Аннотация к рабочей программе элективного курса по экономике 10-11 класс (базовый уровень) Рабочая программа элективного курса «Экономика» для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования (базовый уровень) автор Киреев А.П. (сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений издательства Вита Пресс, Москва, 2017). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых обучающимися. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под редакцией Киреева А. П. (базовый уровень). Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к уровню основного общего образования путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами. Материал УМК соответствует современным представлениям в сфере экономики, изложен доступным языком с достаточным количеством схем, графиков, таблиц. Для исследования особенностей развития современной экономики России в учебнике представлена актуальная статистическая информация, используя которую можно решать учебно-исследовательские задачи на уроках и за его пределами. Программа предусматривает изучение элективного курса «Экономика» в 10–11 классах предпринимательского профиля на базовом уровне из расчета 1 час в неделю: 34 часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе. Всего 67 часов. Состав УМК: 1. Учебник «Экономика»: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций (базовый уровень) / Алексей Киреев, -12-е изд. – М, ВИТА-ПРЕСС, 2020. -304 с.: ил. 2. Методическое пособие к учебнику: А. Киреев "Экономика". Для 10-11 классов (базовый уровень). М.В. Королева, И.В. Трошкин, А.П. Киреев 3. Книга для учителя под редакцией Киреева А. П. 4. СД диск «Экономика» 10 – 11 класс, Киреев А. П. 5. Рабочая тетрадь к учебнику «Экономика» 10 – 11 класс, Киреев А. П. Учебно-тематический план № 1. 2. 10 класс Название темы Основы экономики Микроэкономика Итого Количество часов 15 19 34 11 класс № 1. 2. Название темы Макроэкономика Международная экономика Итого Количество часов 20 13 33 Цели и задачи обучения предмету экономика развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации; воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности; освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере. Планируемые результаты изучения элективного курса «Экономика» В результате изучения элективного курса «Экономика» на уровне среднего общего образования: Личностные результаты: российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; ориентация обучающихся на достижение позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего; обладание навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; определять несколько путей достижения поставленной цели. выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщенные способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия на предметы и явления окружающего мира; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем, формулировать образовательный запрос и самостоятельно выполнять консультативные функции, ставить проблему и работать над ее решением, управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты 10 класс: Выпускник на базовом уровне научится: Основные концепции экономики Определять границы применимости методов экономической теории; анализировать проблему альтернативной стоимости; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее; иллюстрировать примерами факторы производства; характеризовать типы экономических систем; различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства. Микроэкономика Анализировать структуру бюджета собственной семьи; строить личный финансовый план; анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей; принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов; анализировать собственное потребительское поведение; определять роль кредита в современной экономике; применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни; объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения; определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение; приводить примеры товаров Гиффена; объяснять на примерах эластичность спроса и предложения; объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм; объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения; различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства; анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы; объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства; объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства; сравнивать виды ценных бумаг; анализировать страховые услуги; определять практическое назначение основных функций менеджмента; определять место маркетинга в деятельности организации; приводить примеры эффективной рекламы; разрабатывать бизнес-план; сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией; называть цели антимонопольной политики государства; объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода; приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда. Предметные результаты 11 класс: Выпускник на базовом уровне научится: Макроэкономика Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике; характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета; определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей; указывать основные последствия макроэкономических проблем; объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»; приводить примеры сфер применения показателя ВВП; приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни; различать сферы применения различных форм денег; определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы; объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы; приводить примеры, как банки делают деньги; приводить примеры различных видов инфляции; находить в реальных ситуациях последствия инфляции; применять способы анализа индекса потребительских цен; характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства; различать виды безработицы; находить в реальных условиях причины и последствия безработицы; определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы; приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост; приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи. Международная экономика Объяснять назначение международной торговли; анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне; различать экспорт и импорт; анализировать курсы мировых валют; объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс; различать виды международных расчетов; анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений; объяснять роль экономических организаций в социально- экономическом развитии общества; объяснять особенности современной экономики России.