поведения в Интернете; определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в экономической и духовной сферах общественной жизни; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в экономической и духовной сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. Ученик получит возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса; составлять личный финансовый план, рассчитывать семейный бюджет и т. п.; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм экономической рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий, участвовать в диалоге культур, в том числе и в современном информационном пространстве; принимать многообразие культур и их представителей. 9 класс В результате четвертого года изучения учебного предмета «Обществознание» Ученик научится: характеризовать: государство как политическую организацию; форму государства; демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан; выборы и референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как основной закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в РФ; Россию как многонациональное государство; диалог культур как способ межэтнического и межнационального взаимодействия; социальную политику Российского государства; социальную структуру общества; основные социальные роли в подростковом возрасте; сущность информационного общества, сущность глобализации; причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия; раскрывать смысл понятий: политическая власть, политика, государство; суверенитет 8 государства; политический режим; выборы; референдум; политическая партия, общественно-политические организации; социализация личности; социальные статусы; социальные роли; социальная мобильность; отклоняющееся поведение; этнос, нация; национальное самосознание; социальный конфликт; образ жизни; описывать: отдельные элементы формы государства; полномочия Президента Российской Федерации; социальные статусы; социальные роли; социальную и личную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль непрерывного образования; приводить примеры: реализации функций государства; политических режимов; проявлений демократии; форм политического участия; деятельности политических партий, общественно-политических организаций; правомочий законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации; социальных общностей и групп; социальных статусов, социальных ролей; видов социальной мобильности; проявления процесса глобализации и его противоречий; современных профессий; здорового образа жизни; классифицировать: современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли; сравнивать: формы правления, формы государственного (территориального) устройства; политические режимы; выборы и референдум; политические партии, общественнополитические организации; социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли; современные профессии; устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства); осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т. п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в таблицу; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями о политической и социальной сферах общества; использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта; определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания; свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в социальной и политической сферах общественной жизни; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в социальной и политической сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по проблематике учебного курса; 9 составлять резюме для приема на работу и т. п.; Ученик получит возможность научиться оценивать поведение людей с точки зрения неприемлемость антиобщественного поведения; социальных норм; осознавать взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран. 10