РП геометрия 7-9 (базовый уровень) ФГОС 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР

директор

ЛМО учителей математики и
информатики
Руководитель ЛМО
______________Сычев И.С.

_____________Синицкая И.В. _____________Беляевская С.К.

Протокол №6 от 29.06.22

Приказ №83-П от 30.06.22

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Геометрия»
для 7-9 классов
основного общего образования
базовый уровень изучения

Составители: Сычев Иван Сергеевич, Гришко Галина Александровна,
Ковальчук Мария Дмитриевна, Торбина Светлана Юрьевна,
учителя математики

Реутов 2022
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 7-9 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития
математического образования в Российской Федерации.
Цели изучения учебного курса «Геометрия»
Приоритетными целями обучения геометрии в 7-9 классах являются:
-

-

-

-

формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая
фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и
перспективность математического образования обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры
человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению
математики;
формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных
жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления
зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать
математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения
практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные
результаты.
Общая характеристика учебного курса

Основные линии содержания курса математики в 7-9 классах – арифметическая и
геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной
логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Учебный курс «Геометрия» в 7-9 классах включает следующие основные разделы
содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических
величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения
плоскости» и «Преобразования подобия»
Место учебного курса в учебном плане
Учебный план лицея на изучение геометрии на базовом уровне отводит 2 учебных
часа в неделю, 68 учебных часов в 7-8 классах и 66 учебных часов в 9 классе, всего за три
года обучения – 202 часа.
Учебно-тематический план
№

Название темы

1.

Простейшие геометрические фигуры и их
свойства. Измерение геометрических величин
Треугольники
Параллельные прямые, сумма углов треугольника
Окружность и круг. Геометрические построения
Четырехугольники

2.
3.
4.
5.

общее
14
22
14
14
12

Количество часов
7 класс 8 класс 9 класс
14
22
14
14
12
2

6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных
отрезках, подобные треугольники
Площадь. Нахождение площадей треугольников и
многоугольных фигур. Площади подобных фигур.
Теорема Пифагора и начала тригонометрии
Углы в окружности. Вписанные и описанные
четырехугольники. Касательные к окружности.
Касание окружностей
Тригонометрия. Теоремы косинусов и синусов.
Решение треугольников
Преобразование подобия. Метрические
соотношения в окружности
Векторы
Декартовы координаты на плоскости
Правильные многоугольники. Длина окружности
и площадь круга. Вычисление площадей
Движения плоскости
Повторение и обобщение знаний
Итого

15

15

14

14

10
13

10
13

16

16

10

10

12
9
8

12
9
8

6
15
202

4
68

4
68

6
5
66

Содержание учебного предмета «Геометрия»
7 класс
Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов.
Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность
и перпендикулярность прямых.
Симметричные фигуры. Основные свойства осевой симметрии. Примеры симметрии в
окружающем мире.
Основные построения с помощью циркуля и линейки.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства. Равнобедренный и
равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.
Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства
треугольников.
Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние
углы треугольника.
Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника,
проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Прямоугольный треугольник с углом в 30 градусов.
Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной,
теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.
Геометрическое место точек. Биссектриса угла и серединный перпендикуляр к
отрезку как геометрические места точек.
Окружность и круг, хорда и диаметр, их свойства. Взаимное расположение
окружности и прямой. Касательная и секущая к окружности. Окружность, вписанная в угол.
Вписанная и описанная окружности треугольника.
8 класс
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи
параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция,
равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
Метод удвоения медианы. Центральная симметрия.
Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках. Средние линии
треугольника и трапеции. Центр масс треугольника.
3

Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Применение подобия при решении практических задач.
Свойства площадей геометрических фигур. Формулы для площади треугольника,
параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур.
Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач.
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное
тригонометрическое тождество. Тригонометрические функции углов в 300, 450 и 600.
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Углы между
хордами и секущими. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение
двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям.
9 класс
Синус, косинус, тангенс углов от 0 до 1800. Основное тригонометрическое тождество.
Формулы приведения.
Решение треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение
практических задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов.
Преобразование подобия. Подобие соответственных элементов.
Теорема о произведении отрезков хорд, теоремы о произведении отрезков секущих,
теорема о квадрате касательной.
Вектор, длина (модуль) вектора, сонаправленные векторы, противоположно
направленные векторы, коллинеарность векторов, равенство векторов, операции над
векторами. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора.
Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и углов.
Декартовы координаты на плоскости. Уравнения прямой и окружности в координатах,
пересечение окружностей и прямых. Метод координат и его применение.
Правильные многоугольники. Длина окружности. Градусная и радианная мера угла,
вычисление длин дуг окружностей.
Площадь круга, сектора, сегмента.
Движения плоскости и внутренние симметрии фигур (элементарные представления).
Параллельный перенос. Поворот.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия».
Освоение учебного предмета «Геометрия» должно обеспечивать достижение
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Геометрия»
характеризуются:
Патриотическое воспитание:
-

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической
школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

-

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений
науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:

-

установкой на активное участие в решении практических задач математической
4

направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
-

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений;
умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:

-

-

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания
мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-

-

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:

-

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-

-

-

обучающегося

к

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Геометрия»
характеризуются
овладением
универсальными
познавательными
действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными
действиями.
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
5

применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
-

-

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями;
формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать
собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:

-

-

-

-

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое
и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей
объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:

-

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.

Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
-

-

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,
давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои
6

-

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Сотрудничество:

-

-

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности,
планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы;
обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.);
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
-

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:

-

-

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.
Предметные результаты
7 класс

-

-

-

Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение,
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять
линейные и угловые величины. Решать задачи на вычислении длин отрезков и величин
углов.
Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни,
размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.
Строить чертежи к геометрическим задачам.
Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства
равнобедренных треугольников при решении задач.
Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы,
проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических
задач.
Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая.
7

-

-

-

Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной
прямой до точек другой прямой.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в
геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и
многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных
прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и
серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности,
пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр.
Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной
точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в
одной точке.
Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о
перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический
смысл.
Проводить основные геометрические построения с помощью
циркуля и линейки.
8 класс

-

-

-

-

-

Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их
свойствами при решении геометрических задач.
Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении
задач.
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при
решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о
пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач.
Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач.
Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж
и находить соответствующие длины.
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного
треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач.
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных
фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в
практических задачах.
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных
углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при
решении геометрических задач.
Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного
четырёхугольника при решении задач.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач
реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и
тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
9 класс

-

-

Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные
элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»).
Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений.
Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для
8

-

-

-

-

-

нахождения соотношений между тригонометрическими величинами.
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов
треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических
задач.
Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных
фигур. Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и
находить углы у подобных фигур. Применять свойства подобия в практических задачах.
Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире.
Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков
секущих, о квадрате касательной.
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять
их в решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение
векторов для нахождения длин и углов.
Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении
геометрических и практических задач.
Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги
окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей.
Применять полученные умения в практических задачах.
Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в
простейших случаях.
Применять полученные знания на практике – строить математические модели для задач
реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и
тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором).

9

Тематическое планирование
7 класс
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы и
количество часов,
отводимое на их
изучение
Простейшие
геометрические
фигуры и их
свойства. Измерение
геометрических
величин (14 ч)

Треугольники (22 ч)

Учебное содержание

Простейшие геометрические объекты:
точки, прямые, лучи и углы,
многоугольник, ломаная.
Смежные и вертикальные углы.
Работа с простейшими чертежами.
Измерение линейных и угловых величин,
вычисление отрезков и углов.
Периметр и площадь фигур, составленных
из прямоугольников

Понятие о равных треугольниках и

Основные виды деятельности
обучающихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)
Формулировать основные понятия и
определения.
Распознавать изученные геометрические
фигуры, определять их взаимное
расположение, выполнять чертёж по
условию задачи.
Проводить простейшие построения с
помощью циркуля и линейки.
Измерять линейные и угловые величины
геометрических и практических
объектов.
Определять «на глаз» размеры реальных
объектов, проводить грубую оценку их
размеров.
Решать задачи на вычисление длин
отрезков и величин углов.
Решать задачи на взаимное
расположение геометрических фигур.
Проводить классификацию углов,
вычислять линейные и угловые
величины, проводить необходимые
доказательные рассуждения.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Распознавать пары равных

Основные направления
воспитательной
деятельности

-

-

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
10

первичные представления о равных
(конгруэнтных) фигурах. Три признака
равенства треугольников.
Признаки равенства прямоугольных
треугольников. Свойство медианы
прямоугольного треугольника.
Равнобедренные и равносторонние
треугольники. Признаки и свойства
равнобедренного треугольника.
Против большей стороны треугольника
лежит больший угол.
Простейшие неравенства в геометрии.
Неравенство треугольника. Неравенство
ломаной.
Прямоугольный треугольник с углом в 300.
Первые понятия о доказательствах в
геометрии

Параллельные прямые, их свойства, Пятый
Параллельные
прямые, сумма углов постулат Евклида.
Накрест лежащие, соответственные и
треугольника (14 ч)
односторонние углы (образованные при
пересечении параллельных прямых
секущей).
Признак параллельности прямых через
равенство расстояний от точек одной
прямой до второй прямой.
Сумма углов треугольника и

треугольников на готовых чертежах (с
указанием признаков).
Выводить следствия (равенств
соответствующих элементов) из равенств
треугольников.
Формулировать определения:
остроугольного, тупоугольного,
прямоугольного, равнобедренного,
равностороннего треугольников;
биссектрисы, высоты, медианы
треугольника; серединного
перпендикуляра отрезка; периметра
треугольника.
Формулировать свойства и признаки
равнобедренного треугольника.
Строить чертежи, решать задачи с
помощью нахождения равных
треугольников.
Применять признаки равенства
прямоугольных треугольников в задачах.
Использовать цифровые ресурсы для
исследования свойств изучаемых фигур.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Формулировать понятие параллельных
прямых, находить практические
примеры.
Изучать свойства углов, образованных
при пересечении параллельных прямых
секущей.
Проводить доказательства
параллельности двух прямых с помощью
углов, образованных при пересечении
этих прямых третьей прямой.

-

-

-

-

воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
11

многоугольника.
Внешние углы треугольника

Окружность и круг.
Геометрические
построения (14 ч)

Окружность, хорды и диаметры, их
свойства. Касательная к окружности.
Окружность, вписанная в угол. Понятие о
ГМТ, применение в задачах. Биссектриса и
серединный перпендикуляр как
геометрические места точек.
Окружность, описанная около
треугольника. Вписанная в треугольник
окружность.
Простейшие задачи на построение

Вычислять сумму углов треугольника и
многоугольника.
Находить числовые и буквенные
значения углов в геометрических задачах
с использованием теорем о сумме углов
треугольника и многоугольника.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Формулировать определения:
окружности, хорды, диаметра и
касательной к окружности. Изучать их
свойства, признаки, строить чертежи.
Исследовать, в том числе используя
цифровые ресурсы: окружность,
вписанную в угол; центр окружности,
вписанной в угол; равенство отрезков
касательных.
Использовать метод ГМТ для
доказательства теорем о пересечении
биссектрис углов треугольника и
серединных перпендикуляров к сторонам
треугольника с помощью ГМТ.
Овладевать понятиями вписанной и
описанной окружностей треугольника,
находить центры этих окружностей.
Решать основные задачи на
построение: угла, равного данному;
серединного перпендикуляра данного
отрезка; прямой, проходящей через
данную точку и перпендикулярной
данной прямой; биссектрисы данного
угла; треугольников по различным
элементам.
Знакомиться с историей развития

-

-

-

культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание

12

Повторение,
обобщение знаний
(4 ч)
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы и
количество часов,
отводимое на их
изучение
Четырёхугольники
(12 ч)

Теорема Фалеса и
теорема о
пропорциональных
отрезках, подобные

Повторение и обобщение основных
понятий и методов курса 7 класса

геометрии
Решать задачи на повторение,
иллюстрирующие связи между
различными частями курса
8 класс

Учебное содержание

Параллелограмм, его признаки и свойства.
Частные случаи параллелограммов
(прямоугольник, ромб, квадрат), их
признаки и свойства.
Трапеция. Равнобокая прямоугольная
трапеции.
Удвоение медианы. Центральная симметрия

Теорема Фалеса и теорема о
пропорциональных отрезках.
Средняя линия треугольника.
Трапеция, её средняя линия.

Основные виды деятельности
обучающихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)
Изображать и находить на чертежах
четырёхугольники разных видов и их
элементы.
Формулировать определения:
параллелограмма, прямоугольника,
ромба, квадрата, трапеции, равнобокой
трапеции, прямоугольной трапеции.
Доказывать и использовать при
решении задач признаки и свойства:
параллелограмма, прямоугольника,
ромба, квадрата, трапеции, равнобокой
трапеции, прямоугольной трапеции.
Применять метод удвоения медианы
треугольника.
Использовать цифровые ресурсы для
исследования свойств изучаемых фигур.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Проводить построения с помощью
циркуля и линейки с использование
теоремы Фалеса и теоремы о
пропорциональных отрезках, строить

-

Основные направления
воспитательной
деятельности

-

-

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
13

треугольники (15 ч)

Площадь.
Нахождение
площадей
треугольников и
многоугольных
фигур. Площади
подобных фигур (14
ч)

Пропорциональные отрезки, построение
четвёртого пропорционального отрезка.
Свойства центра масс в треугольнике.
Подобные треугольники. Три признака
подобия треугольников.
Практическое применение подобия.

Понятие об общей теории площади.
Формулы для площади треугольника,
параллелограмма. Отношение площадей
треугольников с общим основанием или
общей высотой.
Вычисление площадей сложных фигур
через разбиение на части и достроение.
Площади фигур на клетчатой бумаге.
Площади подобных фигур. Вычисление
площадей. Задачи с практическим
содержанием. Решение задач с помощью
метода вспомогательной площади

четвёртый пропорциональный отрезок.
Проводить доказательство того, что
медианы треугольника пересекаются в
одной точке, и находить связь с центром
масс, находить отношение, в котором
медианы делятся точкой их пересечения.
Находить подобные треугольники на
готовых чертежах с указанием
соответствующих признаков подобия.
Решать задачи на подобные
треугольники с помощью
самостоятельного построения чертежей
и нахождения подобных треугольников.
Проводить доказательства с
использованием признаков подобия.
Доказывать три признака подобия
треугольников.
Применять полученные знания при
решении геометрических и практических
задач.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Овладевать первичными
представлениями об общей теории
площади (меры), формулировать
свойства площади, выяснять их
наглядный смысл.
Выводить формулы площади
параллелограмма, треугольника,
трапеции из формулы площади
прямоугольника (квадрата).
Выводить формулы площади выпуклого
четырёхугольника через диагонали и
угол между ними.

-

-

-

-

Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
14

Теорема Пифагора и Теорема Пифагора, её доказательство и
применение. Обратная теорема Пифагора.
начала
тригонометрии (10 ч) Определение тригонометрических функций
острого угла, тригонометрические
соотношения в прямоугольном
треугольнике. Основное
тригонометрическое тождество.
Соотношения между сторонами в
прямоугольных треугольниках с углами в
450 и 450; 300 и 600

Находить площади фигур,
изображённых на клетчатой бумаге,
использовать разбиение на части и
достроение.
Разбирать примеры использования
вспомогательной площади для решения
геометрических задач.
Находить площади подобных фигур.
Вычислять площади различных
многоугольных фигур.
Решать задачи на площадь с
практическим содержанием
Доказывать теорему Пифагора,
использовать её в практических
вычислениях.
Формулировать определения
тригонометрических функций острого
угла, проверять их корректность.
Выводить тригонометрические
соотношения в прямоугольном
треугольнике.
Исследовать соотношения между
сторонами прямоугольных
треугольниках с углами в 45° и
45°; 30° и 60°.
Использовать формулы приведения и
основное тригонометрическое тождество
для нахождения соотношений между
тригонометрическими функциями
различных острых углов.
Применять полученные знания и умения
при решении практических задач.
Знакомиться с историей развития
геометрии

-

Экологическое
воспитание

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание

-

-

15

Углы в окружности.
Вписанные и
описанные
четырехугольники.
Касательные к
окружности. Касание
окружностей
(13 ч)

Повторение,
обобщение знаний (4
ч)
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы и
количество часов,
отводимое на их
изучение
Тригонометрия.
Теоремы косинусов
и синусов. Решение
треугольников (16 ч)

Вписанные и центральные углы, угол
между касательной и хордой. Углы между
хордами и секущими.
Вписанные и описанные четырёхугольники,
их признаки и свойства. Применение этих
свойств при решении геометрических задач.
Взаимное расположение двух окружностей.
Касание окружностей

Формулировать основные определения,
связанные с углами в круге (вписанный
угол, центральный угол).
Находить вписанные углы, опирающиеся
на одну дугу, вычислять углы с
помощью теоремы вписанных углах,
теоремы о вписанном четырёхугольнике,
теоремы о центральном угле.
Исследовать, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, вписанные и
описанные четырёхугольники, выводить
их свойства и признаки.
Использовать эти свойства и признаки
при решении задач
Повторение основных понятий и методов
Решать задачи на повторение,
курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний
иллюстрирующие связи между
различными частями курса
9 класс

Учебное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся при изучении темы (на
уровне учебных действий)

Определение тригонометрических функций
углов от 00 до 1800.
Косинус и синус прямого и тупого угла.
Теорема косинусов. (Обобщённая) теорема
синусов (с радиусом описанной
окружности). Нхождение длин сторон и
величин углов треугольников.
Формула площади треугольника через две
стороны и угол между ними. Формула

Формулировать определения
тригонометрических функций тупых и
прямых углов.
Выводить теорему косинусов и теорему
синусов (с радиусом описанной
окружности).
Решать треугольники.
Решать практические задачи,
сводящиеся к нахождению различных

-

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание

-

Основные направления
воспитательной
деятельности

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
16

площади четырёхугольника через его
диагонали угол между ними.
Практическое применение доказанных
теорем
Преобразование
подобия.
Метрические
соотношения в
окружности (10 ч)

Векторы (12 ч)

Понятие о преобразовании подобия.
Соответственные элементы подобных
фигур.
Теорема о произведении отрезков хорд,
теорема о произведении отрезков секущих,
теорема о квадрате касательной.
Применение в решении геометрических
задач

элементов треугольника

Осваивать понятие преобразования
подобия.
Исследовать отношение линейных
элементов фигур при преобразовании
подобия. Находить примеры подобия в
окружающей действительности.
Выводить метрические соотношения
между отрезками хорд, секущих и
касательных с использованием
вписанных углов и подобных
треугольников.
Решать геометрические задачи и задачи
из реальной жизни с использованием
подобных треугольников
Определение векторов, сложение и разность Использовать векторы как
векторов, умножение вектора на число.
направленные отрезки, исследовать
Физический и геометрический смысл
геометрический (перемещение)
векторов.
и физический (сила) смыслы векторов.
Разложение вектора по двум
Знать определения суммы и разности
неколлинеарным векторам. Координаты
векторов, умножения вектора на число,
вектора.
исследовать геометрический и
Скалярное произведение векторов, его
физический смыслы этих операций.
применение для нахождения длин и углов.
Решать геометрические задачи с
Решение задач с помощью векторов.
использованием векторов.
Применение векторов для решения задач
Раскладывать вектор по двум
кинематики и механики
неколлинеарным векторам.
Использовать скалярное произведение
векторов, выводить его основные
свойства.

-

-

-

Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.
Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

17

Декартовы
координаты на
плоскости (9 ч)

Правильные
многоугольники.
Длина окружности и
площадь круга.
Вычисление
площадей (8 ч)

Декартовы координаты точек на плоскости.
Уравнение прямой. Угловой коэффициент,
тангенс угла наклона, параллельные и
перпендикулярные прямые.
Уравнение окружности. Нахождение
координат точек пересечения окружности и
прямой.
Метод координат при решении
геометрических задач.
Использование метода координат в
практических задачах

Правильные многоугольники, вычисление
их элементов. Число π и длина окружности.
Длина дуги окружности. Радианная мера
угла.
Площадь круга и его элементов (сектора и
сегмента). Вычисление площадей фигур,
включающих элементы круга

Вычислять сумму, разность и скалярное
произведение векторов в координатах.
Применять скалярное произведение для
нахождения длин и углов
Осваивать понятие прямоугольной
системы координат, декартовых
координат точки.
Выводить уравнение прямой и
окружности. Выделять полный квадрат
для нахождения центра и радиуса
окружности по её уравнению.
Решать задачи на нахождение точек
пересечения прямых и окружностей с
помощью метода координат.
Использовать свойства углового
коэффициента прямой при решении
задач, для определения расположения
прямой.
Применять координаты при решении
геометрических и практических задач,
для построения математических моделей
реальных задач («метод координат»).
Пользоваться для построения и
исследований цифровыми ресурсами.
Знакомиться с историей развития
геометрии
Формулировать определение
правильных многоугольников, находить
их элементы.
Пользоваться понятием длины
окружности, введённым с помощью
правильных многоугольников,
определять число π, длину дуги и
радианную меру угла.

-

-

-

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание.

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
18

Движения плоскости
(6 ч)

Повторение,
обобщение,
систематизация
знаний (7 ч)

Понятие о движении плоскости.
Параллельный перенос, поворот и
симметрия. Оси и центры симметрии.
Простейшие применения в решении задач

Повторение основных понятий и методов
курсов 7—9 классов, обобщение и
систематизация знаний.
Простейшие геометрические фигуры и их
свойства. Измерение геометрических
величин.
Треугольники.
Параллельные и перпендикулярные

Проводить переход от радианной меры
угла к градусной и наоборот.
Определять площадь круга.
Выводить формулы (в градусной и
радианной мере) для длин дуг, площадей
секторов и сегментов.
Вычислять площади фигур,
включающих элементы окружности
(круга).
Находить площади в задачах реальной
жизни
Разбирать примеры, иллюстрирующие
понятия движения, центров и осей
симметрии.
Формулировать определения
параллельного переноса, поворота и
осевой симметрии. Выводить
их свойства, находить неподвижные
точки.
Находить центры и оси симметрий
простейших фигур.
Применять параллельный перенос и
симметрию при решении геометрических
задач (разбирать примеры).
Использовать для построения и
исследований цифровые ресурсы
Оперировать понятиями: фигура,
точка, прямая, угол, многоугольник,
равнобедренный и равносторонний
треугольники, прямоугольный
треугольник, медиана, биссектриса и
высота треугольника, параллелограмм,
ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция;
окружность, касательная; равенство и

-

-

-

-

среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание

Патриотическое
воспитание.
Ценности научного
познания.
Адаптация
обучающегося к
изменяющимся
условиям социальной
среды.
Формирование
культуры здоровья.
Трудовое воспитание.
Экологическое
воспитание
Ценности научного
познания.
Трудовое воспитание

19

прямые.
Окружность и круг. Геометрические
построения. Углы в окружности.
Вписанные и описанные окружности
многоугольников.
Прямая и окружность.
Четырёхугольники. Вписанные и
описанные четырехугольники.
Теорема Пифагора и начала тригонометрии.
Решение общих треугольников.
Правильные многоугольники.
Преобразования плоскости. Движения.
Подобие. Симметрия.
Площадь. Вычисление площадей.
Площади подобных фигур.
Декартовы координаты на плоскости.
Векторы на плоскости

подобие фигур, треугольников;
параллельность и перпендикулярность
прямых, угол между прямыми,
симметрия относительно точки и прямой;
длина, расстояние, величина угла,
площадь, периметр.
Использовать формулы: периметра и
площади многоугольников, длины
окружности и площади круга, объёма
прямоугольного параллелепипеда.
Оперировать понятиями:
прямоугольная система координат,
вектор; использовать эти понятия для
представления данных и решения задач, в
том числе из других учебных предметов.
Решать задачи на повторение основных
понятий, иллюстрацию связей между
различными частями курса. Выбирать
метод для решения задачи.
Решать задачи из повседневной жизни

20

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика:
-

Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /
А.Г.Мерзляк, В.М. Поляков. - М.: Вентана-Граф
Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /
А.Г.Мерзляк, В.М. Поляков. - М.: Вентана-Граф
Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /
А.Г.Мерзляк, В.М. Поляков. - М.: Вентана-Граф
Методические материалы для учителя:

-

Геометрия:7 класс: методическое пособие /Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф
Геометрия:8 класс: методическое пособие /Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф
Геометрия:9 класс: методическое пособие /Е.В.Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф

-

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Онлайн-сервис домашних заданий издательств «Просвещение» и LECTA
https://hw.lecta.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».