Аннотация РП по истории 10-11 класс (углубленный уровень)

Аннотация к рабочей программе по истории
10-11 класс
углубленный уровень
Рабочая программа по предмету «История» для 10-11 классов, изучающих предмет на
профильном уровне, составлена в соответствии с: требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования; на основе
Примерной программы среднего общего образования по истории с учётом Концепции
преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ и
авторских рабочих программ. Соблюдены требования к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для среднего
общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего
образования, учитываются межпредметные связи.
Программа составлена на основе авторских программ:
 Авторской программы А.А. Данилова «Рабочая программа и тематическое планирование
курса «История России». 6―10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020.
 Авторской программы и поурочные рекомендации 10 класс М.Л. Несмелова, Е.Г.
Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая история. Новейшая история»,
учебное пособие для общеобразовательных организаций, базовый и углублённый
уровень. - М.: Просвещение, 2020.
 Примерная рабочая программа Десятникова М. А. к учебному изданию В.В. Кириллова,
М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий
курс» для 11 класса общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни. –
М.: Русское слово, 2020.
В соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории,
структурно предмет «История» на базовом уровне в 10-11 классе включает учебные курсы
по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. —
(«История России»).
Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание
«Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России
до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации.
Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных
организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная
решением коллегии Министерства Просвещения РФ (протокол от 23 октября 2020 г)
предусматривает в 10 классе на углубленном уровне изучение курса истории России и,
синхронизированный с ним, курс Всеобщей истории, периода 1914 -1945гг. В 11 классе на
углубленном уровне предполагается завершение изучения курсов история России и
всеобщая история периода 1945-2020гг., а также повторительно-обобщающий курс «История
России до 1914 года», который также позволяет учесть запрос обучающихся и родителей
(законных представителей) с целью подготовки лицеистов к государственной итоговой
аттестации.
В 10 классе (углубленный уровень) 88 часов отводится на изучение истории России, 48
часов отводится на изучение всеобщей истории. В 11 классе материал распределяется
следующим образом: 40 часов отводится на изучение истории России, 28 часов на изучение
Всеобщей истории (1 полугодие) и 64 часа на повторительно-обобщающий курс «История
России до 1914 года» (2 полугодие). Сложившаяся практика изучения всеобщей истории

предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в
определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения
отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический
потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Программа 10
класса и первого полугодия 11 класса интегрирует курсы Всеобщей истории и истории
России с 1914 – 2012 гг. Преподавание интегрированного курса строится на основе
синхронно-параллельного изучения всемирной истории и истории России, в соответствии с
требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС
СОО. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания
современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в
общую историю страны и мировую историю. В программе учтены рекомендации и выделены
часы на изучение истории Родного края.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «История» в 10 – 11 классах
из расчета 4 часа в неделю, рассчитана на 136 часов в 10 классе и 132 часа в 11 классе.
Состав УМК:
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект:
 М.М. Горинов, Данилов А.А., М.И. Маруков и др. под ред. А. В. Торкунова. История
России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Базовый и
углубленный уровень; М., «Просвещение», 2020 г.
 Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история.
Новейшая история. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень; М.,
«Просвещение», 2020 г.
 В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 года. Повторительнообобщающий курс» 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
и углублённый уровень; М., «Русское Слово», 2020г.








Цели обучения предмету история
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи обучения предмету история
 систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного
курса исторических знаний обучающихся;
 обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину
истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе,

«доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинноследственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом
сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой
историей, вклада России в мировую культуру;
воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений
дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим,
далеким по времени и современным культурам;
формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной
позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и
культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и
других народов страны;
воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов,
социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов
путем поиска их мирного разрешения.









Учебно-тематический план
10 класс
№
1
2
3

Название темы
История Отечества
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений».
Тема 2. Советский союз в 1920-1930-е гг.
Тема 3. Великая Отечественная война.

4
5
6

Всеобщая история
Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Тема 2. Межвоенный период 1918-1939 гг.
Тема 3 Вторая мировая война.

№
1
2

Количество часов

Итого

29
29
30
88

Итого
Итого:

10
26
12
48
136

Учебно-тематический план
11 класс
Название темы

Количество часов

История Отечества
Тема 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.
Тема 5. Российская Федерация
Итого

3
4

5
6
7
8

Всеобщая история
Тема 4. Соревнование социальных систем
Тема 5. Современный мир.
Итого
Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914
года»
Тема 1. От Древней Руси к Российскому государству.
Тема 2. Россия в XVI-XVII вв: от великого княжества к царству.
Тема 3. Россия в конце XVII-XVIII вв: от царства к империи
Тема 4. Российская империя в XIX-н. XX вв
Итого
Итого:

25
15
40
22
6
28

15
11
12
26
64
132

Планируемые результаты изучения предмета «История»
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются:
 складывание российской идентичности, способности осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
 формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 несколько путей достижения поставленной цели;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении
 собственного суждения, так и в отношении действий и суждений;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся научатся:
10 класс
Выпускник на углублённом уровне научится:
 владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания
места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и
процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
 характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом
сообществе;
 определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов; причинно-следственные, пространственные, временные связи между
важнейшими событиями (явлениями, процессами);

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
 находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени.
 презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
 раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять
и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях
историографии;
 соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории ХХ в.;
 с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе,
обосновывать собственную точку зрения на основные события истории России
новейшего времени;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать
содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической
действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
 анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки
исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом
материале, от заведомых искажений, фальсификации;
 устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
 определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии;
 применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника,
обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную
информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
11 класс
Выпускник на углублённом уровне научится:
 применять приёмы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, её систематизации и представления в различных знаковых
системах;
 на основе комплексного использования энциклопедий, справочников изучать биографии
политических деятелей, дипломатов, полководцев;
 объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
 на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок,
самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным
результатам;
 объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
 давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией,
изложенной
в
историко-культурном
стандарте),
проводить
временной
и
пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

 целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом
процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении,
общественных обсуждениях и т.д.;
 знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
 знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
 работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать
документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические
версии;
 исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и
политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
 корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления,
дискуссии и т.д.;
 представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме
с ориентацией на заданные параметры деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».