Аннотация к РП по русскому языку 5-9 класс (для 8-9 классов)

Аннотация к рабочей программе по русскому языку
5-9 классы (для 8-9 классов)
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов основного общего образования
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы под редакцией Т.А.
Ладыженской.
Количество часов по параллелям:






5 класс – 4,5 часа в неделю (153 часа в год)
6 класс – 4,5 часа в неделю (153 часа в год)
7 класс – 3,5 часа в неделю (119 часов в год)
8 класс – 2,5 часа в неделю (85 часов в год)
9 класс – 2,5 часа в неделю (82 часа в год)
Состав УМК:

















Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник
для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник
для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019
Цели обучения русскому языку
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного
отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков;
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности
в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского
литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение
круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения русскому языку:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как

развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и
выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики,
орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии,
синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти
знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов,
грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка,
формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Учебно-тематический план







№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

1
2
3
4
5
6
7

Название темы
5 класс
Язык и общение
Повторение изученного в начальных классах
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного
Итог
6 класс
Язык. Речь. Общение.
Повторение изученного в 5 классе
Текст.
Лексика и фразеология
Словообразование. Орфография.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах
Итог
7 класс
Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классе
Текст и стили речи
Морфология и орфография. Причастие
Деепричастие.
Наречие
Категория состояния.

Количество часов
2
19
26
12
9
24
19
10
27
5
153
2
9
4
14
22
19
23
20
20
15
5
153
1
9
2
30
10
24
3

8
9
10
11
12

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Служебные части речи. Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение изученного в 5-7 классе
Итог
8 класс
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Неполные предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обособленными членами
Предложения с обращениями, вводными словами и
междометиями
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Повторение изученного в 8 классе
Итог
9 класс
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5-8 классе
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связями
Общие сведения о языке
Повторение
Итог
Планируемые результаты изучения по русскому языку:

8
10
11
2
9
119
1
9
7
6
8
11
1
11
13
7
5
6
85
1
10
2
4
28
9
5
3
20
82

Личностные результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования представляют собой: ценностные ориентации; личностные установки,
основанные на внутренней позиции; качества обучающегося, составляющие его устойчивые
личностные характеристики. Их развитие происходит в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения.
Личностные результаты включают:
1. Личностные результаты, которые должны отражать сформированность у обучающихся
социально значимых понятий:
 о взаимосвязи человека с природной и социальной средой; о свободе и ответственности







2.














личности в условиях личного и общественного пространства, о правилах
межличностных отношений; о субъективном и историческом времени в сознании
человека; о чувстве личности; формировании уникальной внутренней позиции личности
каждого обучающегося;
об обществе и его членах, о роли различных социальных институтов в жизни человека
(семья, школа, государственные органы и учреждения); об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина демократического общества, о социальных нормах отношений
и поведения, основанных на гуманизме, толерантности, дружбе между людьми и
народами; о положительном влиянии богатого внутреннего духовного мира на личность
человека, его трудовую деятельность и выбор профессии как условиях поддержания и
развития качества жизни; о правилах безопасности для сохранения жизни и физического,
психического и социального развития личности;
о сущности, месте и роли человека в природной среде, соблюдении экологически
ценных отношений с объектами природы как источника жизни на Земле, материального
блага и трудовой деятельности людей;
о научной картине мира, раскрывающей основные закономерности развития природы и
общества; осознание взаимосвязи природы, общества и человека, их целостности;
о художественно-эстетической картине мира как отражении субъективного его
восприятия в произведениях искусства; о прекрасном и безобразном в окружающем
мире и критериях их оценки; о роли искусства в жизни общества и каждого его члена, о
значимости художественной культуры народов России и стран мира.
Личностные результаты, которые должны отражать сформированность у обучающихся
системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную
значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:
патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:
проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины – России к науке,
искусству, боевым и трудовым подвигам народа; уважение к символам России,
историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям
разных народов, проживающих в родной стране;
понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной),
необходимости познания истории, языка, культуры этноса, своего края, народов России
и человечества;
готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд;
создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтерство);
гражданское воспитание:
проявление толерантного отношения к правам, потребностям, убеждениям и интересам
других людей, к их поведению, не нарушающих законы российского государства;
способность проявлять коммуникативные компетенции – стремление к успешному
межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;
способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественнополитические события, происходящие в стране и мире;
готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем,
связанных с организацией учебной и внеклассной работы, соблюдением прав и
интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости,
правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной
организации;
духовно-нравственное воспитание:

 неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в
том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;
 осуждение любых искаженных форм идеологии – экстремизма, национализма,
дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;
 проявление компетенций в решении моральных проблем – ориентация на нравственноэтические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к поступкам и поведению
себя и других, готовность придти на помощь, проявить внимание и доброжелательность,
в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;
 соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола,
старшего возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья;
 приобщение к культурному наследию:
 осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира,
эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических
культурных традиций и народного творчества;
 принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям,
активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;
 понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как
средства познания окружающего мира; рефлексии на себя и окружающих; соблюдения
норм речевого поведения;
 популяризация научных знаний:
 освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук
о природе и обществе и общественной практике;
 стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к
профориентационной деятельности;
 участие в социально-значимом общественном труде на благо ближайшего окружения,
включая самообслуживание; образовательной организации, родного края;
 экологическое воспитание.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Метапредметные результаты освоения основной
основного общего образования должны отражать:

образовательной

программы

1. овладение познавательными универсальными учебными действиями:
 переводить практическую задачу в учебную;
 формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами,
мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
 выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и
эффективность выбранного алгоритма;
 самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи,
учитывать время, необходимое для этого;
 выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт,
проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
 формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, презентовать полученные результаты;
 использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
 осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений,
ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;

 выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным
основаниям;
 осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
 распознавать ложные и истинные утверждения;
 устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения;
критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
 приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом
существующих точек зрения;
 использовать знаково-символические средства для представления информации и
создания несложных моделей изучаемых объектов;
 преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации,
а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и
др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
 строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять)
предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
 осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную
составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2. Овладение регулятивными действиями:
 самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая
целесообразные способы решения учебной задачи);
 оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
 осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения
способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
 владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять
обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с
правилами речевого этикета;
 оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых
отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно
разрешать конфликты;
 осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
 устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
 владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения
различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов:
определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его
создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать
логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для
раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
 владеть умениями участия в учебном диалоге – следить за соблюдением процедуры
обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога;
 определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание




4.











коммуникации; учитывать особенности аудитории;
соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения
использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков
своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного
и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом.
Овладение навыками работы с информацией:
выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного
поиска;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система
Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника
(текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую
и косвенную информацию;
распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный
учителем способ проверки достоверности информации;
определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы
ее проверки;
подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с
поставленной учебной задачей;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет;
участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать
полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
Планируемые предметные результаты
5 класс
Обучающийся научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;






использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
6 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;

 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
7 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных































функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей








деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.
8 класс
Обучающийся научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и

























междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
9 класс
Выпускник научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;

 писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».