РП история элективный курс 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО учителей
общественных наук

Заместитель директора
по УВР

Директор

__________И.В. Синицкая
.

________С.К. Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

__________И.В. Быкова
Протокол №6 от 29.06.22

Рабочая программа
по элективному курсу
«История России в лицах»
8-9 класс
для 8 б, 9б классов
(1ч в неделю, 34 ч в год в 8-м классе, 1 час в неделю, 33 часа в год в 9-м классе)

Составители: Быкова И.В.
Кривойван О.Ю.
Шафеева Н.Д.

г. Реутов
2022-2023 учебный год
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «История России в лицах» для 8-9 классов
составлена
в
соответствии
с:
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для основного общего образования.
Рабочая программа имеет линейную структуру обучения. Курс «История России в
лицах» предполагает изучение в 8-9 классах. Общее число учебных часов за 2 года обучения
составляет 67, из них 34 ч (1ч в неделю) в 8 классе и 33 ч (1 ч в неделю) в 9 классе.
Элективный курс «История в лицах» позволяет обучающимся познакомиться с
биографиями ведущих политических, военных, общественных и государственных деятелей
России с IX до начала XX века, наиболее известных представителей научной и творческой
интеллигенции, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России.
Необходимость данного курса очевидна, так как в программе основной
общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную
личность, всесторонне рассмотреть историческое событие, в связи с большим объемом
программного материала и ограниченным количеством часов.
Актуальность элективного курса «История в лицах» состоит в том, что обучающиеся
должны понимать роль личности в истории, уметь описывать биографии общественных и
политических деятелей, связанных с образованием новых государств, со сменой
политических режимов, реформами, революциями, войнами. Также описывать биографии и
называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Между тем, именно углубленное изучение истории, дает целостную и объективную
оценку исторических событий и явлений, позволяет сформировать собственную точку зрения
на происходившее, выявить причинно-следственные связи, дать оценку современным
событиям.
Программа элективного курса ориентирована на расширение знаний, обучающихся о
важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. В
процессе предпрофильной подготовки целесообразно формировать знания об исторических
личностях. В данной программе более глубоко и объемно изучается деятельность великих
исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства.
Рассматриваются актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Предмет «История России в лицах» введен по запросу обучающихся и родителей
(законных представителей) с целью подготовки, лицеистов к профильному обучению
социально-гуманитарного направления в 10-11 классах.
В тематическом планировании по предмету учтены мероприятия в рамках модуля РПВ
«Школьный урок»
Учебно-тематический план
8 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Древняя Русь
9
2
Московская Русь
6
Россия в XVII веке
6
3
Россия в XVIII веке
8
4
Великие женщины России
3
5
Выдающиеся меценаты
1
6
Итоговое повторение
1
Итого
34
9 класс
№
Название темы
Количество часов
2

1
2
3
4
5
6

Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов
Общественное движение второй половины XIX вв.
Воины, спасители Отечества
Великие женщины России
Выдающиеся меценаты и хозяйственные деятели
Приобщение к лику святых. Религиозные деятели

10
4
4
6
4
2

Деятели культуры 19 в.
1
Итоговое повторение
2
Итого
33
Цели обучения курса «История России в лицах»:
 Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических деятелей отечественной
истории.
 Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.
 Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенных этапах ее
развития через судьбы государственных деятелей.
Задачи курса «История России в лицах»:
 Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к
заслугам отдельных исторических деятелей.
 Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей.
Определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
 Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных
лиц.
 Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками,
литературой.
 Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей
учащихся.
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы ориентировано на гуманистический, системный,
проблемный, дифференцированный и другие современные подходы в обучении, формирует у
учащихся коммуникативные, информационно-коммуникационные, исследовательские,
нравственные компетенции.
8 класс
Раздел 1. Древняя Русь (9 ч)
Тема 1. Рюрик (1 ч.)
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в
русской истории.
Тема 2. Первые Киевские князья (1 ч.)
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце
IX – сер. X в. Объединением Вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение
общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина.
Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь –
воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с
Византией. Гибель Святослава.
Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.
Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала
языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от
печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 4. Носители идеалов православия (1 ч.)
Идеалы православия. Княгиня Ольга (890(?)–969). Принятие христианства. Владимир
7
8

3

Святославич: милосердие. Князья Борис и Глеб. ПВЛ о гибели братьев: смирение,
покорность, мученическая смерть. Канонизация. Легенды о явлениях Бориса и Глеба.
Иконография. Ярослав Мудрый: распространение христианства. Строительство храмов,
монастырей. Канонизация Бориса и Глеба. Илларион. Первый митрополит из числа русских
людей. Моления в «пещерке малой» в Киеве. «Слово о законе и благодати». Назначение
митрополитом (1051). Версии о судьбе: Антоний Печерский. Феодосий Печерский (1036–
1074). Происхождение, детство. Бегство в Киев и принятие пострига. Игумен КиевоПечерского монастыря: общинножитие, аскетизм. Канонизация. Нестор(?). Монах КиевоПечерского монастыря, автор «Житий» Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. ПВЛ.
Политические взгляды Нестора.
Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси.
Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое
наследие. Причины усобиц.
Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха,
его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны
южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. ВладимироСуздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского
самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо.
Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни.
Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя –
особенность Новгородской государственности.
Тема 8. Александр Невский (1 ч.)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей.
Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)
Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие
летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Раздел 2. Московская Русь (6 ч)
Тема 1. Иван Калита (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской
династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык.
Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Почему
Дмитрий Донской провозглашен святым через 600 лет после Куликовской битвы.
Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)
Сергий Радонежский.
Тема 4. Иван III (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси.
Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя.
“Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит
Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие
Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и
власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной
деспотии. Культура и быт.
4

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.
Раздел 3. Россия в XVII веке (6 ч)
Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие
барщины и закрепощение крестьян.
Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных
ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший).
Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Тема 4. Степан Разин (1 ч.)
XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина.
Каспийский поход. Поражение разинщины.
Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”:
патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)
Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры.
Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Раздел 4. Россия в XVIII веке (8 ч)
Тема 1. Петр Первый (1 ч.)
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра.
Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги
экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 2. Птенцы гнезда Петрова” (1 ч.)
Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров.
Александр Данилович Меншиков.
Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных
группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)
Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского
университета.
Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление
крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)
Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
Тема 7. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)
Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов.
Спиридов и Ушаков.
Тема 8. Русское “просвещение” (1 ч.)
Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло
Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и
зодчие. Русский театр.
Раздел 5. Великие женщины России (4 ч)
Тема 1. Анна Ярославна – королева Франции (1ч)
Тема 2. Последняя византийская принцесса - Софья Палеолог (1 ч)
Тема 3. Женщины шестнадцатого столетия: Марфа Посадница и великая
княгиня Елена Глинская (1ч)
5

Раздел 6. Выдающиеся меценаты (1 ч)
Тема 1. Первые меценаты XVII века.
Итоговое повторение (1ч)
9 класс (34ч)
Раздел 1. Россия в XIX–XX. Великие государи и мудрые государственные мужи
(10ч)
Тема 1. Гамлет русской истории» - Павел I (1 ч)
Тема 2. «Неразгаданный император» - Александр I (1 ч.)
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”.
Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.
Тема 3. Сперанский М.М.- забытый реформатор (1 ч.)
Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный
Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности
пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
Тема 4. Кто он - император Николай Павлович? (1 ч.)
Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной
народности» как ответ на рост революционных настроений. Славянофилы и западники –
спор о будущем России. Современная оценка этого течения общественной мысли. (1ч)
Тема 5. Трагедия декабристов. (1ч.)
Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь
декабристов, ссылка в Сибирь.
Тема 6. Александр II: трагедия реформатора. (1 ч.)
Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество
императора при проведении реформ.
Тема 7. Семья царя-страстотерпца Николая II (1 ч).
Мать последнего русского царя. Последняя русская императрица – Александра
Федоровна. Дочери последнего царя. Цесаревич Алексей.
Тема 8. Григорий Распутин (1 ч.)
Пророк или авантюрист. Старец из Сибири.
Тема 9. Личность Витте С.Ю. : человек и политик . (1 ч.)
Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа.
“Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.
Тема 10. Последний реформатор Российской империи - Столыпин П.А. (1 ч.)
Биография Петра Аркадьевича Столыпина. Начало служебной деятельности в
министерстве внутренних дел. На посту Гродненского губернатора. Деятельность в
Саратовской губернии. Новое назначение: П.А. Столыпин – министр внутренних дел.
Аграрные преобразования. “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины.
Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и
незавершенность реформы. Трагический финал.
Раздел 2. Общественное движение второй половины XIX вв. (4 ч)
Тема 1. Общественные деятели: А.И. Герцен, В.Г Белинский, Карамзин Н. М.,
М.В. Петрашевский
Тема 2. Народники: Бакунин, Ткачёв. Лавров.
Тема 3. Деятели «Народной воли»: А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич, Г.
Гельфман и Н. Рысаков.
Тема 4. Первые марксисты. Плеханов и Ленин.
Раздел 3. Воины, спасители Отечества(4 ч)
Тема 1. Полководческий талант М.И. Кутузова. Герои 1812 года.
Тема 2. Слава и горечь Севастополя.
Заслуги Нахимова П.С., Корнилова В.А. и Истомина В.И. в Крымской войне. Матрос
Кошка.
Тема 3. Герои Шипки и Плевны. Генерал Скобелев.
6

Тема 4. Герои русско-японской войны.
Раздел 4. Великие женщины России (6 ч)
Тема 1. Женские лики 1812 года: Надежда Дурова, Василиса Кожина,
Маргарита Тучкова: подвиг во имя любви.
Тема 2. Даша Севастопольская и Юлия Вревская – подвиг сестер милосердия.
Тема 3. «Во имя бедствия земного» - подвиг жен декабристов. Мария Волконская,
Александрина Муравьева, Екатерина Трубецкая, Полина Анненкова, Екатерина
Нарышкина.
Тема 4. Крепостная актриса Прасковья Жемчугова.
Тема 5. Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Тема 6. Императрица Александра Федоровна.
Раздел 5. Выдающиеся меценаты и хозяйственные деятели. (4 ч)
Тема 1. Купцы Демидовы. Строгановы. Морозовы, Алексеевы.
Тема 2. С. Мамонтов, П. Третьяков, Рябушинские, Коноваловы.
Тема 3. Купцы Елисеевы, Купцы Заусайловы, Прохоровы.
Тема 4. «Русские сезоны» Сергея Дягилева.
Раздел 6. Приобщение к лику святых. Религиозные деятели. (2 ч)
Тема 1. Блаженная Ксения Петербургская. Преподобный Серафим Саровский.
Тема 2. Идеи Иоанна Кронштадтского. «Жить – не тужить»: Амвросий
Оптинский.
Раздел 7. Деятели культуры 19 в.
А. Иванов, К.П. Брюллов, П.А. Федотов, И. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Г.
Перов. «Могучая кучка» - М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков.
Итоговое повторение (2 ч)
Характеристика контрольно-измерительных материалов
 проблемные задания;
 исторические диктанты;
 обобщающие вопросы и задания;
 тесты;
 подготовка к участию в научно-практической конференции, конкурсах, олимпиадах;
 составление сравнительных таблиц, написание эссе по биографии какого-то
исторического деятеля 20 века;
 презентации творческих работ.
Планируемые результаты изучения курса «История России в лицах»
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса,
являются:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения данного курса проявляются в:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
7
















 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
 использование элементов причинно-следственного анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
 перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
8 класс
Выпускник научится:
Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.
Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в
истории.
Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в
истории, их оценку.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в
истории;
применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира
9 класс
Выпускник научится:
анализировать информацию различных источников по отечественной истории;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России,
памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях и личностях отечественной истории;
8

 систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной истории;
 раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм»,
«социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной
культуры России;
 объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории
(социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
 сопоставлять развитие России и других стран, сравнивать исторические ситуации и события;
 давать оценку событиям и личностям отечественной истории.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие России, других государств в Новое время;
 использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);
 сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;
 применять знания по истории России и своего края.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».