РП обществознание 6-9 класс (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
Протокол №6 от 29.06.22 .

__________И.В. Синицкая
.

________С.К. Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по обществознанию
6-9 класс
(для 8-9 классов)
(1 час в неделю, 34 часа в год 6-8 класс, 33 часа в год в 9 классе)

Составители: Быкова И.В.
Кривойван О.Ю.
Шафеева Н.Д.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 6-9
класса составлена на основе ФГОС ООО и Примерной основной образовательной
программы основного общего образования. Для составления рабочей программы
использована авторская учебная программа и учебно-методический комплект по
обществознанию Л.Н. Боголюбова.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом
содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и
практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Состав УМК:
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2020
 Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская]. — М.:
Просвещение, 2020.
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2020
 Рабочая программа. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020. —
 Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8
класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020
 Рабочая программа. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020
 Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2020
 Рабочая программа. Поурочные разработки. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [Л. Н. Боголюбов и др.]. — М.: Просвещение, 2020.
Цели обучения предмету «Обществознание»
Концепция
программы:
формирование
гуманистических,
правовых
и
демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в
Конституции РФ.
Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к
личному самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого
самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом
2

регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности,
самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи курса «Обществознание»:
 Создание условий для социализации личности.
 Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и
достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина,
осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего
образования и самообразования.
 Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры.
 Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным
нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.
Учебно-тематический план
6 класс
№
1
2
3
4
5

Количество часов
(рабочая программа)
1
12
9
11
1
34

Название темы
Введение
Загадка человека
Человек и его деятельность
Человек среди людей
Итоговое повторение
Итого:
7 класс

№
1
2
3
5

Количество часов
(рабочая программа)
1
22
10
1
34

Название темы
Введение.
Мы живем в обществе
Наша Родина-Россия
Итоговое повторение
Итого:
8 класс

№
1
2
3
4
5

Название темы
Введение
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
1
5
8
7
13
34
3

9 класс
№
1
2
3
4
5
6

Название темы
Введение
Политика
Гражданин и государство
Основы российского законодательства.
Итоговое повторение. Контроль знаний
Резерв
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
1
10
7
12
2
1
33

Содержание учебного предмета
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей
программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его
изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для
обучающихся 6 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей
программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 6 – 7 классы;
второй этап – 8 – 9 классы.
Содержание первого этапа курса (6-7 классы), обращенное к младшему
подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни
человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о
социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через
противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания
являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и
воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного
поведения.
На втором этапе курса для старших подростков (8 - 9 классы) все его содержательные
компоненты
(социально-психологические,
морально-этические,
социологические,
экономические, правовые и т. д.) раскрываются более целостно.
Социальная сущность личности
I. Человек в социальном измерении
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и
самого себя. Образование и самообразование
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные
роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер - как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие
права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
4

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их
разрешения.
Современное общество
III. Общество — большой «дом» человечества
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества:
создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном
глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед
отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство
нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России:
как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы
V. Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и
обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права,
политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности
российского гражданина.
Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным
богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
VI. Основы российского законодательства
Гражданские
правоотношения.
Гражданско-правовые
споры.
Семейные
правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей,
5

оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Экономика и социальные отношения
VII. Мир экономики
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности.
Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их
возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование
экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI
в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный
минимум. Семейное потребление. Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как
взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в
обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное
общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий
«социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном
обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная
политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных
отношений в современной России. Понятие толерантности.
Политика. Культура
X. Политическая жизнь общества
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы
государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и
избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское
общество и правовое государство. Местное самоуправление.
6

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская
активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации.
Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии.
Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам?
Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ
жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний
обучающихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, проектная деятельность.
Планируемые результаты изучения предмета «обществознание»
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов ООО.
Личностными результатами выпускников ООО, формируемыми при изучении содержания
курса, являются:

 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются:

 в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
 в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
7

 в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
 в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике:
o использование элементов причинно-следственного анализа;
o исследование несложных реальных связей и зависимостей;
o определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
o выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
o поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
o перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.);
o выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
o подкрепление изученных положений конкретными примерами;
o оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с
окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
o определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты освоения и содержание учебного предмета «Обществознание»
6 класс
В результате первого года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с
другими людьми; основные сферы жизни общества; причины возникновения и
проявления социальных различий в обществе;
 раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности и
способности человека; деятельность; общение; межличностные отношения; семья;
общество; культура;
 называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования
личности; основные возрастные периоды жизни человека; особые потребности людей с
ограниченными возможностями; виды деятельности; социальные общности и группы;
глобальные проблемы современности;
 описывать особенности подросткового возраста; типы семей; виды экономической
деятельности; особенности социальной структуры современного российского общества;
место России среди современных государств; значение российской культуры для
мировой культуры; возможности решения глобальных проблем усилиями
международного сообщества;
 приводить примеры биологических и социальных характеристик человека; отношений
между поколениями; особенностей общения в подростковом возрасте; потребностей
человека; различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных
конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; роли семьи в
жизни человека и общества; прав и обязанностей обучающегося; взаимосвязей общества
и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества;
 классифицировать потребности
и способности человека; виды деятельности;
8











межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и
группы;
сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы
разрешения межличностных конфликтов; типы семей;
устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека
и общества, сфер общественной жизни);
осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями;
использовать изученные
понятия и теоретические положения для объяснения
особенностей подросткового возраста; взаимосвязей общества и природы;
взаимодействия основных сфер жизни общества; для объяснения личного социального
опыта общения, межличностных отношений, взаимоотношений с родителями,
сверстниками, учителями;
определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт
и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям,
процессам;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные
социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни.
Ученик получит возможность научиться:

 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
идентичности быть способным проявлять уважение к представителям других народов,
наций, культур и религиозных конфессий.
7 класс
В результате второго года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать социальные ценности и нормы; роль права в регулировании
общественных отношений; конституционные права, свободы и обязанности человека и
гражданина в Российской Федерации; основы правового статуса несовершеннолетнего;
основы гражданского, трудового, семейного права; признаки правомерного и
противоправного поведения; опасность асоциальных форм поведения;
 раскрывать
смысл
понятий:
социальные
нормы;
мораль;
самоконтроль;
гражданственность; патриотизм; гуманизм; право; норма права; отрасль права; правовая
культура личности; права и свободы человека и гражданина; правоспособность;
дееспособность; право собственности; права потребителей; трудовой договор; рабочее
время; время отдыха; правомерное поведение; правонарушение; наказание;
 называть основные принципы морали; права ребенка; основные международные
документы о правах человека и правах ребенка; права человека в период вооруженных
конфликтов; конституционные обязанности гражданина РФ; способы защиты интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей;
 описывать отношения, регулируемые гражданским, трудовым и семейным
9














законодательством;
приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
исторических и современных нормативных правовых актов;
классифицировать социальные нормы; субъекты права; правонарушения; наказания;
сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное
поведение; виды правонарушений; виды наказаний, выявлять черты их сходства и
различия;
устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства);
осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих
поведение человека из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, других
адаптированных источников и т. п.), составлять на их основе план, таблицу, схему;
переводить информацию из текста в таблицу;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников о ценностях и нормах, определяющих поведение человека,
соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека;
использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений
социальной действительности, личного социального опыта;
определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт
и обществоведческие знания свое отношение к нормам, определяющим поведение
человека;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие роль различных социальных норм в жизни общества;
Ученик получит возможность научиться:

 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т. п.);
 оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска решений
социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами;
 на основе осознания своей этнокультурной и общенациональной (российской)
идентичности проявлять уважение к другим народам, людям разных культур,
национальной и религиозной принадлежности;
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе моральных и правовых норм.
8 класс
В результате третьего года изучения учебного предмета «Обществознание»
Ученик научится:
 характеризовать роль экономики в жизни общества; производительный и
непроизводительный труд; особенности вознаграждения за деятельность; экономические
функции домохозяйства; особенности потребления домашних хозяйств; источники
доходов и расходов семьи; предпринимательскую и трудовую деятельность; разделение
10



















труда; способы защиты права собственности; доходы и расходы государства; банковскую
систему; налогообложение; государственную экономическую политику; влияние
духовной культуры на формирование личности; личностную и общественную значимость
образования в информационном обществе; роль религии в жизни человека и общества;
роль искусства в жизни человека и общества; роль информации и информационных
технологий в современном мире;
раскрывать смысл понятий: экономика; ресурсы; труд; альтернативная стоимость;
активы; пассивы; личный финансовый план; сбережения; факторы производства;
издержки; выручка; прибыль; производительность труда; государственный бюджет;
обмен; торговля; деньги; банк; кредит; наука; образование; религия; свобода совести;
искусство; информационная культура; информационная безопасность;
описывать: принципы в государственной политики РФ в сфере культуры и образования;
уровни образования РФ; мировые религии; правила безопасного поведения в Интернете;
приводить примеры: факторов выбора вида деятельности; экономических функций
домохозяйств; источников доходов и расходов семьи; способов накопления сбережений;
факторов производства; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек;
способов оплаты и стимулирования труда; разделения труда;
защиты права
собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников;
экономических целей и функций государства; форм культуры; современных молодежных
субкультур; диалога культур; влияния культуры на формирование личности; видов
искусства; безопасного поведения в Интернете;
классифицировать: факторы выбора вида деятельности; источники доходов и расходов
семьи; факторы производства; издержки; финансовые рынки и посредники; услуги
финансовых посредников; религии; науки; виды искусства;
сравнивать: производительный и непроизводительный труд; факторы выбора вида
деятельности; факторы производства; издержки; формы заработной платы и
стимулирования труда; факторы производительности труда; формы торговли; виды
денег; финансовые рынки; услуги финансовых посредников; виды кредитов; формы
культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; мировые и национальные
религии; виды искусств;
устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций;
осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями об экономической и духовной сферах общества;
использовать изученные понятия и теоретические положения для анализа потребления
домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного
бюджета, личного финансового плана; построения личной траектории образования;
формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного поведения в
Интернете;
определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
экономической и духовной сферах общественной жизни;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина в экономической и духовной
11

сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а
также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере.
Ученик получит возможность научиться:
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 составлять личный финансовый план, рассчитывать семейный бюджет и т. п.;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм экономической
рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий, участвовать в диалоге культур, в том числе и в современном
информационном
пространстве;
принимать
многообразие
культур
и
их
представителей.
9 класс
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Обществознание»
Выпускник научится:
 характеризовать: государство как политическую организацию; форму государства;
демократию; демократические ценности; формы политического участия граждан; выборы
и референдум; политические партии; Конституцию Российской Федерации как основной
закон государства; Россию как демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления; территориальное устройство и уровни власти в РФ;
Россию как многонациональное государство; диалог культур как способ межэтнического
и межнационального взаимодействия; социальную политику Российского государства;
социальную структуру общества; основные социальные роли в подростковом возрасте;
сущность информационного общества, сущность глобализации; причины, проявления и
последствия глобализации, ее противоречия;
 раскрывать смысл понятий: политическая власть, политика, государство; суверенитет
государства; политический режим; выборы; референдум; политическая партия,
общественно-политические организации; социализация личности; социальные статусы;
социальные роли; социальная мобильность; отклоняющееся поведение; этнос, нация;
национальное самосознание; социальный конфликт; образ жизни;
 описывать: отдельные элементы формы государства; полномочия Президента Российской
Федерации; социальные статусы; социальные роли; социальную и личную значимость
здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества;
роль непрерывного образования;
 приводить примеры: реализации функций государства; политических режимов;
проявлений демократии; форм политического участия; деятельности политических
партий, общественно-политических организаций; правомочий законодательных,
исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской Федерации;
 социальных общностей и групп; социальных статусов, социальных ролей; видов
социальной мобильности; проявления процесса глобализации и его противоречий;
современных профессий; здорового образа жизни;
 классифицировать: современные государства по разным признакам; элементы формы
государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
социальные общности и группы; социальные статусы; социальные роли;
 сравнивать: формы правления, формы государственного (территориального) устройства;
политические режимы; выборы и референдум; политические партии, общественнополитические организации; социальные общности и группы; социальные статусы;
социальные роли; современные профессии;
12

 устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства);
 осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста, других адаптированных источников и т.
п.), составлять на их основе план, таблицу, схему; переводить информацию из текста в
таблицу;
 анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из
адаптированных источников по изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями о политической и социальной сферах общества;
 использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений
социальной действительности, личного социального опыта;
 определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания; свое отношение к изученным
социальным явлениям, процессам;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в
социальной и политической сферах общественной жизни;
 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для реализации и защиты прав человека и гражданина в социальной и политической
сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а
также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере;
 использовать приобретенные знания и умения для выполнения и защиты проектов по
проблематике учебного курса;
 составлять резюме для приема на работу и т. п.
Выпускник возможность научиться
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
 взаимодействовать с представителями других народов, наций, культур и религиозных
конфессий на основе гуманистических и демократических ценностей современного
российского общества, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважать культуру и традиции народов России и других стран.

13

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
6 класс
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Введение (1ч.)

Основное содержание по
темам

Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в
новом учебном году. Как
добиваться успехов в работе
в классе и дома
Принадлежность к двум Биологическое и социальное
мирам (12 ч.)
в человеке.
Наследственность —
биологическая сущность
человека. Черты сходства и
различия человека и
животного. Что такое
личность. Индивидуальность
— плохо или хорошо?
Сильная личность — какая
она? Основные возрастные
периоды жизни человека.
Особенности подросткового
возраста. Способности и
потребности человека.
Особые потребности людей
с ограниченными
возможностями. Что такое
свободное время. Свободное

Модуль РПВ
«Школьный урок"

гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
воспитание взаимоуважения,
бережного отношения к природе;

Характеристика деятельности
ученика
Познакомиться с основным
содержанием курса 6 класса. Наметить
перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной
деятельности.
Использовать знания о биологическом
и социальном в человеке для
характеристики его природы.
Сравнивать свойства человека и
животных. Раскрывать на конкретных
примерах смысл понятия
«индивидуальность». Использовать
элементы причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных черт личности.
Характеризовать черты сильной
личности. Характеризовать основные
возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста.
Раскрывать на конкретных примерах
значение самостоятельности как
показателя взрослости.
Характеризовать и иллюстрировать
конкретными примерами группы

время и занятия
физкультурой. Хобби.

Человек и его
деятельность. (9 ч)

Понятие деятельности.
Многообразие видов
деятельности. Каким бывает
труд. Что создаётся трудом.
Как оценивается труд.
Богатство обязывает.
Ступени школьного
образования. Значение
образования для общества.
Умение учиться.
Образование и
самообразование. Познание
человеком мира и самого
себя. Самосознание и
самооценка.

трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение;
популяризация научных знаний среди
детей (ценности научного познания);

потребностей человека. Оценивать
последствия удовлетворения мнимых
потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью.
Описывать особые потребности людей
с ограниченными возможностями
здоровья. Оценивать значение заботы о
людях с ограниченными
возможностями здоровья. Исследовать
несложные практические ситуации,
связанные с проведением подростками
свободного времени. Описывать и
оценивать собственные увлечения в
контексте возможностей личностного
развития. Оценивать значение
здорового образа жизни. Планировать
собственное свободное время.
В модельных и реальных ситуациях
выделять сущностные характеристики
и основные виды деятельности людей,
объяснять роль мотивов в деятельности
человека. Приводить примеры
основных видов деятельности
человека. Оценивать роль деятельности
в жизни человека и общества.
Характеризовать особенности труда
как вида деятельности. Объяснять
значение труда в жизни общества и
человека. Различать материальную и
моральную оценку труда. Оценивать
роль образования в современном
обществе. Различать уровни общего
образования в России. Объяснять
15

Человек среди людей . (11 Человек и его ближайшее
ч)
окружение. Межличностные
отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми.
Личные и деловые
отношения. Общение как
форма отношения человека к
окружающему миру. Цели
общения. Средства общения.
Особенности общения
подростков. Социальные
группы (большие и малые).
Группы формальные и
неформальные. Групповые
нормы и санкции. Человек в
малой группе. Лидерство.
Отношения подростка с
одноклассниками,
сверстниками, друзьями в
ближайшем окружении.
Межличностные конфликты.
Причины их возникновения.
Стадии возникновения и
развития конфликта.
Конструктивные способы их

духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;
воспитание на основных социальных
нормах и ценностях в повседневной
жизни, ответственности за
принимаемые решения;
воспитание взаимоуважения;

необходимость непрерывного
образования в современных условиях.
Оценивать собственное умение учиться
и возможности его развития.
Характеризовать особенности познания
человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические
умения, поступки и моральные
качества, выявлять их динамику.
Описывать межличностные отношения
и их отдельные виды. Характеризовать
чувства, лежащие в основе
межличностных отношений.
Моделировать собственное поведение
в различных ситуациях
межличностных отношений.
Характеризовать общение как важный
канал взаимодействия людей.
Иллюстрировать с помощью примеров
различные цели и средства общения.
Оценивать собственное умение
общаться. Характеризовать с помощью
примеров различные виды групп в
обществе. Характеризовать и
иллюстрировать примерами групповые
нормы. Описывать возможные
групповые санкции. Исследовать
практические ситуации, связанные с
выявлением места человека в группе,
проявлением места человека в
конкретной группе. Моделировать
возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на
человека, делать выводы. Использовать
16

разрешения. Семья и
семейные отношения.
Семейные ценности и
традиции. Досуг семьи.

Итоговое повторение (1 ч) Подвести итоги учебной
работы за год.

элементы причинно-следственного
анализа при характеристике
социальных связей младшего
подростка со сверстниками,
одноклассниками и друзьями.
Иллюстрировать примерами значение
поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение
взаимодействовать со сверстниками.
Выполнять несложные практические
задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами
разрешения межличностных
конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам
разрешения межличностных
конфликтов. Использовать элементы
причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных
конфликтов. Выполнять несложные
практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Использовать элементы причинноследственного анализа при
характеристике семейных конфликтов.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников. Обобщить
знания и расширить опыт решения
17

познавательных и практических задач.
Итого 34ч.
7 класс
Примерные темы,
раскрывающие основное
содержание программы,
Основное содержание по
и число часов,
темам
отводимых на каждую
тему
Введение (1ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем
мы будем заниматься в новом
учебном году. Как добиваться
успехов в работе в классе и
дома
Мы живем в обществе (22
ч)

Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Общественные отношения.
Социальные нормы как
регуляторы поведения человека
в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи.
Понятие экономики. Роль
экономики в жизни общества.
Товары и услуги. Ресурсы и
потребности, ограниченность
ресурсов. Производство —
основа экономики. Натуральное
и товарное хозяйство.
Материальные (экономические)
блага. Затраты производства.
Обмен. Торговля и её формы.
Реклама — двигатель торговли.

Модуль РПВ «Школьный урок»

гражданское воспитание;

гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
рациональное использование
финансов;

Характеристика деятельности
ученика
Познакомиться с основным
содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и
навыков в процессе учебной
деятельности.
Выполнять несложные
познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в
разных сферах общества. Наблюдать
и характеризовать явления и
события, происходящие в различных
сферах общественной жизни.
Раскрывать роль социальных норм
как регуляторов общественной
жизни и поведения человека.
Различать отдельные виды
социальных норм. Объяснять
сущность проблемы ограниченности
экономических ресурсов. Различать
основных участников
экономической деятельности:
производителей и потребителей,
18

Экономические функции
домохозяйства. Потребление
домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и
пассивы. Личный финансовый
план. Богатство материальное и
духовное. Прожиточный
минимум. Неравенство доходов.
Перераспределение доходов.
Значение интересов в
продвижении человека по
социальной лестнице.
Положение человека в обществе
в зависимости от группы, в
которую он входит.
Профессиональный успех и
положение в обществе.
Государство, его существенные
признаки. Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика
государства. Закон
устанавливает порядок в
обществе. Закон стремится
установить справедливость,
границы свободы поведения.
Культура вокруг нас.
Культурный человек

предпринимателей и наёмных
работников. Раскрывать на примерах
значение рационального поведения
субъектов экономической
деятельности. Называть факторы,
влияющие на производительность
труда. Формулировать и
аргументировать собственные
суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и
опирающиеся на экономические
знания и личный опыт. Использовать
полученные знания при анализе
фактов поведения участников
экономической деятельности;
оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской
деятельности. Раскрывать значение
рационального поведения субъектов
экономической деятельности.
Анализировать и оценивать с
позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели
поведения потребителя. Грамотно
применять полученные знания для
определения экономически
рационального поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях.
Характеризовать экономику семьи.
Анализировать структуру семейного
бюджета. Сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы.
19

Составлять семейный бюджет.
Выполнять несложные
познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека.
Раскрывать на примерах проявления
богатства материального и
духовного. Различать прожиточный
минимум и потребительскую
корзину. Объяснять причины
неравенства доходов в обществе.
Описывать различные формы
перераспределения доходов.
Объяснять с помощью примеров
значение интересов в продвижении
человека по социальной лестнице.
Раскрывать влияние социального
окружения на положение человека в
обществе. Обосновывать связь
профессионализма и жизненного
успеха. Выполнять несложные
познавательные и практические
задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в
разных сферах общества. Учитывать
общественные потребности при
выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности.
Объяснять причины возникновения
государства. Характеризовать
важнейшие признаки государства.
Раскрывать задачи (функции)
государства на примере
современного Российского
20

Наша Родина – Россия.

Наше государство —

гражданское воспитание;

государства. Приводить примеры
жизненных ситуаций, в которых
необходимы документы,
удостоверяющие личность и её права
(паспорт, СНИЛС). Объяснять и
конкретизировать с помощью
примеров такие задачи
государственных законов, как
установление и поддержание
порядка, равенства всех перед
законом. Оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их становление и
развитие. Осознанно содействовать
защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами.
Характеризовать развитие
отдельных областей и форм
культуры, выражать своё мнение о
явлениях культуры. Описывать
явления духовной культуры.
Находить и извлекать социальную
информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из
адаптированных источников
различного типа. Описывать
духовные ценности российского
народа и выражать собственное
отношение к ним. Описывать
процессы создания, сохранения,
трансляции и усвоения достижений
культуры.
Описывать положение Российской
21

(10 ч)

Российская Федерация. Русский
язык как государственный.
Патриотизм. Государственные
символы России. Герб, флаг,
гимн. История государственных
символов России. Конституция
как основной закон страны.
Конституция РФ как
юридический документ.
Гражданственность.
Конституционные обязанности
гражданина Российской
Федерации. Россия —
многонациональное
государство. Национальность
человека. Народы России —
одна семья. Многонациональная
культура России.
Межнациональные отношения.
Долг и обязанность. Зачем
нужна регулярная армия.
Военная служба. Готовить себя
к исполнению воинского долга.

патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;
духовное и нравственное воспитание
детей на основе российских
традиционных ценностей;

Федерации на карте мира.
Приводить примеры проявления
патриотизма из истории и жизни
современного общества.
Характеризовать функции русского
языка как государственного.
Описывать основные
государственные символы
Российской Федерации. Знать текст
гимна РФ. Использовать
дополнительные источники
информации для создания коротких
информационных материалов,
посвящённых государственным
символам России. Использовать
знания и умения для формирования
способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ. Объяснять на
примерах сущность понятия
«гражданственность»; приводить
примеры проявления этих качеств из
истории и жизни современного
общества. Использовать знания и
умения для формирования
способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ. Характеризовать и
конкретизировать примерами
этнические и национальные
различия. Показывать на конкретных
примерах исторического прошлого и
современности российского
общества проявления толерантного
22

Итоговое повторение (1
ч.)

отношения к людям разных
национальностей. На примерах
объяснять содержание
конституционной обязанности
защищать Отечество. Осознавать
значение военной службы как
патриотического долга.
Конкретизировать с помощью
примеров значение и пути
подготовки себя к выполнению
воинского долга.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Обобщить знания и расширить опыт
решения познавательных и
практических задач.

Подвести итоги учебной работы
за год. Наметить перспективы
обучения в 8 классе.

Итого: 34 часа
8 класс
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Введение (1 ч)

Основное содержание по
темам
Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться с основным
содержанием курса 8 класса.
Наметить перспективу
совершенствования умений и
навыков в процессе учебной

Характеристика деятельности ученика

Познакомиться с основным содержанием курса
8 класса. Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков в
процессе учебной деятельности. Определить
основные требования к результатам обучения и
критерии успешной работы обучающихся.

23

Личность и общество (5
ч)

деятельности. Определить
основные требования к
результатам обучения и
критерии успешной работы
обучающихся.
Отличие человека от других
живых существ. Природное и
общественное в человеке.
Способность человека к
творчеству. Деятельность
человека, её виды. Сознание и
деятельность. Познание
человеком мира и самого себя.
Что такое природа? Биосфера и
ноосфера. Взаимодействие
человека и окружающей среды.
Место человека в мире
природы. Человек и Вселенная.
Человек. Общество как форма
жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь.
Социальные изменения и их
формы. Развитие общества.
Основные средства связи и
коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Человечество в
XXI в., тенденции развития,
основные вызовы и угрозы.
Глобальные проблемы
современности. Социальные
параметры личности.
Индивидуальность человека.
Социализация индивида.

гражданское воспитание;
патриотическое воспитание
и формирование российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
популяризация научных
знаний среди детей
(Ценности научного
познания);
экологическое воспитание.

Выявлять отличия человека от животных.
Объяснять человеческие качества. Различать
биологические и природные качества человека.
Характеризовать и конкретизировать
примерами биологическое и социальное в
человеке. Определять своё отношение к
различным качествам человека. Выявлять связь
между мышлением и речью. Объяснять понятие
«самореализация». Определять и
конкретизировать примерами сущностные
характеристики деятельности. Приводить
примеры основных видов деятельности.
Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
Оценивать утверждение о связи природы и
общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого
разума. Раскрывать значение моральных норм.
Конкретизировать на примерах влияние
природных условий на людей. Анализировать и
оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать
сделанные выводы. Выделять существенные
признаки общества. Называть сферы
общественной жизни и характерные для них
социальные явления. Показывать на
конкретных примерах взаимосвязь основных
сфер общественной жизни. Выявлять изменения
социальной структуры, связанные с переходом
в постиндустриальное общество.
24

Практикум по теме.

Сфера духовной
культуры (8 ч)

Сфера духовной жизни и её
особенности. Культура
личности и общества. Диалог
культур как черта современного
мира. Тенденции развития
духовной культуры в
современной России. Мораль.
Основные ценности и нормы
морали. Гуманизм. Патриотизм
и гражданственность. Добро и
зло — главные понятия.
Критерии морального
поведения. Долг и совесть.
Объективные обязанности и
моральная ответственность.
Долг общественный и долг
моральный. Совесть внутренний
самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и

духовное и нравственное
воспитание детей на основе
российских традиционных
ценностей;
поликультурное воспитание;
приобщение детей к
культурному наследию
(Эстетическое воспитание);

Анализировать факты социальной
действительности, связанные с изменением
структуры общества. Раскрывать смысл
понятия «общественный прогресс». Приводить
примеры прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе. Характеризовать и
конкретизировать фактами социальной жизни
перемены, происходящие в современном
обществе (ускорение общественного развития).
Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике
глобальных проблем. Систематизировать
наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Определять сущностные характеристики
понятия «культура». Различать и описывать
явления духовной культуры. Находить и
извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах культуры из
адаптированных источников. Характеризовать
духовные ценности российского народа.
Выражать своё отношение к тенденциям в
культурном развитии. Знать основные
положения раздела. Объяснять роль морали в
жизни общества. Характеризовать основные
принципы морали. Характеризовать моральную
сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинноследственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества.
Приводить примеры морального выбора. Давать
нравственные оценки собственным поступкам.
Оценивать значение образования в
25

ответственность. Моральные
знания и практическое
поведение. Нравственные
чувства и самоконтроль.
Образование. Значимость
образования в условиях
информационного общества.
Непрерывность образования.
Самообразование. Наука, её
значение в жизни современного
общества. Нравственные
принципы труда учёного.
Возрастание роли научных
исследований в современном
мире. Религия как одна из форм
культуры. Роль религии в
культурном развитии.
Религиозные нормы.
Религиозные организации и
объединения, их роль в жизни
современного общества.
Свобода совести Искусство как
одна из форм духовной
культуры. Многообразие видов
искусства. Влияние искусства
на развитие личности.
Практикум по теме.

Социальная сфера (7 ч.)

Социальная неоднородность
общества: причины и
проявления. Социальное

гражданское воспитание;
физическое воспитание и
формирование культуры

информационном обществе. Извлекать
информацию о тенденциях в развитии
образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному
образованию. Определять сущностные
характеристики религии и её роль в культурной
жизни. Объяснять сущность и значение
веротерпимости. Раскрывать сущность свободы
совести. Оценивать своё отношение к религии и
атеизму. Извлекать информацию об
особенностях искусства из различных текстов.
Классифицировать информацию о видах
искусства. и средствах создания образов.
Сравнивать искусство с другими формами
культуры. Характеризовать с опорой на
примеры особенности искусства и его влияние
на личность. Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для
школьников. Определять собственное
отношение к явлениям современной жизни.
Уметь применять нравственные нормы к
анализу и оценке социальных ситуаций.
Выделять нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами. Уметь строить устное
речевое высказывание, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
обсуждении.
Уметь применять нравственные нормы к
анализу и оценке социальных ситуаций.
Выделять нравственный аспект поведения.
26

неравенство. Многообразие
социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальные конфликты и пути
их разрешения. Изменения
социальной структуры с
переходом в
постиндустриальное общество.
Социальная позиция человека в
обществе: от чего она зависит.
Ролевой репертуар личности.
Гендерные различия:
социальные роли мужчин и
женщин. Изменение статуса с
возрастом. Социальные роли
подростков. Отношения между
поколений. Признаки семьи как
малой группы. Функции семьи.
Семейные роли. Семейные
ценности.
Этнические группы.
Межнациональные отношения.
Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям
народа. Взаимодействие людей
в многонациональном и
многоконфессиональном
обществе. Отклоняющееся
поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для
человека и общества.
Социальная значимость
здорового образа жизни. Что
такое социальная политика

здоровья;

Соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами. Уметь строить устное
речевое высказывание, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном
обсуждении. Выявлять и различать разные
социальные общности и группы. Раскрывать
причины социального неравенства. Приводить
примеры различных видов социальной
мобильности. Характеризовать причины
социальных конфликтов, используя
межпредметные связи, материалы СМИ;
показывать пути их разрешения. Находить и
извлекать социальную информацию о структуре
общества и направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа.
Называть позиции, определяющие статус
личности. Различать предписанный и
достигаемый статусы. Раскрывать и
иллюстрировать примерами ролевой репертуар
личности. Объяснять причины ролевых
различий по тендерному признаку, показывать
их проявление в различных социальных
ситуациях. Описывать основные социальные
роли старших подростков. Характеризовать
межпоколенческие отношения в современном
обществе. Выражать собственное отношение к
проблеме нарастания разрыва между
поколениями. Знать и правильно использовать
понятия «функции семьи», «семейные роли»,
«ценности семьи». Описывать ролевые позиции
членов семьи. Конкретизировать семейные
роли, функции и ценности примерами.
Выражать собственное отношение к
содержанию семейных ролей и ценностям.
27

государства. Политика
формирования доходов
населения. Пенсионное
обеспечение. Развитие
социальных отраслей.
Социальная защита населения.
Практикум по теме.

Экономика (13 ч.)

Потребности и ресурсы.
Ограниченность ресурсов и
экономический выбор.
Свободные и экономические
блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики.
Что, как и для кого производить.
Функции экономической
системы. Типы экономических
систем. Собственность. Право
собственности. Формы
собственности. Защита прав

трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение;
воспитание ответственности
при распределении благ,
использования денежных
средств и т.д.

Знать и правильно использовать в предлагаемом
контексте понятия «этнос», «нация»,
«национальность». Конкретизировать
примерами из прошлого и современности
значение общего исторического прошлого,
традиций в сплочении народа. Характеризовать
противоречивость межнациональных
отношений в современном мире. Объяснять
причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные пути
их разрешения. Объяснять причины
отклоняющегося поведения. Оценивать опасные
последствия наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Оценивать социальное
значение здорового образа жизни.
Характеризовать государственные механизмы
осуществления социальной политики.
Описывать основные направления социальной
политики государства. Приводить примеры
социальной защиты населения. Оценивать роль
государства в развитии социальных отраслей.
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности
экономических ресурсов. Различать свободные
и экономические блага. Приводить примеры
принятия решения на основе экономического
выбора. Описывать и иллюстрировать
примерами решения основных вопросов
участниками экономики. Различать основные
типы экономических систем. Характеризовать
способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах. Объяснять
смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать
28

собственности. Рынок.
Рыночный механизм
регулирования экономики.
Спрос и предложение.
Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги.
Факторы производства.
Разделение труда и
специализация.
Предпринимательство. Цели
фирмы, её основные
организационно-правовые
формы. Современные формы
предпринимательства. Малое
предпринимательство и
фермерское хозяйство. Роль
государства в экономике.
Экономические цели и функции
государства. Государственный
бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами. Распределение.
Неравенство доходов.
Перераспределение доходов.
Экономические меры
социальной поддержки
населения. Потребление.
Семейное потребление.
Прожиточный минимум.
Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты
прав потребителя. Реальные и
номинальные доходы.
Инфляция. Банковские услуги,

примерами формы собственности. Называть
основания для приобретения права
собственности. Анализировать практические
ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав собственности. Характеризовать рыночное
хозяйство как один из способов организации
экономической жизни. Характеризовать
условия функционирования рыночной
экономической системы. Описывать действие
рыночного механизма формирования цен на
товары и услуги. Формулировать собственное
мнение о роли рыночного механизма
регулирования экономики в жизни общества.
Объяснять решающую роль производства как
источника экономических благ. Различать
товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами
факторы производства. Исследовать
практические ситуации, связанные с
использованием различных способов
повышения эффективности производства.
Описывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства. Сравнивать
различные организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Объяснять
преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме
соблюдения морально-этических норм в
предпринимательстве. Оценивать возможности
своего участия в предпринимательской
деятельности. Характеризовать экономические
функции государства. Описывать различные
формы вмешательства государства в рыночные
отношения. Различать прямые и косвенные
29

предоставляемые гражданам.
Формы сбережений граждан.
Потребительский кредит.
Формы дистанционного
банковского обслуживания.
Защита от финансовых
махинаций. Зачем нужно
страхование. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Как получить страховую
выплату. Финансовая
грамотность. Занятость и
безработица. Причины
безработицы. Экономические и
социальные последствия
безработицы. Роль государства
в обеспечении занятости. Каким
должен быть современный
работник. Выбор жизненного
пути. Готовимся выбирать
профессию. Практикум по теме.
Провести диагностику
результатов обучения в 8
классе. Подвести итоги учебной
работы за год. Наметить
перспективы обучения в 9
классе.

налоги. Раскрывать смысл понятия
«государственный бюджет». Приводить
примеры государственной политики
регулирования доходов и расходов. Различать
номинальные и реальные доходы граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные
доходы и уровень жизни населения. Называть и
иллюстрировать примерами формы сбережения
граждан. Объяснять связь семейной экономики
с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений
своей семьи с точки зрения экономической
рациональности. Характеризовать и
конкретизировать примерами основные
финансовые услуги банка. Объяснять
экономический смысл потребительского
кредитования. Различать виды и
потребительскую полезность платёжных карт.
Описывать роль дистанционных форм
банковского обслуживания. Выражать
собственное отношение к правилам финансовой
безопасности. Раскрывать социальную
значимость страхования. Приводить примеры
видов страхования. Определять
целесообразность страхования различных
рисков. Оценивать роль страхования в
формировании своих сегодняшних и
завтрашних доходов. Называть качества
финансово грамотного человека. Описывать
действие рыночного механизма на рынке труда.
Характеризовать безработицу как закономерное
явление рыночной экономики. Называть и
описывать причины безработицы. Различать
экономические и социальные последствия
30

безработицы. Объяснять роль государства в
обеспечении занятости. Оценивать собственные
возможности на рынке труда. Характеризовать
требования к работнику в условиях рынка
труда. Называть личностные качества
работника. Конкретизировать на примерах
влияние уровня профессионализма работника
на результат производственной деятельности.
Раскрывать преимущества профессионализма
личности. Обосновывать связь
профессионализма и жизненного успеха.
Систематизировать наиболее часто задаваемые
вопросы. Устанавливать причины актуальности
тех или иных вопросов для школьников
Итого: 34 часа
9 класс
Примерные темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Введение. (1ч)

Политика (10 ч)

Основное содержание по темам

Модуль РПВ «Школьный
урок»

Знакомство с курсом
«Обществознание». Гуманизм как
принцип отношений к окружающей
действительности

Политика и власть. Роль политики в

гражданское воспитание;

Характеристика деятельности ученика

Вспомнить основные итоги прошлого года
обучения. Познакомиться с основным
содержанием курса 9 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии успешной
работы обучающихся.
Характеризовать власть и политику как
31

жизни общества. Основные
направления политики. Государство,
его отличительные признаки.
Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции
государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и
тоталитаризм. Демократические
ценности. Развитие демократии в
современном мире. Правовое
государство. Разделение властей.
Условия становления правового
государства в РФ. Гражданское
общество. Местное самоуправление.
Пути формирования гражданского
общества в РФ. Участие граждан в
политической жизни. Гражданская
активность. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в
демократическом обществе.
Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма.
Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в
РФ. Участие партий в выборах.
Международные и
межгосударственные отношения.
Международные конфликты и пути их
решения. Международные
организации. Практикум по теме.

патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;

социальные явления. Раскрывать признаки
суверенитета. Различать формы правления и
государственного устройства. Сопоставлять
различные типы политических режимов.
Называть и раскрывать основные принципы
демократического устройства. Раскрывать
принципы правового государства.
Характеризовать разделение властей.
Раскрывать сущность гражданского
общества. Характеризовать местное
самоуправление. Анализировать влияние
политических отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идеи темы
примерами из истории, современных
событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия
гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость
гражданской активности. Приводить
примеры гражданственности. Называть
признаки политической партии и показать их
на примере одной из партий РФ.
Характеризовать проявления
многопартийности. Раскрывать сущность
межгосударственных и международных
отношений. Описывать пути разрешения
международных конфликтов. Обосновывать
роль международных организаций в
межгосударственных отношениях.
Характеризовать значимость и роль РФ в
международных отношениях. Уметь
объяснять явления и процессы социальной
действительности с опорой на изученные
понятия. Находить нужную социальную
32

Гражданин и
государство. (7 ч)

Что такое конституционный строй.
Основы государственного устройства.
Основы отношений человека и
гражданина с государством. Основы
устройства общества и его отношений
с государством. Понятие прав, свобод
и обязанностей. Воздействие
международных документов по правам
человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина в РФ.
Президент РФ — глава государства.
Законодательная и представительная
власть в РФ. Правительство РФ —
высший орган исполнительной власти
в стране. Субъекты Российской
Федерации. Принципы федеративного
устройства России. Статус субъектов
федерации. Разграничение
полномочий между федеральным
центром и субъектами федерации.
Судебная власть РФ. Принципы
осуществления судебной власти в РФ.
Суды Российской Федерации. Участие
граждан в отправлении правосудия.

гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;

информацию, адекватно её воспринимать,
применяя основные обществоведческие
термины и понятия, преобразовывать эту
информацию в соответствии с решаемой
задачей. Анализировать реальные
социальные ситуации. Выбирать адекватные
способы деятельности. Уметь выполнять
познавательные и практические задания, в
том числе с использованием проектной
деятельности.
Раскрывать гуманистическую сущность и
смысл понятия «конституционный строй».
Характеризовать основы конституционного
строя РФ. Называть конституционные
принципы взаимоотношений личности,
общества, государства. Приводить примеры
реализации принципов конституционного
строя РФ. Объяснять смысл понятия «права
человека». Классифицировать права и
свободы гражданина РФ (приводить примеры
различных групп прав). Представлять
структуру высших органов государственной
власти страны в виде схемы.
Характеризовать полномочия Президента,
функции Федерального Собрания и
Правительства. Рассказывать о порядке
формирования Государственной Думы,
Совета Федерации, Правительства. Извлекать
и анализировать информацию по теме урока
из источников. Представлять текстовую
информацию в схематической и табличной
формах и наоборот. Раскрывать принципы
федеративного устройства РФ.
Характеризовать статус субъекта РФ.
33

Судьи. Правоохранительные органы
РФ. Адвокатура. Нотариат. Практикум
по теме.

Называть типы субъектов РФ. Объяснять, в
чём заключается равноправие субъектов РФ.
Различать полномочия федеральной власти и
полномочия, находящиеся в совместном
ведении федеральной власти и власти
субъекта Федерации. Извлекать информацию
по теме урока из правового документа
(Конституции РФ). Сопоставлять
информацию о социальных объектах.
Переводить текстовую информацию в
графическую форму. Определять критерии
правильности (корректности) выполнения
учебной задачи. Излагать полученную
информацию, интерпретируя её в контексте
решаемой задачи. Определять логические
связи между элементами судебной системы
РФ. Ориентироваться в содержании текста,
понимать его целостный смысл,
структурировать текст. Называть органы
судебной власти РФ, описывать их
полномочия и компетенцию. Объяснять
порядок формирования органов судебной
власти РФ. Называть основные
правоохранительные органы РФ. Различать
сферы деятельности правоохранительных
органов и судебной системы. Приводить
примеры деятельности правоохранительных
органов. Выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности.
Работать над проектом, определяя его цели,
этапы, конечный продукт. Находить нужную
социально-правовую информацию, используя
ИКТ; применять при её изложении основные
34

Основы
российского
законодательства.
(12 ч)

Право, его роль в жизни человека,
общества и государства. Понятие
«нормы права». Нормативно-правовой
акт. Виды нормативных актов.
Сущность и особенности
правоотношений. Различия и
возможности осуществления действий
участников правоотношений, мера
дозволенного. Субъекты
правоотношений. Правоспособность и
дееспособность. Физические и
юридические лица. Юридические
действия, правомерные и
противоправные юридические
действия, события. Понятие
правонарушения. Признаки и виды
правонарушений. Понятия и виды
юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Сущность
гражданского права. Право
собственности. Особенности
гражданских правоотношений. Виды
договоров. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.
Защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав. Трудовые
правоотношения. Трудовой кодекс РФ.
Право на труд. Права, обязанности и
взаимная ответственность работника и
работодателя. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых

гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и
формирование российской
идентичности;

обществоведческие термины и понятия,
преобразовывать информацию в
соответствии с решаемой задачей
Объяснять, почему закон является
нормативным актом высшей юридической
силы. Сопоставлять позитивное и
естественное право. Характеризовать
основные элементы системы российского
законодательства. Раскрывать смысл понятия
«правоотношение», показывать на примерах
отличия правоотношений от других видов
социальных отношений. Раскрывать смысл
понятий «субъективные юридические права»
и «юридические обязанности участников
правоотношений». Объяснять причину
субъективности прав и юридического
закрепления обязанностей участников
правоотношений. Раскрывать смысл понятий
«дееспособность» и «правоспособность».
Раскрывать особенности возникновения
правоспособности и дееспособности у
физических и юридических лиц. Объяснять
причины этих различий. Различать
правонарушение и правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки
правонарушений. Характеризовать
юридическую ответственность в качестве
критерия правомерного поведения.
Объяснять смысл презумпции невиновности.
Характеризовать особенности гражданских
правовых отношений. Называть виды и
приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской
дееспособности несовершеннолетних.
35

правоотношениях. Юридические
понятия семьи и брака. Сущность и
особенности семейных
правоотношений. Права и обязанности
супругов. Права и обязанности
родителей и детей. Защита прав и
интересов детей, оставшихся без
попечения родителей.
Административные правоотношения.
10 Кодекс РФ об административных
правонарушениях (КоАП).
Административные правонарушения.
Виды административных наказаний.
Особенности уголовного права. Виды
уголовно-правовых отношений.
Понятие преступления. Необходимая
оборона. Пределы допустимой
самообороны. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов. Право на
жизнь в условиях вооружённых
конфликтов. Защита гражданского
населения в период вооружённых
конфликтов. Законодательство в сфере
образования. Получение
образования — и право, и
обязанность. Практикум по теме.

Находить и извлекать информацию о правах
потребителя, предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей. Называть основные
юридические гарантии права на свободный
труд. Характеризовать особенности трудовых
правоотношений. Объяснять роль трудового
договора в отношениях между работниками и
работодателями. Раскрывать особенности
положения несовершеннолетних в трудовых
правоотношениях. Объяснять условия
заключения и расторжения брака. Приводить
примеры прав и обязанностей супругов,
родителей и детей. Находить информацию о
семейных правоотношениях и извлекать ее из
адаптированных источников различного
типа. Приводить примеры прав и
обязанностей родителей и детей.
Характеризовать формы защиты детей,
оставшихся без попечения родителей.
Определять сферу общественных отношений,
регулируемых административным правом.
Характеризовать субъектов
административных правоотношений.
Указывать основные признаки
административного правонарушения.
Характеризовать значение
административных наказаний.
Характеризовать особенности уголовного
права и уголовно-правовых отношений.
Указывать объекты уголовно-правовых
отношений. Перечислять важнейшие
признаки преступления. Отличать
необходимую оборону от самосуда.
36

Итоговое
повторение.
Контроль знаний.
(2 ч)

Провести диагностику результатов
обучения в 9 классе.

Характеризовать специфику уголовной
ответственности несовершеннолетних.
Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы,
направленные на защиту раненых,
военнопленных, мирного населения.
Указывать методы и средства ведения войны,
которые запрещены. Оценивать
необходимость и значение международноправовой защиты жертв войны. Объяснять
значение международного права. Раскрывать
смысл понятия «военное преступление».
Объяснять понятия «право на образование».
Различать право на образование
применительно к основной и полной средней
школе. Объяснять взаимосвязь права на
образование и обязанности получить
образование. Определять собственное
отношение к реалиям социально-правовой
деятельности. Формировать знания о
ключевых правовых понятиях, нормах,
понимание их роли как решающих
регуляторов жизни человека и общества;
применять эти знания к анализу и оценке
реальных социальных ситуаций.
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для
школьников. Определять собственное
отношение к реалиям социально-правовой
деятельности. Формировать знания о
ключевых правовых понятиях, нормах,
понимание их роли как решающих
регуляторов жизни человека и общества.
37

Резерв 1 ч.
Итого 33 ч.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».