Аннотация к РП элективного курса по физике 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе элективного курса по физике
«Практикум по решению задач»
10-11 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к
результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для среднего общего образования.
Рабочая программа составлена на основе программы А.В. Шаталиной к линии УМК
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский 10-11 класс.
Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов инженерного и физикоматематического профилей, изучающих физику на углубленном уровне. Это элективный
курс повышенного уровня, направленный на углубленное изучение предмета. Курс по
решению задач основан на материале, освоенным обучающимися при изучении физики на
уровне основного общего и среднего общего образования и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
На изучение курса отводится 1 час в неделю в 10 классе (34 часа в год) и 1 час в
неделю в 11 классе (33 часа в год)
Цели и задачи данного курса:
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения задач;
 Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
решения физических задач;
 Развитие самостоятельности при приобретении и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий
 Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного решения задач;
Учебно-тематический план 10 класс
№
1
2
3
4
5
№
1
2
3
4
5
6

Название темы
Введение. Правила и приемы решения физических задач
Механика
Молекулярная физика. Тепловые явления
Основы электродинамики
Обобщающее повторение
Итого
Учебно-тематический план 11 класс
Тема
Основы электродинамики (продолжение)
Колебания и волны
Оптика
Элементы теории относительности
Квантовая физика
Повторение
Итого
Планируемые предметные результаты

В познавательной сфере:

Количество часов
1
11
9
11
2
34
Количество часов
6
5
5
2
8
7
33

 давать определения изученным понятиям;
 называть основные положения изученных теорий и гипотез;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для этого русский язык и язык физики;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений,
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

изученных

физических

 структурировать изученный материал;
 интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
 применять приобретенные знания по физике для решения практических задач,
встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;)
В ценностно-ориентационной сфере:
 анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с использованием физических
процессов;
В трудовой сфере:
 проводить физический эксперимент;
В сфере физической культуры:
 оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и
бытовыми техническими устройствами;
Личностные результаты освоения курса
 в ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую
науку, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, гуманизм,
положительное отношение к труду, целеустремленность;
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
 в познавательной сфере – мотивация образовательной деятельности, умение управлять
своей познавательной деятельностью, самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
Метапредметные результаты освоения курса
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и
применять их на практике;

 использование различных источников для получения физической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
Планируемые предметные результаты 10 класс
Механические явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения: на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных
законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;

 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего
сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах)
и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
 приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического
сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и
др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему

как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Планируемые предметные результаты 11 класс
Механические явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, , амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных
законов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.
 приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов (;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».