Пояснительная записка Программа курса «Математический калейдоскоп. Первые ступени» составлена для на обучающихся 1 класса начального общего образования, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики. Занятия дополнительного образования способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся, направлена на развитие логического мышления, творческих способностей обучающихся. Цели курса: - развитие личностной сферы обучающихся; - возможность развивать кругозор ребенка, его интерес к учебе; - создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне. Задачи курса: - формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления; - формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; - приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения; - реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей; - создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды; - создание ситуации успешности в обучении при достижении конкретных положительных результатов. Программа рассчитана на 50 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю. Основное содержание Общие понятия (9 ч) Математика – это интересно – 1 ч Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д. – 1 ч Определение цвета, формы, размера, материала и т.д. предметов. Сравнение предметов по свойствам – 1 ч Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу и т.д. Изменение цвета, формы, размера – 1 ч Выявление закономерности в чередовании цветов, фигур различной формы и размера. Составление группы по заданному признаку – 1 ч Описание и определение предметов через их признаки. Объединение предметов в группы по заданному признаку. Выделение части группы – 1 ч Описание и определение предметов через их признаки. Выделение части группы по заданному признаку. Сравнение групп предметов – 1 ч Описание и определение предметов через их признаки. Сравнение групп предметов по какому-либо общему признаку. 2 Составление равных и неравных групп – 1 ч Сравнение одинаковых и различных групп предметов. Составление равных и неравных групп. Сложение и вычитание групп предметов – 1 ч Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Экскурс в историю (6 ч) Из истории счета – 1 ч Сведения из истории математики: история возникновения счёта, чисел. Старинные системы записи чисел – 1 ч Сведения из истории математики. Знакомство со старинной системой записи чисел разных племён и народов. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы – 1 ч Сведения из истории математики. Знакомство с числовой системой древних египтян. Решение головоломок с домино. Разгадывание математических ребусов. Нумерация древних римлян. Римские цифры – 1 ч Сведения из истории математики. Знакомство с нумерацией древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Алфавитная нумерация – 1 ч Сведения из истории математики. Знакомство со славянской алфавитной нумерацией. История одной копейки. Русские счеты – 1 ч Сведения из истории математики. Старейшая разменная монета России. История возникновения счёт и их применение. Арифметическая мозаика (13 ч) Волшебная линейка – 1 ч Движение по шкале линейки. Использование шкалы линейки при порядковом счёте, при сложении и вычитании. Волшебные цифры – 1 ч Волшебные числа в Волшебной стране. Магия чисел. Веселые задачи – 1 ч Занимательные задачи. Решение задач в стихах. Решение задач-шуток. Праздник числа – 1 ч Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Интересные приемы устного счета – 1 ч Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Арифметическая мозаика – 1 ч Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.). Математические игры – 1 ч Построение «математических» пирамид. Игры «Лучший счётчик», «Не собьюсь», «Какой ряд дружнее?» Занимательный счёт – 1 ч Решение математических примеров и занимательных задач в стихах. Математические игры. Числовые головоломки – 1 ч «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Математическая карусель – 1 ч 3 Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». Математическое путешествие – 1 ч Решение занимательных задач в ходе игры-путешествия по городу Цифр, полянке Смекалке, реке Загадок. Числовые головоломки – 1 ч Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Математические фокусы. Секреты математических фокусов – 1 ч Отгадывание задуманных чисел. Мир занимательных задач (9 ч) Логические задачи – 1 ч Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности – 1 ч Решение олимпиадных задач. Задачи-смекалки – 1 ч Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. Задачи с некорректными данными – 1 ч Решение задач с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Логические задачи, допускающие несколько способов решения –-3 ч Решение логических задач различными способами. Выбор наиболее эффективных способов решения. Секреты задач – 1 ч Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Решение обратных задач. По страницам «Книги рекордов Гиннеса» – 1 ч Решение задач, составленных на основе рекордов книги Гиннеса. Проект «Книга рекордов класса». Геометрическая мозаика (12 ч) Путешествие точки. Построение собственного рисунка и описание его «шагов» - 1 ч Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Путешествие точки. Области и границы – 1 ч Расположение точек на линии, внутри и снаружи линии. Определение положения точек на границе области, внутри, снаружи. Определение областей с несколькими границами. Игры с кубиками – 1 ч Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). «Спичечный» конструктор – 1 ч Построение конструкции по заданному образцу. Танграм – древняя китайская игра – 1 ч Составление картинки с заданным разбиением на части, с частично заданным разбиением на части, без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Конструирование многоугольников из деталей танграма – 1 ч 4 Составление многоугольников с заданным разбиением на части, с частично заданным разбиением на части, без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Геометрический калейдоскоп – 1 ч Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность, развивающих пространственные представления. «Спичечный» конструктор. Преобразование фигур, составленных из спичек по заданным условиям – 1 ч Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Прятки с фигурами – 1 ч Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Уголки – 1 ч Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками – 1 ч Составление фигур с заданным разбиением на части, с частично заданным разбиением на части, без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Геометрия вокруг нас – 1 ч Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность, развивающих пространственные представления. Повторение (1 ч) Математический КВН – 1 ч Учебно-тематический план № п/п Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Математика – это интересно. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и т.д. Сравнение предметов по свойствам. Изменение цвета, формы, размера. Составление группы по заданному признаку. Выделение части группы. Сравнение групп предметов. Составление равных и неравных групп. Сложение и вычитание групп предметов. Из истории счета. Старинные системы записи чисел. Иероглифическая система древних египтян. Головоломки с домино. Ребусы. Нумерация древних римлян. Римские цифры. Алфавитная нумерация. История одной копейки. Русские счеты. Путешествие точки. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Путешествие точки. Области и границы. Волшебная линейка. Игры с кубиками. 13 14 15 16 17 18 19 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36-38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 «Спичечный» конструктор. Танграм – древняя китайская игра. Конструирование многоугольников из деталей танграма. Логические задачи. Волшебные цифры. Магия чисел. Веселые задачи. Интересные факты в числах. Задачи повышенной сложности. Праздник числа. Интересные приемы устного счета. Арифметическая мозаика. Геометрический калейдоскоп. Математические игры. «Спичечный» конструктор. Преобразование фигур, составленных из спичек по заданным условиям. Занимательный счет. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Логические задачи, допускающие несколько способов решения. Прятки с фигурами. Математические игры. Числовые головоломки. Математическая карусель. Уголки Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками. Математическое путешествие. Секреты задач. Числовые головоломки. Геометрия вокруг нас. По страницам «Книги рекордов Гиннеса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 Планируемые результаты изучения математики Личностные результаты. У обучающегося будут сформированы: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - умение делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения; - освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; - понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; Обучающийся получит возможность для формирования: 6 - основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, - учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; - способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные. Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления. Обучающийся получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Обучающийся научится: - анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; - отрабатывать вычислительные навыки; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; - формулировать проблему; - строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; - устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Обучающийся получит возможность научиться: - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. 7 Коммуникативные. Обучающийся научится: - принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; - корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения; - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. Предметные результаты. Обучающийся научится: - называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного); - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки; - распознавать объекты по их описаниям; - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - анализировать текст задачи; - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - конструировать несложные задачи; - ориентироваться на точку начала движения; - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на чертеже; - анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; 8 - выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Обучающийся получит возможность научиться: - делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частных случаев; - осуществлять направленный перебор логических возможностей; - находить следствия из данных посылок; - подбирать посылки к данному заключению (выводу); - проводить простейшие доказательства. . 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)