Аннотация к РП по родному языку (русскому) 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по родному языку (русскому)
10 - 11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 10-11 классов среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении,
порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом
поведении (культуре речи и культуре мысли) должны стать инструментом коррекции и
совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых)
навыках и умениях.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа в год, 11 класс – 33 часа в
год.
Цели обучения:
 осведомление учащихся о социальной роли русской речи, родного языка в жизни
современного общества, о качествах культурного в рамках этого общества человека;
 формирование речевой деятельности и речевого поведения обучающихся,
соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к
формированию языковой личности.
 коррекция и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной,
логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской
речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых
средств в разных сферах и средах речевого общения.
Задачи курса:
 дать знание о языке как средстве общения и взаимодействия друг с другом, средстве
познания деятельности, хранения и усвоения знаний о национальной культуре русского
народа и культуре мирового сообщества;
 обогащать обучающихся сведениями о культуре русского речевого поведения, речевой
этики, речевого этикета;
 познакомить с речевыми идеалами русской нации;
 способствовать коммуникативной компетентности обучающихся и возрождению
национального самосознания средствами языка.
Учебно-тематический план
10 класс
№
1
2
3
4
5

Тема
Речевое общение и речевое воздействие
Язык и речь. Основные виды речевой деятельности
Текст как результат речевой деятельности. Тестирование
Культура речевого общения. Контрольная работа
Устный русский текст

Количество
часов
2
2
7
6
2

6
7
8
9

№
1
2
3
4
5
6
7
8














Письменный русский текст
Литература как вид словесного (речевого) искусства
Монологические и диалогические формы речи и текста
Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов.
Творческая проектная работа
Итого:
11 класс
Тема

4
1
3
7
34
Количество
часов
1
4
4
9

Повторение изученного в 10 классе
Речевое воздействие в общении
Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи
Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления
Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как
3
составляющие культуру речевого общения
Анализ образцов русских текстов разных стилей и жанров
4
Практика создания собственного текста, соответствующего условиям
7
речевого общения
Итоговое повторение
1
Итого:
33
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты освоения курса:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении










всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения курса:

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
10 класс
Обучающийся научится:
 владеть грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и
целесообразной речью;

 использовать правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой
основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты.
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и
аудирования:
 адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст,
комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
 использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное, сканирование и др. в зависимости от коммуникативной
задачи;
 осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим
организовывать процесс аудирования;
 отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информацию теле- и радиопередачи
с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
 свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.
Говорение:
 пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного
текста;
 строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других
наглядных материалов;
 создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания.
Создание устного и письменного речевого высказывания:
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения;
 выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и
связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность,
точность и выразительность речи;
 пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя
структуру и языковые особенности исходного текста;
Анализ текста и языковых единиц:
 проводить разные виды языкового разбора;
 опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности речи;
 анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с
точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного литературного языка;
 соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
 эффективно использовать языковые единицы речи;
 соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
 участвовать в спорах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку
зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой
речевого взаимодействия.
Обучающийся получит возможность использовать приобретённые знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.
11 класс
Выпускник научится:
 владеть грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и
целесообразной речью;
 использовать правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой
основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты.
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и
аудирования:
 осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим
организовывать процесс аудирования;
 рецензировать устный ответ учащегося;
 задавать вопросы по прослушанному тексту;
 отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информацию теле- и радиопередачи
с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
 свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации. В том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Говорение:
 создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
 составлять инструкции по применению того или иного правила;
 принимать участие в диалогах различных видов;
 адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое
общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Создание устного и письменного речевого высказывания:
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах
общения;
 выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и
связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность,
точность и выразительность речи;
 писать очерки, эссе, аннотации, уместно использовать характерные для публицистики
средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые
предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная
форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
 оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
 владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии.
Анализ текста и языковых единиц:
 проводить разные виды языкового разбора;

 опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности речи;
 анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с
точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного литературного языка;
 соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
 эффективно использовать языковые единицы речи;
 соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
 участвовать в спорах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку
зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой
речевого взаимодействия;
 фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать
грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые
погрешности в высказываниях собеседников.
Выпускник получит возможность использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
 удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам и продолжения образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».