06.12.2021
Выступление посвящено вопросу, который именно в таком прочтении появился
относительно недавно, но, на самом деле далеко не нов. Речь идет о появившемся
вместе с международным исследованием PISA понятием «функциональная
грамотность», которая, согласно определению, понимается, в первую очередь, как
умение использовать полученные навыки на практике при решении задач, которые
ставит перед человеком жизнь. С другой стороны, фактически, ответ на этот
вопрос – это ответ на вопрос, которые традиционно задают дети, когда начинают
изучать тот или иной раздел или тему математики: «А зачем это мне надо?» И если
учителю удастся найти достойный ответ и заинтересовать ребенка – то изучение
материала и развитие функциональной грамотности обучающегося становятся гораздо
более спокойным и продуктивным.
Итак, как же
ответить на этот простой, но коварный вопрос? И вот тут нам на помощь приходит
как раз та самая «нестандартность», о которой говорилось в заголовке. Надо
просто позволить обучающимся самим ответить на этот вопрос – задав его первым!
Да еще и метапредметность тут тоже сыграет на руку. Могу привести пример
реально состоявшегося диалога:
Учитель: - Как вы считаете, нужна
ли для изучения русского языка математика?
Ученик: - Да. Ведь не зная
геометрии, точнее параллельных прямых, мы не сможем правильно подчеркнуть
сказуемое!
Шутка? Да,
шутка. Но в любой шутке – лишь доля шутки. И такие простые примеры и аналогии
позволяют обучающимся задуматься, а что еще связывает между собой разные
предметы школьного курса?
Традиционно, математика очень легко и просто
связывается со своей «сестрой» физикой. И «классические» задачи на нахождение
средней скорости движения и на использование формулы S=V∙t даже сложно отнести окончательно
к тому или иному предмету. А можно ли сюда добавить еще какой -либо школьный предмет? Можно!
Например, перед повторением в 7 классе темы «Среднее арифметическое», можно
дать к домашнему заданию еще и такое дополнение: «посчитайте количество шагов
от Лицея до вашего дома, нам это понадобиться на следующем уроке». Пока все в
пределах стандартного. Но задача на следующем уроке действительно становится
необычной. Потому что я начинаю ее словами «Достаем свои смартфоны и открываем
браузер или приложение «Карты» (Яндекс или Гугл, всегда можно обговорить это).
Еще раз: «Достаем смартфоны», вместо «Убираем смартфоны». Даже слабо
мотивированный ученик реагирует на такой вариант постановки задачи, как
минимум, с любопытством. А дальше он включаются школьные предметы «Информатика
и ИКТ» (поиск информации, работа с браузером, работа с приложениями) и
«География» (Работа с картой, работа с масштабом). И задача тоже уже очевидна:
построить ломаную-маршрут от Лицея до школы и получить расстояние по карте,
длину пройденного пути. А теперь, разделив, это расстояние на количество шагов
(во оно, домашнее задание!) мы получим среднюю длину шага. Тему «среднее
арифметическое» в практическом аспекте – повторили! Да еще и на будущее
заложили фундамент: теперь шагами можно померить стороны здания лицея и найти площадь,
найти время движения и так далее, увязывая эту задачу с физикой.
Еще один
пример задачи. Как математика связана с дизайном? Такой вопрос можно задать при
изучении в 8 (по некоторым авторам в 9) классе квадратичной функции и ее
графика. Суть проста: работая непосредственно с графиком функции у=х2
и смещая его по осям, добиться изображения эмблемы сети известных ресторанов. И
как превратить эту эмблему в эмблему «Шаурмичной дяди Ашота»? Как показывает
практика, школьники охотно решают такие задачи. А уж если позволить им
пользоваться программами (или сайтами) для построения графиков – то работа еще
и достаточно быстро идет.
Как это не
странно, но очень «крепкие» метапредметные связи у истории и математики. Очень
четко это прослеживается в 5-6 классов. В математике – это время, когда
изучаются модуль и положительные и отрицательные числа, в истории – рубеж
тысячелетий и любой математик может составить задачу, например такого
содержания:
«Арминий – вождь германского племени херусков, известен, в
первую очередь, тем, что своей победой над римлянами в битве в Тевтобургском
лесу развеял миф об их непобедимости, чем вдохновил другие народы на борьбу с
завоевателями. Родился он в 16 году, а погиб в 21 году. Однако прожил 37 лет.
Как такое могло быть?»
Понятно, что такой вопрос заставляет задуматься,
заинтересоваться и начать искать сведения об этой исторической личности, а
затем и объяснение, связанное с положительными (годы нашей эры) и
отрицательными числами.
Более старшие
дети, 7-8 класс уже знакомы с крепостным правом на Руси и даже с тем, что из
него можно было выкупиться. Но, само собой, тут необходимо было взять ссуду у
государства. Это с точки зрения предмета «Истории России». А сточки зрения
предмета «Математика» – это классическая задача на использование сложных
процентов. Более того – это пропедевтика такого важного фрагмента Единого
Государственного экзамена по профильной математике, как «Экономическая задача».
Да, для 7-8 классов она может быть и должна быть упрощена, однако сообщив детям
о том, что задача аналогична задачам выпускного экзамена, и то, что они ее уже
сейчас решили мы поднимаем самооценку ученика. И, что немаловажно, эта же
задача (и это надо озвучивать) поможет сориентироваться – стоит ли брать
кредит, если мы знаем его условия, сколько придется переплатить и какова будет
реальная стоимость их новых смартфонов, если их покупать в кредит, взяв его
непосредственно в магазине или все же в солидном финансовом учреждении.
Подводя итог,
замечу, что нестандартные задачи – это не значит сложные. Скорее это те же
самые задачи, которые использует педагог в своей повседневной работе, только
либо «завернутые в красивую обертку» или рассмотренные со стороны нашей
реальной жизни. И вот как раз такой взгляд, взгляд на сухую математику через
призму житейских и бытовых задач и позволяет развивать математическую
функциональную грамотность у наших с вами учеников.
Сычев Иван Сергеевич,
учитель математики