Аннотация к рабочей программе по истории 5-9 класс (для 7 классов) Рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Рабочей программы воспитания МАОУ «Лицей». Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «История» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Цели изучения учебного предмета «История» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФУ-278 «Об образовании»). Основные задачи учебного предмета «История» В основной школе ключевыми задачами являются: – формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; – овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; – воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества, – развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; – формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Общая характеристика учебного предмета «История» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. Место учебного предмета «История» в учебном плане Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предметов история базовым учебным планом в 5-8 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях, в 9 классе 2 учебных часа при 33 учебных неделях. Учебно-тематический план 5 класс Кол-во № Название темы часов 1 Введение 1 2 Первобытные собиратели и охотники. 3 3 Первобытные земледельцы и скотоводы. 3 4 Счет лет в истории. 1 5 Древний Египет. 8 6 Западная Азия в древности. 7 7 Индия и Китай в древности. 5 8 Древнейшая Греция. 5 9 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 10 Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. 5 11 Македонские завоевания в IV в. до н.э. 3 12 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 13 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 14 Гражданские войны в Риме. 4 15 Римская империя в первые века нашей эры. 5 16 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 17 Повторение материала. 2 18 Историческое и культурное наследие Древнего мира. 1 Итого: 68 6 класс Кол-во № Название темы часов 1 Введение. Живое средневековье 1 2 Становление Средневековой Европы VI-XI вв. 4 3 Византийская империя и славяне в VI-XIвв. 2 4 Арабы в VI-XI вв. 2 5 Феодалы и крестьяне 2 6 Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 7 Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа) 2 8 Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XV вв. 5 9 Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. 2 10 Культура Западной Европы в Средние века 4 11 Народы Азии, Америки и Африки в Средние века 2 12 Повторительно-обобщающий урок по теме «Наследие Средних веков» 1 13 Народы и государства на территории нашей страны в древности 5 14 Русь в IX – первой половине XII вв. 11 15 Русь в середине XII – начале XIII в. 5 16 Русские земли в середине XIII-XIV веках 10 17 Формирование единого Русского государства 8 Итого: № Название темы 68 Кол-во часов 7 класс Всеобщая история. История Нового времени конец XV — XVII в. (23 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 Введение Великие географические открытия Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв. Реформация и контрреформация в Европе Государства Европы в XVI—XVII вв. Международные отношения в XVI—XVII вв. Европейская культура в раннее Новое время Страны Востока в XVI—XVII вв. Обобщение. Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени. История России. Россия в XVI—XVII вв.: От Великого княжества к Царству (45 ч) Россия в XVI в. Смута в России Россия в XVII в. Культурное пространство XVI–XVII вв. Обобщение 8 класс Всеобщая история. История Нового времени XVIII в. (23 ч) Введение Век Просвещения Государства Европы в XVIII в. Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость Французская революция конца XVIII в. Европейская культура в XVIII в. Международные отношения в XVIII в. Страны Востока в XVIII в. Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII в. История России. Россия в конце XVII — XVIII в.: от Царства к Империи (45 ч) Введение Россия в эпоху преобразований Петра I Россия после Петра I. Дворцовые перевороты Россия в 1760—1790-х гг. Правление Екатерины II и Павла I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Обобщение 9 класс Всеобщая история. История Нового времени XIX — начало ХХ в. (23 ч) Введение Европа в начале XIX в. Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: 1 2 2 2 7 2 3 3 1 13 9 16 5 2 1 2 6 2 3 3 2 3 1 1 11 7 18 6 2 1 2 2 экономика, социальные отношения, политические процессы Политическое развитие европейских стран в 1815—1840-е гг. Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ — начале ХХ в. Страны Латинской Америки в XIX — начале ХХ в. Страны Азии в ХIХ — начале ХХ в. Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в. Развитие культуры в XIX — начале ХХ в. Международные отношения в XIX — начале XX в. Обобщение История России. Российская империя в XIX — начале XX В. (45 ч) Введение Александровская эпоха: государственный либерализм Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Народы России в первой половине XIX в. Социальная и правовая модернизация страны при Александре II Россия в 1880—1890-х гг. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культурное Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Россия на пороге ХХ в. Обобщение 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 2 6 2 3 1 2 1 1 1 7 5 3 2 6 4 3 2 2 9 1 Структура и последовательность изучения курсов Класс 5 6 7 8 9 Разделы курсов Всеобщая история. История Древнего мира Всеобщая история. История Средних веков История России. От Руси к Российскому государству Всеобщая история. Новая история. XVI-XVII вв. История России. Россия в XVI-XVII вв.: от великого княжества к царству Всеобщая история. Новая история. XVIII в. История России. Россия в конце XVII- XVIII вв.: от царства к империи Всеобщая история. Новая история. XIX - начало XX в. История России. Российская империя в XIX - начале XX в. Количество учебных часов 68 23 45 23 45 23 45 23 45