Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель ЛМО учителей
естественных наук
Заместитель директора
Директор
__________И.В. Кленова
«31» августа 2022 г.
__________И.В.Синицкая
«31» августа 2022 г.
_________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.
Рабочая программа
по физической культуре
5 - 9 классы (для 8-9 классов)
(2 часа в неделю, 68 часов в год в 5-8 классах; 2 часа в неделю, 66 часов в год в 9 классе)
Составители: Марченко В.Н., Антонов В.В., Ефимов Е.В.
г. Реутов
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования; требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного
общего образования.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект под
редакцией А.П. Матвеева. В программе сохранен авторский подход в части
структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей
формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации обучающихся. Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, 68 часов в
год в 5-8 классах; 2 часа в неделю, 66 часов в год в 9 классе.
Состав УМК:
- А.П. Матвеев, Рабочая программа физического воспитания обучающихся 5-9 классы. –
М.: Просвещение, 2019.
- Матвеев А.П. Физическая культура: Учебник для 5 класс. – М.: Просвещение, 2019
- Матвеев А.П. Физическая культура: Учебник для 6-7 классы. – М.: Просвещение, 2019
- Матвеев А.П. Физическая культура: Учебник для 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2019.
Цели обучения предмету физическая культура
Целью образования в области физической культуры является формирование у
школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи обучения предмету физическая культура
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Учебно-тематический план
5 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Легкая атлетика
20
2
Гимнастика элементами акробатики
14
3
Спортивные игры (баскетбол, волейбол)
24
4
Подвижные игры с элементами спортивных игр
10
5
Модуль РПВ «Школьный урок»
В процессе урока
6
Знания о физической культуре, способы физической
В процессе урока
деятельности
ИТОГО:
68час
6 класс
№
Название темы
Количество часов
1
Легкая атлетика
20
2
Гимнастика элементами акробатики
14
Спортивные игры
34
Модуль РПВ «Школьный урок»
В процессе урока
Знания о физической культуре, способы физической
В процессе урока
деятельности
ИТОГО:
68 час
7 класс
1
Легкая атлетика
20
2
Гимнастика элементами акробатики
14
3
Спортивные игры
34
4
Модуль РПВ «Школьный урок»
В процессе урока
5
Знания о физической культуре, способы физической
В процессе урока
деятельности
ИТОГО:
68час
8 класс
1
Легкая атлетика
20
2
Гимнастика элементами акробатики
14
3
Спортивные игры
34
4
Модуль РПВ «Школьный урок»
В процессе урока
5
Знания о физической культуре, способы физической
В процессе урока
деятельности
ИТОГО:
68час
9 класс
1
Легкая атлетика
20
2
Гимнастика элементами акробатики
14
3
Спортивные игры
32
4
Модуль РПВ «Школьный урок»
В процессе урока
5
Знания о физической культуре, способы физической
В процессе урока
деятельности
ИТОГО:
66 часов
Содержание учебного предмета
Структура содержания общеобразовательного предмета физическая культура на уровне
основного общего образования определена следующими укрупнёнными тематическими
блоками (разделами):
Спортивные игры на основе легкой атлетики.
Спортивные игры на основе гимнастики с элементами акробатики.
Спортивные игры на основе спортивных игр.
Раздел 1. Легкая атлетика
Спринтерский бег.
Прыжки в длину.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание малого мяча.
Кроссовый бег.
Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: «ласточка»
стоя на правой или левой ноге, упор присев, кувырок вперед, переход в стойку на лопатках «березка»; переход в упор присев, мост из положения лежа (стоя), упор присев, прыжок верх
прогнувшись.
Опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о
гимнастический мостик прыжок в упор сидя на колени, переход в упор присев и соскок
вверх вперед или прыжок ноги врозь и боком.
3
2
3
4
5
Раздел 3. Спортивные игры
Баскетбольные движения: технически правильно выполнять двигательные действия:
ведение и передачи мяча, броски в кольцо, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Волейбольные движения: технически правильно выполнять двигательные действия:
подача, прием, блокирование и удар волейбольным мячом.
Мини-футбольные движения: прием, передача и ловля мяча.
Выполнение игровых действий и упражнений из спортивных игр разной
функциональной направленности.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Физические
способности
Контрольное
упражнение
Уровень
Класс
Низкий
Скоростные
Бег 30 м, с
Гибкость
Наклон
вперёд из
положения
стоя, см.
5
6
7
8
9
6,3
6,0
5,9
5,8
5,5
2и
ниже
6,1-5,5
5,8-5,4
5,6-5,2
5,5-5,1
5,3-4,9
6
2
7
8
9
2
3
4
140 и
ниже
5
5
Силовые
Силовые
Прыжок в
длину с
места, см
Подтягивание
Челночный
бег 3х10м,
с
6минутный
бег, мин, с
Девочки
Средний
Высокий
5,0
4,9
4,8
4,7
4,5
10 и
выше
6,4
6,2
6,3
6,1
6,0
4и
ниже
6,3-5,7
6,0-5,4
6,2-5,5
5,9-5,4
5,8-5,3
6-8
10
5
9-11
16
5-7
7-9
8-10
9
11
12
195 и
выше
6
7
7
130 и
ниже
10-12
12-14
12-14
18
20
20
185 и
выше
6-8
160-180
8-10
150-175
5,1
5,0
5,0
4,9
4,9
15 и
выше
145
165-180
200
135
155-175
190
7
8
9
150
160
175
170-190
180-195
190-205
1
4-5
140
145
155
4и
ниже
160-180
160-180
165-185
5
205
210
220
6и
выше
200
200
205
19 и
выше
6
1
4-6
7
4
11-15
20
7
8
9
1
2
3
9,7 и
выше
5-6
6-7
7-8
8
9
10
8,5 и
ниже
5
5
5
10,1 и
выше
12-15
13-15
12-13
19
17
18
8,9 и
ниже
9,3-8,8
10-14
9,7-9,3
6
9,3
9,0-8,6
8,3
10,0
9,6-9,1
8,8
7
8
9
9,3
9,0
8,6
900 и
ниже
9,0-8,6
8,7-8,3
8,4-8,0
10001100
11001200
11501250
1200-
8,3
8,0
7,7
1300 и
выше
10,0
9,9
9,7
700 и
ниже
8,7
8,6
8,5
1100 и
выше
1350
750
1400
800
1450
850
9,5-9,0
9,4-9,0
9,3-8,8
8501000
9001050
9501100
1000-
5
Выносливость
Низкий
6
5
Координационные
Мальчики
Средний Высокий
6
950
7
1000
8
1050
1150
1200
1250
4
9
1100
1300
12501350
1500
900
1150
10501200
1300
Планируемые результаты изучения курса физической культуры в 5-9 классах
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и понимать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества;
- овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов; процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной
учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),
показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Раздел 1. Легкая атлетика
Выпускник научится:
- выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного
веса и объёма);
- выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
- выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять эстетически красиво локомоции (бег, ходьба, метания, прыжки);
- целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
5
развитию физических качеств;
- выполнять тестовые нормативы по легкой атлетике.
Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики
Выпускник научится:
- выполнять организующие строевые команды и приёмы;
- выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
- выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и
брусья, напольное гимнастическое бревно);
Выпускник получит возможность научиться:
- сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Раздел 3. Спортивные игры
Выпускник научится:
- технически правильно выполнять двигательные действия: ведение и передачи
баскетбольного мяча, броски в кольцо; бросок, ловля и передача волейбольного мяча;
удар, прием, передача и ловля футбольного мяча, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности;
- выполнять игровые действия и упражнения из спортивных игр разной функциональной
направленности;
- организовывать и проводить спортивные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
- измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
- играть в баскетбол, волейбол и мини-футбол по правилам;
- выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные
темы,
раскрывающие
основное
Модуль РПВ
Основное
Характеристика деятельности
содержание
«Школьный
содержание по
ученика
программы, и
урок»
темам
число часов,
отводимых на
каждую тему
Легкая атлетика
«История
- Спринтерский
Аналитическая деятельность:
(по 20 часов в год развития легкой
бег.
- принимать и сохранять учебную
5-9 класс)
атлетике
в - Прыжки
в
задачу, направленную на формиРоссии»
длину.
рование и развитие двигательных
«Знаменитые
- Прыжки
в
качеств (скоростно-силовой напспортсмены
высоту
с
равленности);
внесшие большой
разбега
- планировать свои действия при
вклад в легкой
способом
выполнении
ходьбы, разновидатлетике»
перешагивание»
ностей бега, метании мяча с места,
.
на дальность; прыжков в длину с
- Метание малого
места, разбега; в высоту;
мяча.
- комплексов
упражнений
с
6
- Кроссовый бег.
-
-
-
Гимнастика с
элементами
акробатики (по 14
часов в год 5-9
класс)
«Всемирный день - Акробатически
тхэквондо»
е упражнения:
«Всемирный день - Кувырки
спортсменов
в
вперёд-назад;
силовых
видах - Стойки на
спорта в России»
лопатках и на
«День тренера в
голове;
России»
акробатические «Всероссийский
комбинации;
день гимнастики
Гимнастически
»
е упражнения:
опорный
прыжок через
гимнастическог
о козла,
подтягивания
на перекладине,
висы на
шведской
стенке.
-
Баскетбол (по 20 «Всероссийский
часов в год 6-9 день хоккея»
класс); по10 часов
5 классы
- Ведение мяча
правой и левой
руками;
- Передачи мяча
одной и двумя
руками;
- Броски в кольцо
после ведения
мяча.
-
-
-
предметами и без и условиями их
реализации;
оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Практическая деятельность:
осуществлять анализ выполненных
легкоатлетических действий;
активно включаться в процесс
выполнения заданий по лёгкой
атлетике;
выражать творческое отношение к
выполнению
комплексов
общеразвивающих упражнений с
предметами и без.
Аналитическая деятельность:
осуществлять анализ выполненных
действий;
активно включаться в процесс
выполнения
заданий
по
гимнастике
с
элементами
акробатики;
выражать творческое отношение к
выполнению
комплексов
общеразвивающих упражнений.
Практическая деятельность:
принимать и сохранять учебную
задачу,
направленную
на
формирование
и
развитие
двигательных качеств (гибкости);
планировать свои действия при
выполнении комплексов упражнений с предметами и без и
условиями их реализации;
адекватно воспринимать оценку
учителя;
оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Аналитическая деятельность:
осуществлять анализ выполненных
действий;
активно включаться в процесс
выполнения заданий;
выражать творческое отношение к
выполнению заданий учителя.
Практическая деятельность:
принимать и сохранять учебную
задачу,
направленную
на
формирование
и
развитие
двигательных
качеств
и
координационных возможностей;
планировать свои действия при
выполнении
ведения, передач,
7
Волейбол (по 14
часов в год 5-8
класс, по 12 часов
в год 9 класс)
Знания о
физической
культуре, способы
физической
деятельности.
бросков мяча;
- адекватно воспринимать оценку
учителя;
- оценивать правильность выполнения двигательных действий.
«Международный - приём
и
Аналитическая деятельность:
день
зимних
передачи мяча; - осуществлять анализ выполненных
видов спорта».
- верхняя
и
действий;
«День
зимних
нижняя подачи; - активно включаться в процесс
видов спорта в - нападающий
выполнения заданий;
России».
удар;
- выражать творческое отношение к
«Всемирный день - блокировка
выполнению заданий учителя.
настольного
нападающего
Практическая деятельность:
тенниса».
удара;
- принимать и сохранять учебную
«Международный
задачу,
направленную
на
день настольных
формирование
и
развитие
игр».
двигательных
качеств
и
координационных возможностей;
- планировать свои действия при
выполнении
подачи, приёма и
передач мяча;
- адекватно воспринимать оценку
учителя;
- оценивать правильность выполнения двигательных действий.
- Самостоятельн
Аналитическая деятельность
ые занятия.
- мотивационная основа на занятия
- Самостоятельн
физическими упражнениями;
ые наблюдения. - выражать творческое отношение к
- Самостоятельн
выполнению учебных заданий;
ые игры.
Практическая деятельность:
- активно включаться в процесс
выполнения заданий;
- развивать учебно-познавательный
интерес к занятиям физической
культурой;
8