Аннотация к рабочей программе элективного курса «Текстовые задачи и методы их решения» 8 класс Рабочая программа элективного курса «Текстовые задачи и методы их решения» для 8 класса составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе «Программы учебного курса «Текстовые задачи» (Г.И. Просветов М.: Альфа-Пресс) и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике. Данный курс предназначен для обучающихся инженерного профиля. Курс изучается в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю. Состав УМК – Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие. М.:Наука. – Галицкий М.Л. и другие Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: М.: Просвещение. – Дорофеев В.Г., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе // Математика в школе. – Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса. – Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасечник П.И.. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: справочник /- М.: Факториал. – Просветов Г.И. Текстовые задачи и методы их решения. Учебно-практ. пособие. – М.:Альфа-Пресс. – Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты. – Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение. – Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике. 7-11 классы. – М.: Илекса. Цели и задачи изучения учебного курса «Текстовые задачи и методы их решения» 8 класс. Обучение математике по настоящей программе направлено на достижение следующих целей: – – – – – – – – – – в направлении личностного развития: формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; в метапредметном направлении: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышле- ния, характерных для математической деятельности. № 1 2 3 4 5 6 Учебно-тематический план Название темы Понятие математического моделирования Задачи на проценты Задачи на движение Задачи на работу Разные задачи Обобщающее повторение ИТОГО Планируемые результаты изучения Кол-во часов 2 11 8 8 4 1 34 Изучение курса «Текстовые задачи и методы их решения» позволяет достичь следующих результатов в личностном направлении: – умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; – критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; – представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; – умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; – способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: – первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; – умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; – умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; – умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; – умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; – понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; – умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; – умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; в предметном направлении: Ученик научится: – Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; – строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в – – – – – – – – – – – которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки; решать задачи на нахождение части числа и числа по его части; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины; решать несложные логические задачи методом рассуждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку). Ученик получит возможность научиться: – Решать простые и сложные задачи, а также задачи повышенной трудности и выделять их математическую основу; – распознавать разные виды и типы задач; – использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач и задач повышенной сложности для построения поисковой схемы и решения задач, выбирать оптимальную для рассматриваемой в задаче ситуации модель текста задачи; – различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения сложных задач разные модели текста задачи; – знать и применять три способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию, комбинированный); – моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; – выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; – уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно; – анализировать затруднения при решении задач; – выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные; – интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; – изменять условие задач (количественные или качественные данные), исследовать измененное преобразованное; – анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях, конструировать новые ситуации на основе изменения условий задачи при движении по реке; – объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; – владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации, использовать их в новых ситуациях по отношению к изученным в процессе обучения; – решать задачи на проценты; – решать несложные задачи по математической статистике; – овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых, по сравнению с изученными, ситуациях.