Аннотация к рабочей программе элективного курса по экономике 10-11 класс (углубленный уровень) Рабочая программа учебного курса «Экономика» в 10-11 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Данная программа раскрывает содержание курса экономики, давая необходимые представления о современных экономических системах и хозяйственной деятельности, а также о поведении и мотивациях индивидов и фирм, общества в целом. Изучение курса направлено на развитие личностного потенциала обучающегося, его интеллектуальных способностей, формирование экономической культуры. Курс «Экономика» предполагает изучение в 10-11 классах. Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 132, из них 68 ч (2ч в неделю) в 10 классе и 66 ч (2 ч в неделю) в 11 классе. Курс «Экономика» предназначен для 10-11 классов, социальноэкономического (предпринимательского) профиля. Состав УМК: ˗ Учебник «Экономика»: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций (углубленный уровень) / Алексей Киреев, -6-е изд. – М, ВИТА-ПРЕСС, 2021. -256 с.: ил. Учебно-тематический план 10 класс № 1. 2. Название темы Принципы экономики Микроэкономика Количество часов 28 40 Итого 68 11 класс № 1. 2. Название темы Макроэкономика Международная экономика Количество часов 33 33 66 Итого Цели и задачи обучения предмету экономика ˗ развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации; ˗ воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности; ˗ освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; ˗ овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; ˗ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Планируемые результаты изучения предмета экономика. В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования: Личностные результаты освоения курса «Экономика»: ˗ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; ˗ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ˗ ориентация обучающихся на достижение позитивных жизненных перспектив; ˗ инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; ˗ готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего; ˗ обладание навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; ˗ готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; ˗ понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; ˗ уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности. Метапредметные результаты освоения курса «Экономика» Регулятивные универсальные учебные действия ˗ самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; ˗ оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; ˗ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; ˗ определять несколько путей достижения поставленной цели. выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; ˗ задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; ˗ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; ˗ оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия ˗ критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; ˗ распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; ˗ использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; ˗ осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; ˗ искать и находить обобщенные способы решения задач; ˗ приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; ˗ анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; ˗ выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия на предметы и явления окружающего мира; ˗ выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; ˗ менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем, формулировать образовательный запрос и самостоятельно выполнять консультативные функции, ставить проблему и работать над ее решением, управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия ˗ осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); ˗ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); ˗ развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; ˗ координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); ˗ согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; ˗ представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; ˗ подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; ˗ воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; ˗ точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты 10 класс: Выпускник углубленном уровне научится: Основные концепции экономики ˗ указывать сферу применения методов экономической теории; ˗ объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям; ˗ различать свободное и экономическое благо; ˗ иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости; ˗ представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей; ˗ приводить примеры факторов производства; ˗ различать типы экономических систем. Микроэкономика ˗ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета собственной семьи; ˗ анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей; ˗ принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; ˗ анализировать свое потребительское поведение; ˗ объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения; ˗ определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; ˗ объяснять на примерах эластичность спроса и предложения; ˗ различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; ˗ приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм; ˗ объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; ˗ различать виды ценных бумаг; ˗ определять разницу между постоянными и переменными издержками; ˗ объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; ˗ приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда; ˗ определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда; ˗ на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда; ˗ объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; ˗ обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством; ˗ определять практическое назначение основных функций менеджмента; ˗ определять место маркетинга в деятельности организации; ˗ определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания; ˗ сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией. Выпускник на углубленном уровне получит возможность: Основные концепции экономики ˗ проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем; ˗ анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; ˗ применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни; ˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; ˗ использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем; ˗ находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа; ˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической теории. Микроэкономика ˗ применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; ˗ использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире; ˗ сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет; ˗ грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; ˗ объективно оценивать эффективность деятельности предприятия; ˗ проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса; ˗ понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и трудовых договорах; ˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; ˗ использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни; ˗ выявлять предпринимательские способности; ˗ анализировать и извлекать информацию по микроэкономике в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); ˗ объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; ˗ решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике; ˗ применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера. Предметные результаты 11 класс: Выпускник на углубленном уровне научится: Макроэкономика ˗ приводить примеры влияния государства на экономику; ˗ приводить примеры общественных благ в собственном окружении; ˗ объяснять взаимовыгодность добровольного обмена; ˗ определять назначение различных видов налогов; ˗ приводить примеры монетарной и фискальной политики государства; ˗ определять уместность использования различных показателей состояния экономики; ˗ приводить примеры сфер применения показателя ВНП; ˗ производить расчет ВВП; ˗ приводить примеры статей государственного бюджета России; ˗ характеризовать макроэкономические последствия инфляции; ˗ определять уместность мер государственной политики снижения инфляции; ˗ различать факторы, влияющие на экономический рост; ˗ приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; ˗ различать сферы применения различных форм денег; ˗ определять практическое назначение основных элементов банковской системы; ˗ различать виды кредитов и сферу их использования; ˗ решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту; ˗ объяснять причины неравенства доходов; ˗ характеризовать макроэкономические последствия безработицы; ˗ определять целесообразность мер по снижению безработицы; ˗ приводить примеры социальных последствий безработицы. Международная экономика ˗ приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях; ˗ объяснять назначение международной торговли; ˗ определять целесообразность использования видов валют в различных условиях; ˗ определять влияние факторов, влияющих на валютный курс; ˗ приводить примеры использования различных форм международных расчетов; ˗ приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики; ˗ приводить примеры глобальных экономических проблем; ˗ анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; ˗ определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества; ˗ анализировать текст экономического содержания по международной экономике. Выпускник на углубленном уровне получит возможность: Макроэкономика ˗ преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности; ˗ применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; ˗ объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам; ˗ анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации; ˗ применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни; ˗ оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства; ˗ анализировать и извлекать информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых системах; ˗ грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; ˗ решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, ˗ отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике; ˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике; ˗ ˗ использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности; разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров. Международная экономика ˗ Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле; ˗ применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни; ˗ использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; ˗ отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам; ˗ использовать экономические понятия в проектной деятельности; ˗ разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире. В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы: ˗ система знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; ˗ понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительное отношение к чужой собственности; ˗ экономическое мышление, включающее: умение принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание этих решений и готовность принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; ˗ умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); ˗ способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; ˗ понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.