Аннотация к РП по астрономии

Аннотация к рабочей программе по астрономии
11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию
и формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования.
В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся
на уровне среднего общего образования, межпредметные связи.
Программа разработана на основе авторской программы по астрономии для
общеобразовательных школ под редакцией В. М. Чаругина
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
 приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
 овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического определения вида звездного неба в конкретном пункте для
заданного времени;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
 формирование научного мировоззрения;
 формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических
знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Содержание курса реализуется в течение одного года (в 11 классе) за 35 часов из
расчёта 1 ч в неделю.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название темы
Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и небесная астрономия
Млечный путь
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого:

Количество часов
2
5
4
6
6
3
3
2
4
35

Планируемы результаты изучения курса астрономии
Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания среднего
общего образования и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для
формирования представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Личностными результатами освоения курса астрономии на уровне среднего общего
образования являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию,
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии:
В результате изучения астрономии на базовом уровне выпускник должен:
 Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней.
Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые
уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых
телескопов.
 Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации.
Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их
научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять
2

время и вести календарь.
 Узнать, как благодаря развитию астрономии, люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением
планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
 На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о
космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов
космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
 Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли
как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и
планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса
небесных тел карликовых планет.
 Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики,
которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
 Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение
Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр
Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
 Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о
внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают
звёзды.
 Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до
других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют
их массы.
 Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах
образуются тяжёлые химические элементы.
 Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней
рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с
помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу
межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
 Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности
галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений
и ячеистой структуры их распределения.
 Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за
развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных
парадоксах, связанных с ними.
 Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к
выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не
только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает
этот важный вывод современной космологии.
 Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связь с тёмной энергией и
всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

3

 Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд, и современном состоянии
проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
 Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди
ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими
методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и
измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».