Аннотация к РП по химии 7-9 класс (для 8-9 классов)

Аннотация к рабочей программе по химии
7-9 класс (для 8-9 классов)
Рабочая программа по химии для 7-9 классов составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию
и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков
необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и
химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и
способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего
образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном
обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии)
превращаются в революционную производительную силу.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна
«Химия 7-9 классы» и рассчитана на 168 часов: 34 часа в год, 1 час в неделю в 7 классе; 68
часов в год, 2 часа в неделю в 8 классе; 66 часов в год, 2 часа в неделю в 9 классе.
Состав УМК под редакцией О.С. Габриеляна
 Химия. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК Х46 О. С. Габриеляна: учебнометодическое пособие / О. С. Габриелян.;
 Химия. 8 класс: учебник / О. С. Габриелян. Просвещение, 2020;
 Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. Просвещение, 2020.
Цели обучения предмету химия
 формирование у обучающихся
естественнонаучных знаний;

системы

химических

знаний

как

компонента

 развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств,
формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически
целесообразного поведения в нем;
 понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной
области будущей профессиональной деятельности;
 развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий,
как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы
достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их,
описывать, характеризовать и сравнивать;
 понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и
на его основе делать выводы и умозаключения.
Задачи обучения предмету химия
Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования
решаются следующие задачи:
 формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических

законов и теорий, выраженных посредством химического языка;
 развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;
 приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с
химическими веществами, материалами и процессами;
 формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе
общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;
 осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.
Учебно-тематический план
№

Количество
часов

Название курса
7 класс

1
2
3
4

1
2
3
4
5
6
7
8

1

2
3
4
5
6
7

Химия в центре естествознания
Математика в химии
Явления, происходящие с веществами
Рассказы по химии
Итого:

11
9
11
3
34

Итого:

4
9
6
14
12
3
19
1
68

8 класс
Введение
Атомы химических элементов
Простые вещества
Соединения химических элементов
Изменения, происходящие с веществами
Практикум 1 «Простейшие операции с веществом»
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Практикум 2 «Свойства растворов электролитов»
9 класс
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических
реакций. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева
Металлы
Практикум 1. «Свойства металлов и их соединений»
Неметаллы
Практикум 2 «Свойства соединений неметаллов»
Краткие сведения об органических соединениях
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к
ОГЭ
Итого:

11

14
1
24
3
3
10
66

Планируемые результаты изучения химии
Личностные результаты
 знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии;
достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе
научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил
отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием
различных веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе
2

обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным
самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с
химией;
 чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и
принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет
мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;
 признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих
необходимости самовыражения, самореализации, социального признания;
 осознание степени готовности
ответственности за их результаты;

к

самостоятельным

поступкам

и

людей;

действиям,

 проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к
людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении
веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий;
 умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно;
строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и
собственных приоритетов.
Метапредметные результаты
 использование различных источников химической информации; получение такой
информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта
и его презентация;
 применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования,
измерения и т. д.) для изучения химических объектов;
 использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических
объектов;
 формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических
закономерностей;
 прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также
установления аналогии;
 формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности;
 определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и путей их
достижения;
 раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами,
применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ;
 аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам
химического содержания.
Предметные результаты
В познавательной сфере
Знание (понимание):
 химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ;
 важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы.
3

Умение называть:
 химические элементы;
 соединения некоторых неорганических веществ.
Определение:
 состава веществ по их формулам.
Составление:
 формул некоторых неорганических соединений;
 безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Проведение химического эксперимента:
 в домашних условиях.
Вычисление:
 массовой доли химического элемента по формуле соединения;
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни:
 для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни;
 для объяснения отдельных фактов и природных явлений;
 для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
В ценностно-ориентационной сфере
Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ.
В трудовой сфере
Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования,
выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей
молекул.
В сфере безопасности жизнедеятельности
Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического
эксперимента; оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах.
Планируемые результаты обучения
Выпускник 7 класса научится:
 называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в
Периодической системе;
 формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
простое и сложное вещество, химическая реакция и т. п.;
 определять по формулам состав неорганических веществ;
 разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
 классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества
(бинарные соединения, в том числе и оксиды);
 определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций;
4

 производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества»;
 соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Выпускник 8 класса научится:
 называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в
Периодической системе;
 формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион,
катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;
 определять по формулам состав неорганических веществ, указывать валентности атомов
химических элементов или степени их окисления;
 разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
 классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества
(бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания,
амфотерные гидроксиды и соли);
 формулировать Периодический закон, объяснять структуру и информацию, которую
несет Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрывать
значение Периодического закона;
 характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических
решеток;
 описывать строение атомов химических элементов № 1—20 и 26 и отображать их с
помощью схем;
 составлять формулы оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
 записывать структурные формулы молекулярных соединений и формульные единицы
ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов;
 формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного
строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
 формулировать основные положения
электролитической диссоциации;

атомно-молекулярного

учения

и

теории

 определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций;
 составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие
химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи
между классами соединений;
 составлять уравнения реакций с участием электролитов в молекулярном и ионном видах;
 определять по химическим уравнениям принадлежность реакций к определенному типу
или виду;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода
электронного баланса;
 применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических
свойств веществ;
 определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и
катион аммония в растворе;
5

 характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов,
строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
 объяснять многообразие простых веществ явлением аллотропии и указывать ее причины;
 давать общую характеристику элементов I, II, VII А групп;
 производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в
смеси», «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций;
 описывать свойства и практическое значение изученных органических веществ;
 выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические
вещества по соответствующим признакам;
 соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Выпускник 9 класса научится:
 называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в
Периодической системе;
 формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион,
катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.;
 определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать
валентности атомов химических элементов или степени их окисления;
 разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения;
 классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества
(бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания,
амфотерные гидроксиды и соли);
 формулировать Периодический закон, объяснять структуру и информацию, которую
несет Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрывать
значение Периодического закона;
 характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических
решеток;
 описывать строение атомов химических элементов № 1—20 и 26 и отображать их с
помощью схем;
 составлять формулы оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов;
 записывать структурные формулы молекулярных соединений и формульные единицы
ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов;
 формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного
строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро;
 формулировать основные положения
электролитической диссоциации;

атомно-молекулярного

учения

и

теории

 определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций;
 составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие
химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи
между классами соединений;
 составлять уравнения реакций с участием электролитов в молекулярном и ионном видах;
6

 определять по химическим уравнениям принадлежность реакций к определенному типу
или виду;
 составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода
электронного баланса;
 применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических
свойств веществ;
 определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и
катион аммония в растворе;
 объяснять влияние различных факторов на скорость химических реакций;
 характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов,
строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства;
 объяснять многообразие простых веществ явлением аллотропии и указывать ее причины;
 различать гидро-, пиро- и электрометаллургию и иллюстрировать их примерами
промышленных способов получения металлов;
 давать общую характеристику элементов I, II, VII А групп, а также водорода, кислорода,
азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и
важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и
химические свойства, применение);
 описывать коррозию металлов и способы защиты от нее;
 производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в
смеси», «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций;
 описывать свойства и практическое значение изученных органических веществ;
 выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические
вещества по соответствующим признакам;
 соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории).
Выпускник 7 класса получит возможность научиться:
 Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование.
 Различать химические объекты (в статике):
o химические элементы и простые вещества;
o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности
таких объектов к той или иной группе;
o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты,
структурные и молекулярные формулы).
 Различать химические объекты (в динамике):
o физические и химические стороны процессов растворения;
o схемы и уравнения химических реакций.
 Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям:
o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;
o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов.
7

 Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники
безопасности:
o по установлению качественного и количественного состава соединения;
o при выполнении исследовательского проекта;
o в домашних условиях.
 Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания
веществ.
 Определять источники химической информации, представлять список информационных
ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и
презентовать его.
 Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации.
 Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Выпускник 8 класса получит возможность научиться:
 Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование.
 Различать химические объекты (в статике):
o химические элементы и простые вещества;
o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности
таких объектов к той или иной группе;
o гидроксиды
гидроксиды);

(кислородсодержащие

o оксиды несолеобразующие
амфотерные);

и

кислоты,

солеобразующие

основания,

амфотерные

(кислотные,

основные,

o валентность и степень окисления;
o систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;
o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты,
структурные и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения
реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, термохимические
уравнения, обозначения степени окисления и заряда иона в формуле химического
соединения).
 Различать химические объекты (в динамике):
o физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации;
o окислительно-восстановительные реакции и реакции обмена;
o схемы и уравнения химических реакций.
 Соотносить:
o экзотермические реакции и реакции горения;
o каталитические и ферментативные реакции;
8

o металл, основный оксид, основание, соль;
o неметалл, кислотный оксид, кислота, соль;
o строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решетки и
физические свойства вещества.
 Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения и принадлежности к определенному классу (группе)
веществ.
 Прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав, а также продуктов соответствующих окислительно-восстановительных
реакций.
 Составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей
на основе электронного баланса
 Определять
возможность
протекания
химических
реакций
на
основе
электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности
неметаллов, таблицы растворимости и с учетом условий их проведения.
 Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям:
o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;
o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов;
o по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически
возможному;
o с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов;
o с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»;
o по термохимическим уравнениям реакции.
 Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники
безопасности:
o по установлению качественного и количественного состава соединения;
o при выполнении исследовательского проекта;
o в домашних условиях.
 Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания
веществ.
 Определять источники химической информации, представлять список информационных
ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и
презентовать его.
 Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации.
 Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Выпускник 9 класса получит возможность научиться:
 Различать химические объекты (в статике):
9

o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности
таких объектов к той или иной группе;
o органические и неорганические соединения;
o гидроксиды
гидроксиды);

(кислородсодержащие

o оксиды несолеобразующие
амфотерные);

и

кислоты,

солеобразующие

основания,

амфотерные

(кислотные,

основные,

o валентность и степень окисления;
o систематические и тривиальные термины химической номенклатуры;
o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты,
структурные и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения
реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, термохимические
уравнения, обозначения степени окисления и заряда иона в формуле химического
соединения).
 Различать химические объекты (в динамике):
o физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации;
o окислительно-восстановительные реакции и реакции обмена;
o схемы и уравнения химических реакций.
 Соотносить:
o экзотермические реакции и реакции горения;
o каталитические и ферментативные реакции;
o металл, основный оксид, основание, соль;
o неметалл, кислотный оксид, кислота, соль;
o строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решетки и
физические свойства вещества;
o нахождение элементов в природе и промышленные способы их получения;
o необходимость химического производства и требований к охране окружающей
среды;
o необходимость применения современных веществ и материалов и требования к
сбережению здоровья.
 Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ
на основе их состава и строения и принадлежности к определенному классу (группе)
веществ.
 Прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его
состав, а также продуктов соответствующих окислительно-восстановительных
реакций.
 Составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей
на основе электронного баланса
 Определять
возможность
протекания
химических
реакций
на
основе
электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности
неметаллов, таблицы растворимости и с учетом условий их проведения.
10

 Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям:
o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;
o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов;
o по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически
возможному;
o с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов;
o с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»;
o по термохимическим уравнениям реакции.
 Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники
безопасности:
o по установлению качественного и количественного состава соединения;
o при выполнении исследовательского проекта.
 Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания
веществ.
 Определять источники химической информации, представлять список информационных
ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и
презентовать его.
 Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации.
 Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».