Советы родителям: принятие решения о выборе профессии
02.09.2024
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке
и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно
помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от
лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее
подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто
поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста,
менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ,
но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия,
коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с
профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание –
журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение
вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только
написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к
брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда
соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в
которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение
состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к
физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд
строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее
зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит
к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и
характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике
профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации,
учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность
профессионального выбора подростка:
-
нередко родители активно предлагают, а
иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных
обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они
пытаются реализовать свою мечту;
-
часто родительские советы можно объединить
под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь
лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
-
еще одно родительское заблуждение –
представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить
их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо
оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего
образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и
склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им
уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть
достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с
заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах,
способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо
проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие
профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый
день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им
профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные
в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где
можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов
профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки
каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и
просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай
затруднения в реализации основного плана.