10.09.2022
Математическая составляющая в формировании финансовой грамотности
Вопросы финансовой
грамотности в современном мире приобретают особую актуальность и крайне важно,
чтобы выпускники наших школ получали необходимые знания и умения использования
своих финансов и пользования финансовыми услугами.
8 сентября 2016 г. было подписано
Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской
Федерации и Банком России в области организации и проведения мероприятий,
направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся России. Совместная
деятельность направлена на пропаганду финансовой грамотности среди педагогов и на
выявление одаренных и талантливых детей в области финансовой грамотности через
проведение конкурсов.
Сегодня примерная основная
образовательная программа основного и среднего общего образования уже содержит
модули по основам финансовой грамотности. Курс может преподаваться в рамках
обязательных предметов – обществознание, экономика и финансовая грамотность. В
содержании учебников обществознания для 6, 7, 8, 11 классов уже сейчас
присутствует информация о личном финансовом планировании, расходах и доходах
семьи, разъяснения о функциях финансового рынка, о видах банков, о депозите,
кредите, о преимуществах мобильного банкинга, о правилах пользования банковской
картой, о налогах и о своей будущей пенсии и о многих других составляющих
финансовой грамотности.
Но, оперировать только понятийным
аппаратом – мало! Нужно понимать и его практическую сторону. Сегодня не каждый
выпускник современной общеобразовательной школы может
рассчитывать, прогнозировать, оценивать риски финансовых вложений. Финансовая
грамотность формируется не только при изучении курса обществознания. Особая
роль принадлежит математике. Математические навыки необходимы
для решения основных финансовых задач. Через решение практико-ориентированных
финансовых задач, позволяющих соотнести теорию школьного курса математики и
различные задачи с жизненными ситуациями, с которыми приходится реально сталкиваться
школьникам. Большая часть
экономических финансовых задач строится на традиционном материале школьного
курса математики – на уравнениях, функциях, графиках, неравенствах и т.д.
Решение задач – это одна из
составляющих не только математического образования, но и экономического. Без точных
расчетов нельзя осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания
графиков невозможно понять смысл финансовых прогнозов. Коммерческие расчеты
помогают ученику видеть практическую направленность математики. Простейшие
задачи иллюстрируют экономические модели, которые встречаются в жизни.
Для достижения этой
цели необходимо постепенно вводить экономические задачи различной тематики в
учебный курс не только математики, но и обществознания, экономики и финансовой
грамотности.
К сожалению, недостаточно в учебниках
финансовых задач, но сегодня такие задачи представлены в открытых банках
заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и математике. Задания с финансовой составляющей
включены в состав контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию,
и освоение финансовой грамотности будет способствовать успешной сдаче
государственной аттестации.
И еще
один аспект реализации программы по финансовой грамотности на уроках, она даст
ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни?». Таким
образом, формирование финансовой грамотности не только будет способствовать социальной
адаптации учащихся, но и показывать
применение математических знаний и умений, полученных на уроках, в повседневной
жизни.
Для
успешного усвоения экономического материала в средней школе,
необходимо решать экономические и финансовые задачи уже с начальной школы.
Формы представления материала должны быть такими, чтобы заинтересовать ребенка
на протяжении всего срока обучения.
Для детей
младшего школьного возраста актуально проведение различных игр на экономическую
тематику, которые будут стимулировать самостоятельность, умение ориентироваться
в различных ситуациях. Также игры обычно способствуют поддержанию интереса к
предмету.
Для старших
классов актуален «Метод кейсов» - техника обучения, использующая описание
реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны
исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения
и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале
или же приближены к реальной ситуации. Основной трудностью использования
кейс-метода является сложность при его составлении. Но, по выводам учителей,
применяющих их, данный метод является самым эффективным для формирования
финансовой грамотности учащихся.
Особое
место для учителей занимает проектная деятельность. Это создание с детьми
индивидуальных, групповых проектов, краткосрочных и долгосрочных. Планирование создания
и реализации проекта строится с учетом способностей, интересов, потребностей
ученика. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое
решение поставленного финансового вопроса.
Очень важно учесть,
что на протяжении обучения решению подобных задач через дискуссию ученик должен
приходить к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться
финансами. Только в этом случае будет происходить не только практическое
применение знаний, но формировании финансовой грамотности.
Быкова И.В.,
учитель истории, обществознания и права