РП астрономия 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО
учителей
естественных наук

Заместитель директора по
УВР

Директор

Кленова И.В.

Синицкая И.В.

Беляевская С.К

«30» августа 2022 г.

«31» августа 2022 г.

«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Астрономия»
Количество часов по учебному плану: 35 часов, 1 ч/неделю

Составитель:

Кленова Ирина Васильевна

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования. В
ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
уровне среднего общего образования, межпредметные связи.
Программа разработана на основе авторской программы по астрономии для
общеобразовательных школ под редакцией В. М. Чаругина (Москва «Просвещение» 2018 г.)
Состав УМК, включая электронные ресурсы.
1. «Астрономия» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: Базовый
уровень. / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.: ил. – (Сферы 1–11).
2. «Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы». Базовый уровень: учебное пособие
для учителей общеобразовательных организаций./В.М. Чаругин.— М.: Просвещение, 2017.
— 32 с. — (Сферы 1-11).
3. Комплект материалов «Астрономия 11 класс» (DVD: 35 видеоуроков, 35 тестов и 35
презентаций), производитель videouroki.net, 2018 г.
4. http://www.college.ru/astronomy
5. http://astro.murclass.ru
6. http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
7. http://www.astronet.ru
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
 приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
 овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
 формирование научного мировоззрения;
 формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических
знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии, как и любого естественнонаучного предмета, изучаемого на
2

базовом уровне среднего общего образования, – формирование естественнонаучной
грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением
их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не
синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в
действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный
человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
 научно объяснять явления;
 понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Содержание курса реализуется в течение одного года (в 10 или 11 классе) за 35 часов из
расчёта 1 ч в неделю.
Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название темы
Введение
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и небесная астрономия
Млечный путь
Галактики
Строение и эволюция Вселенной
Современные проблемы астрономии
Итого:

Количество часов
2
5
4
6
6
3
3
2
4
35

Содержание учебного предмета.
Введение (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Всеволновая астрономия.
Астрометрия (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Небесная механика (4 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Строение Солнечной системы (6 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
3

Астрофизика и звёздная астрономия (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных
классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Млечный путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных
скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер
движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные
наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики
сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения
космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о
строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории
относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся
Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса
и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование
химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость
образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой
плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной.
Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства
реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для
построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (4 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основной формой тематического контроля

4

являются практические работы. По разделам курса предусмотрена итоговая контрольная
работа.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме практических работ,
выполнения тестов, самостоятельных работ, астрономических наблюдений и т.п.
Планируемы результаты изучения курса астрономии
Система требований полностью согласована с базовым уровнем содержания среднего
общего образования и очерчивает минимум знаний и умений, необходимых для формирования
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Личностными результатами освоения курса астрономии на уровне среднего общего
образования являются:
 формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию,
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
 формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
 формирование убежденности в возможности познания
использования на благо развития человеческой цивилизации;

законов

природы

и

их

 формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
 анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
 на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
 выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
 извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации
и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты изучения астрономии:
В результате изучения астрономии на базовом уровне выпускник должен:
 Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней.
Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые
уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения
информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых
телескопов.
5

 Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации.
Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их
научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять
время и вести календарь.
 Узнать, как благодаря развитию астрономии, люди перешли от представления
геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической
системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением
планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
 На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о
космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов
космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на
явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
 Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли
как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планетгигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел
карликовых планет.
 Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики,
которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
 Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и
биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение
Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр
Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
 Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о
внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых
карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают
звёзды.
 Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до
других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их
массы.
 Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах
образуются тяжёлые химические элементы.
 Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней
рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с
помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу
межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг
сверхмассивной чёрной дыры.
 Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности
галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и
ячеистой структуры их распределения.
 Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за
развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных
парадоксах, связанных с ними.
 Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к
выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только
плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот
важный вывод современной космологии.
 Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связь с тёмной энергией и
6

всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
 Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд, и современном состоянии
проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
 Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди
ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими
методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и
измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Введение в
астрономию 2 ч

Астрометрия 5 ч

Основное содержание по
темам

Модуль РПВ
«Школьный
урок»

Астрономия – наука о
космосе. Понятие
Вселенной. Структуры и
масштабы Вселенной.
Далёкие глубины Вселенной
Звездное небо. Что такое
созвездие. Основные
созвездия Северного
полушария
Небесный экватор и
небесный меридиан;
горизонтальные,
экваториальные
координаты; кульминации
светил. Горизонтальная
система координат.
Экваториальная система
координат
Эклиптика, точка весеннего
равноденствия,
неравномерное движение
Солнца по эклиптике
Синодический месяц, узлы
лунной орбиты, почему
происходят затмения, Сарос
и предсказания затмений
Солнечное и звёздное
время, лунный и солнечный
календарь, юлианский и
григорианский календарь

Знаменитые
ученые
в
области
астрономии.
Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

Характеристика
деятельности ученика

- использовать
подвижную звёздную
карту для решения
следующих задач: а)
определять координаты
звёзд, нанесённых на
карту;
б) по заданным
координатам объектов
(Солнце, Луна,
планеты) наносить их
положение на карту;
в) устанавливать карту
на любую дату и время
суток, ориентировать её
и определять условия
видимости светил.
- решать задачи на связь
высоты светила в
кульминации с
географической
широтой места
наблюдения;
- определять высоту
светила в кульминации
и его склонение;
- географическую
высоту места
наблюдения;
- рисовать чертёж в
7

Небесная механика
4ч

Строение
Солнечной системы
6ч

Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система
мира; объяснение
петлеобразного
движения планет;
доказательства движения
Земли вокруг Солнца;
годичный параллакс звёзд
Обобщённые законы
Кеплера и определение масс
небесных тел. Первая и
вторая космические
скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита
КА к планетам, время
полёта к планете
Об отличиях планет земной
группы и планет-гигантов; о
планетах-карликах; малых
телах; о поясе Койпера и
облаке комет Оорта
Форма Земли, внутреннее
строение, атмосфера и
влияние парникового
эффекта на климат Земли

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

соответствии
с условиями задачи;
- осуществлять переход
к разным системам
счета времени.
- находить стороны
света по
Полярной звезде и
полуденному Солнцу;
- отыскивать на небе
следующие созвездия и
наиболее яркие звёзды в
них:
- Большую Медведицу,
- Малую Медведицу (с
Полярной звездой),
- Кассиопею,
- Лиру (с Вегой),
- Орёл (с Альтаиром),
- Лебедь (с Денебом),
- Возничий (с
Капеллой),
- Волопас (с Арктуром),
- Северную корону,
- Орион (с Бетельгейзе),
- Телец (с
Альдебараном),
- Большой Пёс (с
Сириусом)
- применять законы
Кеплера и закон
всемирного тяготения
при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на
расчёт расстояний по
известному параллаксу
(и наоборот), линейных
и угловых размеров
небесных тел,
расстояний планет от
Солнца и периодов их
обращения по третьему
закону Кеплера
- пользоваться планом
Солнечной системы и
справочными данными;
- определять по
астрономическому
календарю, какие
планеты и в каких
созвездиях видны на
небе в данное время;
8

Астрофизика и
звёздная
астрономия 6 ч

Формирование поверхности
Луны; природа приливов и
отливов на Земле и их
влияние на движение Земли
и Луны; процессия земной
оси и движение точки
весеннего равноденствия
Физические свойства
Меркурия, Марса и Венеры;
исследования планет земной
группы космическими
аппаратами
Физические свойства
Юпитера, Сатурна, Урана и
Нептуна; вулканическая
деятельность на спутнике
Юпитера Ио; природа колец
вокруг планет-гигантов;
планеты-карлики
Физическая природа
астероидов и комет; пояс
Койпера и облако комет
Оорта; природа метеоров и
метеоритов. Современные
представления о
происхождении Солнечной
системы
Принцип действия и
устройство телескопов,
рефракторов и рефлекторов;
радиотелескопы и
радиоинтерферометры
Определение основных
характеристик Солнца;
строение солнечной
атмосферы; законы
излучения абсолютно
твёрдого тела и температура
фотосферы и пятен;
проявление солнечной
активности и её влияние на
климат и биосферу Земли
Расчёт температуры внутри
Солнца; термоядерный
источник энергии Солнца;
наблюдения солнечных
нейтрино
Определение основных
характеристик звёзд;
спектральная
классификация звёзд;
диаграмма «спектр–
светимость» и
распределение звёзд на ней;

-находить планеты на
небе, отличая их от
звёзд;
- применять законы
Кеплера и закон
всемирного тяготения
при объяснении
движения планет и
космических аппаратов;
- решать задачи на
расчёт расстояний по
известному параллаксу
(и наоборот), линейных
и угловых размеров
небесных тел,
расстояний планет от
Солнца и периодов их
обращения по третьему
закону Кеплера

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

- применять основные
положения ведущих
физических теорий при
объяснении природы
Солнца и звёзд;
- решать задачи на
расчёт расстояний до
звёзд по известному
годичному параллаксу и
обратные, на сравнение
различных звёзд по
светимостям, размерам
и температурам;
- анализировать
диаграммы «спектр–
светимость» и «масса–
светимость»

9

Млечный путь 3 ч

Галактики 3 ч

связь массы со светимостью
звёзд главной
последовательности; звёзды,
красные гиганты,
сверхгиганты и белые
карлики
Особенности строения
белых карликов; пульсары и
нейтронные звёзды; понятие
чёрной дыры; наблюдения
двойных звёзд и
определение их масс;
пульсирующие переменные
звёзды; цефеиды и связь
периода пульсаций со
светимостью у них
Наблюдаемые проявления
взрывов новых и
сверхновых звёзд; свойства
остатков взрывов
сверхновых звёзд
Жизнь звёзд различной
массы и её отражение на
диаграмме «спектр–
светимость»;
гравитационный коллапс и
взрыв белого карлика в
двойной системе из-за
перетекания на него
вещества звездыкомпаньона;
гравитационный коллапс
ядра массивной звезды в
конце её жизни. Оценка
возраста звёздных
скоплений
Наблюдаемые
характеристики
отражательных и
диффузных туманностей;
распределение их вблизи
плоскости Галактики;
спиральная структура
Галактики
Наблюдаемые свойства
скоплений и их
распределение в Галактике
Наблюдение за движением
звёзд в центре Галактики в
инфракрасный телескоп;
оценка массы и размеров
чёрной дыры по движению
отдельных звёзд
Типы галактик и их

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

- объяснять причины
различия видимого и
истинного
распределения звёзд,
межзвёздного вещества
и галактик на небе;
- находить расстояния
между звёздами в
окрестности Солнца, их
число в Галактике, её
размеры;
- оценивать массу и
размер чёрной дыры по
движению отдельных
звёзд

Знаменитые

- объяснять причины
10

Строение и
эволюция
Вселенной 2 ч

Современные
проблемы
астрономии 2 ч

свойства; красное смещение
и определение расстояний
до галактик; закон Хаббла;
вращение галактик и
содержание тёмной материи
в них. Природа активности
галактик; природа квазаров
Природа скоплений и роль
тёмной материи в них;
межгалактический газ и
рентгеновское излучение от
него; ячеистая структура
распределения Галактик и
скоплений во Вселенной
Связь закона всемирного
тяготения с
представлениями о
конечности и бесконечности
Вселенной;
фотометрический парадокс;
необходимость общей
теории относительности для
построения модели
Вселенной
Связь средней плотности
материи с законом
расширения и геометрией
Вселенной; радиус и возраст
Вселенной
Вклад тёмной материи в
массу Вселенной;
наблюдение сверхновых
звёзд в далёких галактиках
и открытие ускоренного
расширения Вселенной;
природы силы всемирного
отталкивания
Невидимые спутники у
звёзд; методы обнаружения
экзопланет; экзопланеты с
условиями благоприятными
для жизни
Развитие представлений о
существовании жизни во
Вселенной; поиск сигналов
от внеземных цивилизаций
и подача сигналов им

ученые в
области
астрономии.

различия видимого и
истинного
распределения звёзд,
межзвёздного вещества
и галактик на небе

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

- использовать знания
по физике и астрономии
для описания и
объяснения
современной научной
картины мира

Знаменитые
ученые в
области
астрономии.

- использовать знания,
полученные по физике и
астрономии, для
описания и объяснения
современной научной
картины мира;
- обосновывать свою
точку зрения о
возможности
существования
внеземных цивилизаций
и их контактов с нами

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».