Положение о системе оценивания образовательных достижений.pdf

УТВЕРЖДЕНО
Приказ по МБОУ «Лицей»
№70-П-У от 30.08.2017 г.

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МБОУ «Лицей»
протокол № 1 от 30.08.2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания образовательных достижений по ФГОС
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценивания образовательных достижений обучающихся 111 классов по ФГОС (далее – Положение) определяет структуру лицейской системы оценки
образовательных достижений обучающихся, устанавливает единые требования к
организации и технологии оценивания на территории Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей» (далее – лицей), разъясняет правила и порядок
промежуточной и итоговой аттестации в лицее.
1.2. Положение разработано на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ, Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего
образования, (далее – ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), Устава МБОУ «Лицей».
1.3. Настоящее Положение является локальным актом лицея, утверждается
педагогическим советом лицея, имеющим право вносить в него свои изменения и
дополнения, и обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений.
1.4. Целями системы оценки образовательных достижений обучающихся лицея
являются:
 создание единой системы оценивания и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на образовательные достижения обучающихся;
 получение объективной информации о состоянии образовательных достижений
обучающихся, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
 повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии решений, связанных с образованием;
 принятие обоснованных управленческих решений администрацией лицея.
1.5. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся лицея
являются:
 формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к
его измерению;
 повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений
обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии
образования;
 проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений
обучающихся для успешной реализации ФГОС НОО, ООО, СОО и внесение
необходимых корректив в образовательную деятельность;
 обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательных
отношений;
 содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих
участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся.

1.6. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений
обучающихся лицея являются:
 объективность, достоверность, полнота и системность информации;
 реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений
обучающихся, их социальной и личностной значимости;
 открытость, прозрачность процедур оценивания;
 прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые
результаты;
 доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для
различных групп потребителей;
 соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
1.7. Система оценивания в лицее включает аттестацию обучающихся, технологию
оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования, призвана обеспечить
комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся, накопленных в Портфолио образовательных достижений (далее –
Портфолио).
1.8. Успешность освоения программы характеризуется качественной оценкой в конце
учебного года. В 1 классе безотметочное обучение. Успешность освоения учебных программ
обучающихся со 2 по 11 класс определяется по следующей шкале оценивания: «5» (отлично),
«4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Данная шкала в
соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (базовый уровень и уровни
выше и ниже базового). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по
следующей схеме:
Качество освоения
программы
95-100 %
66-94 %
50-65 %
меньше 50 %

Уровень успешности

Отметка по 5-балльной шкале

максимальный
программный/повышенный
программный
необходимый/базовый
ниже необходимого

«5» и «5»
«5»
«4»
«3»
«2»

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
 не раскрыто основное содержание учебного материала;
 обнаружено незнание или непонимание учащимся большей или наибольшей части
учебного материала;
 допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной
терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего
усвоения программного материала;
 имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
 обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной
теме;
2

 при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
 допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные после замечания учителя;
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов
или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
 изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя специальную терминологию и символику;
 возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в
рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя;
Ответ оценивается отметкой «5» и «5», если он удовлетворяет требованиям на
отметку «5» и следующим требованиям:
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
 показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
 продемонстрировал
усвоение
ранее
изученных
сопутствующих
вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания:
текущего, промежуточного и итогового контроля. Отметка «5» и «5» выставляется двумя
отметками в одной колонке (5/5).
1.9. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся 1-х классов в конце учебного года, обучающихся 2-9-х классов в
конце учебных триместров и учебного года, обучающихся 10-11-х классов в конце учебных
полугодий и учебного года. Основанием для перевода обучающихся 2-9-х и 10-х классов в
следующий класс являются результаты промежуточной аттестации за год (итоговый
контроль). Промежуточная аттестация со 2 по 11 класс проводится в соответствии с
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273ФЗ.
1.10. Итоговая аттестация в 9 классе осуществляется в форме основного
государственного экзамена (далее – ОГЭ) в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ и Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 с
последующими изменениями). ОГЭ осуществляется внешними (по отношению к лицею)
органами и, таким образом, является внешней оценкой.
1.11. Итоговая аттестация в 11 классе осуществляется в форме единого
государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ и Порядком проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего
3

образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1400 с
последующими изменениями). ЕГЭ осуществляется внешними (по отношению к лицею)
органами и, таким образом, является внешней оценкой.
1.12. В системе оценивания лицея определены следующие основные виды контроля:

 стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года. Носит







диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень
подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий
(УУД), связанных с предстоящей деятельностью;
текущий контроль (текущая аттестация): оценка качества достижения планируемых
результатов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе
изучения учащимися по результатам проверки (проверок). Предназначен для определения
текущего уровня сформированности УУД и осуществляется на протяжении всего
учебного года;
промежуточный (тематический) контроль проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов с образцом;
контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио);
итоговая аттестация (итоговый контроль) предполагает комплексную проверку
образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных
триместров и учебного года, а также в форме ОГЭ и ЕГЭ.

1.13. В системе оценивания приоритетными являются следующие формы контроля –
продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные
диагностические работы, диагностика результатов личностного развития обучающихся и
Портфолио. Данные формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную
оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные
результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся.
1.14. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных
результатов являются листы достижений, электронные классные журналы, электронные
дневники, дневники наблюдений, портфолио (Школьный портал, система ИСКО).
1.15. Технология оценивания на уровне начального общего образования, основного
общего образования, среднего общего образования определятся в данном Положении.
2. Технология оценивания
2.1 Цели оценочной деятельности
2.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений
обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности лицея и
педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).
Основная цель диагностики на этапе НОО – определить готовность выпускников
начальной школы к продолжению обучения в основной школе.
Основная цель диагностики на этапе ООО – определить готовность выпускников
основной школы к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Основная цель диагностики на этапе СОО – определить готовность выпускников
основной школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
2.1.2. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность
личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам:

 сформированность основ гражданской идентичности личности;
4

 готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации,
в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
 сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
2.1.3.
Метапредметные
результаты
обучающихся
определяются
через
сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных
учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

 способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному





пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

2.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих
результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности –
учебных предметов.
2.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС является:

 способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
2.2. Оценка результатов
2.2.1. Текущий контроль (текущая аттестация) организуется учителемпредметником во время проведения уроков, практических занятий, консультаций. Под
текущим контролем понимаются различные виды проверочных работ как письменных, так и
устных, которые проводятся непосредственно в учебное время и имеют целью оценить ход и
качество работы обучающегося по освоению учебного материала. Текущая аттестация
обязательна для всех обучающихся и осуществляется по 5-бальной системе.
2.2.2. При текущем контроле педагогические работники лицея имеют право на
свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.
2.2.3. Педагогический работник обязан ознакомить обучающихся с системой
текущего контроля по своему предмету на начало учебного года.
2.2.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до обучающихся
отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса, и выставить отметку в
электронный журнал.
2.2.5. Отметки за каждое оценивание выставляются в электронный журнал и
учитываются при выведении общей отметки по предмету за триместр и год.
2.2.6. Письменные работы обучающего характера после анализа и оценивания
требуют обязательного переноса отметок в электронный журнал.
2.2.7. Формы проведения текущего контроля определяются учителем (устный опрос,
проверка письменных и практических заданий и др.).

5

2.2.8. Промежуточная аттестация в 5-11 классах проводится в следующих формах:
контрольная работа, диктант, тестирование, защита рефератов, творческих и
исследовательских работ, защита проектов, зачёт.
2.2.9. Защита реферата/исследовательской работы предполагает предварительный
выбор обучающимся интересующей его темы с учетом рекомендаций учителя или научного
руководителя, глубокое изучение избранной проблемы, специальной литературы и
изложение основных положений и выводов реферата/исследования. Не позднее, чем за
неделю до проведения аттестации, исследовательская работа представляется на рецензию
учителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией и выставляет оценку ученику
после защиты реферата/исследования.
При оценке исследовательской работы/реферата аттестационная комиссия опирается
на следующие общие критерии:

 научное и практическое значение результатов работы (научность):








1 – можно использовать в научной работе школьников или образовательной
деятельности;
0 – не заслуживает внимания;
актуальность работы:
1 – имеет практический и теоретический интерес;
0 – не актуальна;
представление работы:
1 – ясное понимание цели работы, использование наглядных средств (графиков,
диаграмм, схем, рисунков) для решения проблемы исследования;
0 – непонимание цели работы, отсутствует наглядное сопровождение;
культура речи (изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой
области):
1 – использование известных результатов и научных фактов в работе; логика изложения,
убедительность рассуждений, оригинальность выводов;
0 – отсутствие указанных параметров.
ответы на вопросы:
1 – полный ответ автора на вопросы (вопросы должны быть связаны с обсуждаемой
работой);
0 – отсутствие ответа или частичный ответ, не показывающий полноту знаний проблемы
исследования.

2.2.10. При устной аттестации (зачетах) обучающийся отвечает на вопросы,
сформулированные в билетах, выполняет практическое задание (разбор предложения,
решение задачи, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта, чтение и перевод
иностранного текста и пр.).
2.2.11. Тестирование по предмету проводится по готовым тестам, утверждённым
соответствующим лицейским методическим объединением.
2.2.12. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 20 по 31 мая. На
контроль выносится не более трех учебных предметов по решению педагогического совета.
Данное решение утверждается директором лицея. Аттестационные комиссии, даты
аттестации, консультации утверждаются директором лицея до 1 мая. В день проводится
только одна форма контроля, интервал между ними 2-3 дня.
2.2.13. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую
обучающиеся обязаны ликвидировать в сроки, определяемые администрацией лицея.
6

Родители/законные представители несовершеннолетнего обучающегося обязаны создать
условия и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
2.2.14. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки
в форме ОГЭ и ЕГЭ.
2.2.15. На итоговую оценку на всех уровнях образования выносятся только
предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:
 результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем
предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и
итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
 оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
 оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
 оценок за работы, выносимые на ОГЭ и ЕГЭ.
2.2.16. В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО достижение
личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является
предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности лицея и
образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной
деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований на основе централизованно разработанного инструментария. Оценка этих
достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической
безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно
в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
2.2.17.Особенности оценки метапредметных
комплексном использовании материалов:

результатов

заключаются

в






стартовой и итоговой диагностики (два раза в год);
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных
заданий;
 защиты индивидуального проекта.
2.2.18.Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании
уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные
достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от
него как в сторону превышения, так и в сторону понижения.
2.2.19. В соответствии с ФГОС выделены следующие уровни достижений
обучающихся:
 максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно»
(отметка «5 и 5»);
 повышенный программный уровень достижения планируемых результатов, оценка
«отлично» (отметка «5»);
 программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка
«4»);
 необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка
«удовлетворительно» (отметка «3» или «зачтено»);
 ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2» или «незачтено»).

7

2.2.20. Максимальный, программный и базовый уровни достижения отличаются
по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и
сформированностью интереса к данной предметной области.
2.2.21. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения
на следующем уровне образования, за исключением профильного направления.
Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений)
фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания
предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50%
заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий
базового уровня.
2.2.22. Достижения обучающихся фиксируются в электронном журнале, Портфолио
образовательных достижений в системах «Школьный портал» и ИСКО.
2.3. Процедуры оценивания.
2.3.1.Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе
различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта. Порядок организации
проектной деятельности и общие требования к содержанию и оценке проектных работ
обучающихся регламентируются Положением лицея о проектной деятельности
обучающихся.
2.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных
метапредметных результатов служат результаты выполнения тематических проверочных
работ по всем предметам.
2.3.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках
системы промежуточной аттестации.
2.3.4.Для оценки динамики формирования и уровня сформированности
метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных
достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в Портфолио
образовательных достижений обучающихся.
2.3.5. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым
учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов и электронных
классных журналов.
2.3.6. Оценки (в т.ч. в форме отметок) фиксируются и накапливаются в таблицах
образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в Портфолио
образовательных достижений.
2.4.Особенности оценки результатов в начальной школе
2.4.1. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды
внутренней оценки результатов:





стартовый контроль;
текущий контроль;
промежуточный контроль;
итоговый контроль.

2.4.2. Стартовый контроль – оценочная процедура, с помощью которой определяется
исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков в начале учебного года или перед
изучением нового раздела. Главная функция – диагностическая.
2.4.3. Текущий контроль – представляет собой совокупность мероприятий, включающий
планирование текущего контроля по учебным предметам учебного плана, разработку
8

содержания, методику проведения отдельных контрольных и диагностических работ,
проверку (оценку) хода и результатов выполнения указанных работ, а также документальное
оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях:
2.4.4. Формы организации текущего контроля.
 Устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста).
 Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и
контрольных работ.
 Самостоятельная работа - небольшая по времени (15 — 20 мин) письменная проверка
знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Цель
- проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий;
ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа
проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается
отметкой. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то
самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
 Контрольная работа - используется с целью проверки знаний и умений школьников по
достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа
оценивается отметкой.
 Тестовые задания
 Проверочные работы
 Зачет
2.4.5. Перечень работ, проводимых в течение года, определяется рабочими программами
учебных предметов.
2.4.6. Количество, содержание, сроки и порядок проведения отдельных работ, включая
порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем
самостоятельно.
2.4.7. Порядок выставления текущих отметок.
При безотметочном обучении в 1-х классах, а также в последующих классах (с целью
развития оценочной самостоятельности), оценка образовательных достижений может
фиксироваться с помощью шкал, диаграмм, цветовых обозначений и др. по разным
критериальным основаниям. Самооценка учащегося предшествует оценке учителя.
Со 2-го класса оценивание осуществляется по признакам уровневой успешности
(базовый, повышенный). Качественные оценки по уровням успешности могут быть
переведены в отметки по традиционной пятибалльной шкале: 2, 3, 4, 5 (отметка «1» в
начальной школе не используется).
Базовый уровень (необходимый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится»
образовательной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний
предмета в образовательной программе). Это достаточно для продолжения образования, это
возможно и необходимо всем. Качественные оценки: отлично, хорошо или
удовлетворительно.
Повышенный
потребовалось:

уровень

(программный)

–

решение

нестандартной

задачи,

где

 либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела
«Ученик может научиться»);
 либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе
выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в
нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.
9

Качественные оценки: отлично или хорошо (решение задач с недочётами). За задачи,
решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. За
каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем
учащимся. Учащийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право
пересдать хотя бы один раз.
2.4.8. Промежуточный контроль обучающихся - совокупность мероприятий по
установлению соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся
планируемым результатам освоения ООП НОО по итогам триместров и на момент
окончания учебного года с целью обоснования возможности продолжения освоения
соответствующей ООП в ОО.
2.4.9. Промежуточная аттестация обучающихся проводится учителем по учебному
предмету на основании отметок школьника по обязательным формам контроля с учетом
триместровых.
2.4.10. Промежуточная аттестация обучающихся 1-х классов осуществляется в форме
годовых контрольных работ по обязательным учебным предметам. Результаты годовых
контрольных работ оцениваются по двухзначной шкале: зачтено, не зачтено.
2.4.11. Результаты промежуточной аттестации в 2-4 классах осуществляется на основе
четырехзначной шкалы (2,3,4,5)
2.4.12. Содержание и порядок проведения годовых контрольных работ в 1-4 классах,
включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатывается МО
учителей начальных классов и согласовывается с заместителем директора по УВР.
2.4.13. Установленные сроки проведения контрольных работ, а также перечень
предметных и метапредметных результатов, необходимых для успешного выполнения
указанных работ, критерии, используемые при выставлении отметок доводятся до родителей
обучающихся на родительских собраниях.
2.4.14. Принятие решений по результатам промежуточной аттестации обучающихся.
 Обучающиеся 1-х классов признаются освоившими ООП учебного года, если они
выполнили все годовые контрольные работы с оценкой «зачтено».
 Обучающиеся 2-4-х классов признаются освоившими ООП учебного года, если по
всем обязательным предметам учебного плана им выведены годовые отметки не ниже
«удовлетворительно».
 Обучающиеся, которые по результатам хотя бы одной контрольной работы (1 класс)
получили «не зачтено», либо выведена годовая отметка успеваемости 2 балла
(неудовлетворительно) по одному или нескольким предметам, считаются не освоившими
ООП учебного года и имеющими академическую задолженность по соответствующим
предметам.
 Решение о форме и условиях продолжения освоения основных общеобразовательных
программ принимается малым педагогическим советом на основе результатов
промежуточной аттестации, а в случае проведения дополнительной промежуточной
аттестации - с учетом её результатов.
 Обучающиеся,
признанные
освоившими
образовательную
программу
соответствующего года, переводятся в следующий класс.
 Обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие
академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс
условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать задолженность в течение года, а лицей создать необходимые для этого условия.
 Обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие
задолженность по двум и более учебным предметам или условно переведенные в
10

следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному
предмету, по усмотрению родителей остаются на повторный год обучения или продолжают
получать образование в иных формах (обучающихся 1-х классов на повторное обучение не
оставляют).
2.4.15. Итоговая оценка выпускника начальной школы отражает контроль успешности
освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим
опорную систему знаний, представленного в разделе «Выпускник научится» планируемых
результатов начального общего образования (4 класс). В начальной школе в соответствии с
Законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация выпускников не
предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку
младших школьников исключается.
2.4.15. На итоговую оценку на уровне начального общего образования выносятся только
предметные и метапредметные результаты. Итоговая оценка выпускника формируется на
основе накопительной оценки по всем предметам и оценок за выполнение, как минимум
трех итоговых работ (по русскому языку, математике, и комплексной работы на
межпредметной основе).
2.4.16. На основании этих оценок по каждому предмету, по программе формирования
УУД делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
 Базовый (необходимый предметный) уровень. Выпускник овладел опорной системой
знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на
следующей ступени и способен использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как
минимум с оценкой «зачтено» или удовлетворительно. А результаты выполнения итоговых
работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
 Повышенный (функциональный) уровень. Выпускник продемонстрировал усвоение
опорной системой знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия
для решения задач в новых условиях).
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано
достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы,
причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не
менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за
выполнение заданий повышенного уровня.
 Недостаточный уровень. Выпускник не овладел опорной системой знаний,
необходимой для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если обучающимися выполнено менее 50% заданий базового
уровня.
2.4.17. Решение об успешном освоении программы НОО и переводе выпускника на
следующую ступень общего образования принимается малым педагогическим советом
лицея.
2.4.18. В случае, если полученные обучающимися итоговые оценки не позволяют сделать
однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на
следующую ступень общего образования принимается малым педагогическим советом с
учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об
11

условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур,
устанавливаемых Министерством образования и науки РФ.
2.4.19. В соответствии с требованиями ФГОС НОО достижение личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности воспитательно-образовательной деятельности лицея и образовательных
систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности
осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на
основе централизованно разработанного инструментария. Оценка этих достижений
проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и
эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях
оптимизации личностного развития обучающихся.
2.4.20.Особенности оценки метапредметных результатов на уровне начальной школы
заключаются в комплексном использовании материалов:







стартовой и итоговой диагностики (два раза в год);
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе;
текущего выполнения выборочных учебно-познавательных заданий;
защиты индивидуального проекта.
3. Ведение документации
3.1. Общие положения

3.1.1.Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются отдельной
графой в электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась.
Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом
результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год.
3.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно
проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о
неудовлетворительных отметках, полученных учащимся в ходе промежуточной аттестации.
3.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе
промежуточной аттестации хранятся в делах лицея в течение одного года.
3.1.4. Отметка за триместр (полугодие) выставляется учителем при наличии не менее
3-х отметок у обучающихся.
3.1.5. Триместровые, полугодовые и годовые отметки выставляются за три дня до
начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители обязаны
довести до сведения обучающихся и их родителей итоги аттестации и решение
педагогического совета лицея о переводе обучающегося, а в случае неудовлетворительных
результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под роспись родителей
обучающегося с указанием даты ознакомления.
3.1.6.Отметка за триместр (полугодие) по учебному предмету выставляется на
основе средневзвешенного балла по следующей схеме:
 при средневзвешенном балле 2,6 и более выставляется отметка «3»;
 при средневзвешенном балле 3,6 и более выставляется отметка «4»;
 при средневзвешенном балле 4,6 и более выставляется отметка «5».
При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени во время триместра (полугодия) выставляется отметка «не аттестован», а
обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый
срок проведения промежуточной аттестации определяется администрацией лицея с учетом
12

учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления обучающегося
(его родителей, законных представителей).
3.1.7. Годовая отметка по учебному предмету выставляется учителем на основе
среднего арифметического между отметками за триместр (полугодие) и отметкой,
полученной учеником по результатам промежуточной аттестации (при наличии).
3.2. Ведение документации учителем.
3.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу и календарнотематическое планирование на год, которые являются основой планирования его
педагогической деятельности.
3.2.2.Электронный журнал является главным документом учителя и заполняется
ежедневно в соответствии с инструкцией по ведению педагогами учета учебной
деятельности с помощью электронного журнала, рабочей программой и тематическим
планированием.
3.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются
учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных
заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится
в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за
работу.
3.2.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей
педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся,
учитывая следующие данные:
 динамику развития обучающихся за учебный период:
 уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (по
результатам тестовых диагностических работ);
 уровень сформированности учебной деятельности обучающихся (в сравнении с
предыдущим триместром);
 выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению;
 сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на
основании рабочей программы, календарно-тематического планирования, электронного
журнала).
3.2.5.При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую
образовательную организацию классный руководитель выставляет в личное дело ученика
отметки, соответствующие качеству усвоения каждого учебного предмета.
3.3. Ведение документации обучающимся.
3.3.1. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения
домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет
проверку работ в данной тетради.
3.3.2. Портфолио обучающихся является формой фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений лицеиста. Основные разделы портфолио
регламентируются Положением лицея о портфолио образовательных достижений
обучающихся начальной, основной и старшей школы. Часть портфолио, которая касается
внеучебных достижений, пополняет обучающийся.
3.4. Ведение документации администрацией лицея.
3.4.1. В своей деятельности администрация лицея использует все необходимые
материалы учителей, обучающихся и службы социально-психологического сопровождения
для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в лицее.
13

3.4.2. Все материалы, получаемые от участников образовательных отношений,
заместители директора лицея по УВР и ВР классифицируют по классам, по отдельным
обучающимся.
3.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей, заместители
директора лицея по УВР и ВР проводят педагогический анализ эффективности работы
педагогического коллектива.
4. Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1.Права и обязанности обучающихся.
4.1.1. Обучающиеся имеют право:






на собственную оценку своих достижений и трудностей;
участвовать в разработке критериев оценки работы;
на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;
на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах лицейской жизни, так же как и
на оценку навыковой стороны обучения;
 представить результаты своей деятельности в форме «портфолио» и публично их
защитить;
 на ошибку и время на ее ликвидацию;






4.1.2. Обучающиеся обязаны:
по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
овладеть способами оценивания, принятыми в основной школе;
иметь портфолио образовательных достижений, в котором отражается контрольнооценочная деятельность ученика;
освоить обязательный минимум УУД в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
4.2. Права и обязанности учителя.
4.2.1. Учитель имеет право:

 иметь свое оценочное суждение по поводу работы обучающихся;
 оценивать работу обучающихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка
обучающихся должна предшествовать оценке учителя;

 оценивать обучающихся только относительно его собственных возможностей и
достижений;
 оценивать деятельность обучающихся только после совместно выработанных критериев
оценки данной работы.







4.2.2. Учитель обязан:
соблюдать правила оценочной безопасности;
работать над формированием самоконтроля и самооценки у обучающихся;
оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во
всех сферах лицейской жизни с помощью способов качественного оценивания;
вести учет продвижения обучающихся в электронном журнале в освоении УУД;
доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся за триместр и
учебный год.
4.3. Права и обязанности родителей
4.3.1. Родитель имеет право:

 знать о принципах и способах оценивания в лицее;
 на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
14

 на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей
преодоления их у своего ребенка.
4.3.2. Родитель обязан:

 знать основные моменты данного Положения;
 информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми
родитель сталкивается в домашних условиях;

 следить за успехами в обучении своего ребенка (ежедневно просматривать электронный
дневник);
 посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию
помощи в образовании их детей.
5. Ответственность сторон
5.1. Администрация лицея управляет процессом контрольно-оценочной деятельности
участников образовательных отношений на основании данного Положения.
5.2. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация
лицея:
 организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке и формах
проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее
результатам;
 доводит до сведения всех участников образовательных отношений сроки и перечень
предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также
формы ее проведения;
 организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке к
промежуточной аттестации.
5.3. После завершения промежуточной аттестации администрация лицея организует
обсуждение ее итогов на заседаниях лицейских методических объединений и
педагогического совета.







5.4.Администрация лицея обязана:
обеспечить обучающемуся получение бесплатного общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС;
обеспечить обучающемуся организацию образовательной деятельности в соответствии с
ООП лицея, регулируемой учебным планом, годовым календарным режимом работы и
расписанием занятий;
осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль за результатами освоения
обучающимися образовательной программы и в доступной форме информировать о
результатах родителей и обучающегося;
обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам лицея;
обеспечить участие обучающегося в государственной итоговой аттестации по
результатам освоения программы основного общего образования и среднего общего
образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
5.5. Родители обучающихся обязаны:

 обеспечить условия для освоения детьми образовательной программы, действующей в
лицее;

 обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных
лицейских мероприятий, предусмотренных
деятельность лицея;
 обеспечить подготовку домашних заданий;
15

документами,

регламентирующими

 ответственность за ликвидацию неуспеваемости обучающегося возлагается на родителей
(законных представителей) ученика;
 ответственность за прохождение пропущенного по неуважительной причине учебного
материала возлагается на обучающегося, его родителей/законных представителей.

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».