Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6-9 класс (для 8-9 классов)

Аннотация
к рабочей программе по обществознанию 6-9 класс (для 8-9 классов)
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 6-9 класса составлена на
основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной программы основного общего
образования. Для составления рабочей программы использована авторская учебная
программа и учебно-методический комплект по обществознанию Л.Н. Боголюбова.
Примерная ООП ООО предполагает изучение предмета «Обществознание» с 6 класса.
Авторская программа рассчитана на изучение курса «Обществознание» с 5 класса, но,
поскольку курс «обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса
«обществознание» для 8–9 классов и далее для 10 – 11 классов, то возможно начать обучение
с 6-го класса. Программа рассчитана на изучение предмета в объеме 1 час в неделю, 34 часа в
год в 6-8 классах и 1 час в неделю, 33 часа в год в 9-м классе. Всего 135 часов обучения с 6
по 9 класс. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая.
Состав УМК:
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 5 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 5 класс. М.: Просвещение, 2020
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2020
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 7 класс. М.: Просвещение, 2020
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8
класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 8 класс. М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 9 класс. М.: Просвещение, 2020
 Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы, М.:
Просвещение, 2020
Цели обучения предмету «Обществознание»
Концепция
программы:
формирование
гуманистических,
правовых
и
демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в
Конституции РФ.
Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к
личному самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого
1

самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом
регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности,
самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи курса «Обществознание»:
 Создание условий для социализации личности.
 Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования.
 Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры.
 Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.
Учебно-тематический план
6 класс
№

Название темы

1
2
3
4
4
5
6
7
8
9

Введение
Человек
Школа
Семья
Труд
Родина
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни
Итоговое повторение
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
1
2
3
3
2
4
7
6
4
2
34
7 класс

№
1
2
3

Название темы
Введение.
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях

Количество часов
(рабочая программа)
1
11
13
2

4
5
6
7

Человек и природа
Итоговое повторение
Резерв
Итого:

5
2
2
34
8 класс

№
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Введение
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Итоговое повторение.
Резерв
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
1
6
8
5
13
1
34

9 класс
№
1
2
3
4
5

Название темы
Введение
Политика
Право
Итоговое повторение. Контроль знаний
Резерв
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
1
9
18
2
3
33

Планируемые результаты изучения предмета «обществознание»
Личностные результаты:

 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:

 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
 умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
 способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
3

 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике:
 использование элементов причинно – следственного анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
 выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.);
 выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
 оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Обществознание»
6 класс
В результате первого года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с
другими людьми; основные сферы жизни общества; причины возникновения и
проявления социальных различий в обществе;
 раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности и
способности человека; деятельность; общение; межличностные отношения; семья;
общество; культура;
 называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования
личности; основные возрастные периоды жизни человека; особые потребности людей с
ограниченными возможностями; виды деятельности; социальные общности и группы;
глобальные проблемы современности;
 описывать особенности подросткового возраста; типы семей; виды экономической
деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества;
место России среди современных государств; значение российской культуры для
мировой культуры; возможности решения глобальных проблем усилиями
международного сообщества;
 приводить примеры биологических и социальных характеристик человека; отношений
между поколениями; особенностей общения в подростковом возрасте; потребностей
человека; различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных
4

конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; роли семьи в
жизни человека и общества; прав и обязанностей обучающегося; взаимосвязей общества
и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества;
 классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности;
межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и
группы;
 сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы
разрешения межличностных конфликтов; типы семей;
 устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека
и общества, сфер общественной жизни);
 осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями;
 использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения
особенностей подросткового возраста; взаимосвязей общества и природы;
взаимодействия основных сфер жизни общества; для объяснения личного социального
опыта общения, межличностных отношений, взаимоотношений с родителями,
сверстниками, учителями;
 определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт
и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям,
процессам;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные
социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
Ученик получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
идентичности быть способным проявлять уважение к представителям других народов,
наций, культур и религиозных конфессий.
7 класс
В результате второго года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать социальные ценности и нормы; роль права в регулировании
общественных отношений; конституционные права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса несовершеннолетнего;
основы гражданского, трудового, семейного права; признаки правомерного и
противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения;
 раскрывать
смысл
понятий:
социальные
нормы;
мораль;
самоконтроль;
гражданственность; патриотизм; гуманизм; право; норма права; отрасль права; правовая
5

культура личности; права и свободы человека и гражданина; правоспособность;
дееспособность; право собственности; права потребителей; трудовой договор; рабочее
время; время отдыха; правомерное поведение; правонарушение; наказание;
 называть основные принципы морали; права ребенка; основные международные
документы о правах человека и правах ребенка; права человека в период вооруженных
конфликтов; конституционные обязанности гражданина РФ; способы защиты интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей;
 описывать отношения,
законодательством;

регулируемые

гражданским,

трудовым

и

семейным

 приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
исторических и современных нормативных правовых актов;
 классифицировать социальные нормы; субъекты права; правонарушения; наказания;
 сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное
поведение; виды правонарушений; виды наказаний, выявлять черты их сходства и
различия;
 устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства);
 осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих
поведение человека из различных источников (материалов СМИ, учебного текста,
других адаптированных источников и т. п.), составлять на их основе план, таблицу,
схему; переводить информацию из текста в таблицу;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников о ценностях и нормах, определяющих поведение человека,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека;
 использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений
социальной действительности, личного социального опыта;
 определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт
и обществоведческие знания свое отношение к нормам, определяющим поведение
человека;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие роль различных социальных норм в жизни общества;
Ученик получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т. п.);
 оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска решений
социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами;
6

 на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
идентичности проявлять уважение к другим народам, людям разных культур,
национальной и религиозной принадлежности;
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе моральных и правовых норм.
8 класс
В результате третьего года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и
непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические
функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники
доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение
труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства;
банковскую систему; налогообложение; государственную экономическую политику;
влияние духовной культуры на формирование личности; личностную и общественную
значимость образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и
общества; роль искусства в жизни человека и общества; роль информации и
информационных технологий в современном мире;
 раскрывать смысл понятий: экономика; ресурсы; труд; альтернативная стоимость;
активы; пассивы; личный финансовый план; сбережения; факторы производства;
издержки; выручка; прибыль; производительность труда; государственный бюджет;
обмен; торговля; деньги; банк; кредит; наука; образование; религия; свобода совести;
искусство; информационная культура; информационная безопасность;
 описывать: принципы в государственной политики РФ в сфере культуры и образования;
уровни образования РФ; мировые религии; правила безопасного поведения в Интернете;
 приводить примеры: факторов выбора вида деятельности; экономических функций
домохозяйств; источников доходов и расходов семьи; способов накопления сбережений;
факторов производства; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек;
способов оплаты и стимулирования труда; разделения труда; защиты права
собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников;
экономических целей и функций государства; форм культуры; современных
молодежных субкультур; диалога культур; влияния культуры на формирование
личности; видов искусства; безопасного поведения в Интернете;
 классифицировать: факторы выбора вида деятельности; источники доходов и расходов
семьи; факторы производства; издержки; финансовые рынки и посредники; услуги
финансовых посредников; религии; науки; виды искусства;
 сравнивать: производительный и непроизводительный труд; факторы выбора вида
деятельности; факторы производства; издержки; формы заработной платы и
стимулирования труда; факторы производительности труда; формы торговли; виды
денег; финансовые рынки; услуги финансовых посредников; виды кредитов; формы
культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; мировые и национальные
религии; виды искусств;
 устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций;
 осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
7

п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями об экономической и духовной сферах общества;
 использовать изученные понятия и теоретические положения для анализа потребления
домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного
бюджета, личного финансового плана; построения личной траектории образования;
формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного поведения
в Интернете;
 определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
экономической и духовной сферах общественной жизни;
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина в экономической и духовной
сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а
также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 составлять личный финансовый план, рассчитывать семейный бюджет и т. п.;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм экономической
рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий, участвовать в диалоге культур, в том числе и в современном
информационном пространстве; принимать многообразие культур и их
представителей.
9 класс
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать: государство как политическую организацию; форму государства;
демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан;
выборы и референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как
основной закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления; территориальное устройство и
уровни власти в РФ; Россию как многонациональное государство; диалог культур как
способ межэтнического и межнационального взаимодействия; социальную политику
Российского государства; социальную структуру общества; основные социальные роли в
подростковом возрасте; сущность информационного общества, сущность глобализации;
причины, проявления и последствия глобализации, ее противоречия;
 раскрывать смысл понятий: политическая власть, политика, государство; суверенитет
8

государства; политический режим; выборы; референдум; политическая партия,
общественно-политические организации; социализация личности; социальные статусы;
социальные роли; социальная мобильность; отклоняющееся поведение; этнос, нация;
национальное самосознание; социальный конфликт; образ жизни;
 описывать: отдельные элементы формы государства; полномочия Президента
Российской Федерации; социальные статусы; социальные роли; социальную и личную
значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества; роль непрерывного образования;
 приводить примеры: реализации функций государства; политических режимов;
проявлений демократии; форм политического участия; деятельности политических
партий, общественно-политических организаций; правомочий законодательных,
исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации;
 социальных общностей и групп; социальных статусов, социальных ролей; видов
социальной мобильности; проявления процесса глобализации и его противоречий;
современных профессий; здорового образа жизни;
 классифицировать: современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли;
 сравнивать: формы правления, формы государственного (территориального) устройства;
политические режимы; выборы и референдум; политические партии, общественнополитические организации; социальные общности и группы; социальные статусы;
социальные роли; современные профессии;
 устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства);
 осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями о политической и социальной сферах общества;
 использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений
социальной действительности, личного социального опыта;
 определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания; свое отношение к изученным
социальным явлениям, процессам;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
социальной и политической сферах общественной жизни;
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина в социальной и политической
сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а
также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере;
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
9

 составлять резюме для приема на работу и т. п.;
Ученик получит возможность научиться
 оценивать поведение людей с точки зрения
неприемлемость антиобщественного поведения;

социальных

норм;

осознавать

 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного
российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».