Аннотация к рабочей программе по физической культуре 10-11 класс Рабочая программа базового курса по физической культуре для 10-11 классов среднего общего образования составлена на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 10-11 классов и в соответствии с ФГОС СОО. В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени среднего общего образования, учитываются межпредметные связи. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по физической культуре для средней школы автор В.И. Лях; издательство «Просвещение» 2015 г. В программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся. Программа рассчитана на 68 учебных часов в 10 классе (2 часа в неделю) и 66 учебных часов в 11 классе (2 часа в неделю). Всего 134 учебных часа за два года обучения. Цели обучения предмету физическая культура - реализация принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся; - соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; - расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения обучающихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; - усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Задачи обучения предмету физическая культура: - укрепление здоровья, развитие основных функциональных возможностей организма; физических качеств и повышение - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта; - освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; - воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности. Планируемые результаты изучения курса физической культуры в 10 классе Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы по физической культуре, являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности и взрослыми, сохранять Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются: Раздел 1. Легкая атлетика Обучающийся на базовом уровне научится: - выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); - выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; - выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); 2 Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: - выполнять эстетически красиво локомоции (бег, ходьба, метания, прыжки); - целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; - выполнять тестовые нормативы по легкой атлетике; Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики Обучающийся на базовом уровне научится: - выполнять организующие строевые команды и приёмы; - выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); - выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно); Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: - сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; - выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; - выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; Раздел 3. Баскетбол, волейбол. Обучающийся на базовом уровне научится: - технически правильно выполнять двигательные действия: ведение и передачи мяча, броски в кольцо, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. - выполнять игровые действия и упражнения из спортивных игр разной функциональной направленности. - организовывать и проводить спортивные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; - измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться: - играть в баскетбол и волейбол по правилам; - выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Планируемые результаты изучения курса физической культуры в 11 классе Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и 3 общие интересы. Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности и взрослыми, сохранять Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре в 11 классе являются: Раздел 1. Легкая атлетика Выпускник на базовом уровне научится: - выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма); - выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; - выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); - знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; - характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; - характеризовать основные формы организации занятий физической определять их целевое назначение и знать особенности проведения; - составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры. культурой, 4 Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - выполнять эстетически красиво локомоции (бег, ходьба, метания, прыжки); - целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; - выполнять тестовые нормативы по легкой атлетике; - выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; Раздел 2. Гимнастика элементами акробатики Выпускник на базовом уровне научится: - выполнять организующие строевые команды и приёмы; - выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты); - выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно); - практически использовать приемы самомассажа и релаксации; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; - выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; - выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. - составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. Раздел 3. Баскетбол Выпускник на базовом уровне научится: - технически правильно выполнять двигательные действия: ведение и передачи мяча, броски в кольцо, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. - выполнять игровые действия и упражнения из спортивных игр разной функциональной направленности. - организовывать и проводить спортивные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками; - измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - играть в баскетбол и волейбол по правилам; - выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Формы контроля промежуточной аттестации Для отслеживания динамики результативности обучающихся применяются различные формы контроля: промежуточная и итоговая сдача нормативов; самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие 5 задания (комплексы упражнений, ору). Формы контроля: фронтальный опрос, проверка домашнего задания, индивидуальная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, тестовая работа. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов. 6