Аннотация к РП по истории 10-11 класс (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по истории
10-11 класс
(базовый уровень)
Рабочая программа по предмету «История» для 10-11 классов, изучающих предмет на
базовом уровне, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; на основе Примерной программы
среднего общего образования по истории с учётом Концепции преподавания учебного курса
«История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы, и авторских рабочих программ. Соблюдены требования к
результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа составлена на основе авторских программ:
 Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е.
Барыкина. — М.: Просвещение, 2020
 Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина —
О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
[А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.] — М.: Просвещение, 2020.
 Примерная рабочая программа Десятникова М. А. к учебному изданию В.В. Кириллова,
М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий
курс» для 11 класса общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни. –
М.: Русское слово, 2020
В соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории,
структурно предмет «История» на базовом уровне в 10-11 классе включает учебные курсы по
всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История
России»).
Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных
организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная
решением коллегии Министерства Просвещения РФ (протокол от 23 октября 2020 г)
рекомендует в 10 классе на базовом уровне изучать курс истории России и, синхронизированный
с ним, курс всеобщей истории, периода 1914 -1945гг. В 11 классе на базовом уровне
предполагается завершение изучения курсов история России и всеобщая история период 19452020гг.
В 10 классе 40 часов отводится на изучение истории России, 28 часов отводится на
изучение всеобщей истории. В 11 классе материал распределяется тем же образом.
Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей
части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории
является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках
которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню
подготовки выпускников. Программа 10 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории
России с 1914 – 1945 гг. Программа 11 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории
России с 1945-2020гг. Преподавание интегрированного курса строится на основе синхроннопараллельного изучения всемирной истории и истории России, в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО. Это способствует
формированию у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,

учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и
роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю. В программе учтены рекомендации и выделены часы на изучение истории
Родного края.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «История» в 10 – 11 классах из
расчета 2 часа в неделю, рассчитана на 68 часов в 10 классе (34 учебные недели) и 66 часов в 11
классе (т.к. 33 учебные недели).
Состав УМК:
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект:
 М. М. Горинов, Данилов А.А., М.И. Маруков и др. под ред.А. В. Торкунова. История
России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Базовый и
углубленный уровень. М., «Просвещение», 2020 г
 Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история.
Новейшая история. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень; М.,
«Просвещение», 2020 г.
 В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 года. Повторительнообобщающий курс» 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
и углублённый уровень; М., «Русское Слово», 2020г.















Цели обучения предмету история
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи обучения предмету история
систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного
курса исторических знаний обучающихся;
обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину
истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе,
«доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинноследственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом
сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой
историей, вклада России в мировую культуру;
воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений

дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим,
далеким по времени и современным культурам;
 формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной
позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и
культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и
других народов страны;
 воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов,
социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов
путем поиска их мирного разрешения.
Учебно-тематический план
10 класс
№
1
2
3

4
5
6
7

Название темы

Количество часов

История Отечества
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений».
Тема 2. Советский союз в 1920-1930-е гг.
Тема 3. Великая Отечественная война.
Итого

13
13
14
40

Итого
Итого

5
13
4
6
28
68

Всеобщая история
Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Тема 2. Межвоенный период 1918-1939 гг.
Тема 3. Вторая мировая война.
Повторение курса История за 10 класс

Учебно-тематический план
11 класс
№

Название темы

1
2

История Отечества
Тема 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.
Тема 5. Российская Федерация

3
4

Всеобщая история
Тема 4. Соревнование социальных систем.
Тема 5.Современный мир.

Количество часов

Итого

Итого
Итого 66

27
13
40
20
6
26

Планируемые результаты изучения предмета «История»
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются:
 складывание российской идентичности, способности осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
 формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской

Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 несколько путей достижения поставленной цели;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении
 собственного суждения, так и в отношении действий и суждений;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся
научатся:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать
роль России в мировом сообществе;
 устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
 определять место и время создания исторических документов;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
 характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
 понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
 использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте






общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».