РП право элективный курс 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
Протокол №6 от 29.06.22

__________И.В. Синицкая

________С.К. Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
элективного курса
«Основы правовых знаний»
8-9 классы
для 8б, 9б классов
(1ч в неделю, 34ч в год в 8-м классе. 1 час в неделю, 33 часа в год в 9-м классе)

Составитель: Быкова И.В.
Кривойван О.Ю.
Шафеева Н.Д.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного курса «Основы правовых знаний» в 8-9
классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Примерной программы основного общего образования.
Рабочая программа имеет линейную структуру обучения. Курс «Основы правовых
знаний» предполагает изучение в 8-9 классах. Общее число учебных часов за 2 года
обучения составляет 68, из них 34ч (1ч в неделю) в 8 классе и 33 ч (1 ч в неделю) 9 классе.
Предмет «Основы правовых знаний» введен по запросу учащихся и родителей
(законных представителей) с целью подготовки учащихся к профильному обучению
социально-гуманитарного направления в 10-11 классах. Изучение права на уровне основного
общего образования направлено на развитие личностного потенциала обучающегося, его
интеллектуальных способностей, формирование правовой культуры.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
10

8 класс
Название темы
Тема 1. Что такое право
Тема 2.Государство
Тема 3. Право и человек
Тема 4. Право и государство
Тема 5.Человек и государство
Итоговое повторение
Итого

Количество часов
7
4
5
8
7
2
34

9 класс
Название темы
Вводный урок
Тема 6. Гражданин и государство
Тема 7. Семья. Родители. Дети.
Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений
Тема 9. Право собственности
Тема 10. Сделки, договоры
Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений
Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 13. Международная защита прав человека
Тема 14. Раздел для любознательных. Проектная
деятельность
Итоговое повторение
Итого

Количество часов
1
4
4
3
2
3
3
3
2
5
3
33

Цели обучения курсу «Основы правовых знаний»:
Ведущей целью обучения основам правовых знаний является повышение правовой
грамотности учащихся, формирование уровня их воспитанности, ответственности и
социальной активности.
Задачи курса «Основы правовых знаний»:
 Правоведческое содержание призвано активизировать познавательный интерес,
способствовать усвоению основ правовых знаний, обеспечивающих их успешные
действия в реальных правоотношениях и ситуациях, способствовать познанию
учащимися норм отраслевого законодательства: гражданского, семейного, трудового,
уголовного, административного и других.
2

 Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач правоведческого
курса. Интеллектуальное развитие обеспечивается информативной насыщенностью
уроков, организацией процесса обучения с применением современных образовательных
технологий, способствующих формированию способности к анализу ситуаций,
регулируемых правовыми нормами и способности к реальным действиям в таких
ситуациях.
 Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической,
правовой и экономической культуры. В рабочую программу включены материалы,
обладающие широкими воспитательными возможностями, ориентированные на усвоение
общечеловеческих ценностей. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма,
уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы ориентировано на гуманистический, системный,
проблемный, дифференцированный и другие современные подходы в обучении права,
формирует у обучающихся коммуникативные, информационно-коммуникационные,
исследовательские, нравственные компетенции, складывание основ правовой компетенции,
знаний
в
области
гражданского,
трудового,
административного,
семейного,
конституционного права, формирования умений применять необходимые юридические
нормы в повседневной жизни. Особенности рабочей программы:
 содержание рабочей программы расширяет и углубляет круг вопросов, обозначенных в
базовом курсе предмета «Обществознание» (раздел «Право»).
 рабочая программа направлена на практическое овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной
среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
8 класс
Тема 1. Что такое право (7 ч)
Социальная норма — правило поведения. Виды социальных норм (религиозные,
моральные, правовые и т. д.). Право в системе социальных норм. Отличие правовой нормы
от иных социальных норм.
Источник права — официальный документ, принятый государством. Система
законодательства. Конституция — основной закон государства. Кодексы. Законы.
Подзаконные акты (указы Президента, постановления, распоряжения Правительства,
нормативные акты министерств). Договоры.
Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы — гипотеза, диспозиция,
санкция. Элементы правовой нормы в разных нормативно-правовых актах.
Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона («Российская
газета», «Собрание законодательства РФ»). Основные реквизиты закона. Компьютерные
информационные правовые системы. Кодексы и их структура.
Регулирование общественных отношений правовыми нормами. Юридические факты.
Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав.
Понятие субъекта и объекта права. Понятие правоспособности и дееспособности.
Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные
субъекты (государство, муниципальные образования, юридические лица).
Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность
3

юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и
должностных лиц.
Противоправное поведение и правонарушение. Признаки правонарушения. Состав
правонарушения. Преступление. Формы вины (умысел, неосторожность). Виды
преступлений.
Проступок.
Виды
проступков
(правонарушений):
гражданский,
административный, дисциплинарный.
Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической
ответственности (гражданская, уголовная, административная)
Тема 2. Государство (4ч)
Организация политической власти. Формы политико-правового режима,
разновидности форм правления и государственного устройства. Верховенство права в
государстве. Гражданское общество и его основные черты.
Тема 3. Право и человек (5ч)
Права и свободы человека. Права человека в историческом контексте. Всеобщая
Декларация прав человека. Международные документы по правам человека. Правовое
положение человека.
Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Тема 4. Право и государство (8ч)
Главный закон страны. Место Конституции в правовой системе страны.
Международное право. Принципы и нормы международного права. Совет Европы.
Европейский Суд по правам человека.
Как принимаются законы. Подготовка и рассмотрение законопроекта. Право
законодательной инициативы. Подписание и обнародование закона. Вето президента.
Организация государственной власти. Система и полномочия законодательной,
исполнительной и судебной власти в России. Статус и полномочия Президента РФ.
Структура и компетенции высшего представительного и законодательного органа:
Федеральное собрание (функции палат: Совета Федерации и Государственной Думы).
Исполнительная власть: полномочия и основные направления деятельности Правительства
РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы
субъектов РФ. Органы местного самоуправления и их компетенция. Местное
самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений. Местное
самоуправление и его роль в жизни общества. История местного самоуправления в России.
Принципы местного самоуправления (организационная обособленность, самостоятельность
в решении вопросов местного значения). Основные вопросы местного значения и механизм
их правового решения. Основные принципы деятельности судебной власти и
правоохранительных органов. (Конституционный суд, Верховный суд РФ, Высший
арбитражный суд, краевой, областной и приравненные к ним суды, районные (городские)
суды). Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов.
Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным
прокурором РФ; нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел (милиция —
криминальная и общественной безопасности, подразделения предварительного следствия,
учреждения системы исполнения наказаний и т.д.).
Тема 5. Человек и государство (7 ч)
Принципы гражданства. Принципы единого гражданства, равного гражданства.
Основания приобретения гражданства. Признание гражданства. Приобретение гражданства
по регистрации, рождению. Прием в гражданство. Восстановление в гражданстве. Выбор
4

гражданства. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Права и
обязанности, которые принадлежат только гражданину государства. Документы,
удостоверяющие гражданство.
Право избирать и быть избранным. Принципы избирательного права, закрепленные в
Конституции РФ. Порядок подготовки и проведения выборов в РФ.
Общественные объединения. Формы и виды общественных объединений.
Общественные организации, общественные движения, общественные фонды. Органы
общественной самодеятельности. Молодежные и детские общественные объединения.
Профессиональные союзы и их значение. Политические партии в общественной жизни
страны.
Конституционные обязанности человека и гражданина.
Налоговые правоотношения. Налоговое правонарушение и налоговая ответственность
Особенности налоговой системы России. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговые правонарушения. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Воинская обязанность. Понятие воинского учета. Призыв на военную службу.
Освобождение и отсрочка от военной службы. Порядок поступления на военную службу по
контракту. Альтернативная гражданская служба.
Итоговое повторение (3 ч)
9 класс (33 ч)
Тема 6. Гражданин и государство (4 ч)
Гражданин как субъект административных правоотношений. Административная
правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые
средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность учреждений, организаций,
предприятий и их должностных лиц охранять права и свободы граждан. Обязанности
граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного
самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица.
Альтернативный порядок обжалования: в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности
орган (должностному лицу).
Административная и дисциплинарная ответственность. Понятие административной
ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание.
Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.
Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления — единственное
основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия,
внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной
ответственности. Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной
ответственности.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от
наказания.
Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательнолечебное учреждение.
Тема 7. Семья, родители, дети (4ч)
Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и
обязанности супругов. Личные и имущественные права супругов. Законный режим
имущества супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие
брак: суд, органы ЗАГС.
Имущественные

права

и

обязанности

родителей.

Лишение

и

ограничение
5

родительских прав. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства.
Усыновление, опека (попечительство). Приемная семья.
Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений (3ч)
Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского
правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги,
нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения.
Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и
субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений
(Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования,
граждане, юридические лица). Виды гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская
правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская
правоспособность и дееспособность физических лиц.
Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы
осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры
принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.
Тема 9. Право собственности (2 ч)
Понятие собственности. Права собственника (право владеть, право пользоваться,
право распоряжаться). Обязанности собственника. Основания возникновения права
собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная).
Прекращение права собственности.
Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и
юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования). Право хозяйственного ведения. Право оперативного
управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности при отсутствии
договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного владения,
устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности).
Истребование вещи от добросовестного приобретателя. Истребование вещи от
недобросовестного приобретателя.
Тема 10. Сделки, договоры (3 ч)
Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная).
Виды сделок. Договор. Срочные и бессрочные сделки.
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы
договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия,
предусмотренные сторонами. Виды договоров
Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору.
Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы
обеспечения исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская
гарантия, залог, поручительство, задаток).
Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений (3 ч)
Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия
наследства. Наследование по закону. Наследники 1-й очереди, наследники 2-й очереди.
Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие
граждан в жилищно-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приобретение
6

жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого
помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.
Понятие страхования. Страховой риск. Страховое событие. Страховщик,
страхователь. Договор страхования. Страховой полис. Правила страхования. Виды
страхования (имущественное, личное). Формы страхования (добровольное, обязательное).
Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки.
Банковские операции (открытие и ведение счетов, осуществление расчетов по поручению
клиента, кассовое обслуживание, предоставление кредитов и привлечение вкладов, покупка
и продажа иностранной валюты). Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Понятие акционерного общества. Акционер. Акция как ценная бумага. Обыкновенные
и привилегированные акции.
Понятие потребителя. Права потребителя (на качество, на безопасность, на
информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав
потребителей).
Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений(3 ч)
Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности
работника. Трудовой договор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу.
Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности человека. Основания
прекращения трудового договора (по обоюдной инициативе сторон, по инициативе одной из
сторон (работника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной
трудового договора).
Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые
несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной
плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест
для несовершеннолетних. Служба занятости.
Тема 13. Международная защита прав человека (2 ч)
Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право.
Тема 14. Раздел ля любознательных. Проектная деятельность. (5 ч)
Итоговое повторение (3 ч)
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний
обучающихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, проектная деятельность.
Планируемые результаты изучения курса «Основы правовых знаний».
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса,
являются:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
7

грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения данного курса проявляются в:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
o использование элементов причинно-следственного анализа;
o исследование несложных реальных связей и зависимостей;
o определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
o поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
o перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
o подкрепление изученных положений конкретными примерами;
o оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
o определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются:
8 класс
Ученик научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
 раскрывать понятие права и его признаки, социальные нормы и их роль в урегулировании
общественных отношений; (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое
лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);
 характеризовать формы права и систему российского законодательства; технику работы с
источниками права; систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях,
демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения
трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок
8









получения платных образовательных услуг; права абитуриента;
сопоставлять правомерные и противоправные действия; юридический состав;
правоотношения и ее структура;
описывать правонарушения, его признаки и основные
виды
юридической
ответственности; особенности процесса законотворчества; основные органы
государственной власти.
анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
называть права человека и основные Международные документы по права человека;
права несовершеннолетних; субъекты права и виды субъектов права; виды
правоотношений
устанавливать связь государства и права, правовое государство и его признаки;
объяснять содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия
приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора
альтернативной гражданской службы;
различать способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства;
полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса;
организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в
сфере отношений, урегулированных правом;
Ученик получит возможность научиться:

 аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
9 класс
Ученик научится:


















характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека
как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие
9










черты и различия; социальные свойства человека, его взаимодействие с другими
людьми;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства); сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
характеризовать систему российского законодательства;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности; содержание и значение социальных норм, регулирующих
общественные отношения;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления,
доверенности и т.п.);
Ученик получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».