Аннотация к рабочей программе по физической культуре
10-11 класс
Рабочая программа базового курса по физической культуре для 10-11 классов среднего
общего образования составлена на основе комплексной программы физического воспитания
обучающихся 10-11 классов и в соответствии с ФГОС СОО. В программе соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на ступени среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по
физической культуре для средней школы автор В.И. Лях; издательство «Просвещение» 2015
г. В программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний,
умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в 10 классе (2 часа в неделю) и 66 учебных часов
в 11 классе (2 часа в неделю). Всего 134 учебных часа за два года обучения.
Цели обучения предмету физическая культура
-
реализация принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение
учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и
предметной активности обучающихся;
-
соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к
сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике
поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в
том числе и в самостоятельной деятельности;
-
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала
на целостное формирование мировоззрения обучающихся в области физической
культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов;
-
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования
школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими
упражнениями.
Задачи обучения предмету физическая культура:
-
укрепление здоровья, развитие основных
функциональных возможностей организма;
физических
качеств
и
повышение
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
-
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
-
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
-
воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса физической культуры в 10 классе
Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы по
физической культуре, являются следующие умения:
-
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
-
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
-
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
-
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности
и
взрослыми,
сохранять
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по
физической культуре являются:
Раздел 1. Легкая атлетика
Обучающийся на базовом уровне научится:
-
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса и объёма);
-
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
-
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
2
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
-
выполнять эстетически красиво локомоции (бег, ходьба, метания, прыжки);
-
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
-
выполнять тестовые нормативы по легкой атлетике;
Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики
Обучающийся на базовом уровне научится:
-
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
-
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
-
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и
брусья, напольное гимнастическое бревно);
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
-
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
-
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
-
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
Раздел 3. Баскетбол, волейбол.
Обучающийся на базовом уровне научится:
-
технически правильно выполнять двигательные действия: ведение и передачи мяча,
броски в кольцо, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-
выполнять игровые действия и упражнения из спортивных игр разной функциональной
направленности.
-
организовывать и проводить спортивные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
-
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
-
играть в баскетбол и волейбол по правилам;
-
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Планируемые результаты изучения курса физической культуры в 11 классе
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения:
-
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
-
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
3
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы
по физической культуре являются следующие умения:
-
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
-
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях
и передвижениях человека;
-
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности
и
взрослыми,
сохранять
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по
физической культуре в 11 классе являются:
Раздел 1. Легкая атлетика
Выпускник на базовом уровне научится:
-
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса и объёма);
-
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
-
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
-
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленности;
-
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
-
характеризовать основные формы организации занятий физической
определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
-
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и
адаптивной физической культуры.
культурой,
4
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-
выполнять эстетически красиво локомоции (бег, ходьба, метания, прыжки);
-
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
-
выполнять тестовые нормативы по легкой атлетике;
-
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые
вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального
образования;
Раздел 2. Гимнастика элементами акробатики
Выпускник на базовом уровне научится:
-
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
-
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
-
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и
брусья, напольное гимнастическое бревно);
-
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
-
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
-
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; составлять и выполнять
комплексы специальной физической подготовки. составлять и выполнять комплексы
специальной физической подготовки.
-
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Раздел 3. Баскетбол
Выпускник на базовом уровне научится:
-
технически правильно выполнять двигательные действия: ведение и передачи мяча,
броски в кольцо, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-
выполнять игровые действия и упражнения из спортивных игр разной функциональной
направленности.
-
организовывать и проводить спортивные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
-
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-
играть в баскетбол и волейбол по правилам;
-
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Формы контроля промежуточной аттестации
Для отслеживания динамики результативности обучающихся применяются различные
формы контроля: промежуточная и итоговая сдача нормативов; самостоятельные работы;
фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие
5
задания (комплексы упражнений, ору). Формы контроля: фронтальный опрос, проверка
домашнего задания, индивидуальная работа, самостоятельная работа, проверочная
работа, тестовая работа. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов.
6