Аннотация к рабочей программе по родному языку (русскому) 10 - 11 классы (базовый уровень) Рабочая программа по родному языку (русскому) для 10-11 классов среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования, учитываются межпредметные связи. Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа в год, 11 класс – 33 часа в год. Цели обучения: осведомление учащихся о социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в рамках этого общества человека; формирование речевой деятельности и речевого поведения обучающихся, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. коррекция и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения. Задачи курса: дать знание о языке как средстве общения и взаимодействия друг с другом, средстве познания деятельности, хранения и усвоения знаний о национальной культуре русского народа и культуре мирового сообщества; обогащать обучающихся сведениями о культуре русского речевого поведения, речевой этики, речевого этикета; познакомить с речевыми идеалами русской нации; способствовать коммуникативной компетентности обучающихся и возрождению национального самосознания средствами языка. Учебно-тематический план 10 класс № 1 2 3 4 5 Тема Речевое общение и речевое воздействие Язык и речь. Основные виды речевой деятельности Текст как результат речевой деятельности. Тестирование Культура речевого общения. Контрольная работа Устный русский текст Количество часов 2 2 7 6 2 6 7 8 9 № 1 2 3 4 5 6 7 8 Письменный русский текст Литература как вид словесного (речевого) искусства Монологические и диалогические формы речи и текста Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. Творческая проектная работа Итого: 11 класс Тема 4 1 3 7 34 Количество часов 1 4 4 9 Повторение изученного в 10 классе Речевое воздействие в общении Обучение красноречию. Ораторская речь. Роды и виды ораторской речи Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как 3 составляющие культуру речевого общения Анализ образцов русских текстов разных стилей и жанров 4 Практика создания собственного текста, соответствующего условиям 7 речевого общения Итоговое повторение 1 Итого: 33 Планируемые результаты изучения курса Личностные результаты освоения курса: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения курса: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты 10 класс Обучающийся научится: владеть грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной речью; использовать правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты. Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования: адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора; использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др. в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку. Говорение: пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста; строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания. Создание устного и письменного речевого высказывания: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; Анализ текста и языковых единиц: проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности речи; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей; Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия. Обучающийся получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. 11 класс Выпускник научится: владеть грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной речью; использовать правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты. Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования: осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. В том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Говорение: создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п. Создание устного и письменного речевого высказывания: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи; писать очерки, эссе, аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.); оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии. Анализ текста и языковых единиц: проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности речи; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей; Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников. Выпускник получит возможность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.