Аннотация к рабочей программе элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 8-9 классы (для 8в, 9б классов) Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 8-9 классов общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений. Усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 и 9 классах вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного) предложения, предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее изученному материалу с целью обработки умений и навыков. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для обучающихся, так как формирование орфографической и пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности обучающихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции, формируемые на занятиях элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации», помогут обучающимся в дальнейшей жизни, в процессе социализации, выбора будущей профессии, независимо от предпочитаемого профиля. Цели изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»: углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации; активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых обучающихся; познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках; систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц, опорных схем; организовать деятельность по повышению интереса к изучению русского языка; организовать работу по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе. Задачи организации учебной деятельности: создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка; создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков; формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; развитие коммуникативных навыков; развитие ассоциативного мышления обучающихся. Учебно-тематический план 8 класс № Название темы Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Орфография как система правил русского правописания Трудные случаи правописания гласных в корне слова Правописание корней с чередованием гласных Трудные случаи правописания согласных в корне слова Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц Правописание приставок Употребление ь, ъ Правописание сложных слов Правописание н-нн в разных частях речи Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий Правописание окончаний Правописание числительных Правописание наречий Правописание предлогов, союзов, частиц Итоговая контрольная работа Итого: 9 класс Название темы Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания внутри простого предложения Знаки препинания между частями сложного предложения Знаки препинания при передаче чужой речи Знаки препинания в связном тексте Повторение изученного. Итого: 2 4 2 4 4 6 2 8 4 2 6 4 4 12 4 68 Количество часов 1 4 11 6 3 4 4 33 Планируемые результаты 8 класс Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор, правильное написание слов с изученными орфограммами, нахождение и исправление орфографических ошибок. 9 класс Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.