Нестандартные метапредметные задачи как один из способов формирования математической грамотности обучающихся в 7-8 классах

06.12.2021

Выступление посвящено вопросу, который именно в таком прочтении появился относительно недавно, но, на самом деле далеко не нов. Речь идет о появившемся вместе с международным исследованием PISA понятием «функциональная грамотность», которая, согласно определению, понимается, в первую очередь, как умение использовать полученные навыки на практике при решении задач, которые ставит перед человеком жизнь. С другой стороны, фактически, ответ на этот вопрос – это ответ на вопрос, которые традиционно задают дети, когда начинают изучать тот или иной раздел или тему математики: «А зачем это мне надо?» И если учителю удастся найти достойный ответ и заинтересовать ребенка – то изучение материала и развитие функциональной грамотности обучающегося становятся гораздо более спокойным и продуктивным.

Итак, как же ответить на этот простой, но коварный вопрос? И вот тут нам на помощь приходит как раз та самая «нестандартность», о которой говорилось в заголовке. Надо просто позволить обучающимся самим ответить на этот вопрос – задав его первым! Да еще и метапредметность тут тоже сыграет на руку. Могу привести пример реально состоявшегося диалога:

 

Учитель: - Как вы считаете, нужна ли для изучения русского языка математика?

Ученик: - Да. Ведь не зная геометрии, точнее параллельных прямых, мы не сможем правильно подчеркнуть сказуемое!

 

Шутка? Да, шутка. Но в любой шутке – лишь доля шутки. И такие простые примеры и аналогии позволяют обучающимся задуматься, а что еще связывает между собой разные предметы школьного курса?

 Традиционно, математика очень легко и просто связывается со своей «сестрой» физикой. И «классические» задачи на нахождение средней скорости движения и на использование формулы S=Vt даже сложно отнести окончательно к тому или иному предмету. А можно ли сюда добавить еще какой         -либо школьный предмет? Можно! Например, перед повторением в 7 классе темы «Среднее арифметическое», можно дать к домашнему заданию еще и такое дополнение: «посчитайте количество шагов от Лицея до вашего дома, нам это понадобиться на следующем уроке». Пока все в пределах стандартного. Но задача на следующем уроке действительно становится необычной. Потому что я начинаю ее словами «Достаем свои смартфоны и открываем браузер или приложение «Карты» (Яндекс или Гугл, всегда можно обговорить это). Еще раз: «Достаем смартфоны», вместо «Убираем смартфоны». Даже слабо мотивированный ученик реагирует на такой вариант постановки задачи, как минимум, с любопытством. А дальше он включаются школьные предметы «Информатика и ИКТ» (поиск информации, работа с браузером, работа с приложениями) и «География» (Работа с картой, работа с масштабом). И задача тоже уже очевидна: построить ломаную-маршрут от Лицея до школы и получить расстояние по карте, длину пройденного пути. А теперь, разделив, это расстояние на количество шагов (во оно, домашнее задание!) мы получим среднюю длину шага. Тему «среднее арифметическое» в практическом аспекте – повторили! Да еще и на будущее заложили фундамент: теперь шагами можно померить стороны здания лицея и найти площадь, найти время движения и так далее, увязывая эту задачу с физикой.

Еще один пример задачи. Как математика связана с дизайном? Такой вопрос можно задать при изучении в 8 (по некоторым авторам в 9) классе квадратичной функции и ее графика. Суть проста: работая непосредственно с графиком функции у=х2 и смещая его по осям, добиться изображения эмблемы сети известных ресторанов. И как превратить эту эмблему в эмблему «Шаурмичной дяди Ашота»? Как показывает практика, школьники охотно решают такие задачи. А уж если позволить им пользоваться программами (или сайтами) для построения графиков – то работа еще и достаточно быстро идет.Хочу такой сайт

Как это не странно, но очень «крепкие» метапредметные связи у истории и математики. Очень четко это прослеживается в 5-6 классов. В математике – это время, когда изучаются модуль и положительные и отрицательные числа, в истории – рубеж тысячелетий и любой математик может составить задачу, например такого содержания:

 

«Арминий – вождь германского племени херусков, известен, в первую очередь, тем, что своей победой над римлянами в битве в Тевтобургском лесу развеял миф об их непобедимости, чем вдохновил другие народы на борьбу с завоевателями. Родился он в 16 году, а погиб в 21 году. Однако прожил 37 лет. Как такое могло быть?»

 

Понятно, что такой вопрос заставляет задуматься, заинтересоваться и начать искать сведения об этой исторической личности, а затем и объяснение, связанное с положительными (годы нашей эры) и отрицательными числами.

Более старшие дети, 7-8 класс уже знакомы с крепостным правом на Руси и даже с тем, что из него можно было выкупиться. Но, само собой, тут необходимо было взять ссуду у государства. Это с точки зрения предмета «Истории России». А сточки зрения предмета «Математика» – это классическая задача на использование сложных процентов. Более того – это пропедевтика такого важного фрагмента Единого Государственного экзамена по профильной математике, как «Экономическая задача». Да, для 7-8 классов она может быть и должна быть упрощена, однако сообщив детям о том, что задача аналогична задачам выпускного экзамена, и то, что они ее уже сейчас решили мы поднимаем самооценку ученика. И, что немаловажно, эта же задача (и это надо озвучивать) поможет сориентироваться – стоит ли брать кредит, если мы знаем его условия, сколько придется переплатить и какова будет реальная стоимость их новых смартфонов, если их покупать в кредит, взяв его непосредственно в магазине или все же в солидном финансовом учреждении.

Подводя итог, замечу, что нестандартные задачи – это не значит сложные. Скорее это те же самые задачи, которые использует педагог в своей повседневной работе, только либо «завернутые в красивую обертку» или рассмотренные со стороны нашей реальной жизни. И вот как раз такой взгляд, взгляд на сухую математику через призму житейских и бытовых задач и позволяет развивать математическую функциональную грамотность у наших с вами учеников.

Сычев Иван Сергеевич, 

учитель математики

Нестандартные метапредметные задачи 7-8 класс.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Приказ о внедрении системы наставничества педагогических работников в МАОУ_Лицей.pdf (скачать)
Дорожная карта реализации целевой модели наставничества на 2024-2025 учебный год.pdf (скачать)
Приказ о назначении наставников на 2024-2025 учебный год.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».