Программа подготовки к школе. От слова к букве..pdf

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «От слова к букве» предназначена для развития детей на
занятиях по подготовке к школе. Курс
помогает практически подготовить детей к
обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Рабочая программа «От слова к букве» составлена к учебному пособию
«Букварь» Жуковой Н.С.
Программа рассчитана на 56 занятий, 2 занятия в неделю.
Состав УМК:
1.
Жукова Н.С. Букварь. Учебное пособие.- М: Эксмо, 2017.
Цели курса
Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания
эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи курса
 практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
 формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном
уровне навыков связной устной речи детей;
 расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
 формирование грамматического строя речи ребенка;
 совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по
картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и
впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
 создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных,
предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно
тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше
других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Содержание курса
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и
чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному
произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи).
Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы
голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов,
пословиц, поговорок, загадок;

беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных
действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые
средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее
назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке
отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым
анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки».
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например,
игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку»,
«Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об

игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук»,
«Угадай слово» и др.
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать
словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия,
признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал,
форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки
внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительноласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова,
стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном
произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью
которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и
употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в
тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть.
Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие
сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи.
Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок,
рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание
рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к
самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном
этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые
ошибки.
Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи
сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова,
подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного
значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные
признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет,
размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми
обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и
монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно,
логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его
эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки,
скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно
рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно
окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.)
по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное
восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить
краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания,
придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать
интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов,
сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи
окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных
навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также
высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной
гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию
устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков,
тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация
звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать
звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного
языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с
определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место
звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в
дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей
четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию
интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки
из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью
цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять
звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Тематический план
№
1
2

3
4

5
6
7
8
9
10
11

12

13

Название тем

Количество
часов

Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги. Гласные звуки
[а], [у]; буквы А, а, У, у.
Гласные и согласные звуки. Гласный звук [о], буквы О, о.Согласные
звуки [м], [м]; буквы М. Деление слов на слоги, определение слогов в
словах.
Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки [с],
[с];буквы С, с. Учить называть слова с заданным слогом.
Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по
разрезной азбуке. Предложение. Деление предложения на слова.
Выкладывание слов: сам, сама.
Согласные звуки [х], [х]; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой
анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО.
Согласные звуки [р], [р]; буквы Р, р. Заглавные буквы, слова с этими
буквами.
Согласный звук [ш], всегда твѐрдый; буквы Ш, ш. Составление
предложений из трѐх слов.
Гласный звук [ы]; буква ы. В русском языке нет слов, которые
начинаются на Ы. Звуковой анализ слова МИШКА, МЫШКА.
Согласные звуки [л], [л]; буквы Л, л. Точка. Схема предложений.
Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Согласные звуки [н], [н]; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный
слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Согласные звуки [к], [к]; буквы К, к. Закрепление написания больших
букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное
ударение, определять его место в словах.
Согласные звуки [т], [т]; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова
с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение,
определять его место в словах.
Гласный звук [и]; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫРИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И.

4
4

1
3

3
1
1
1
1
1
1

1

1

Согласные звуки [п][п]; буквы П, п. Учить отвечать на вопросы по
прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста.
Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки [з], [з]; буквы З,
з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой,
вычленять словесное ударение, определять его место в словах.
Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный).
Согласный звук [й]; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения.
Учить придумывать слова по заданной звуковой модели.
Согласные звуки [г], [г]; буквы Г, г. Работа с предложением.
Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по
прочитанному тексту.
Согласные звуки [в], [в]; буквы В, в. Вопросительные предложения.
Пересказ прочитанного.
Согласные звуки [д], [д]; буквы Д. Сопоставление звуков и букв Д-Т.
Закрепление понятий слог, слово, предложение.
Согласные звуки [б], [б] ; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв БП.
Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв.
Познакомить с правилом написания - ЖИ.
Буквы Е, е .Звуковой анализ слов с буквой Е . Пересказ прочитанного
текста.
Буква ь. Буква ь- показатель мягкости в конце слога или слова. Работа
с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова
определенной структуры.
Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов с буквой
Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ,БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста.
Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю : ТУ-ТЮ, СУ-СЮ, ДУ-ДЮ .

2

2

29

Буквы Е, е. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е.
Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложение с
заданным количеством слов.
Мягкий согласный звук [Ч] ;буквы Ч , ч . Звуковой анализ слов.
Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове.
Гласный звук [э] ;буквы Э, э. Закрепить умение составлять
предложения с предлогами (в,на,за и др.)
Согласный звук [Ц]; буквы Ц, ц.

30

Согласные звук [Ф];буквы Ф, ф.

1

31

Согласный звук [щ] ;буквы Щ, щ.

1

32

Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. Алфавит.

4

14
15

16
17

18
19
20
21
22
23

24
25
26

27
28

1

1
1

2
1
3
2
2
2

2
2

1
2
1

Планируемые результаты:
ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание,
благодарность, просьба;

осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко —
тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;

артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция,
хорошая дикция способствуют эффективному общению;

оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;




использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на
собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять
сказанное
и т. д.;

сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

правильно произносить все звуки;

отчетливо и ясно произносить слова;

выделять из слов звуки;

находить слова с определенным звуком;

определять место звука в слове;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;

соблюдать элементарные гигиенические правила;

ориентироваться на странице тетради.



Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о внедрении системы наставничества педагогических работников в МАОУ_Лицей.pdf (скачать)
Дорожная карта реализации целевой модели наставничества на 2024-2025 учебный год.pdf (скачать)
Приказ о назначении наставников на 2024-2025 учебный год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».