Аннотация к рабочей программе по истории
5-9 класс (для 5 классов)
Рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также Рабочей программы
воспитания МАОУ «Лицей».
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «История» на базовом
уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам
(годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного
вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных
работ, государственной итоговой аттестации).
Цели изучения учебного предмета «История»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФУ-278
«Об образовании»).
Основные задачи учебного предмета «История»
В основной школе ключевыми задачами являются:
– формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
– овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества,
– развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать
события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
– формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину
жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде
от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность
познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Место учебного предмета «История» в учебном плане
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предметов
история базовым учебным планом в 5-8 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных
неделях, в 9 классе 2 учебных часа при 33 учебных неделях.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
5 класс
История древнего мира (68 ч)
1 Введение
2
2 Первобытность
4
Древний Восток (20 ч)
3 Древний Египет
7
4 Древние цивилизации Месопотамии
4
5 Восточное Средиземноморье в древности
2
6 Персидская держава
2
7 Древняя Индия
2
8 Древний Китай
3
Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)
9 Древнейшая Греция
4
10 Греческие полисы
10
11 Культура Древней Греции
3
12 Македонские завоевания. Эллинизм
3
Древний Рим (20 ч)
13 Возникновение Римского государства
3
14 Римские завоевания в Средиземноморье
3
15 Поздняя Римская республика. Гражданские войны
5
16 Расцвет и падение Римской империи
6
17 Культура Древнего Рима
3
18 Обобщение
2
6 класс
История Средних веков (23 ч)
1 Введение
1
2 Народы Европы в раннее Средневековье
4
3 Византийская империя в VI—ХI вв.
2
4 Арабы в VI—ХI вв.
2
5 Средневековое европейское общество
3
6 Государства Европы в ХII—ХV вв.
4
7 Культура средневековой Европы
2
8 Страны Востока в Средние века
3
9 Государства доколумбовой Америки в Средние века
1
10 Обобщение
1
История России (45 ч.)
11 Введение
1
12 Народы и государства на территории нашей страны в древности.
5
Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
13 Русь в IX — начале XII в.
13
14 Русь в середине XII — начале XIII в. (6 ч)
6
15
16
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Обобщение
7 класс
Всеобщая история.
История Нового времени конец XV — XVII в. (23 ч)
Введение
Великие географические открытия
Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв.
Реформация и контрреформация в Европе
Государства Европы в XVI—XVII вв.
Международные отношения в XVI—XVII вв.
Европейская культура в раннее Новое время
Страны Востока в XVI—XVII вв.
Обобщение. Историческое и культурное наследие Раннего Нового
времени.
История России. Россия в XVI—XVII вв.:
От Великого княжества к Царству (45 ч)
Россия в XVI в.
Смута в России
Россия в XVII в.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
Обобщение
8 класс
Всеобщая история.
История Нового времени XVIII в. (23 ч)
Введение
Век Просвещения
Государства Европы в XVIII в.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Французская революция конца XVIII в.
Европейская культура в XVIII в.
Международные отношения в XVIII в.
Страны Востока в XVIII в.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в.
История России.
Россия в конце XVII — XVIII в.: от Царства к Империи (45 ч)
Введение
Россия в эпоху преобразований Петра I
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты
Россия в 1760—1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Обобщение
9 класс
Всеобщая история.
История Нового времени XIX — начало ХХ в. (23 ч)
Введение
Европа в начале XIX в.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.:
экономика, социальные отношения, политические процессы
Политическое развитие европейских стран в 1815—1840-е гг.
10
8
2
1
2
2
2
7
2
3
3
1
13
9
16
5
2
1
2
6
2
3
3
2
3
1
1
11
7
18
6
2
1
2
2
2
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ
в.
Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в.
Страны Азии в ХIХ — начале ХХ в.
Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.
Развитие культуры в XIX — начале ХХ в.
Международные отношения в XIX — начале XX в.
Обобщение
История России.
Российская империя в XIX — начале XX В. (45 ч)
Введение
Александровская эпоха: государственный либерализм
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Народы России в первой половине XIX в.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Россия в 1880—1890-х гг.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культурное Этнокультурный облик империи
Формирование гражданского общества и основные направления
общественных движений
Россия на пороге ХХ в.
Обобщение
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
6
2
3
1
2
1
1
1
7
5
3
2
6
4
3
2
2
9
1
Структура и последовательность изучения курсов
Класс
5
6
7
8
9
Разделы курсов
Всеобщая история. История Древнего мира
Всеобщая история. История Средних веков История России.
От Руси к Российскому государству
Всеобщая история. Новая история. XVI-XVII вв.
История России. Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к
царству
Всеобщая история. Новая история. XVIII в. История России.
Россия в конце XVII- XVIII вв.: от царства к империи
Всеобщая история. Новая история. XIX - начало XX в.
История России. Российская империя в XIX - начале XX в.
Количество
учебных часов
68
23
45
23
45
23
45
23
45