РП физика элективный курс 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель ЛМО учителей
естественных наук

Заместитель директора
по УВР

Директор

____________И.В. Кленова

__________И.В.Синицкая

_________С.К.Беляевская

Протокол №6 от 29.06.22

Приказ №83-П от 30.06.22

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ»
(для обучающихся инженерного профиля 8а, 9а класс)
8-9 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год в 8 классе,. 1 час в неделю. 33 часа в год в 9 классе)

Составитель: Кленова Ирина Васильевна

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов основного общего образования
составлена
в
соответствии
с:
требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
обучающихся.
Курс предназначен для обучающихся 8-9 классов инженерного и физикоматематического профилей, изучающих физику на углубленном уровне. Это элективный
курс повышенного уровня, направленный на углубленное изучение предмета. Курс по
решению задач основан на материале, освоенным обучающимися при изучении физики на
уровне основного общего и среднего общего образования и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе
физики 8-9 класса. Программа ориентирована на развитие у обучающихся интереса к
занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной
практической деятельности. На изучение курса отводится 1 час в неделю в 8 классе (34 часа
в год) и 1 час в неделю в 9 классе (33 часа в год)
Цели и задачи данного курса:
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения задач;
 Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
решения физических задач;
 Развитие самостоятельности при приобретении и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий
 Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного решения задач;
Содержание учебного курса 8 класс ( 34 ч, 1 ч в неделю)
1. Тепловые явления (12 часов)
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления и отвердевания. Удельная теплота
плавления и кристаллизации.
Испарение и конденсации. Относительная влажность воздуха, ее измерение.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических
представлений.
Превращение энергии в механических и тепловых процессах. Физика атмосферы. Тепловые
явления в атмосфере. Образование тумана и облаков. Осадки. Образование ветра.
Тепловые двигатели.
2. Электрические явления (13 часа)
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.
Дискретность электрического заряда. Электрон.
Строение атомов.
Проводники. Полупроводники. Диэлектрики. Конденсаторы.
2

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрические цепи.
Электрически ток в металлах. Сила тока. Амперметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений
проводников. Параллельное и последовательное соединение проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое в проводнике с током. Лампа
накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой
бытовыми электроприборами.
Короткое замыкание.
Закон Джоуля-Ленца.
КПД электрической нагревательной установки.
3. Электромагнитные явления (3 часа)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Электромагнитное реле.
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник
с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный
ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Световые явления (4 часа)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Объяснение солнечного и лунного
затмений. Скорость света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Перископ.
Преломление света. Законы преломления света. Линзы. Фокусное расстояние. Построение
изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Глаз.
Очки. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Бинокль. Расположение белого света на цвета.
Цвет тела. Миражи. Зрение двумя глазами. Дальномер. Инерция зрения и ее использование в
стробоскопе и кино.
5. Обобщающие занятия (2 часа)
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Тепловые явления
12
2
Электрические явления
13
3
Магнитные явления
3
4
Световые явления
4
5
Повторение
2
Итого
34
Содержание учебного курса 9 класс (33 ч, 1 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел (16 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного
равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость.
Ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при
равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон
всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение.
2. Механические колебания и волны. Звук. (5 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
3

Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические
колебания). Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.
Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.
3. Электромагнитное поле (5 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его
магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в
электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Скорость
распространения
электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы
радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель
преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света
атомами. Происхождение линейчатых спектров.
4. Строение атома и атомного ядра (5 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных
ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения
и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический
смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в
ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы
работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного
распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.
Источники энергии Солнца и звезд.
5. Обобщение и повторение 2 час
.Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
6

Название темы
Законы взаимодействия и движения тел
Механические колебания и волны. Звук
.Электромагнитное поле
Строение атома и атомного ядра
Обобщающее повторение
Итого

Количество часов
16
5
5
5
2
33

Планируемые предметные результаты
В познавательной сфере:
 давать определения изученным понятиям;
 называть основные положения изученных теорий и гипотез;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для этого русский язык и язык физики;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
 структурировать изученный материал;
 интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
 применять приобретенные знания по физике для решения практических задач,
4

встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;)
 в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
использованием физических процессов;
 в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
 в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;
Личностные результаты освоения курса
 в ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую
науку, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, гуманизм,
положительное отношение к труду, целеустремленность;
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
 в познавательной сфере – мотивация образовательной деятельности, умение управлять
своей познавательной деятельностью, самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
Метапредметные результаты освоения курса
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и
применять их на практике;
 использование различных источников для получения физической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
Частными предметными результатами обучения физике в 8 классе, на которых
основываются общие результаты, являются:
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при
нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и
твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность,
конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры
кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
5

данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической
величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего
сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах)
и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
6

физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение.
 приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,
формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном
соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и
др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Частными предметными результатами обучения физике в 9 классе, на которых
основываются общие результаты, являются:
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми
телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых
тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела,
плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
7

скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны
и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных
законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
8

различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.

9

Тематическое планирование для 8 класса
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
Основное содержание по
программы, и число
темам
часов, отводимых на
каждую тему
Тепловые явления 12 ч Тепловое равновесие.
Температура. Внутренняя
энергия. Работа и
теплопередача. Вид
теплопередачи. Количество
теплоты. Испарение и
конденсация. Кипение.
Влажность воздуха.
Плавление и
кристаллизация. Закон
сохранения энергии в
тепловых процессах.
 Преобразование энергии в
тепловых машинах. КПД
тепловой машины.
Экологические проблемы
теплоэнергетики.
Электрические явления Электризация тел.
13 ч
Электрический заряд. Два
вида электрических зарядов.
Закон сохранения
электрического заряда.
Электрическое поле.
 Постоянный электрический
ток. Сила тока.
Электрическое

Модуль РПВ
«Школьный
урок»
Знаменитые
ученые в области
физики.

Знаменитые ученые
в области физики.

Характеристика деятельности ученика

Аналитическая деятельность:
- правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения;
- выполнять измерения физических величин с учетом
погрешности;
- анализировать свойства тел, явления и процессы;
- распознавать физические явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений: изменение агрегатного состояния
вещества, изменение влажности.
Практическая деятельность: использовать знания в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде при использовании
двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций
Аналитическая деятельность:
- правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения;
- выполнять измерения физических величин с учетом
погрешности;
- анализировать электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения
электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку

сопротивление.
Электрическое напряжение.
Проводники, диэлектрики и
полупроводники. Закон Ома
для участка электрической
цепи. Работа и мощность
электрического тока. Закон
Джоуля – Ленца. Правила
безопасности при работе с
источниками
электрического тока.
Магнитные явления 3 ч Постоянные магниты.
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле
постоянного тока. Действие
магнитного поля на
проводник с током
 Электродвигатель
постоянного тока.

Световые явления 4 ч  Свет – электромагнитная
волна. Прямолинейное
распространение света.
Отражение и преломление
света. Плоское зеркало.
Линзы. Фокусное
расстояние и оптическая
сила линзы. Оптические
приборы. Дисперсия света

закона и его математическое выражение.
.Практическая деятельность:
- составлять схемы электрических цепей с последовательным
и параллельным соединением элементов, различая условные
обозначения элементов электрических цепей (источник тока,
ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- описывать изученные свойства и при описании верно
трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
Знаменитые ученые Аналитическая деятельность:
в области физики.
- правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения;
- выполнять измерения физических величин с учетом
погрешности;
- анализировать свойства магнитные тел, явления и
процессы;
Практическая деятельность:- - использовать знания в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
обнаруживать действие магнитного поля на проводник с
током.
Знаменитые ученые Аналитическая деятельность:
в области физики.
- правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения;
- выполнять измерения физических величин с учетом
погрешности;
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и
процессы, используя физические законы: закон
прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое
выражение
11

Практическая деятельность:- - использовать знания в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
получать изображение с помощью собирающей линзы.
Тематическое планирование для 9 класса с определением основных видов учебной деятельности
№

1.

Примерные темы,
раскрывающие
основное
содержание
Основное содержание по
Модуль РПВ
программы, и
темам
«Школьный
число часов,
урок»
отводимых на
каждую тему
Материальная точка.
Знаменитые
Законы
ученые в области
взаимодействия и Система отсчета.
движения тел 16 ч Перемещение. Скорость
физики.
прямолинейного
равномерного движения.
Прямолинейное
равноускоренное
движение. Мгновенная
скорость. Ускорение,
перемещение. Графики
зависимости
кинематических величин от
времени при равномерном
и равноускоренном
движении.
Относительность
механического движения.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы мира.

Характеристика деятельности ученика

Аналитическая деятельность:
- правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения
- выполнять измерения физических величин с учетом
погрешности
- анализировать свойства тел и объяснять физические
явления: поступательное движение, смена дня и ночи на
Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по
окружности с постоянной по модулю скоростью;
-анализировать описания физических понятий:
относительность движения, геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы мира; первая космическая
скорость, реактивное движение; физических моделей:
материальная точка, система отсчета; физических величин:
перемещение, скорость равномерного прямолинейного
движения, мгновенная скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении, скорость и
центростремительное ускорение при равномерном движении
тела по окружности, импульс;
Практическая деятельность:
12

2

Инерциальная система
отсчета. Первый, второй и
третий законы Ньютона.
Свободное падение.
Невесомость. Закон
всемирного тяготения.
Искусственные спутники
Земли. Импульс. Закон
сохранения импульса.
Реактивное движение
Колебательное движение.
Механические
колебания
и Колебания груза на
волны. Звук. 5 ч
пружине. Свободные
колебания. Колебательная
система. Маятник.
Амплитуда, период,
частота колебаний.
(Гармонические
колебания). Превращение
энергии при колебательном
движении. Затухающие
колебания. Вынужденные
колебания. Резонанс.
Распространение
колебаний в упругих
средах. Продольные и
поперечные волны. Длина
волны. Связь длины волны
со скоростью ее
распространения и
периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость
звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо.

Знаменитые ученые
в области физики.

- уметь приводить примеры технических устройств и живых
организмов, в основе перемещения которых лежит принцип
реактивного движения; знание и умение объяснять
устройство и действие космических ракет-носителей;
—уметь измерять: мгновенную скорость и ускорение при
равноускоренном прямолинейном движении,
центростремительное ускорение при равномерном движении
по окружности;
—уметь использовать полученные знания в повседневной
жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Аналитическая деятельность:
—понимать и описывать и физические явления: колебания
математического и пружинного маятников, резонанс (в том
числе звуковой), механические волны, длина волны,
отражение звука, эхо;
—давать определения физических понятий: свободные
колебания, колебательная система, маятник, затухающие
колебания, вынужденные колебания, звук и условия его
распространения; физических величин: амплитуда, период и
частота колебаний, собственная частота колебательной
системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука;
физических моделей: гармонические колебания,
математический маятник;
Практическая деятельность:
—владеть экспериментальными методами исследования
зависимости периода и частоты колебаний маятника от
длины его нити.

13

3

Звуковой резонанс.
Знаменитые ученые
Электромагнитное Однородное и
в области физики.
поле. 5 ч
неоднородное магнитное
поле. Направление тока и
направление линий его
магнитного поля. Правило
буравчика. Обнаружение
магнитного поля. Правило
левой руки. Индукция
магнитного поля.
Магнитный поток. Опыты
Фарадея.
Электромагнитная
индукция. Направление
индукционного тока.
Правило Ленца. Явление
самоиндукции.
Переменный ток.
Генератор переменного
тока. Преобразования
энергии в
электрогенераторах.
Трансформатор. Передача
электрической энергии на
расстояние.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Скорость распространения
электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных
излучений на живые
организмы. Конденсатор.
Колебательный контур.
Получение

Аналитическая деятельность:
описывать и объяснять физические явления и процессы:
электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление
света, дисперсия света, поглощение и испускание света
атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и
поглощения;
—анализировать физические понятия: магнитное поле,
линии магнитной индукции, однородное и неоднородное
магнитное поле, магнитный поток, переменный
электрический ток, электромагнитное поле,
электромагнитные волны, электромагнитные колебания,
радиосвязь, видимый свет;
Практическая деятельность:
—знать назначения, устройства и принципа действия
технических устройств: электромеханический индукционный
генератор переменного тока, трансформатор, колебательный
контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

14

4

электромагнитных
колебаний. Принципы
радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа
света. Преломление света.
Показатель преломления.
Дисперсия света. Типы
оптических спектров.
Поглощение и испускание
света атомами.
Происхождение
линейчатых спектров.
Строение атома и Радиоактивность как
атомного ядра. 5ч свидетельство сложного
строения атомов. Альфа-,
бета-, гамма - излучения.
Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома.
Радиоактивные
превращения атомных
ядер. Сохранение
зарядового и массового
чисел при ядерных
реакциях. Методы
наблюдения и регистрации
частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная
модель ядра. Физический
смысл зарядового и
массового чисел. Изотопы.
Правила смещения.
Энергия связи частиц в
ядре. Деление ядер урана.
Цепная реакция. Ядерная

Знаменитые ученые
в области физики.

Аналитическая деятельность:
понимать и объяснять физические явления: радиоактивность,
ионизирующие излучения;
—анализировать : радиоактивность, альфа-, бета- и гаммачастицы; физических моделей: модели строения атомов,
предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления
ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза
излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза,
период полураспада;
Практическая деятельность:
—уметь измерять: мощность дозы радиоактивного излучения
и использовать полученные знания в повседневной жизни
(быт, экология, охрана окружающей среды, техника
безопасности и др.)

15

энергетика. Экологические
проблемы работы атомных
электростанций.
Дозиметрия. Период
полураспада. Закон
радиоактивного распада.
Влияние радиоактивных
излучений на живые
организмы. Термоядерная
реакция. Источники
энергии Солнца и звезд.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».