Пояснительная записка Программа курса «Математический калейдоскоп. Шаг за шагом» составлена для на обучающихся 2 класса начального общего образования, обладающих определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики. Занятия дополнительного образования способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся, она направлена на развитие логического мышления, умений и творческих способностей обучающихся. Цели курса: - развитие личностной сферы обучающихся; - возможность развивать кругозор ребенка, его интерес к учебе; - создание возможностей для математической подготовки каждого ребёнка на высоком уровне. Задачи курса: -формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления; -формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; -приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения; -реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей; -создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. Программа рассчитана на 56 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю. Основное содержание Отголоски старины – 2 ч Арифметические знаки и их названия у разных народов. Отголоски старины (абак, счеты Сложение и вычитание на счетах) Цифры и ребусы – 3 ч Цифры значащие и незначащие. Ребусы. Плоские и объемные фигуры – 10 ч Модель куба из развертки. Танграм. Фигуры из геометрических фигур. Фигуры животных из частей танграма. Составление фигур из частей и разбиение на части. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Нестандартные задачи с геометрическим содержанием. Окружность и круг – 6 ч Вычерчивание узоров из окружностей. Деление круга на 4, 5, 8 частей. Пересечение геометрических фигур. Нестандартные и логические задачи – 10 ч Нестандартные задачи. Нестандартные задачи, связанные с величинами. Задачи, требующие особых приемов решения. Логические задачи. Задачи, решаемые с помощью графов. Комбинаторика, геометрические задачи – 6 ч Комбинаторные задачи. Задачи геометрического содержания. Задачи- шутки. Проекты: «Веселые задачи» 2 Координатные плоскости – 4 ч Графические диктанты. Адрес точки на плоскости. Путешествие по координатной плоскости. Игра «Морской бой» Математические загадки, ребусы, головоломки – 2 ч Проектная деятельность -5 ч Кто такой Архимед? Открытия Архимеда, вклад в науку. Кто такой Пифагор? Открытия Пифагора, вклад в науку. Выпуск газеты «Газета любознательных». Решение задач – 8 ч Решение задач международного конкурса «Кенгуру». Инсценирование задач. Постановка вопроса в связи с изменением ситуации. Задачи с многовариантными решениями. Математический КВН. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название темы Количество часов Отголоски старины 2 Цифры и ребусы 3 Плоские и объемные фигуры 10 Окружность и круг 6 Нестандартные и логические задачи 10 Комбинаторика, геометрические задачи 6 Координатные плоскости 4 Математические загадки, ребусы, головоломки 2 Проектная деятельность 5 Решение задач 8 Итого 56 Проекты, олимпиады 1 1 Планируемые результаты изучения математики Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - умение делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения; - освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; - понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; Обучающийся получит возможность для формирования: - основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности; - учебно-познавательного интересе к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; - способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; 3 - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления. Обучающийся получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность научиться: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные Обучающийся научится: - выражать в речи свои мысли и действия; - строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности; 4 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Предметные результаты Обучающийся научится: - называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного); - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки; - распознавать объекты по их описаниям; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - подмечать закономерности; - разгадывать ребусы, математические загадки; - решать загадки-шутки; - составлять геометрические фигуры, фигуры животных из частей танграма; - решать задачи, формирующих геометрическую наблюдательность; - вычерчивать узоры из окружностей; - решать логические задачи; - писать и составлять графические диктанты; - инсценировать задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частных случаев; - осуществлять направленный перебор логических возможностей; - находить следствия из данных посылок; - подбирать посылки к данному заключению (выводу); - проводить простейшие доказательства; - владеть приёмами опровержения с помощью контрпримера; - чертить развертку и собирать из нее модель куба; - решать нестандартные задачи с геометрическим содержанием; - решать нестандартные задачи, связанные с величинами; - решать задачи, требующие особых приемов решения; - решать задачи с помощью графов; - составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число этих комбинаций; - ставить вопрос в связи с изменением ситуации; - составлять и решать задачи с многовариантными решениями. 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)