Аннотация к рабочей программе по экономике 10-11 класс (углубленный уровень)

Аннотация к рабочей программе элективного курса по экономике
10-11 класс (углубленный уровень)
Рабочая программа учебного курса «Экономика» в 10-11 классе составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Данная программа раскрывает содержание курса экономики, давая необходимые
представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а
также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом. Изучение курса
направлено на развитие личностного потенциала обучающегося, его интеллектуальных
способностей, формирование экономической культуры.
Курс «Экономика» предполагает изучение в 10-11 классах. Общее число учебных
часов за 2 года обучения составляет 132, из них 68 ч (2ч в неделю) в 10 классе и 66 ч (2 ч в
неделю) в 11 классе. Курс «Экономика» предназначен для 10-11 классов, социальноэкономического (предпринимательского) профиля.
Состав УМК:
˗ Учебник «Экономика»: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций
(углубленный уровень) / Алексей Киреев, -6-е изд. – М, ВИТА-ПРЕСС, 2021. -256 с.: ил.
Учебно-тематический план
10 класс
№

1.
2.

Название темы

Принципы экономики
Микроэкономика

Количество часов

28
40
Итого

68

11 класс
№

1.
2.

Название темы

Макроэкономика
Международная экономика

Количество часов

33
33

66
Итого
Цели и задачи обучения предмету экономика
˗ развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;
˗ воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
˗ освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
˗ овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям
общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в экономической жизни общества и государства;
˗ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Планируемые результаты изучения предмета экономика.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования:
Личностные результаты освоения курса «Экономика»:
˗ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его

защите;
˗ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
˗ ориентация обучающихся на достижение позитивных жизненных перспектив;
˗ инициативность, креативность, готовность
и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
˗ готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
˗ обладание навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
˗ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
˗ понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
˗ уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности.
Метапредметные результаты освоения курса «Экономика»
Регулятивные универсальные учебные действия
˗ самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
˗ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
˗ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
˗ определять несколько путей достижения поставленной цели. выбирать оптимальный путь
достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на
соображениях этики и морали;
˗ задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
˗ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
˗ оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
˗ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
˗ распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
˗ использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
˗ осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
˗ искать и находить обобщенные способы решения задач;
˗ приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
˗ анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
˗ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия на предметы и явления
окружающего мира;
˗ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
˗ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем, формулировать образовательный запрос и самостоятельно выполнять
консультативные функции, ставить проблему и работать над ее решением, управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
˗ осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

˗

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.
д.);
˗ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
˗ координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
˗ согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
˗ представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
˗ подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
˗ воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
˗ точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты 10 класс:
Выпускник углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
˗ указывать сферу применения методов экономической теории;
˗ объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям;
˗ различать свободное и экономическое благо;
˗ иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости;
˗ представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
˗ приводить примеры факторов производства;
˗ различать типы экономических систем.
Микроэкономика
˗ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;
˗ анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей;
˗ принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
˗ анализировать свое потребительское поведение;
˗ объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
˗ определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
˗ объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
˗ различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
˗ приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
˗ объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
˗ различать виды ценных бумаг;
˗ определять разницу между постоянными и переменными издержками;
˗ объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
˗ приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
˗ определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
˗ на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
˗ объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
˗ обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
˗ определять практическое назначение основных функций менеджмента;
˗ определять место маркетинга в деятельности организации;
˗ определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;

˗

сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность:
Основные концепции экономики
˗ проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
˗ анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
˗ применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
˗ использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
˗ находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.
Микроэкономика
˗ применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
˗ использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
˗ сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
˗ грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
˗ объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
˗ проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
˗ понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и трудовых договорах;
˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
˗ использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
˗ выявлять предпринимательские способности;
˗ анализировать и извлекать информацию по микроэкономике в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
˗ объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
˗ решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике;
˗ применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Предметные результаты 11 класс:
Выпускник на углубленном уровне научится:
Макроэкономика
˗ приводить примеры влияния государства на экономику;
˗ приводить примеры общественных благ в собственном окружении;
˗ объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
˗ определять назначение различных видов налогов;
˗ приводить примеры монетарной и фискальной политики государства;
˗ определять уместность использования различных показателей состояния экономики;

˗ приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
˗ производить расчет ВВП;
˗ приводить примеры статей государственного бюджета России;
˗ характеризовать макроэкономические последствия инфляции;
˗ определять уместность мер государственной политики снижения инфляции;
˗ различать факторы, влияющие на экономический рост;
˗ приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
˗ различать сферы применения различных форм денег;
˗ определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
˗ различать виды кредитов и сферу их использования;
˗ решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
˗ объяснять причины неравенства доходов;
˗ характеризовать макроэкономические последствия безработицы;
˗ определять целесообразность мер по снижению безработицы;
˗ приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
˗ приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
˗ объяснять назначение международной торговли;
˗ определять целесообразность использования видов валют в различных условиях;
˗ определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
˗ приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
˗ приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики;
˗ приводить примеры глобальных экономических проблем;
˗ анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
˗ определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества;
˗ анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность:
Макроэкономика
˗ преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
˗ применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
˗ объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
˗ анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
˗ применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
˗ оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
˗ анализировать и извлекать информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах;
˗ грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
˗ решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
˗ отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;

˗
˗

использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
˗ Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
˗ применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
˗ использовать экономические понятия в проектной деятельности;
˗ разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире.
В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:
˗ система знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий
и государства;
˗ понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительное отношение к
чужой собственности;
˗ экономическое мышление, включающее: умение принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание этих решений
и готовность принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
˗ умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
˗ способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
˗ понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».