РП искусство 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО учителей
общественных наук

Заместитель директора
по УВР

Директор

__________И.В. Быкова
Протокол №6 от 29.06.22

__________И.В. Синицкая

________С.К. Беляевская
Приказ №83-П от 30.06.22

Рабочая программа
по курсу «Искусство»
8 б, в классы
(1 час в неделю, 34 часа в год)

Составитель: Животова З.В.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Искусство» для 8-го класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э.
Кашекова, Е.Д. Критская. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего
образования, учитываются межпредметные связи. Рабочая программа адресована обучающимся
8-го класса социального, естественнонаучного и универсального профилей обучения.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под
редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Состав УМК:
 Учебник «Искусство 8-9 класс», М., Просвещение, 2018г.
 Сборник рабочих программ. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. Музыка. 5-7
классы. Искусство. 8-9 классы.
Цель обучения предмету «Искусство»
 развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной
форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи обучения:
 актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;
 культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,
наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
 формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом
процессе развития человечества;
 углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и
творческих способностей подростков;
 воспитание художественного вкуса;
 приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической
компетентности;
 формирование умений и навыков художественного самообразования.
Учебно-тематический план 8 класс
№
Название темы
Количество часов
3
1.
Искусство в жизни современного человека
7
2.
Искусство открывает новые грани мира
7
3.
Искусство как универсальный способ общения
11
4.
Красота в искусстве и жизни
Прекрасное пробуждает доброе
6
5.
Итого

34

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 час.
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель
культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления
его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Виды искусства.
Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки,
литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей.
2

Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт
человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт
передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия
предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и
формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи,
музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи,
кино. Портреты наших великих соотечественников.
Художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными
традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики,
произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора,
храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального
художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам
(И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический,
мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение
человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в
современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в
русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И.
Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер,
А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).
Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм
(натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо). Музыка. Музыкальный фольклор.
Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г.
Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А.
Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).
Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г.
Свиридов и др.). Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские
народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия. Экранные искусства,
театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в
любом виде творческой деятельности. Создание средствами любого искусства модели
построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и
его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы,
фестивали, проекты). Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных
искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаковосимволический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Диалог искусств.
Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение
творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Художественный материал:
3

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении
разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача
информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.);
пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А.
Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля,
церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура
(Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О.
Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры
Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и
графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П.
Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп,
Кукрыниксы). Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М.
Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин,
Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э.
Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.). Литература. Русская поэзия и проза (Н.
Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.). Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна,
Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам,
современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи,
графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных
технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового
искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего
выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни - 11 часа.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на
социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического
отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух
реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в
понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота
и польза.
Художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений
разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и
других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты
Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные
и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л.
Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.).
Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт,
Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов,
Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и
современной музыки. Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин,
символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий). Экранные искусства, театр.
4

Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М.
Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в
литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и
абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии,
музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 6 час.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа»
(Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства.
Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация,
идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов.
Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами
автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного
замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка»
средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:
тестовая работа, музыкальная викторина, проектная работа, художественно-практические
задания и написание сочинения (эссе). Будут учитываться и достижения детей в конкурсах,
выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и
эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о
мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностными результатами изучения предмета являются:
 развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к
искусству и жизни;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной)
художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
 оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог,
аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
 аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой
личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением
произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
 использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при
индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме,
взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в
совместной деятельности;
5

 участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и
оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной
задачей.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы
деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
 сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
 работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с
искусством и художественному самообразованию;
 культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
 освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры
другого народа;
 знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа,
особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
 устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускник научится:
 ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за
разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности,
различать истинные и ложные ценности;
 организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и
применять на практике способы их достижения;
 мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и
качества целостного явления;
 воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений
высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой и исполнительской деятельности.
Выпускник получит возможность:
 иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
 определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе
характерных средств выразительности;
 знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников,
скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
 размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах
ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
 давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое
отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
 исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических
произведений;
 выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
 использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

6

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные
темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Искусство как
духовный опыт
человечества.
Современные
технологии в
искусстве

Основное содержание по темам

Раздел 1. «Искусство в жизни современного человека»
Искусство вокруг нас. Художественный образ –стиль – язык.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного
человека. Искусство как хранитель культуры, духовного
опыта человечества. Обращение искусству прошлого с целью
выявления его полифункциональности и ценности для людей,
живших во все времена. Виды искусства. Художественный
образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и
знание художественное. Роль искусства в формировании
художественного и научного мышления. Примерный
художественный материал
Произведения художественной культуры(архитектуры,
живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и
предметы материальной культуры в контексте разных стилей.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.
Искусство рассказывает о красоте земли. Литературные
страницы. Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.
Зримая музыка. Человек в зеркале искусства: жанр портрета
.Портрет в искусстве России. Портреты наших великих
соотечественников. Как начиналась галерея. Музыкальный
портрет. Александр Невский. Портрет композитора в
литературе и кино.
Раскрываются следующие содержательные линии:

Модуль РПВ
«Школьный
урок»

Популяризация
знаний об
искусстве среди
детей.
Приобщение к
сфере духовной
жизни общества,
развитие
духовнонравственных
принципов.
Воспитание
человека,
умеющего
понимать
искусство.
Художественное
и эстетическое
развитие.

Характеристика
деятельности ученика

Определять место и роль
искусства в жизни человека и
общества. Различать виды,
стили жанры искусства.
Воспринимать
художественные произведения
разных видов искусства,
выражать свое отношение к
ним. Раскрывать специфику
художественного образа в
разных видах искусства,
особенности языка,
художественных средств
выразительности. Участвовать
в обсуждении содержания и
выразительных средств
художественного произведения.
Соотносить характер звучащей
музыки с образным строем
архитектурных памятников,
особенностями одежды разных
эпох и народов. Разбираться в
соотношении научного и
художественного творчества.
Правильно употреблять

Искусство как образная модель окружающего мира,
обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и
представлений о мире. Искусство как духовный опыт
поколений, опыт передачи отношения к миру в образной
форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и
явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в
искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в
живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства:
портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Изображение
детей в русском искусстве. Музыкальный фольклор. Устное
народное творчество. Жития святых. Лирическая поэзия.
Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка. Образы
природы и быта.
Примерный художественный материал Знакомство с
мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом,
религиозными традициями на примерах первобытных
изображений наскальной живописи и мелкой пластики,
произведений народного декоративно-прикладного
искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза
искусств, классических и современных образцов
профессионального художественного творчества в
литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека, окружающей жизни в
произведениях русских изарубежных мастеров.
Произведения изобразительного искусства Декоративноприкладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин,
Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный,
католический, мусульманский. Образы природы (А.
Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека
в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве
эпохи Возрождения, в современной живописи и графике
(К.Петров-Водкин, Г.Климт, X.Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога.
Изображения Богоматери с младенцем в русской и
западноевропейской живописи. Изображения детей в русском

термины. Характеризовать
многообразие художественного
воплощения мира в различных
видах и жанрах искусства.
Различать основные жанры
народной и профессиональной
музыки. Обобщать и
систематизировать
представления о многообразии
материальной и
художественной культуры на
примерах произведений
различных искусства.
Наблюдать жизненные
явления и сопоставлять их с
особенностями
художественного воплощения в
произведениях искусства.
Соотносить ассоциативные
связи между художественными
образами музыки и
изобразительного искусства.
Устанавливать ассоциативные
связи между произведениями
разных видов искусства.
Подбирать музыкальные
произведения, созвучные
картинам; живописные
полотна, созвучные
литературным образам;
художественные произведения,
раскрывающие эмоциональное
богатство мира. Обосновывать
выбор художественных
произведений для презентаций.
Самостоятельно осваивать
8

искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).Изображение быта в
картинах художников разных эпох(Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б.
Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю.
Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких
художественных направлений, как фовизм, кубизма
(натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка Музыкальный фольклор. Духовные песнопения.
Хоровая и органная музыка.(М. Березовский, С. Рахманинов,
Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.).
Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П.
Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. РимскийКорсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А.
Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков,
Г. Свиридов и др.).
Литературные произведения
Устное народное творчество (поэтический фольклор).
Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых.
Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр
«Александр Невский» «Веселые ребята» Г. Александрова,
«Андрей Рублев А. Тарковского…
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.
Мир в зеркале искусства. Роль искусства в cближении
народов. Искусство художественного перевода – искусство
общения. Искусство – проводник духовной энергии. Как
происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и
символы искусства. Художественные послания предков.
Разговор с современником. Символы в жизни и искусстве.
Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая
символика огня.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс
художественной коммуникации и его роль в сближении
народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация
художественных образов различных искусств как процесс
коммуникации. Способы художественной коммуникации.

какое-либо явление и создавать
художественную реальность в
любом виде творческой
деятельности. Составлять
музыкально-литературные
композиции. Находить
сходные и различные черты,
выразительные средства,
воплощающие отношение
творца к природе.
Знакомиться с современными
обработками, аранжировками
классических музыкальных
произведений и оценивать их
художественную значимость.
Сопоставлять язык различных
направлений портретной
живописи и определять
выразительность линий, цвета,
ритма, композиции.
Устанавливать ассоциативные
связи между слуховыми и
зрительными образами и
анализировать средства
музыкальной выразительности,
воплощающие характеры
героев. Аргументировать свое
отношение к стилистике
интерпретаций
художественных произведений.
Ориентироваться в системе
ценностей, представленных в
произведениях музыкального и
изобразительного искусства.
Определять роль и значение
искусства в жизни человека и
9

Знаково-символический характер искусства. Разница между
знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов
информации, посылаемой средой человеку и человеком
среде. Лаконичность и ёмкость художественной
коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца
произведения искусства к современникам и потомкам.
Информационная связь между произведением искусства и
зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной
информации об объективном мире и о субъективном
восприятии этого мира художником, композитором,
писателем, режиссером и др.
Примерный художественный материал
Изучение произведений отечественного зарубежного
искусства в сопоставлении разных жанров, стилей.
Эмоционально-образный символов, метафор, аллегорий в
росписи, мозаике, графике, живописи, .скульптуре,
архитектуре, музыке, литературе.
Изобразительное искусство. Знаки и символы в
натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.),
пейзажах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М.
Врубель, М. Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван
Гог, В. Серов и др.). Символика архитектуры (Успенский
собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в
Коломенском, дворцы барокко и классицизма и др.).
Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В.
Мухина, К. Миллес и др.), живописи (В. Тропинин, О.
Кипренский, П.Корин и др.). Передача информации
современникам и последующим поколениям: росписи
Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры
Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней
Руси (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма
и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт,
П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.),
карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы). Музыка.
Передача информации современникам и последующим
поколениям, интонационные символы лирики, героики,

общества и уметь рассуждать о
них. Раскрывать специфику
искусства и его особенности
как универсального способа
общения и использовать
коммуникативные свойства
искусства. Воспринимать
произведения разных видов
искусства, анализировать
особенности их языка и
соотносить их с эпохой.
Интерпретировать
содержание шедевров мировой
художественной культуры.
Проявлять творческую
активность при участии в
конкурсах, фестивалях и др.
Определять значение
классического и современного
искусства в общении людей
разных стран, различных
национальностей и культур.
Сравнивать содержание
эмоциональный строй
художественных переводов.
Выявлять стилистические
особенности художественного
перевода. Определять
специфику художественнообразной информации и её
отличия научной, повседневной
и др. Раскрывать смысл
художественного образа
различных видов искусства как
выразителя эпохального,
национального,
10

эпоса, драмы (М. Глинка, М. Мусоргский, А. Даргомыжский,
Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л.
Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и
др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э.
Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе
(Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.). Экранные
искусства. Театр. Образная символика кинофильмов С.
Эйзенштейна, Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации
опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя). Раздел 4.
Красота в искусстве и жизни. Что есть красота. Откровенье
вечной красоты. Застывшая музыка. Есть ли у красоты свои
законы. Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как
соотносятся красота и польза. Как человек реагирует на
явления в жизни и искусстве. Раскрываются следующие
содержательные линии: Что такое красота. Способность
искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств,
поступков) человека на социальные и природные явления в
жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического
отношения к окружающему миру. Соединение в
художественном произведении двух реальностей —
действительно существующей и порожденной фантазией
художника. Красота в понимании разных народов,
социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение,
классических и бытовых форм и сюжетов искусства.
Поэтизация обыденности. Красота и польза. Примерный
художественный материал Знакомство с отечественным и
зарубежным искусством в сопоставлении произведений
разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи,
скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Символы красоты:
скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты
Милосской, икона Богоматери Владимирской, «Мона Лиза»
Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные

индивидуального стиля.
Различать знаки и символы
искусства и интерпретировать
их. Раскрывать символику
основных религиозных
обрядов, изображений святых.
Раскрывать свое понимание
художественной нравственноэстетического смысла образовсимволов. Анализировать
синтетический характер
образов кино, роль музыки в
ритмизации действия,
характеристике персонажей,
драматургии фильма.
Определять значение
искусства как универсального
способа общения и проводника
духовной энергии.
Участвовать в презентации на
тему образов-символов
искусстве. Различать объекты
и явления реальной жизни и их
образы, выраженные в
произведениях искусства, и
объяснять разницу. Различать
общее и особенное в
произведениях искусства.
Устанавливать образноассоциативные связи между
памятниками архитектуры,
произведениями музыкального,
изобразительного искусства и
литературы. Создавать
композицию на заданную тему.
Передавать в собственном
11

композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и
др.). Понимание красоты в различных художественных
стилях и направлениях (Ж.-Л. Давид, У.Тернер, К.-Д.
Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А.Куинджи, В.Поленов и
др.).Различное понимание красоты (женские образы в
произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художниковсимволистов). Музыка. Красота и правда в произведениях
различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф.
Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель,
М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.
Кикта, В. Гаврилин и Мастерство исполнительских
интерпретаций классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза У. Шекспира, Р. Бѐрнса, А.
Пушкина, символистов, Н. Гоголя, И.Тургенева, И. Бунина,
Н. Заболоцкого. Экранные искусства, театр. Кинофильмы
Г.Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С.
Бондарчука, Ю. Норштейна, Экранизация опер и балетов.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе Преобразующая
сила искусства. «Полна чудес могучая природа». Весенняя
сказка «Снегурочка». Исследовательский проект.
Раскрываются следующие содержательные линии:
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством —
это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая,
нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство
как модель для подражания. Образы созданной реальности —
поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в
создании художественного образа спектакля. Соотнесение
чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя,, слушателя с
ценностными ориентирами автора художественного
произведения художника, композитора, писателя. Идеал
человека в искусстве. Воспитание души. Постижение
художественных образов разных видов искусства,
воплощающих черты человека, его стремление к идеалу,
поиск истины, добра и красоты. Примерный
художественный материал Изобразительное искусство.
Героический пафос монументальной скульптуре Древней

исполнении различные
музыкальные образы.
Выявлять особенности
представлений человека о
красоте в разные эпохи, в
разных слоях общества.
Сопоставлять различные
исполнительские трактовки
музыкальных произведений и
раскрывать образносмысловой строй произведения
в зависимости от стиля
исполнения. Различать жанры
искусства и их роль в жизни
человека. Определять
значения символов культуры.
Анализировать образные
средства воплощения
трагического, комического,
лирического, драматического
содержания произведений.
Различать истинные и ложные
ценности; понимать
самоценность различных
явлений. Анализировать и
оценивать произведения
различных видов искусства;
знать специфические
особенности языка.
Передавать красоту
современного человека
средствами любого вида
искусства. Воплощать красоту
различных состояний природы
и человеческих отношений
средствами одного из видов
12

Греции, произведениях Микеланджело, О. Родена,памятниках
Саласпилса (Латвия) и др., в живописи П. Корина и др.
Поэтизация образа матери (Рафаэль, А. Венецианов, К.
Петров-Водкин, А. Дейнека и др.). Красота творческого
порыва (живопись В. Тропинина, О. Кипренского,
скульптуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии
музыкантов-исполнителей, художников, артистов и др.).
Красота природы родной земли (И. Левитан, М. Нестеров и
др.). Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по
выбору учителя). Музыка. Героические образы в
произведениях Л. Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина,
Шостаковича. Лирические образы в вокальной и
инструментальной музыке (К.-В. Глюк, Л. Бетховен, П.
Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и
др.)- Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке
(Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном
творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б.
Окуджава, Розенбаум, Ю. Ким и др.). Литература.
Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в
русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К.
Паустовский, А. Григ — по выбору учителя). Экранные
искусства, театр. «Золушка» — сказка Ш. Перро, пьеса Е.
Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С.
Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельника»
Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и
др.

искусства. Выявлять важные,
значимые жизненные проблемы
произведениях искусства.
Разрабатывать
художественную идею и
замысел совместного проекта.
Определять свою (участие) в
проекте. Намечать способы
реализации собственной
исследовательской
художественно-практической
деятельности. Использовать
художественно-творческой
деятельности на уроках,
внеурочных и внешкольных
занятиях искусством.
Участвовать в создании
художественного замысла
воплощении эмоциональнообразного содержания весенней
сказки средствами разных
видов искусства.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».