Аннотация к РП по ОБЖ 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по ОБЖ
10-11 класс
Рабочая программа по ОБЖ для 10-11 класса среднего общего образования
составлена
в
соответствии
с:
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
В 10 классе программа изучается в количестве 34 часа в год, один раз в неделю, в 11
классе 33 часа в год, один раз в неделю. В 10 классе предусмотрено проведение учебных
сборов в объеме 35 часов, в течение которых обучающиеся закрепляют и совершенствуют
знания и умения по основам военной подготовки (строевая, огневая и тактическая
подготовка), а также знакомятся с бытом военнослужащих. Раздел «Основы военной
службы» изучается только юношами. Девушки в это время занимаются по программе
изучения основ медицинских знаний.
Состав УМК:
Рабочая программа основана на учебно-методическом комплекте под редакцией А.Т.
Смирнова:
1. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник 10
класс (базовый уровень).
2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник 11
класс (базовый уровень).
Цели и задачи учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Целью изучения и освоения программы учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» является формирование у выпускника культуры безопасности
жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны
и начальная индивидуальная подготовка по основам военной службы в соответствии с
требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.
«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет обеспечивает:
 сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного
мира;
 знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
 владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных
ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим;
 умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование морально-психологических и
необходимых для прохождения военной службы;

физических

качеств

гражданина,

 воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и
ее Вооруженным Силам;
 изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в
1

области обороны государства, воинской обязанности и военной службы;
 приобретение навыков в области гражданской обороны;
 изучение основ безопасности военной службы, основ огневой, индивидуальной
тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в период прохождения военной
службы и элементов медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и
биологической защиты войск и населения.
Учебно-тематический план
10 класс
№
Кол-во
Кол-во
Название раздела
Тема раздела
п/п
часов
часов
1. Основы комплексной
8
Обеспечение личной безопасности в
4
безопасности
повседневной жизни
Личная безопасность в условиях
2
чрезвычайных ситуаций
Современный комплекс проблем
2
безопасности социального характера
2. Защита населения РФ
2
Нормативно-правовая база и
2
от чрезвычайных
организация основы по защите
ситуаций
населения ЧС
3. Основы
5
Экстремизм и терроризм –
2
противодействия
чрезвычайные опасности для общества и
терроризму и
государства
экстремизму в
Нормативно правовая база борьбы с
1
Российской Федерации
терроризмом и экстремизмом в
Российской Федерации
Духовно – нравственные основы
1
противодействия терроризму и
экстремизму
Уголовная ответственность за участие в
1
террористической и экстремистской
деятельности. Обеспечение личной
безопасности при угрозе
террористического акта
4. Основы здорового
3
Основы медицинских знаний и
1
образа жизни
профилактика инфекционных
заболеваний
Здоровый образ жизни и его
2
составляющие
5. Основы обороны
16
Гражданская оборона – составная часть
5
государства
обороноспособности страны
Вооруженные Силы Российской
3
Федерации - защита нашего Отечества
Виды Вооруженных Сил Российской
5
Федерации и рода войск
Боевые традиции Вооруженных Сил
3
России
Итого
34
11 класс
2

№
п/п
1..

3.

Название раздела
Основы здорового
образа жизни

Кол-во
часов
10

Основы военной
службы

23

Тема раздела
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и правила
оказания первой медицинской помощи
Воинская обязанность
Особенности военной службы
Военнослужащий — защитник своего
Отечества. Честь и достоинство воина
Вооруженных Сил
Итого:

Кол-во
часов
6
4
9
8
6

33

Планируемые предметные результаты изучения курса
Личностные результаты:
-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
3

-

жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой
деятельности эстетического характера.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих
правила и безопасность дорожного движения;
 использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
 оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
 объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при
управлении двухколесным транспортным средством;
 действовать согласно указанию на дорожных знаках;
 пользоваться официальными источниками для получения информации в области
безопасности дорожного движения;
 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода,
пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для
сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
 составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов,
пассажиров и водителей транспортных средств);
 комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды;
 использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей
среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
 оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
 распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
 описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
 определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в
зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
 опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие
человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае
необходимости;
 опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
 пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
 прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
4

при ухудшении экологической обстановки;
 распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
 соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
 пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях
по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий
современными молодежными хобби;
 применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби;
 распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной
разметкой;
 использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
асоциальное поведение на транспорте;
 пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
 прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
 составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и
в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
 использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав
и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
 раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций;
 приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по
защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз,
мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение
населения;
 приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального
характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных
ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
 объяснять причины их возникновения,
особенности и последствия;
 использовать средства индивидуальной,
индивидуального дозиметрического контроля;

характеристики,
коллективной

поражающие

факторы,

защиты

приборы

и

 действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
5

 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
 прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в
опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
 пользоваться официальными источниками для получения информации о защите
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
 составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации
 Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
 объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
 оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму
и наркотизму в Российской Федерации;
 раскрывать
предназначение
общегосударственной
экстремизму, терроризму и наркотизму;

системы

противодействия

 объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
 комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих
правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации;
 описывать органы исполнительной власти, осуществляющие
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

противодействие

 пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской
Федерации, для обеспечения личной безопасности;
 использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия
экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и
реализации своих прав, определения ответственности;
 распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
 распознавать симптомы употребления наркотических средств;
 описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
 использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской
Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
 описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
 описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
 составлять модель личного безопасного поведения при установлении
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

уровней

Основы здорового образа жизни
6

 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового
образа жизни;
 использовать основные нормативные правовые акты в областиздорового образа жизни
для изучения и реализации своих прав;
 оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
 описывать факторы здорового образа жизни;
 объяснять преимущества здорового образа жизни;
 объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
 описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
 раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
 распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное
здоровье;
 пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье,
здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;
 использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи
для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
 оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
 отличать первую помощь от медицинской помощи;
 распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять
мероприятия по ее оказанию;
 оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
 вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
 выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
 действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
 составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарноэпидемиологическом благополучия населения;
 использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарноэпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных
инфекционных заболеваний;
 классифицировать основные инфекционные болезни;
7

 определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
 действовать в порядке и по правилам поведения
эпидемиологического или бактериологического очага.

в

случае

возникновения

Основы обороны государства
 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
 характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
 описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
 приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности,
оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
 приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
 раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
 разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны
РФ;
 оперировать основными понятиями в области обороны государства;
 раскрывать основы и организацию обороны РФ;
 раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
 объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
 описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
 характеризовать историю создания ВС РФ;
 описывать структуру ВС РФ;
 характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
 распознавать символы ВС РФ;
 приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
 Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
 использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во
время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
 оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
 раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
 характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
 раскрывать организацию воинского учета;
8

 комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
 использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
 описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
 объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского
звания;
 различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
 описывать основание увольнения с военной службы;
 раскрывать предназначение запаса;
 объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
 раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
 объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
 Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
 использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
 оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
 выполнять строевые приемы и движение без оружия;
 выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
 выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
 приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
 описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
 выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
 описывать порядок хранения автомата;
 различать составляющие патрона;
 снаряжать магазин патронами;
 выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
 описывать явление выстрела и его практическое значение;
 объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
 объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
 выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным
целям;
 объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
 выполнять изготовку к стрельбе;
9

 производить стрельбу;
 объяснять назначение и боевые свойства гранат;
 различать наступательные и оборонительные гранаты;
 описывать устройство ручных осколочных гранат;
 выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
 выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
 объяснять предназначение современного общевойскового боя;
 характеризовать современный общевойсковой бой;
 описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
 выполнять приемы «К бою», «Встать»;
 объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
 выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
 определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
 передвигаться по азимутам;
 описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого
защитного костюма (Л-1);
 применять средства индивидуальной защиты;
 действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
 описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
 раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
 выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
 Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
 объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
 оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
 характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военноучебных заведениях;
 использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие
военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ
России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
 Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и
10

влияет на нее.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
 Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
 Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
 приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в
войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
 Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
 определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
 выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
 выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
 описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
 выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
 описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
 выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора
защитного комплекта (ОЗК).

и общевойскового

Военно-профессиональная деятельность
 Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения
военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России;
 оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные
заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Характеристика контрольно-измерительных материалов






тестовое задание
самостоятельная работа (воспроизводящая;
эвристическая; творческая.)
зачет (устный, письменный).
письменная проверочная работа
карточки - задания

реконструктивно

–

вариативная;

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».