Аннотация к РП по родному языку (русскому) 8-9 класс

Аннотация к рабочей программе по родному языку (русскому)
5-9 классы (для 8-9 классов)
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5-9 классов основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные
связи.
Курс преподается в объеме 84,5 часа за период на уровне основного общего
образования. Распределение часов по годам обучения:






5 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
6 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
7 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
8 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
9 класс – 0,5 часов в неделю (16,5 в год).
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы под редакцией О.М.
Александровой.
Состав УМК:
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной
язык.7 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
8 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
Цели обучения родному языку (русскому)
 воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
языковому наследию своего народа;
 познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей
понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.
 осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому

и познавательному развитию;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного
языка народа;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета.
Задачи обучения родному языку (русскому):
 формировать у обучающихся ценностное отношение к языку как хранителю культуры,
как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
 усвоить знания о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоить базовые лингвистические понятия и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
 овладеть функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
 овладеть основными видами речевой деятельности, использовать возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания.
Учебно-тематический план
№
1

2

3

1

2

3

Количество часов
Количество часов
(авторская программа) (рабочая программа)
5 класс
20
6
Язык и культура. Русский язык –
национальный язык русского народа.
Роль родного языка в жизни человека.
20
4
Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Речевой этикет.
30
7
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
70
17
Итог
6 класс
20
5
Язык и культура. Краткая история
русского литературного языка.
Диалекты как часть народной культуры.
20
5
Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Типичные речевые
ошибки в использовании синонимов,
антонимов,
омонимов.
Варианты
грамматической нормы. Речевой этикет.
30
7
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
Название темы

1

2

3

1

2

3

деятельности.
Функциональные
разновидности языка.
Итог
7 класс
Язык и культура.
Русский язык как развивающееся
явление. Связь исторического развития
языка с историей общества.
Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Паронимы и точность
речи.
Литературный
разговорный
варианты
грамматической
норы.
Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
Традиции
русского
речевого общения. Коммуникативные
стратегии и тактики устного общения.
Текст, основные признаки текста.
Функциональные разновидности языка.
Итог
8 класс
Язык и культура. Исконно русская
лексика: слова общеиндоевропейского
фонда,
слова
праславянского
(общеславянского)
языка,
древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
Типичные
акцентологические
ошибки
в
современной
речи.
Нормы
употребления терминов в научном
стиле речи. Активные процессы в
речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в
СМИ.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Эффективные приёмы
слушания. Предтекстовый, текстовый и

17
20

5

20

5

15

7

70

17

20

5

20

5

15

7

1

2

3

послетекстовый этапы работы. Язык
художественной
литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том
числе
электронного),
страницы
дневника.
Итог
9 класс
Язык и культура. Русский язык как
зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры
ключевых слов (концептов) русской
культуры,
их
национальноисторическая значимость.
Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского
языка.
Нарушение
орфоэпической
нормы
как
художественный приём.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
речевой
избыточностью.
Современные
толковые
словари.
Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и справочниках.
Речевой
этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой
деятельности.
Русский
язык
в
Интернете. Правила информационной
безопасности
при
общении
в
социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Итог

35

17

20

5

20

5

15

6,5

35

16,5

Планируемые результаты изучения по родному языку (русскому):
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования представляют собой: ценностные ориентации; личностные установки,
основанные на внутренней позиции; качества обучающегося, составляющие его устойчивые
личностные характеристики. Их развитие происходит в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения.

Личностные результаты включают
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1. овладение познавательными универсальными учебными действиями:
 переводить практическую задачу в учебную;
 формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами,
мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
 выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и

















2.









эффективность выбранного алгоритма;
самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи,
учитывать время, необходимое для этого;
выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт,
проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, презентовать полученные результаты;
использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений,
ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным
основаниям;
осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
распознавать ложные и истинные утверждения;
устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения;
критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом
существующих точек зрения;
использовать знаково-символические средства для представления информации и
создания несложных моделей изучаемых объектов;
преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации,
а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и
др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять)
предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную
составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
Овладение регулятивными действиями:
самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая
целесообразные способы решения учебной задачи);
оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения
способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять
обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с
правилами речевого этикета;
оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых
отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно
разрешать конфликты;
осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

 устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
 владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения
различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов:
определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его
создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать
логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для
раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
 владеть умениями участия в учебном диалоге – следить за соблюдением процедуры
обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога;
 определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание
коммуникации; учитывать особенности аудитории;
 соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения
использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков
своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
 формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного
и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом.
4. Овладение навыками работы с информацией:
 выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного
поиска;
 находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система
Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
 характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
 самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника
(текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
 работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую
и косвенную информацию;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный
учителем способ проверки достоверности информации;
 определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы
ее проверки;
 подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с
поставленной учебной задачей;
 соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет;
 участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать
полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
Планируемые предметные результаты
5 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием


















основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
использовать различные словари;

 формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
6 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 использовать различные виды словарей.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
7 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;

 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать различные виды словарей.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.
8 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;

 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать различные виды словарей.









Обучающийся получит возможность научиться:
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
9 класс
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;

 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать различные виды словарей.
Выпускник получит возможность научиться:
 собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».