Аннотация к рабочей программе по истории 10-11 класс (базовый уровень) Рабочая программа по предмету «История» для 10-11 классов, изучающих предмет на базовом уровне, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; на основе Примерной программы среднего общего образования по истории с учётом Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, и авторских рабочих программ. Соблюдены требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа составлена на основе авторских программ: Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020 Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.] — М.: Просвещение, 2020. Примерная рабочая программа Десятникова М. А. к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни. – М.: Русское слово, 2020 В соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории, структурно предмет «История» на базовом уровне в 10-11 классе включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История России»). Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением коллегии Министерства Просвещения РФ (протокол от 23 октября 2020 г) рекомендует в 10 классе на базовом уровне изучать курс истории России и, синхронизированный с ним, курс всеобщей истории, периода 1914 -1945гг. В 11 классе на базовом уровне предполагается завершение изучения курсов история России и всеобщая история период 19452020гг. В 10 классе 40 часов отводится на изучение истории России, 28 часов отводится на изучение всеобщей истории. В 11 классе материал распределяется тем же образом. Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Программа 10 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории России с 1914 – 1945 гг. Программа 11 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории России с 1945-2020гг. Преподавание интегрированного курса строится на основе синхроннопараллельного изучения всемирной истории и истории России, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю. В программе учтены рекомендации и выделены часы на изучение истории Родного края. Программа предусматривает изучение учебного предмета «История» в 10 – 11 классах из расчета 2 часа в неделю, рассчитана на 68 часов в 10 классе (34 учебные недели) и 66 часов в 11 классе (т.к. 33 учебные недели). Состав УМК: Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект: М. М. Горинов, Данилов А.А., М.И. Маруков и др. под ред.А. В. Торкунова. История России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Базовый и углубленный уровень. М., «Просвещение», 2020 г Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень; М., «Просвещение», 2020 г. В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 года. Повторительнообобщающий курс» 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень; М., «Русское Слово», 2020г. Цели обучения предмету история воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Задачи обучения предмету история систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний обучающихся; обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи; представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии; формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинноследственных связей, умения оперировать основными научными понятиями; осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру; воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам; формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны; воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения. Учебно-тематический план 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Название темы Количество часов История Отечества Тема 1. Россия в годы «великих потрясений». Тема 2. Советский союз в 1920-1930-е гг. Тема 3. Великая Отечественная война. Итого 13 13 14 40 Итого Итого 5 13 4 6 28 68 Всеобщая история Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Тема 2. Межвоенный период 1918-1939 гг. Тема 3. Вторая мировая война. Повторение курса История за 10 класс Учебно-тематический план 11 класс № Название темы 1 2 История Отечества Тема 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. Тема 5. Российская Федерация 3 4 Всеобщая история Тема 4. Соревнование социальных систем. Тема 5.Современный мир. Количество часов Итого Итого Итого 66 27 13 40 20 6 26 Планируемые результаты изучения предмета «История» Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: складывание российской идентичности, способности осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите; формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; несколько путей достижения поставленной цели; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся научатся: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; 10 класс Выпускник на базовом уровне научится: соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; 11 класс Выпускник на базовом уровне научится: соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности.