Аннотация к рабочей программе по химии 7-9 класс (для 8-9 классов) Рабочая программа по химии для 7-9 классов составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии) превращаются в революционную производительную силу. Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна «Химия 7-9 классы» и рассчитана на 168 часов: 34 часа в год, 1 час в неделю в 7 классе; 68 часов в год, 2 часа в неделю в 8 классе; 66 часов в год, 2 часа в неделю в 9 классе. Состав УМК под редакцией О.С. Габриеляна Химия. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК Х46 О. С. Габриеляна: учебнометодическое пособие / О. С. Габриелян.; Химия. 8 класс: учебник / О. С. Габриелян. Просвещение, 2020; Химия. 9 класс: учебник / О. С. Габриелян. Просвещение, 2020. Цели обучения предмету химия формирование у обучающихся естественнонаучных знаний; системы химических знаний как компонента развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем; понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности; развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать; понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения. Задачи обучения предмету химия Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи: формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка; развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве; приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами; формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества; осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину. Учебно-тематический план № Количество часов Название курса 7 класс 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 Химия в центре естествознания Математика в химии Явления, происходящие с веществами Рассказы по химии Итого: 11 9 11 3 34 Итого: 4 9 6 14 12 3 19 1 68 8 класс Введение Атомы химических элементов Простые вещества Соединения химических элементов Изменения, происходящие с веществами Практикум 1 «Простейшие операции с веществом» Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов Практикум 2 «Свойства растворов электролитов» 9 класс Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Металлы Практикум 1. «Свойства металлов и их соединений» Неметаллы Практикум 2 «Свойства соединений неметаллов» Краткие сведения об органических соединениях Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ Итого: 11 14 1 24 3 3 10 66 Планируемые результаты изучения химии Личностные результаты знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных); общемировых достижений в области химии; основных принципов и правил отношения к природе; основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе 2 обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением; социальной значимости и содержания профессий, связанных с химией; чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии; признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих необходимости самовыражения, самореализации, социального признания; осознание степени готовности ответственности за их результаты; к самостоятельным поступкам и людей; действиям, проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий; умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов. Метапредметные результаты использование различных источников химической информации; получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого анализа информационного продукта и его презентация; применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента, моделирования, измерения и т. д.) для изучения химических объектов; использование основных логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства, систематизации, классификации и др.) при изучении химических объектов; формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и изученных химических закономерностей; прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и строения, а также установления аналогии; формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности; определение целей и задач учебной и исследовательской деятельности и путей их достижения; раскрытие причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами, применением, нахождением в природе и получением важнейших химических веществ; аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе дискуссии по материалам химического содержания. Предметные результаты В познавательной сфере Знание (понимание): химической символики: знаков химических элементов, формул химических веществ; важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. 3 Умение называть: химические элементы; соединения некоторых неорганических веществ. Определение: состава веществ по их формулам. Составление: формул некоторых неорганических соединений; безопасное обращение с химической посудой и лабораторным оборудованием. Проведение химического эксперимента: в домашних условиях. Вычисление: массовой доли химического элемента по формуле соединения; Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни; для объяснения отдельных фактов и природных явлений; для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. В ценностно-ориентационной сфере Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением и переработкой веществ. В трудовой сфере Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания, фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ; изготовления моделей молекул. В сфере безопасности жизнедеятельности Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента; оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах. Планируемые результаты обучения Выпускник 7 класса научится: называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в Периодической системе; формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, простое и сложное вещество, химическая реакция и т. п.; определять по формулам состав неорганических веществ; разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения; классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества (бинарные соединения, в том числе и оксиды); определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций; 4 производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества»; соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории). Выпускник 8 класса научится: называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в Периодической системе; формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.; определять по формулам состав неорганических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления; разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения; классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли); формулировать Периодический закон, объяснять структуру и информацию, которую несет Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрывать значение Периодического закона; характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решеток; описывать строение атомов химических элементов № 1—20 и 26 и отображать их с помощью схем; составлять формулы оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов; записывать структурные формулы молекулярных соединений и формульные единицы ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов; формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро; формулировать основные положения электролитической диссоциации; атомно-молекулярного учения и теории определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций; составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений; составлять уравнения реакций с участием электролитов в молекулярном и ионном видах; определять по химическим уравнениям принадлежность реакций к определенному типу или виду; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса; применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ; определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и катион аммония в растворе; 5 характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства; объяснять многообразие простых веществ явлением аллотропии и указывать ее причины; давать общую характеристику элементов I, II, VII А групп; производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций; описывать свойства и практическое значение изученных органических веществ; выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические вещества по соответствующим признакам; соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории). Выпускник 9 класса научится: называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в Периодической системе; формулировать изученные понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое и сложное вещество, химическая реакция, виды химических реакций и т. п.; определять по формулам состав неорганических и органических веществ, указывать валентности атомов химических элементов или степени их окисления; разъяснять информацию, которую несут химические знаки, формулы и уравнения; классифицировать простые (металлы, неметаллы, благородные газы) и сложные вещества (бинарные соединения, в том числе и оксиды, а также гидроксиды — кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли); формулировать Периодический закон, объяснять структуру и информацию, которую несет Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, раскрывать значение Периодического закона; характеризовать строение вещества — виды химических связей и типы кристаллических решеток; описывать строение атомов химических элементов № 1—20 и 26 и отображать их с помощью схем; составлять формулы оксидов химических элементов и соответствующих им гидроксидов; записывать структурные формулы молекулярных соединений и формульные единицы ионных соединений по валентности, степеням окисления или зарядам ионов; формулировать основные законы химии — постоянства состава веществ молекулярного строения, сохранения массы веществ, закон Авогадро; формулировать основные положения электролитической диссоциации; атомно-молекулярного учения и теории определять признаки, условия протекания и прекращения химических реакций; составлять молекулярные уравнения химических реакций, подтверждающих общие химические свойства основных классов неорганических веществ и отражающих связи между классами соединений; составлять уравнения реакций с участием электролитов в молекулярном и ионном видах; 6 определять по химическим уравнениям принадлежность реакций к определенному типу или виду; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса; применять понятия «окисление» и «восстановление» для характеристики химических свойств веществ; определять с помощью качественных реакций хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы и катион аммония в растворе; объяснять влияние различных факторов на скорость химических реакций; характеризовать положение металлов и неметаллов в Периодической системе элементов, строение их атомов и кристаллов, общие физические и химические свойства; объяснять многообразие простых веществ явлением аллотропии и указывать ее причины; различать гидро-, пиро- и электрометаллургию и иллюстрировать их примерами промышленных способов получения металлов; давать общую характеристику элементов I, II, VII А групп, а также водорода, кислорода, азота, серы, фосфора, углерода, кремния и образованных ими простых веществ и важнейших соединений (строение, нахождение в природе, получение, физические и химические свойства, применение); описывать коррозию металлов и способы защиты от нее; производить химические расчеты с использованием понятий «массовая доля вещества в смеси», «количество вещества», «молярный объем» по формулам и уравнениям реакций; описывать свойства и практическое значение изученных органических веществ; выполнять обозначенные в программе эксперименты, распознавать неорганические вещества по соответствующим признакам; соблюдать правила безопасной работы в химическом кабинете (лаборатории). Выпускник 7 класса получит возможность научиться: Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Различать химические объекты (в статике): o химические элементы и простые вещества; o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе; o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурные и молекулярные формулы). Различать химические объекты (в динамике): o физические и химические стороны процессов растворения; o схемы и уравнения химических реакций. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям: o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов; o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов. 7 Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности: o по установлению качественного и количественного состава соединения; o при выполнении исследовательского проекта; o в домашних условиях. Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания веществ. Определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и презентовать его. Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выпускник 8 класса получит возможность научиться: Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Различать химические объекты (в статике): o химические элементы и простые вещества; o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе; o гидроксиды гидроксиды); (кислородсодержащие o оксиды несолеобразующие амфотерные); и кислоты, солеобразующие основания, амфотерные (кислотные, основные, o валентность и степень окисления; o систематические и тривиальные термины химической номенклатуры; o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурные и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, термохимические уравнения, обозначения степени окисления и заряда иона в формуле химического соединения). Различать химические объекты (в динамике): o физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации; o окислительно-восстановительные реакции и реакции обмена; o схемы и уравнения химических реакций. Соотносить: o экзотермические реакции и реакции горения; o каталитические и ферментативные реакции; 8 o металл, основный оксид, основание, соль; o неметалл, кислотный оксид, кислота, соль; o строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решетки и физические свойства вещества. Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения и принадлежности к определенному классу (группе) веществ. Прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав, а также продуктов соответствующих окислительно-восстановительных реакций. Составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей на основе электронного баланса Определять возможность протекания химических реакций на основе электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности неметаллов, таблицы растворимости и с учетом условий их проведения. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям: o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов; o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов; o по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному; o с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов; o с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»; o по термохимическим уравнениям реакции. Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности: o по установлению качественного и количественного состава соединения; o при выполнении исследовательского проекта; o в домашних условиях. Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания веществ. Определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и презентовать его. Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Выпускник 9 класса получит возможность научиться: Различать химические объекты (в статике): 9 o металлы и неметаллы и характеризовать относительность принадлежности таких объектов к той или иной группе; o органические и неорганические соединения; o гидроксиды гидроксиды); (кислородсодержащие o оксиды несолеобразующие амфотерные); и кислоты, солеобразующие основания, амфотерные (кислотные, основные, o валентность и степень окисления; o систематические и тривиальные термины химической номенклатуры; o знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурные и молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, термохимические уравнения, обозначения степени окисления и заряда иона в формуле химического соединения). Различать химические объекты (в динамике): o физические и химические стороны процессов растворения и диссоциации; o окислительно-восстановительные реакции и реакции обмена; o схемы и уравнения химических реакций. Соотносить: o экзотермические реакции и реакции горения; o каталитические и ферментативные реакции; o металл, основный оксид, основание, соль; o неметалл, кислотный оксид, кислота, соль; o строение атома, вид химической связи, тип кристаллической решетки и физические свойства вещества; o нахождение элементов в природе и промышленные способы их получения; o необходимость химического производства и требований к охране окружающей среды; o необходимость применения современных веществ и материалов и требования к сбережению здоровья. Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения и принадлежности к определенному классу (группе) веществ. Прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав, а также продуктов соответствующих окислительно-восстановительных реакций. Составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей на основе электронного баланса Определять возможность протекания химических реакций на основе электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности неметаллов, таблицы растворимости и с учетом условий их проведения. 10 Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям: o для вывода формулы соединения по массовым долям элементов; o по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов; o по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному; o с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов; o с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»; o по термохимическим уравнениям реакции. Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил техники безопасности: o по установлению качественного и количественного состава соединения; o при выполнении исследовательского проекта. Использовать приобретенные ключевые компетенции для выполнения проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознания веществ. Определять источники химической информации, представлять список информационных ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить информационный продукт и презентовать его. Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 11