Аннотация
к рабочей программе по основам духовно-нравственной культуре народов России
5-6 класс
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также Рабочей программы
воспитания МАОУ «Лицей».
Цели изучения учебного курса ОДНКНР
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
-развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного курса ОДНКНР
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как
значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности
у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные
ценности
объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны,
который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно -исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной
педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных
реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных
традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
Основные задачи учебного курса ОДНКНР
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание
роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования,
способствуя:
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при
изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы; -углублению представлений
о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии
современного общества;
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих
поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них
общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и
идеалов;
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся
в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над
потребительскими и эгоистическими;
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества,
объединяющих светскость и духовность;
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях
взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре
России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на
основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании
и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
Место курса ОДНКНР в учебном плане.
Учебным планом МАОУ «Лицей» на изучение ОДНКНР отведено 68 учебных часов –
по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах соответственно.
Учебно-тематический план
Количество часов
№
Название темы
5
6
общее
класс класс
Россия — наш общий дом
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
1
1
народов России»
Наш дом — Россия.
1
1
Язык и история.
1
1
Русский язык — язык общения и язык возможностей.
1
1
Истоки родной культуры.
1
1
Материальная культура.
1
1
Духовная культура.
1
1
Культура и религия.
1
1
Культура и образование.
1
1
Многообразие культур России (практическое занятие).
1
1
Семья и духовно-нравственные ценности
Семья — хранитель духовных ценностей.
1
Родина начинается с семьи.
1
Традиции семейного воспитания в России.
1
Образ семьи в культуре народов России.
1
Труд в истории семьи.
1
Семья в современном мире (практическое занятие).
1
Духовно-нравственное богатство личности
Личность — общество — культура.
1
Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
1
Личность и духовно-нравственные ценности.
1
Культурное единство России
Историческая
память
как
духовно-нравственная 1
ценность.
Литература как язык культуры.
1
Взаимовлияние культур.
1
Духовно-нравственные ценности российского народа.
1
Регионы России: культурное многообразие.
1
Праздники в культуре народов России.
1
Памятники архитектуры в культуре народов России.
1
Музыкальная культура народов России.
1
Изобразительное искусство народов России.
1
Фольклор и литература народов России.
1
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом 1
(практическое занятие).
Культурная карта России (практическое занятие).
1
Единство страны — залог будущего России.
1
Культура как социальность
Мир культуры: его структура.
1
Культура России: многообразие регионов.
1
История быта как история культуры.
1
Прогресс: технический и социальный.
1
Образование в культуре народов России.
1
Права и обязанности человека.
1
Общество
и
религия:
духовно-нравственное 1
взаимодействие.
Современный мир: самое важное (практическое занятие). 1
Человек и его отражение в культуре
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный 1
облик и идеал человека.
Взросление человека в культуре народов России.
1
Религия как источник нравственности.
1
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
1
Этика и нравственность как категории духовной 1
культуры.
Самопознание (практическое занятие).
1
Человек как член общества
Труд делает человека человеком.
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Моя профессия (практическое занятие).
Родина и патриотизм
Гражданин.
Патриотизм.
Защита Родины: подвиг или долг?
Государство. Россия — наша родина.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек и культура (проект)
Резерв
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
68
1
1
1
1
1
1
1
2
34
2
34