Аннотация к рабочей программе по истории 10-11 класс углубленный уровень Рабочая программа по предмету «История» для 10-11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; на основе Примерной программы среднего общего образования по истории с учётом Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ и авторских рабочих программ. Соблюдены требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи. Программа составлена на основе авторских программ: Авторской программы А.А. Данилова «Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2020. Авторской программы и поурочные рекомендации 10 класс М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сороко-Цюпа «История. Всеобщая история. Новейшая история», учебное пособие для общеобразовательных организаций, базовый и углублённый уровень. - М.: Просвещение, 2020. Примерная рабочая программа Десятникова М. А. к учебному изданию В.В. Кириллова, М.А. Бравиной «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций Базовый и углублённый уровни. – М.: Русское слово, 2020. В соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории, структурно предмет «История» на базовом уровне в 10-11 классе включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История России»). Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации. Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением коллегии Министерства Просвещения РФ (протокол от 23 октября 2020 г) предусматривает в 10 классе на углубленном уровне изучение курса истории России и, синхронизированный с ним, курс Всеобщей истории, периода 1914 -1945гг. В 11 классе на углубленном уровне предполагается завершение изучения курсов история России и всеобщая история периода 1945-2020гг., а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», который также позволяет учесть запрос обучающихся и родителей (законных представителей) с целью подготовки лицеистов к государственной итоговой аттестации. В 10 классе (углубленный уровень) 88 часов отводится на изучение истории России, 48 часов отводится на изучение всеобщей истории. В 11 классе материал распределяется следующим образом: 40 часов отводится на изучение истории России, 28 часов на изучение Всеобщей истории (1 полугодие) и 64 часа на повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года» (2 полугодие). Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников. Программа 10 класса и первого полугодия 11 класса интегрирует курсы Всеобщей истории и истории России с 1914 – 2012 гг. Преподавание интегрированного курса строится на основе синхронно-параллельного изучения всемирной истории и истории России, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю. В программе учтены рекомендации и выделены часы на изучение истории Родного края. Программа предусматривает изучение учебного предмета «История» в 10 – 11 классах из расчета 4 часа в неделю, рассчитана на 136 часов в 10 классе и 132 часа в 11 классе. Состав УМК: Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект: М.М. Горинов, Данилов А.А., М.И. Маруков и др. под ред. А. В. Торкунова. История России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Базовый и углубленный уровень; М., «Просвещение», 2020 г. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень; М., «Просвещение», 2020 г. В.В. Кириллов, М.А. Бравина «История. История России до 1914 года. Повторительнообобщающий курс» 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровень; М., «Русское Слово», 2020г. Цели обучения предмету история воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Задачи обучения предмету история систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний обучающихся; обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи; представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии; формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинноследственных связей, умения оперировать основными научными понятиями; осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру; воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам; формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны; воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения. Учебно-тематический план 10 класс № 1 2 3 Название темы История Отечества Тема 1. Россия в годы «великих потрясений». Тема 2. Советский союз в 1920-1930-е гг. Тема 3. Великая Отечественная война. 4 5 6 Всеобщая история Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. Тема 2. Межвоенный период 1918-1939 гг. Тема 3 Вторая мировая война. № 1 2 Количество часов Итого 29 29 30 88 Итого Итого: 10 26 12 48 136 Учебно-тематический план 11 класс Название темы Количество часов История Отечества Тема 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. Тема 5. Российская Федерация Итого 3 4 5 6 7 8 Всеобщая история Тема 4. Соревнование социальных систем Тема 5. Современный мир. Итого Повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года» Тема 1. От Древней Руси к Российскому государству. Тема 2. Россия в XVI-XVII вв: от великого княжества к царству. Тема 3. Россия в конце XVII-XVIII вв: от царства к империи Тема 4. Российская империя в XIX-н. XX вв Итого Итого: 25 15 40 22 6 28 15 11 12 26 64 132 Планируемые результаты изучения предмета «История» Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: складывание российской идентичности, способности осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите; формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; несколько путей достижения поставленной цели; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией. Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся научатся: 10 класс Выпускник на углублённом уровне научится: владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; характеризовать особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе; определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов; причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени. презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков; раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать своё отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.; с опорой на факты, приведённые в учебной и научно-популярной литературе, обосновывать собственную точку зрения на основные события истории России новейшего времени; Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации; определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; 11 класс Выпускник на углублённом уровне научится: применять приёмы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, её систематизации и представления в различных знаковых системах; на основе комплексного использования энциклопедий, справочников изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев; объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок, самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам; объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебноисследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.; знать основные подходы (концепции) в изучении истории; знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории; работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии; исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.; корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.