РП родной язык (русский) 5-9 класс (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО
учителей русского языка
и литературы

Заместитель директора по
УВР

Директор

Якушина Е.А.

Синицкая И.В.

Беляевская С.К.

Протокол №6 от 29.06.22

Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по родному языку (русскому)
5-9 класс
для 8-9 классов

Составители: Якушина Е.А., Михайлова Т.В., Курникова Е.В., Филина О.И.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 5-9 классов основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные
связи.
Курс преподается в объеме 84,5 часа за период на уровне основного общего
образования. Распределение часов по годам обучения:
 5 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
 6 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
 7 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
 8 класс – 0,5 часов в неделю (17 часов в год);
 9 класс – 0,5 часов в неделю (16,5 в год).
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы под редакцией О.М.
Александровой.
Состав УМК:
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
6 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной
язык.7 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,
2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
8 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
 О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, Ю.Н. Гостева,
И.Н. Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И.П. Васильевых. Русский родной язык.
9 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018
Цели обучения родному языку (русскому)
 воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
языковому наследию своего народа;
 познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения,
формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей
понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.
 осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом,
способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому
и познавательному развитию;
 формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного
языка народа;
2

 обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета.
Задачи обучения родному языку (русскому):
 формировать у обучающихся ценностное отношение к языку как хранителю культуры,
как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального
общения;
 усвоить знания о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоить базовые лингвистические понятия и их использование при
анализе и оценке языковых фактов;
 овладеть функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
 овладеть основными видами речевой деятельности, использовать возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания.
Учебно-тематический план
№
1

2

3

1

2

3

1

Количество часов
Количество часов
(авторская программа) (рабочая программа)
5 класс
Язык и культура. Русский язык –
20
6
национальный язык русского народа.
Роль родного языка в жизни человека.
Культура
речи.
Основные
20
4
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
30
7
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
70
17
Итог
6 класс
Язык и культура. Краткая история
20
5
русского литературного языка.
Диалекты как часть народной культуры.
Культура
речи.
Основные
20
5
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Типичные речевые
ошибки в использовании синонимов,
антонимов,
омонимов.
Варианты
грамматической нормы. Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
30
7
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
Функциональные
разновидности языка.
17
Итог
7 класс
20
5
Язык и культура.
Русский язык как развивающееся
явление. Связь исторического развития
языка с историей общества.
Название темы

3

2

3

1

2

3

1

2

Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и
грамматические нормы современного
русского языка. Паронимы и точность
речи.
Литературный
разговорный
варианты
грамматической
норы.
Речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
Традиции
русского
речевого общения. Коммуникативные
стратегии и тактики устного общения.
Текст, основные признаки текста.
Функциональные разновидности языка.
Итог
8 класс
Язык и культура. Исконно русская
лексика: слова общеиндоевропейского
фонда,
слова
праславянского
(общеславянского)
языка,
древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские
слова.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык
и
речь.
Виды
речевой
деятельности.
Типичные
акцентологические
ошибки
в
современной
речи.
Нормы
употребления терминов в научном
стиле речи. Активные процессы в
речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в
СМИ.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой
деятельности. Эффективные приёмы
слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы. Язык
художественной
литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том
числе
электронного),
страницы
дневника.
Итог
9 класс
Язык и культура. Русский язык как
зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры
ключевых слов (концептов) русской
культуры,
их
национальноисторическая значимость.
Культура
речи.
Основные
орфоэпические,
лексические
и

20

5

15

7

70

17

20

5

20

5

15

7

35

17

20

5

20

5
4

3

грамматические нормы современного
русского
языка.
Нарушение
орфоэпической
нормы
как
художественный приём.
Речевая избыточность и точность.
Тавтология.
Плеоназм.
Типичные
ошибки‚
связанные
с
речевой
избыточностью.
Современные
толковые
словари.
Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических
словарях и справочниках.
Речевой
этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой
деятельности.
Русский
язык
в
Интернете. Правила информационной
безопасности
при
общении
в
социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Итог

15

6,5

35

16,5

Планируемые результаты изучения по родному языку (русскому):
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования представляют собой: ценностные ориентации; личностные установки,
основанные на внутренней позиции; качества обучающегося, составляющие его устойчивые
личностные характеристики. Их развитие происходит в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения.
Личностные результаты включают
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
5











мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1. овладение познавательными универсальными учебными действиями:
 переводить практическую задачу в учебную;
 формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами,
мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
 выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и
эффективность выбранного алгоритма;
 самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи,
учитывать время, необходимое для этого;
 выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт,
проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
 формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта,
исследования, презентовать полученные результаты;
 использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и
отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
 осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений,
ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
 выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным
основаниям;
 осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
 распознавать ложные и истинные утверждения;
6

 устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения;
критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
 приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом
существующих точек зрения;
 использовать знаково-символические средства для представления информации и
создания несложных моделей изучаемых объектов;
 преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации,
а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и
др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
 строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять)
предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
 осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную
составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2. Овладение регулятивными действиями:
 самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая
целесообразные способы решения учебной задачи);
 оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
 осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения
способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
 владеть умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять
обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с
правилами речевого этикета;
 оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых
отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно
разрешать конфликты;
 осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
 устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
3. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:
 владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения
различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов:
определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его
создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать
логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для
раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
 владеть умениями участия в учебном диалоге – следить за соблюдением процедуры
обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога;
 определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание
коммуникации; учитывать особенности аудитории;
 соблюдать нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения
использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков
своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
 формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного
7

4.











и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом.
Овладение навыками работы с информацией:
выбирать, анализировать, ранжировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различного вида, давать оценку ее соответствия цели информационного
поиска;
находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система
Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника
(текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
работать с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую
и косвенную информацию;
распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный
учителем способ проверки достоверности информации;
определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы
ее проверки;
подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с
поставленной учебной задачей;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет;
участвовать в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать
полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.
Планируемые предметные результаты
5 класс
Обучающийся научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
8

 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 использовать различные словари;
 формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Обучающийся получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
6 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
9























заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
использовать различные виды словарей.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
7 класс
Обучающийся научится:

 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
10






























монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать различные виды словарей.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
11

 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.
8 класс
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
12





























морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать различные виды словарей.
Обучающийся получит возможность научиться:
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно
9 класс
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
13































монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи
и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать различные виды словарей.
Выпускник получит возможность научиться:
собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
14







очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно.

15

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:
Примерные
темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему

Основное содержание по темам

Язык и культура Русский язык – национальный язык
русского народа. Роль родного
(6 часов)
языка в жизни человека.
Язык как зеркало национальной
культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры
народа.
Крылатые слова и выражения из
русских народных и литературных
сказок.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации,
темпа речи по сравнению с другими
языками. Особенности жестов и
мимики в русской речи, отражение
их в устойчивых выражениях.
Русские имена. Имена исконные и
заимствованные, краткие сведения

Модуль РПВ
«Школьный
урок»

Характеристика деятельности ученика

5 класс (17 ч.)
Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных
умений в жизни человека. Читают и анализируют текст.
Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение.
День словарей Узнают основные особенности устной и письменной речи,
и
анализируют устные и письменные высказывания с точки
энциклопедий
зрения их цели, условий общения. Отвечают на вопросы,
анализируя пословицы и поговорки русского народа.
Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его
торжественное произношение.
Находят крылатые выражения в текстах упражнений и в
толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают
с иллюстрациями, определяя, какие крылатые выражения
зашифрованы в них.
Осознают значение письма в истории человечества.
Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии.
Распознают виды предложений по эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные). Соотносят
эмоциональную окраску предложения и цель высказывания.
Работают в парах. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о
сочинении товарища.
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют
причины заимствования слов. Определяют происхождение слов

Культура речи
(4 часа)

по их этимологии.
Основные орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка. Понятие о
варианте нормы.

Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка. Основные
нормы словоупотребления:
правильность выбора слова,
максимально соответствующего
обозначаемому им предмету или
явлению реальной
действительности.
Основные грамматические нормы
современного русского
литературного языка. Категория
рода.
Правила речевого этикета: нормы и
традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.
Речь.
Речевая Речь. Речевая деятельность. Текст
деятельность.
Текст. (7 часов)
Текст и его основные признаки. Как
строится текст. Композиционные
формы описания, повествования,
рассуждения. Повествование как
тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

День почерка

Международный день
родного языка

по этимологическому словарю.
Осознают важность нормативного произношения для
культурного человека. Формулируют важнейшие
произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с
орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные
ошибки.
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают
роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств,
эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического
значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют
лексическое значение слов. Работают с текстом —
озаглавливают его, составляют план текста, анализируют
содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и
определяют по толковому словарю значение одного из
отгаданных слов.
Знать основные грамматические нормы имени
существительного. Определять основные морфологические
признаки имени существительного. Группировать имена
существительные по разным основаниям.
Осознают основные функции обращения. Опознают и
правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают
уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной
формы обращения. Составляют предложения с обращениями.
Анализировать ситуацию представленную в тексте;
формулировать на основе анализа правило речевого поведения.
Интерпретировать информацию, содержащуюся в рисунке и
тексте. Составлять устно небольшое монологическое
высказывание.
Определяют признаки текста. Выполняют упражнения,
направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой
цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.

17

Функциональные разновидности
языка.
Разговорная речь. Просьба,
извинение как жанры разговорной
речи.

Выявляют особенности разговорной речи, языка
художественной литературы и стилей речи. Устанавливают
принадлежность текста к определённой функциональной
разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки
зрения целей высказывания; сравнивают выражения
приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.
Официально-деловой стиль.
Узнают особенности текстов официально-делового стиля.
Объявление (устное и письменное).
Пишут тексты объявления.
Учебно-научный стиль. План ответа
Устанавливают принадлежность текста к определённой
на уроке, план текста.
функциональной разновидности языка. Анализируют тексты
упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в
школьных учебниках примеры научных текстов. Составляют
план научной статьи учебника.
Публицистический стиль. Устное
Определяют публицистический стиль как функциональную
выступление. Девиз, слоган.
разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов
изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в
текстах. Пишут девиз, слоган.
Язык художественной литературы.
День филолога Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания
Литературная сказка. Рассказ.
устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя
ситуацию диалога. Работают дома: слушают информационное
сообщение в СМИ и готовят его пересказ в классе.
6 КЛАСС (17 ч.)
Знакомятся с историей русского языка, особенностями
Язык и культура Краткая история русского
литературного языка. Роль
старославянизмов, влиянием старославянского языка на
(5 часов)
старославянского языка в развитии
современный русский язык. Учатся находить старославянизмы в
русского языка.
тексте.
Диалекты как часть народной кульРазличают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах
туры. Диалектизмы. Использование
учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие
диалектной лексики в произведенидиалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры
ях художественной литературы.
диалектизмов.
Лексические заимствования как
День словарей Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют
результат взаимодействия
и
причины заимствования слов. Определяют происхождение слов
национальных культур.
энциклопедий
по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы,
18

Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.
Современные неологизмы и их
группы по сфере употребления и
стилистической окраске.
Национально-культурная
специфика русской фразеологии.
Исторические прототипы
фразеологизмов.
Культура речи
(5 часов)

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка. Нормы произношения
отдельных грамматических форм.
Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности
употребления синонимов.
Антонимы и точность речи.
Смысловые‚ стилистические
особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность
речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления
лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением

отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют
заимствованные слова исконно русскими при выполнении
упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к
активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы,
объясняют причины их появления, анализируют их
использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое
значение приведённых в учебнике неологизмов.
Осознают основные понятия фразеологии. Различают
свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят
фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и
составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями,
определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.
Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.
Владеть информацией об основных понятиях фонетики,
основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор
слова, определять количество звуков и букв, читать
фонетическую запись. Произносить правильно слова.
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и
стилистические различия синонимов. Составляют
словосочетания с синонимами; анализируют предложения,
содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в
упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя
синонимы. Опознают антонимы. Описывают с помощью
антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных
в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант
и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём
антонимов.
Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры
омонимов. Составляют и анализируют предложения и
словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение,
содержащее омонимы.
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по
теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к
19

синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка. Категория склонения.
Варианты грамматической нормы.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного
общения, лежащие в основе
национального речевого этикета.
Речь.
Речевая Эффективные приёмы чтения.
Предтекстовый, текстовый и
деятельность.
послетекстовый этапы работы.
Текст (7 часов)
Текст, тематическое единство
текста. Тексты описательного типа:
определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение.
Разговорная речь. Рассказ о
событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная
статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание
и строение учебного сообщения
(устного ответа). Структура устного
ответа.
Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа).

День почерка

День родного
языка

словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми
орфограммами. Готовят сообщение о словаре.
Знать основные грамматические нормы имени
существительного. Определять основные морфологические
признаки имени существительного. Группировать имена
существительные по разным основаниям.
Знакомятся с историей национального речевого этикета,
правилами и нормами речевого этикета. Составляют диалоги,
основываясь на правилах и нормах речевого этикета.
Работают с текстом. Читают текст, объясняют значение новых
слов и грамматических явлений.
Составляют развернутый план текста, предлагают свои
заголовки текста.
Определяют признаки текста. Выполняют упражнения,
направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой
цельности. Пишут изложение по тексту при помощи плана.
Выявляют особенности разговорной речи, языка
художественной литературы и стилей речи. Устанавливают
принадлежность текста к определённой функциональной
разновидности языка. Анализируют тексты упражнений.
Определяют признаки учебно-научной речи и правила
написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и
найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.

Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания
о публичной речи и составляют краткий план устного
сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие
требованиям к устной публичной речи. Готовят публичное
выступление для родительского собрания на одну из
предложенных тем.
20

Публицистический стиль. Устное
выступление.
Язык художественной литературы.
Описание внешности человека.

Язык и культура Русский язык как развивающееся
явление. Связь исторического
(5 часов)
развития языка с историей
общества.
Устаревшие слова как живые
свидетели истории.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных
ими предметов и явлений, в том
числе национально-бытовых
реалий.
Перераспределение пластов
лексики между активным и
пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики
в новом речевой контексте
Лексические заимствования
последних десятилетий.

Определяют публицистический стиль как функциональную
разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов
изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в
текстах.
День филолога Знакомятся с основными видами словесного описания
внешности человека. Читают разные литературные тексты с
описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов
и причастий в портретных характеристиках.
7 КЛАСС (17 ч.)
День словарей Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений.
и энциклопеПишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью
дий
осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный
текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики,
синтаксиса, фонетики, орфографии.
Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к
пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших
слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки
художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в
художественном тексте.
Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к
пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших
слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки
художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в
художественном тексте.

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к
пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших
слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки
художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в
художественном тексте.
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют
причины заимствования слов. Определяют происхождение слов
21

Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в
речи.
Типичные грамматические ошибки
в речи.
Варианты грамматической нормы:
День почерка
литературные и разговорные
падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение
вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках.
Русская этикетная речевая манера
общения: умеренная громкость
речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность
речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов,
выражений, фраз.
Международны
Речь.
Речевая Традиции русского речевого
общения. Коммуникативные
й день родного
деятельность.
Культура речи
(5 часов)

по этимологическому словарю. Отвечают на вопросы,
отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют
заимствованные слова исконно русскими при выполнении
упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.
Владеть информацией об основных понятиях фонетики,
основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор
слова, определять количество звуков и букв, читать
фонетическую запись. Произносить правильно слова.

Опознают паронимы. Устанавливают смысловые и
стилистические различия паронимов. Составляют
словосочетания с паронимами; анализируют предложения,
содержащие паронимы.
Знакомятся типологией грамматических ошибок. Редактируют
текст, исправляя грамматические ошибки.
Знакомятся типологией грамматических ошибок. Редактируют
текст, исправляя грамматические ошибки. Работают с
различными видами словарей.

Знакомятся с историей национального речевого этикета,
правилами и нормами речевого этикета. Составляют диалоги,
основываясь на правилах и нормах речевого этикета.

Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания
о публичной речи и составляют краткий план устного
22

Текст (7 часов)

стратегии и тактики устного
общения.

языка

Текст, основные признаки текста:
смысловая цельность,
информативность, связность.

Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Разговорная речь. Беседа. Спор,
виды споров. Правила поведения в
споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые
записки. Текст рекламного
объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы.
Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного
стиля речи. Сильные позиции в

сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие
требованиям к устной публичной речи. Готовят публичное
выступление для родительского собрания на одну из
предложенных тем.
Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и
типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки
препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между
предложениями. Систематизируют основные признаки текста.
Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в
упражнении стихотворение — текст. Анализируют диалог.
Пишут рассказ.
Знакомятся с текстами различной структуры. Анализируют
структуру. Создают текст по аналогии.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли,
смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют
основную мысль в текстах. Пишут сочинение-рассуждение.

День филолога

Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания
о публичной речи и составляют краткий план устного
сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие
требованиям к устной публичной речи. Готовят публичное
выступление для родительского собрания на одну из
предложенных тем.
Определяют публицистический стиль как функциональную
разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов
изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в
текстах. Создают рекламные объявления.
Знакомятся с признаками художественного стиля речи.
Определяют признаки художественного стиля в текстах.
Создают свой текст по аналогии.
23

художественных текстах. Притча.
Язык и культура Исконно русская лексика: слова
общеиндоевропейского фонда,
(5 часов)
слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские
(общевосточно-славянские) слова,
собственно русские слова.
Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка и их
приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной
речи, дисплейных текстах,
современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание
как ключевая идея речевого
этикета.
Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у
русских и других народов.

Культура речи
(5 часов)

Основные орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка. Типичные
акцентологические ошибки в
современной речи.
Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в

8 КЛАСС (17 ч.)
День словарей Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют
и энциклопепричины заимствования слов. Определяют происхождение слов
дий
по этимологическому словарю.

Знакомятся с историей русского языка, особенностями
старославянизмов, влиянием старославянского языка на
современный русский язык. Учатся находить старославянизмы в
тексте.
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют
причины заимствования слов. Определяют происхождение слов
по этимологическому словарю.
Анализируют современные тексты на предмет заимствований.
Знакомятся с историей национального речевого этикета,
правилами и нормами речевого этикета. Составляют диалоги,
основываясь на правилах и нормах речевого этикета.
Знакомятся с историей национального речевого этикета,
правилами и нормами речевого этикета. Составляют диалоги,
основываясь на правилах и нормах речевого этикета. Осознают
основные функции обращения. Опознают и правильно
интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный
тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы
обращения. Составляют предложения с обращениями.
Владеть информацией об основных понятиях фонетики,
основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор
слова, определять количество звуков и букв, читать
фонетическую запись. Произносить правильно слова.
Знакомятся с терминологией и особенностями ее использования
в текстах разных стилей. Составляют тексты разных стилей с
24

научном стиле речи. Особенности
употребления терминов в
публицистике, художественной
литературе, разговорной речи.
Типичные грамматические ошибки.
Согласование: согласование
сказуемого с подлежащим.
Активные процессы в речевом
этикете. Новые варианты
приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение
обращений‚ использования
собственных имен; их оценка.
Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и
приёмы в коммуникации‚
помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия
речевых формул.
Речь.
Речевая Эффективные приёмы слушания.
Предтекстовый, текстовый и
деятельность.
послетекстовый этапы работы.
Текст (7 часов)

Основные методы, способы и
средства получения, переработки
информации.
Структура аргументации: тезис,
аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной
аргументации. Причины

использованием терминологии.

День почерка

Международный день
родного языка

Знакомятся типологией грамматических ошибок. Редактируют
текст, исправляя грамматические ошибки. Работают с
различными видами словарей.
Знакомятся с историей национального речевого этикета,
правилами и нормами речевого этикета. Составляют диалоги,
основываясь на правилах и нормах речевого этикета.

Составляют диалоги, основываясь на правилах и нормах
речевого этикета. Осознают основные функции обращения.
Опознают и правильно интонируют предложения с
обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают
уместность той или иной формы обращения. Составляют
предложения с обращениями.
Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания
устной монологической речи и речи в ситуации диалога.
Работают с текстом. Читают текст, объясняют значение новых
слов и грамматических явлений.
Составляют развернутый план текста, предлагают свои
заголовки текста.
Работают с текстом. Читают текст, объясняют значение новых
слов и грамматических явлений.
Составляют развернутый план текста, предлагают свои
заголовки текста.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль.
Пишут сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис
рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают
предложения с обособленными определениями, выраженными
25

неэффективной аргументации в
учебно-научном общении
Доказательство и его структура.
Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения
доводов оппонента: критика тезиса,
критика аргументов, критика
демонстрации.
Разговорная речь.
Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика
оформления текста как результата
проектной (исследовательской)
деятельности. Реферат. Слово на
защите реферата. Учебно-научная
дискуссия. Стандартные обороты
речи для участия в учебно-научной
дискуссии. Правила корректной
дискуссии.
Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в
том числе электронного), страницы
дневника.

Язык и культура Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
(5 часов)
народа (обобщение). Примеры

причастными оборотами. Редактируют предложения.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль.
Пишут сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис
рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают
предложения с обособленными определениями, выраженными
причастными оборотами. Редактируют предложения.
Выявляют особенности публичной речи. Читают высказывания
о публичной речи и составляют краткий план устного
сообщения. Анализируют отрывок текста на соответствие
требованиям к устной публичной речи. Готовят публичное
выступление для родительского собрания на одну из
предложенных тем.
Определяют признаки учебно-научной речи и правила
написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и
найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.
Определяют понятие и структуру учебного доклада. Составляют
сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады.
Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в
учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя
свои доклады по различным школьным предметам.
День филолога

Знакомятся с признаками художественного стиля речи.
Определяют признаки художественного стиля в текстах.
Создают свой текст по аналогии.
Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль
речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут
письмо товарищу.
9 КЛАСС (16,5 ч)
День словарей Узнают основные особенности устной и письменной речи,
и энциклопеанализируют устные и письменные высказывания с точки
дий
зрения их цели, условий общения. Отвечают на вопросы,
26

ключевых слов (концептов) русской
культуры, их национальноисторическая значимость.
Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных
текстов.
Развитие языка как объективный
процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах
языковых изменений, об активных
процессах в современном русском
языке
Стремительный рост словарного
состава языка.

Культура речи
(5 часов)

Создание новой фразеологии,
активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка. Активные процессы в
области произношения и ударения.
Отражение произносительных
вариантов в современных
орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы
как художественный приём.
Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость.

анализируя пословицы и поговорки русского народа.
Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его
торжественное произношение.
Находят крылатые выражения в текстах упражнений и в
толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают
с иллюстрациями, определяя, какие крылатые выражения
зашифрованы в них.
Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений.
Пишут диктант. Работают над лексикой текстов с целью
осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный
текст по теме. Попутно решают отдельные вопросы лексики,
синтаксиса, фонетики, орфографии.
Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к
активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы,
объясняют причины их появления, анализируют их
использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое
значение приведённых в учебнике неологизмов.
Осознают источники появления некоторых фразеологизмов.
Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят
сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов.
Владеть информацией об основных понятиях фонетики,
основные правила орфоэпии. Выполнять фонетический разбор
слова, определять количество звуков и букв, читать
фонетическую запись. Произносить правильно слова.

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии.
Определяют лексическое значение слов, учитывают его при
выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль
27

Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической
сочетаемости.
Типичные грамматические ошибки.
Управление.
Типичные ошибки в построении
сложных предложений.
Этика и этикет в электронной среде
общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки.
Речь.
Речевая Русский язык в Интернете. Правила
информационной безопасности при
деятельность.
Текст (6,5 часов) общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение.
Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль.
Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Речь оппонента на
защите проекта.

текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые
в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к
словам, учитывая лексическую сочетаемость.
День почерка
Знакомятся типологией грамматических ошибок. Редактируют
текст, исправляя грамматические ошибки. Работают с
различными видами словарей.
Знакомятся типологией грамматических ошибок. Редактируют
текст, исправляя грамматические ошибки. Работают с
различными видами словарей.
Составляют диалоги, основываясь на правилах и нормах
речевого этикета. Осознают основные функции обращения.
Опознают и правильно интонируют предложения с
обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают
уместность той или иной формы обращения.
Международны Составляют диалоги, основываясь на правилах и нормах
й день родного речевого этикета. Осознают основные функции обращения.
языка
Опознают и правильно интонируют предложения с
обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают
уместность той или иной формы обращения. Составляют
предложения с обращениями.
Определяют признаки учебно-научной речи и правила
написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и
найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы,
аннотации. Определяют понятие и структуру конспекта.
Знакомятся с особенностями разговорного стиля. Создают
собственный текст по аналогии.
Узнают особенности текстов официально-делового стиля.
Реализовывают тексты делового письма.
Определяют признаки учебно-научной речи. Определяют
понятие и структуру учебного доклада. Составляют сложный
план текста. Готовят тематические учебные доклады.
Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведённый в
учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя
28

Публицистический стиль.
Проблемный очерк.
Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.

День филолога

свои доклады по различным школьным предметам.
Определяют публицистический стиль как функциональную
разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов
изучаемого стиля. Пишут проблемный очерк.
Знакомятся с признаками художественного стиля речи.
Определяют признаки художественного стиля в текстах.
Создают свой текст по аналогии.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».