Аннотация к РП по географии 5-9 класс (для 9 классов)

Аннотация к рабочей программе по географии
5-9 класс
(для 9 классов)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования и на основе авторской
программы по географии предметной линии «Сфера» под редакцией В.П. Дронова.
География на уровне основного общего образования изучается с 5 по 9 класс. Общее
число учебных часов - 270, из них: 34 часа в 5-6 классах (1 час в неделю), 68 часов в 7-8
классах (2 часа в неделю), 66 часов в 9 классах (2 часа в неделю).
Состав УМК
 География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авт. А.А. Лобжанидзе.
 География. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.К Соловьева
А.А.Лобжанидзе, В.П.Дронов. М.: Просвещение, 2016
 География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авт. В. П. Дронов, Л.Е. Савельева. М.: Просвещение,
2016
 География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. М.: Просвещение,
2016
Цели изучения географии:
 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее
разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения — географическую карту, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических
данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с
другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде;
 формирование способности и готовности к использованию географических знаний и
умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
Задачи изучения географии:
 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
 познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;
 познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах Рос-

сии и мира;
 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
 глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
 формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
Тематическое планирование 5-9 класс
Количество часов
№
Название темы
общее
теория
практика
5 класс
1 Введение
2
2
2
Развитие географических знаний о Земле
8
7
1
3
Изображение земной поверхности и их
12
10
1
использование
4
Земля – планета солнечной системы
5
4
1
5
Литосфера – каменная оболочка Земли
8
7
1
Итого:
34
30
4
6 класс
1
Введение
1
2 Гидросфера – водная оболочка Земли
9
8
1
3 Атмосфера – воздушная оболочка Земли
10
9
1
4 Биосфера – оболочка жизни
5
3
2
5 Географическая оболочка – самый крупный
9
8
2
природный комплекс
Итого:
34
28
6
7 класс
1. Введение
1
1
2. Природа Земли: главные закономерности
10
9
3
3. Человек на планете Земля
8
7
3
4. Многоликая планета:
49
44
5
Итого:
68
60
12
8 класс
1 Введение
1
1
2 Географическое пространство России
8
6
3
3 Природа России
45
38
11
4. Население России
14
10
3
Итого:
68
55
17
9 класс
1. Хозяйство России
25
22
7
2. Районы России
38
32
11
3. Россия в мире
3
2
2
Итого:
66
56
20
Общий итог
270
229
59

Планируемые результаты обучения географии
Важнейшие личностные результаты:
 воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
 формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
 умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
 владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты обучения
5 класс
Выпускник научится:
 объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые»,
«рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные
воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса»,
«метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
 называть и показывать по карте основные географические объекты;
 обозначать на контурной карте географические объекты;
 называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
 приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана; объяснять особенности
строения рельефа суши и дна Мирового океана;
 измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра,
облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с
использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности;
вести простейшие наблюдения элементов погоды; вести полевой дневник.
Выпускник получит возможность научиться:
 ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
 строить простые планы местности;
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и СМИ;
 создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
6 класс
Выпускник научится:
 объяснять значение понятий: «полярные круги», «тропики», «полярная ночь», «полярный
день», «географические координаты», «географическая широта», «географическая
долгота»; показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети; объяснять
механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней осеннего и
весеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их географическим

координатам;
 составлять и оформлять планы местности, классной комнаты и т. п.;
 ориентироваться с помощью плана, по компасу, по местным признакам;
 приводить примеры географических карт, различающихся по масштабу, охвату
территории, содержанию, назначению;
 определять по карте местоположение объекта;
 объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические
течения», «волны», «приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса»,
«эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», абсолютная высота», «относительная
высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее
части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная
масса», «тепловой пояс», «климатический пояс», «погода», «климат»;
 называть и показывать по карте основные географические объекты;
 называть методы изучения земных недр и Мирового океана; объяснять особенности
движения вод в Мировом океане, причины их образования;
 приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с
тектоническими структурами; объяснять особенности строения рельефа суши и дна
Мирового океана;
 определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту
точек, глубину морей;
 показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению,
строению;
 составлять описание климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому
плану;
 наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
 называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты
вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
 измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра,
облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
описывать погоду и климат своей местности;
 показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот;
 объяснять значение понятий: «растительный покров», «местообитание», «почва»,
«плодородие почв», «гумус», «географическая оболочка», «целостность и ритмичность
географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая
зональность», «высотная поясность»;
 объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле,
приводить примеры; приводить аргументы для обоснования тезиса «почва—особое
природное тело»; приводить примеры разнообразных по величине природных
комплексов; доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;
 использовать географические карты для поиска информации;
 характеризовать природные зоны с использованием карт;
 приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
 называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.
Выпускник получит возможность научиться:
 ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
 строить простые планы местности;
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7 класс
Введение
Выпускник научится:
 работать с контурными картами;
 узнавать правила поведения в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 сформировать представление о курсе География в 7 классе;
 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с географией.
Природа Земли: главные закономерности
Выпускник научится:
 называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость
крупных форм рельефа от строения земной коры;
 объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления,
осадков;
 называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
 приводить примеры природных комплексов; составлять простейшие схемы
взаимодействия природных комплексов.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
 показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств
океанических вод;
 приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
 познакомиться с географическими явлениями и процессами в геосферах, взаимосвязи
между ними, их изменения в результате деятельности человека; географической
зональностью и поясностью; особенностями природы материков и океанов.
Человек на планете Земля
Выпускник научится:
 рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях
расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
 различать географические расы;
 понимать, что влияет на численность населения планеты.
 читать комплексную карту;
 показывать наиболее крупные страны мира;
 составлять туристические маршруты по историко-культурным районам мира.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей
строения Земли;
 самостоятельно приобретать новые знания и умения;
 моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств
и проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения
их свойств, условий протекания и географических различий;
 проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной
высоты, направления и скорости течения водных потоков;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого

развития.
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;
 воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
 создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Многоликая планета
Выпускник научится:
 определять географическое положение материка;
 определять координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада
на восток в градусной мере и в километрах;
 называть и показывать: крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых,
территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источник питания
рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных
представителей растительности животного мира основных природных зон, примеры
рационального и нерационального использования природных богатств материка.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка»;
 описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
 составлять туристические маршруты по заданным материкам;
 приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием
деятельности человека.
8 класс
Введение
Выпускник научится:
 работать с контурными картами;
 работать с учебником.
Выпускник получит возможность научиться:
 проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
 сформировать представление о курсе География в 8 классе;
 понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с географией.
Географическое пространство России
Выпускник научится:
 показывать границы России;
 сопредельные государства;
 показывать на карте регионы России
Выпускник получит возможность научиться:
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Природа России
Выпускник научится:
 классифицировать природные ресурсы, геологическое летоисчисление, основные
тектонические структуры, черты рельефа России, взаимосвязь его с полезными
ископаемыми, развитие форм рельефа, движение земной коры, области современного
горообразования, оледенение, изменение рельефа человеком, влияние рельефа и
литосферы на др. компоненты природы;
 объяснять зависимости расположения крупных форм рельефа и полезных ископаемых;

 объяснять наличие климатообразующих факторов на территории страны: солнечной
радиации, циркуляции атмосферы, типов воздушных масс; синоптической карты,
прогнозов погоды, методы изучения климатических явлений; распределение тепла и
влаги;
 определять по картам распределение тепла и влаги, особенности распределения по
сезонам, работать с синоптической картой, составлять прогноз погоды, оценивать
климатические показатели для регионов страны.
Выпускник получит возможность научиться:
 изучить виды вод суши и главные речные системы, их роль в освоении территории;
 познакомится с опасными явлениями, связанными с водами, водными ресурсами;
 составлять характеристику реки с помощью карт, объяснять размещение вод в
зависимости от природных компонентов, оценивать обеспеченность водными
ресурсами;
 выявлять условия почвообразования, оценивать их плодородие; анализировать
почвенную карту.
Население России
Выпускник научится:
 называть и показывать размещение народов, распространение языков, религий;
 объяснять различия в приросте населения в разных регионах, темпах роста и уровне
урбанизации; направления миграции, образование и развитие форм расселения;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
 использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности
Выпускник получит возможность научиться:
 критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
9 класс
Хозяйство России
Выпускник научится:
 разделять соседское положение страны;
 читать карты различного содержания;
 самостоятельно работать с разными источниками знаний;
 давать определения: хозяйство России, человеческий капитал, трудовые ресурсы,
экономически активное население, природно-ресурсный капитал, производственный
капитал.
Выпускник получит возможность научиться:
 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
 объяснять сельскохозяйственную специализацию территории;
 объяснять структуру ввоза и вывоза;
 объяснять современные социально-экономические и экологические проблемы
территорий.
Районы России
Выпускник научится:
 понимать специфику географического положения и административно-территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
 понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
 показывать на географической карте районы европейской и азиатской частей страны;
Выпускник получит возможность:
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной
форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости
Россия в мире
Выпускник научится:
 находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
Выпускники получат возможность научиться:
 делать описания отдельных форм рельефа, климата, рек и озер по картам;
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств
и проводить их простейшую классификацию;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность:
 определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».