РП ОБЖ 8-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО учителей

Заместитель директора

Директор

естественных наук

по УВР

____________И.В.Кленова

__________И.В.Синицкая

Протокол №6 от 29.06.22

________С.К.Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
8-9 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год – 8 класс, 33 часа в год – 9 класс)

Составитель: Бабич Е.А.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 8 и 9 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В основу данной рабочей программы положена авторская программе «Основы
безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова.
Программа предполагает изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне.
Состав УМК:
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса
общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под общей
редакцией А.Т.Смирнова.
 Учебник: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. «Академический школьный учебник. Основы
безопасности жизнедеятельности. 8 класс».
 Учебник: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. «Академический школьный учебник. Основы
безопасности жизнедеятельности. 9 класс».
Цели обучения предмету ОБЖ
 безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
 понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как
индивидуальной и общественной ценности;
 антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том
числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
 готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Задачи обучения предмету ОБЖ
 формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в
транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
 формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
 выработка у обучающихся антиэкстремистское и антитеррористической личностной
позиции и отрицательного отношения к асоциальному поведению.
В рабочей программе учтены различные формы урока: изложения нового материала
самим учителем, с применением презентаций в диалоге с классом, самостоятельно с помощью
учебника, комбинированные, обобщающие уроки. Рабочая программа предусматривает
индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную,
дискуссионную, проектную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий.
Учебно-тематический план
8 класс
№

Название темы

1-2 Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от
чрезвычайных ситуаций.
3
Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации.
4
Основы здорового образа жизни.

Количество часов
(рабочая программа)
24
3
3
2

5

Основы медицинских знаний и оказания первой
медицинской помощи.

4
Итого:

34

9 класс
№
1-2
3
4
5

Название темы
Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ
от чрезвычайных ситуаций.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в
Российской Федерации.
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказания первой
медицинской помощи.
Итого:

Количество часов
24
3
3
3
33

Содержание учебного предмета
8 класс
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены
в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для
курса в классе с учетом перспектив его развития. Она рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства
обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя три раздела.
Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций. Раздел рассчитан на 24 часа.
Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассчитан на 3
часа.
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи
формирования у Обучающихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и
укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни. Составляет 3 часа.
Раздел 5 (P-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Раздел рассчитан на 5 часов.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это
может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
9 класс
В учебной программе для 9 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены
в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для
курса в классе с учетом перспектив его развития. Она рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства
обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя три раздела.
3

Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций. Раздел рассчитан на 24 часа.
Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся. Рассчитан на 3
часа
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи
формирования у Обучающихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и
укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни. Составляет 3 часа.
Раздел 5 (P-5). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Раздел рассчитан на 5 часов.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может
быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Планируемые результаты изучения предмета ОБЖ
Личностные результаты:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
4

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование
компетентности
коммуникационных технологий;

в

области

использования

информационно-

 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты (8 класс):
Обучающийся научится:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере,
воде и почве;
5

 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания
с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства
правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и
водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
6

 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
Обучающийся получит возможность научиться:
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты
для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
7

Предметные результаты (9 класс):
Выпускник научится:
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для
личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
8

 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
9

туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка.

10

Тематическое планирование
8 класс
Примерные темы, раскрывающие
Основные виды деятельности обучающихся
Учебное
содержание
данный раздел программы и количество
при изучении темы (на уровне учебных
часов, отводимое на их изучение
действий)
Модуль 1. Основы безопасности жизнедеятельности, общества, государства
Pаздел 1. Основы комплексной безопасно- Анализ основных причин возникновения
Запоминают права и обязанности граждан в
сти (24 часа)
пожаров в жилых и общественных зданиях области пожарной безопасности в быту. Выбирают
Глава 1. Пожарная безопасность
правильный алгоритм безопасного поведения при
1. Пожары в жилых и общественных
пожаре, в том числе наиболее эффективные
зданиях, их причины и последствия
способы предотвращения возгорания, оказания
помощи младшим, престарелым и т. д.
2. Профилактика пожаров в повседневной Выбор правильного алгоритма
Характеризуют основные мероприятия,
жизни и организация защиты
безопасного поведения при пожаре
проводимые МЧС России, по совершенствованию
населения.
пожарной безопасности в стране.
3. Права, обязанности и ответственность
Составление плана поведения на случай
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
граждан в области пожарной
пожара в школе
приведённые после каждого параграфа главы 1
безопасности. Обеспечение личной
учебника для 8 класса под ред. А. Т. Смирнова.
безопасности при пожарах.
Глава 2. Безопасность на дорогах
Анализ основных причин ДТП
Повторяют правила дорожного движения.
1. Причины дорожно-транспортных
происшествий и травматизма людей.
2. Организация дорожного движения,
Изучение правильных алгоритмов
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
обязанности пешеходов и пассажиров.
поведения на дорогах для пешеходов,
приведённые после каждого параграфа главы 2
пассажиров, водителей велосипедов
учебника для 8 класса
3. Велосипедист – водитель
Изучение правильных алгоритмов
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
транспортного средства.
поведения на дорогах для водителей
приведённые после каждого параграфа главы 2
велосипедов
учебника для 8 класса
Глава 3. Безопасность на водоёмах
Изучение состояния водоёмов в различное Сравнивают способы обеззараживания воды.
1. Безопасное поведение на водоемах в
время года
Объясняют правила безопасного поведения на
различных условиях.
воде.
2. Безопасный отдых на водоемах.
Изучение правил безопасного поведения
Объясняют правила безопасного поведения на
на водоёмах
водоёмах.
3. Оказание помощи терпящим бедствие
Отработка в паре правила само- и
Отвечают на вопросы и выполняют задания,

на воде.
Глава 4.Экология и безопасность
1. Загрязнение окружающей природной
среды и здоровье человека.
2. Правила безопасного поведения при
неблагоприятной экологической
обстановке.
Глава 5. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера
1. Классификация чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.
2. Аварии на радиационно-опасных
объектах и их возможные последствия.

взаимопомощи терпящим бедствие на воде
Анализ состояния окружающей среды
своего региона

приведённые после каждого параграфа главы 3
Ищут в Интернете информацию об экологической
обстановке в местах проживания.

Изучение приёмов по защите личного
здоровья в местах неблагоприятной
экологической обстановки
Изучение причин возникновения
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера

Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы 4
учебника для 8 класса
Различают чрезвычайные ситуации техногенного
характера в соответствии с их классификацией.

Изучение возможных последствий аварий
на радиационно-опасных объектах

3. Аварии на химически опасных
объектах и их возможные последствия.

Изучение возможных последствий аварий
на химически-опасных объектах

4. Пожары и взрывы на
взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные
последствия.
5. Аварии на гидротехнических
сооружениях и их последствия.

Анализ расположения потенциальноопасных объектов в районе проживания и
степени исходящей от них опасности

Составляют алгоритм своего поведения во время
характерной чрезвычайной ситуации техногенного
характера, возможный в регионе проживания.
Анализируют расположение потенциально
опасных объектов в районе проживания и степень
исходящих от них опасностей.
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы 5
учебника для 8 класса

Pаздел 2. Защита населения РФ от ЧС(3
часа)
Глава 6. Обеспечение безопасности
населения от ЧС
1. Обеспечение радиационной
безопасности населения.
2. Обеспечение химической защиты
населения.

Изучение рекомендаций специалистов по
правилам безопасного поведения в ЧС
техногенного характера

3. Обеспечение защиты населения от

- Изучение возможных последствий
аварий на гидротехнических сооружениях

Изучение рекомендаций специалистов по
правилам безопасного поведения в ЧС
техногенного характера
Изучение рекомендаций специалистов по

Отрабатывают в паре (в группе) правила
безопасного поведения в условиях различных
чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в Российской Федерации по
обеспечению радиационной безопасности
населения.
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в Российской Федерации по
обеспечению химической защите населения.
Характеризуют основные мероприятия,
12

последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах.

правилам безопасного поведения в ЧС
техногенного характера

4. Обеспечение защиты населения от
последствий аварий на
гидротехнических сооружениях.

Изучение рекомендаций специалистов по
правилам безопасного поведения в ЧС
техногенного характера

Глава 7. Организация оповещения
населения от ЧС техногенного
характера
1. Организация оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного
характера.
2. Эвакуация населения

Изучение порядка эвакуации населения в
случае ЧС техногенного характера

проводимые в Российской Федерации по защите
населения от последствий аварий на
взрывопожароопасных объектах. Отвечают на
вопросы и выполняют задания, приведённые после
каждого параграфа главы 6 учебника для 8 класса
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в Российской Федерации по защите
населения от последствий аварий на
гидротехнических сооружениях.
Объясняют порядок оповещения населения и
последовательность организации его эвакуации в
условиях чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.

Изучение порядка эвакуации населения в
случае ЧС техногенного характера

Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в стране по инженерной защите
населения.
3. Мероприятия по инженерной защите
Изучение порядка эвакуации населения в
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
населения от чрезвычайных ситуаций
случае ЧС техногенного характера
приведённые после каждого параграфа главы 7
техногенного характера.
учебника для 8 класса
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Pаздел 4. Основы здорового образа жизни Изучение особенностей индивидуального, Составляют таблицу особенностей
(3 часа)
духовного, физического и социального
индивидуального, духовного, физического и
Глава 8. Здоровый образ жизни и его
здоровья
социального здоровья
составляющие
1. Здоровье как основная ценность
человека.
2. Индивидуальное здоровье человека, его Изучение особенностей индивидуального, Формулируют кратко своё понимание здоровья
физическая, духовная и социальная
духовного, физического и социального
человека и указывают критерии, по которым
сущность.
здоровья
можно оценить его уровень
3. Репродуктивное здоровье –
Общее понятие о репродуктивном
Объясняют общие понятия о репродуктивном
составляющая здоровья человека и
здоровье как общей составляющей
здоровье как общей составляющей здоровья
общества.
здоровья человека и общества
человека и общества.
13

4. Здоровый образ жизни как
необходимое условие сохранения и
укрепления здоровья человека и
общества.
5. Здоровый образ жизни и профилактика
основных неинфекционных
заболеваний.

Изучение значения здорового образа
жизни для сохранения и укрепления
здоровья человека и общества

Обосновывают значение здорового образа жизни
для сохранения и укрепления здоровья человека и
общества.

Изучение правил соблюдения норм
профилактики неинфекционных
заболеваний

6. Вредные привычки и их влияние на
здоровье.

Формирования понятия о пагубном
влиянии вредных привычек на здоровье
человека и общества

7. Профилактика вредных привычек.

Изучение правил соблюдения норм
профилактики вредных привычек

8. Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности.

Краткая формулировка понимания
здоровья человека

Pаздел 5. Основы медицинских знаний и
оказания первой помощи (4 часа)
Глава 9. Первая помощь при неотложных
состояниях
1. Первая помощь пострадавшим и ее
значение.
2. Первая помощь при отравлениях
аварийно химически опасными
веществами.

Анализ возможных последствий
неотложных состояний и значение
своевременного оказания первой помощи

Формулируют правила соблюдения норм
здорового образа жизни для профилактики
инфекционных заболеваний, записывают правила
в дневник безопасности.
Формулируют правила соблюдения норм
здорового образа жизни для профилактики
вредных привычек, записывают правила в дневник
безопасности.
Анализируют собственные поступки и их влияние
на личное благополучие. и вредных привычек,
записывают правила в дневник безопасности.
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы 8
учебника для 8 класса под ред. А. Т. Смирнова.
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы 9
учебника для 8 класса под ред. А. Т. Смирнова.

Изучение и отработка правил оказания
первой помощи при отравлениях аварийно
химически опасными веществами

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой
помощи при отравлениях АХОВ

3. Первая помощь при травмах и
утоплениях

Изучение и отработка правил оказания
первой помощи при травмах и при
утоплениях

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой
помощи при травмах, при утоплении

Тематическое планирование
14

с определением основных видов учебной деятельности (9 класс)
Примерные темы, раскрывающие
основное содержание программы, и
Характеристика деятельности
Основное содержание по темам
число часов, отводимых на каждую
ученика
тему
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Pаздел 1. Основы комплексной
Значение молодого поколения граждан РФ Обосновывают значение молодого поколения
безопасности (24 часа)
для развития нашей страны
граждан Российской Федерации для развития
Глава 1. Национальная безопасность РФ в
нашей страны.
современном мире
Современный мир и Россия.
Национальные интересы России в
Анализ степени влияния личности на
Характеризуют основные виды национальных
современном мире.
обеспечение национальной безопасности
интересов России в современном мире.
России
Основные угрозы национальным
Обоснование необходимости постоянного
Определяют значение культуры безопасности
интересам и безопасности России.
повышения уровня подготовки населения в жизнедеятельности в обеспечении
области безопасности жизнедеятельности
национальной безопасности России.
Влияние культуры безопасности
Основные направления по обеспечению
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
жизнедеятельности населения на
безопасности жизнедеятельности
приведённые после каждого параграфа главы 1
национальную безопасность.
населения в условиях мирного и военного
учебника для 9 класса
времени
Глава 5. Чрезвычайные ситуации Мирного Основные виды чрезвычайных ситуаций
Классифицируют чрезвычайные ситуации по
и военного времени и национальная
масштабу их распространения и тяжести
безопасность России
последствий. Определяют отрицательное
Чрезвычайные ситуации и их
влияние чрезвычайных ситуаций на
классификация.
национальную безопасность России.
ЧС природного характера и их
Классификация ЧС природного характера
Характеризуют в общих чертах чрезвычайные
последствия.
по масштабу их распространения и
ситуации природного характера, причины их
тяжести последствий
возникновения и возможные последствия.
ЧС техногенного характера и их
Классификация ЧС техногенного характера Характеризуют в общих чертах чрезвычайные
причины.
по масштабу их распространения и
ситуации техногенного характера, причины их
тяжести последствий
возникновения и возможные последствия.
Угроза военной безопасности России.
Анализ влияние человеческого фактора на Объясняют существующие (внешние и
безопасность личности, общества и
внутренние) угрозы национальной
15

государства

Pаздел 2. Защита населения РФ от ЧС (3
часа)
Глава 3. Организационные основы по
защите населения страны от ЧС мирного
и военного времени
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Гражданская оборона как составная
часть национальной безопасности и
обороноспособности страны.
МЧС России – федеральный орган
управления в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Анализ прав и обязанностей граждан
Российской Федерации в области
безопасности в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
История создания МЧС России и его
основное предназначение в настоящее
время

Глава 3. Основные мероприятия,
проводимые в РФ, по защите населения
от ЧС мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций.

Предназначение мониторинга в условиях
ЧС

Инженерная защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изучение основных видов защитных
сооружений и их предназначения

безопасности России. Отвечают на вопросы и
выполняют задания, приведённые после
каждого параграфа главы 2 учебника для 9
класса
Анализируют права и характеризуют основные
силы и средства РСЧС для защиты населения
страны от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.

Характеризуют задачи, решаемые
образовательным учреждением по защите
учащихся и персонала в условиях
чрезвычайных ситуаций.
Объясняют роль МЧС России по защите
населения от чрезвычайных ситуаций в
современных условиях. Отвечают на вопросы и
выполняют задания, приведённые после
каждого параграфа главы 3 учебника для 9
класса
Характеризуют основные мероприятия,
проводимые в Российской Федерации, по
защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени. Анализируют
систему мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций и её основные
мероприятия.
Моделируют рациональное размещение
объектов экономики и поселений людей по
территории страны с точки зрения обеспечения
их безопасности от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
16

Оповещение и эвакуация населения в
условиях чрезвычайных ситуаций.

Система оповещения населения об угрозе
возникновения ЧС в России

Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы в очагах поражения.

Анализ расположения потенциальноопасных объектов в районе проживания и
степени исходящей от них опасности

Pаздел 3. Противодействие терроризму и
экстремизму в РФ (3 часа)
Глава 5. Общие понятия о терроризме и
экстремизме
Международный терроризм – угроза
национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и
террористических акций, их цели и
способы осуществления.

Характеристика международного
терроризма как серьёзной угрозы
национальной безопасности России

Глава 6.Нормативно-правовая база
противодействия терроризму и
экстремизму
Основные нормативно-правовые акты по
противодействию терроризму и
экстремизму.
Общегосударственное противодействие
терроризму.

Изучение нормативно-правовой базы
борьбы с терроризмом и экстремизмом РФ

Нормативно-правовая база
противодействия наркотизму

Пагубное влияние наркомании на здоровье
человека и национальную безопасность
России

Изучение видов террористических актов

Антитеррористическая позиция
гражданского общества как основа
противодействия терроризму

Составляют и записывают в дневник
безопасности перечень необходимых личных
предметов на случай эвакуации.
Подбирают в Интернете и средствах массовой
информации примеры проведения аварийноспасательных и других неотложных работ в
очаге чрезвычайной ситуации. Отвечают на
вопросы и выполняют задания, приведённые
после каждого параграфа главы 4 учебника для
9 класса
Формулируют собственную позицию
неприятия терроризма в любых его
проявлениях.

Анализируют виды террористических актов, их
цели и способы осуществления. Отвечают на
вопросы и выполняют задания, приведённые
после каждого параграфа главы 5 учебника для
9 класса
Характеризуют основные нормативноправовые акты Российской Федерации
противодействия экстремизму, терроризму.

Формулируют для себя основные направления
по формированию антитеррористического
поведения. Выводы записывают в дневник
безопасности.
Составляют правила своего поведения в
различных ситуациях, позволяющие избежать
наркотической ловушки. Отвечают на вопросы
17

Глава 6. Организационные основы
противодействия терроризму и
наркотизму в Российской Федерации.
Организационные основы
противодействия терроризму в
Российской Федерации.
Организационные основы
противодействия наркотизму в
Российской Федерации.

Глава 6. Обеспечение личной
безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости
Правила поведения при угрозе
террористического акта.
Профилактика наркозависимости.

Основные направления и задачи
деятельности Национального
антитеррористического комитета

и выполняют задания, приведённые после
каждого параграфа главы 6 учебника для 9
класса
Анализируют примеры деятельности
Национального антитеррористического
комитета по обеспечению своевременной и
надёжной защиты населения от терроризма.

Деятельность Федеральной службы РФ по
контролю за оборотом наркотиков

С помощью Интернета и средств массовой
информации составляют сообщение на тему
«Деятельность Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за
оборотом наркотиков (ФСКН России) и её
положительные результаты».
Рекомендации специалистов по
Анализируют рекомендации специалистов по
безопасному поведению при угрозе теракта безопасному поведению при угрозе теракта.

Изучение природы вредных привычек
Изучение методов профилактики вредных
привычек среди молодёжи

Вырабатывают отрицательное отношение к
приёму наркотиков. Отвечают на вопросы и
выполняют задания, приведённые после
каждого параграфа главы 8 учебника для 9
класса
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Pаздел 4. Основы здорового образа жизни Изучение значения здорового образа жизни Анализируют взаимосвязь индивидуального и
(3 часа)
для сохранения и укрепления здоровья
общественного здоровья.
Глава 9. Здоровье – условие благополучия
человека и общества
человека
Здоровье человека как, так и
общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его
Изучение особенностей индивидуального,
Характеризуют здоровье как полное
составляющие.
духовного, физического и социального
физическое, духовное и социальное
18

Репродуктивное здоровье населения и
национальная безопасность России.

Глава 10. Факторы, разрушающие
репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.

здоровья
Общее понятие о репродуктивном здоровье
как общей составляющей здоровья
человека и общества
Пагубность раннего вступления человека в
половую связь

Инфекции, передаваемые половым путем. Изучение основных инфекций,
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
передаваемых половым путём
Изучение мер профилактики ВИЧ
Глава 11. Правовые основы сохранения и
Семейные ценности в РФ
укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья
Семья и здоровый образ жизни человека. Краткая формулировка понимания роли
здоровья человека для семейного
благополучия
Основы семейного права в РФ.
Изучение основ семейного права в РФ
Pаздел 4. Основы медицинских знаний и
оказание первой помощи (2 часа)
Глава 5. Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых
поражениях, (Практические занятия)
Первая помощь при передозировке в
приеме психоактивных веществ
(Практические занятия)

Рекомендации по оказанию первой
помощи

Изучение внешних признаков
передозировки в приеме психоактивных
веществ
Рекомендации по оказанию первой
помощи

благополучие.
Объясняют влияние репродуктивного здоровья
на национальную безопасность России.
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы 9
учебника для 9 класса
Характеризуют основные факторы,
разрушающие репродуктивное здоровье
(ранние половые связи, инфекции,
передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция).
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы
10 учебника для 9 класса
Характеризуют особенности семейно-брачных
отношений в Российской Федерации.
Анализируют взаимосвязь семьи и здорового
образа жизни в жизнедеятельности личности и
общества.
Отвечают на вопросы и выполняют задания,
приведённые после каждого параграфа главы
11 учебника для 9 класса
Отрабатывают в паре приёмы оказания первой
помощи при массовых поражениях населения.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой
помощи при передозировке психоактивных
веществ, различные способы транспортировки
пострадавших.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».