06.04.2024
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, УЧАЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ!
В ШКОЛЕ РАБОТАЕТ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ)
Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.
Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
Задачами деятельности школьной службы примирения (медиации) являются:
1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.
2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Службе
школьной медиации
МАОУ «Лицей»
г.о.Реутов
Общие положения
1. Служба медиации (примирения) в
образовательной организации (далее – служба медиации) является добровольным
объединением педагогов и родителей (законных представителей), а также
обучающихся общеобразовательной организации и действует в соответствии с
приказом директора образовательной организации в рамках образовательной,
воспитательной и внеурочной деятельности.
2. Служба медиации действует на
основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава
образовательной организации и настоящего Положения.
Цели и задачи
службы медиации
Основными целями службы медиации
являются:
·
воспитание
культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном
подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание
уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на
удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб
чужим;
·
создание
благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации
личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
·
помощь
в разрешении конфликтных ситуаций, в т.ч. связанных с правонарушениями на
основе принципов понимающей и восстановительной медиации с целью снижения
количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи службы
медиации:
·
просвещение
участников образовательных отношений о методе медиации, восстановительных и
примирительных практик, мотивирование их на использование медиативного и
восстановительного подходов в своей повседневной деятельности, в том числе и в
воспитательном и образовательном процессах при разрешении конфликтов в
образовательной среде;
·
повышение
конфликтологической компетентности и формирование правовой культуры участников
образовательного процесса, продвижение в образовательной организации принципов
и ценностей медиативного и восстановительного подходов в урегулировании
конфликтов;
·
создание
условий психологически безопасного образовательного пространства, профилактика
агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика
преступности среди несовершеннолетних;
·
проведение
процедур медиации и групповых примирительных программ для участников конфликтов
(споров): между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами и
родителями, детьми и родителями (законными представителями).
Принципы
деятельности службы медиации
Деятельность служб медиации основана
на следующих принципах:
·
принцип
добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников-волонтёров в
организации работы службы медиации, так и обязательное согласие сторон,
вовлечённых в конфликт, на участие в процедуре медиации и примирительных
программах;
·
принцип
конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать
полученные в ходе программ сведения, исключение составляет информация о
возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
·
принцип
нейтральности, запрещающий службам медиации принимать сторону одного из
участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не
выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является
независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Порядок
формирования службы медиации
2.
Руководителем службы медиации является педагог-психолог, на которого
возлагаются обязанности приказом директора образовательной организации.
Порядок работы
службы медиации
1.
Служба медиации получает информацию о конфликтной ситуации или правонарушении
от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы медиации,
родителей (законных представителей).
2.
Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности проведения
медиации, восстановительных и примирительных программ в каждом конкретном
случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются
должностное лицо школы.
3.
Процедура медиации или групповая восстановительная или примирительная программа
начинается в случае согласия конфликтующих сторон. Если действия одной или
обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения
программы также необходимо согласие родителей.
4.
В случае если процедура медиации или групповая восстановительная или примирительная
программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении
ставится в известность администрация школы, и при необходимости производится
согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы
медиации.
6.
Применение медиативных процедур и проведение восстановительных программ
осуществляется в рамках воспитательной деятельности и во внеурочное время.
7.
Процедура медиации или групповая примирительная программа не может проводиться
по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними
проявлениями жестокости.
8. Служба медиации самостоятельно определяет
сроки и этапы проведения процедуры медиации или программы в каждом отдельном
случае.
9.
В случае если в ходе процедуры медиации или групповой примирительной (восстановительной)
программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты
могут фиксироваться в медиативном (примирительном) соглашении.
10.
При необходимости служба медиации передает копию медиативного соглашения администрации
школы.
11.
Служба медиации осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на
себя сторонами в медиативном (примирительном) соглашении, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба медиации помогает сторонам осознать причины трудностей и
пути их преодоления.
12.
При необходимости служба медиации содействует в предоставлении участникам
процедуры медиации или групповой примирительной программы доступа к услугам по
социальной реабилитации.
Организация
деятельности службы примирения
1.
Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется
помещение для сборов и проведения процедуры медиации и примирительных программ,
а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие, как оборудование,
оргтехника, средства информации и другие.
2.
Должностные лица образовательной организации оказывают службе медиации
содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
школьников.
3.
Администрация образовательной организации содействует службе медиации в
организации взаимодействия с социальными службами и другими межведомственными
организациями.
4.
В случае если процедура медиации или групповая примирительная программа проводилась
по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательной
организации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела медиативного
соглашения, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих
личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
Функциональные
обязанности членов службы медиации
Руководитель:
·
осуществляет
общее руководство деятельностью службы медиации;
·
планирует
работу службы медиации;
·
осуществляет
взаимодействие с администрацией образовательной организации, органами
внутренних дел и другими ведомствами и организациями;
·
отвечает
за качество и эффективную деятельность службы медиации;
·
анализирует
работу службы медиации;
·
проводит обучающие мероприятия по
медиации для педагогических работников, обучающихся-волонтёров, заместителя
директора по УВР, социального педагога, педагогов, прошедших обучение
проведению медиаций и примирительных программ, сотрудников подразделений по
делам несовершеннолетних органов внутренних дел и советника директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Члены службы
медиации:
·
проводят
предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
·
проводят
процедуры медиации и другие примирительные программы;
·
ведут
журнал регистрации конфликтных ситуаций.
Заключительные
положения
1.
Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения директором
образовательной организации.
2.
Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательной
организации по предложению службы медиации или органов самоуправления.
Службы школьной медиации
МАОУ «Лицей»
на 2023 – 2024 учебный год
Название
работы |
Условия
проведения |
Срок
проведения |
Ответственные |
|
Психолого-педагогическое просвещение и
профилактика создания конфликтных ситуаций |
||||
1 |
Выступления: 1) Повышение конфликтологической
компетентности педагогов 2) Профилактика агрессии и
агрессивного поведения детей и подростков |
Педсовет |
Декабрь Март |
Педагоги-психологи, заместитель
директора по УВР |
2 |
Выступления: 1) Повышение конфликтологической
компетентности и формирование правовой культуры родителей. 2) Профилактика агрессии и
агрессивного поведения детей и подростков. |
Родительские собрания |
Октябрь Март |
Педагоги-психологи, классный
руководитель, социальный педагог |
3 |
Профилактика преступности среди
несовершеннолетних |
Классные часы в 5-8-х классах |
В течение года |
Классные руководители,
педагоги-психологи, социальный педагог, |
4 |
Проведение классных часов по
формированию благоприятного психологического климата в классе. Формирование навыков
бесконфликтного взаимодействия между одноклассниками, обучение
конструктивному общению. |
5-11 классы |
В течение года |
Педагоги-психологи, классные
руководители, обучающиеся-волонтеры. |
Консультирование СШМ |
||||
1 |
Консультации педагогов |
Индивидуальные
консультации |
В
течение года |
Педагоги-психологи, заместитель
директора по УВР, социальный педагог, обучающиеся-волонтеры. |
2 |
Консультации родителей |
|||
3 |
Консультации учащихся |
|||
Организационно-методическая работа |
||||
1 |
Самообразование. Изучение
литературы по темам:
|
|||
2 |
Подготовка материалов к
проведению диагностических исследований, родительских собраний, подготовка выступлений
на педагогических советах. Подготовка к семинарам, занятиям, консультациям. |
|||
3 |
Оформление документации |
В плане возможны изменения в связи
с запросами педагогов, администрации и родителей.