РП физика элективный курс 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Председатель ЛМО
учителей
естественных наук

Заместитель директора по
УВР

Директор

Кленова И.В.

Синицкая И.В.

Беляевская С.К

«30» августа 2022 г.

«31» августа 2022 г.

«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ»
(для обучающихся инженерного профиля 10а, 11а классов)
10 - 11 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год в 10 классе,. 1 час в неделю. 33 часа в год в 11 классе)

Составитель: Кленова Ирина Васильевна

г. Реутов
2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по физике уровня среднего общего образования
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для среднего
общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего
образования, учитываются межпредметные связи. Рабочая программа составлена на основе
программы А.В. Шаталиной к линии УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский 10-11
класс.
Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов инженерного и физикоматематического профилей, изучающих физику на углубленном уровне. Это элективный
курс повышенного уровня, направленный на углубленное изучение предмета. Курс по
решению задач основан на материале, освоенным обучающимися при изучении физики на
уровне основного общего и среднего общего образования и предполагает совершенствование
подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе
физики 10-11 класса. Программа ориентирована на развитие у обучающихся интереса к
занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной
практической деятельности. На изучение курса отводится 1 час в неделю в 10 классе (34
часа в год) и 1 час в неделю в 11 классе (33 часа в год)
Цели и задачи данного курса:
 Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения задач;
 Применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
решения физических задач;
 Развитие самостоятельности при приобретении и оценки новой информации
физического содержания, использования современных информационных технологий
 Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного решения задач;
Содержание учебного курса 10 класс ( 34 ч, 1 ч в неделю)
Введение. Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ
решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические
приемы, алгоритмы, аналогии, графический метод решения.
Механика (11 ч)
Механическое движение и его относительность. Способы описания механического
движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость,
ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение
по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости.
Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время
в классической механике.
Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес
2

и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Молекулярная физика (9ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.
Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа
и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели
идеального газа.
Модель строения жидкостей. Поверхностное
ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

натяжение.

Насыщенные

и

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты
кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.
Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет
количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс.
Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия
тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей
среды.
Основы электродинамики (11 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность
потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Электрическая
Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

емкость.

Конденсатор.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический
ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники.
Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод.
Полупроводниковые приборы.
Обобщающие занятия (2 ч)
Учебно-тематический план 10 класс
№
1
2
3
4
5

Название темы
Введение. Правила и приемы решения физических задач
Механика
Молекулярная физика. Тепловые явления
Основы электродинамики
Обобщающее повторение
Итого
Содержание учебного курса

Количество часов
(рабочая программа)
1
11
9
11
2
34

11 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Основы электродинамики (продолжение) (6ч)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля.

3

Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.
Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Колебания и волны (5ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник.
Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные
колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период
свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический
ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность
в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование
энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость
распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса.
Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных
электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

волн.

Свойства

Оптика (5ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма.
Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы.
Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее
измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света.
Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и
спектры. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности (2 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна.
Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности.
Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика (8ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.
Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де
Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм.
Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные
превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протоннонейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре.
Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический
характер процессов в микромире. Античастицы.
Обобщающее занятие (2 ч)
Учебно-тематический план 11 класс (физика)
4

Название темы

№
1
2
3
4
5
6

Основы электродинамики (продолжение)
Колебания и волны
Оптика
Элементы теории относительности
Квантовая физика
Повторение
Итого:

Количество часов
(рабочая программа)
6
5
5
2
8
1
33

Планируемые предметные результаты
В познавательной сфере:
 давать определения изученным понятиям;
 называть основные положения изученных теорий и гипотез;
 описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для этого русский язык и язык физики;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических
закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
 структурировать изученный материал;
 интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
 применять приобретенные знания по физике для решения практических задач,
встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды)
 в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
использованием физических процессов;
 в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
 в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;
Личностные результаты освоения курса
 в ценностно-ориентированной сфере – чувство гордости за российскую физическую
науку, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры, гуманизм,
положительное отношение к труду, целеустремленность;
 в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
 в познавательной сфере – мотивация образовательной деятельности, умение управлять
своей познавательной деятельностью, самостоятельность в приобретении новых знаний
и практических умений;
Метапредметные результаты освоения курса
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ
и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных
связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и
5

применять их на практике;
 использование различных источников для получения физической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
Планируемые предметные результаты 10 класс
Механические явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения: на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных
законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
6

связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего
сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах)
и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля-Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
 приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического
сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и
др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
7

Планируемые предметные результаты 11 класс
Механические явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (и формулы, связывающие физические
величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, , амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных
законов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение.
 приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие
физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля,
мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
8

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов (;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 с другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.

9

Тематическое планирование для 10 класса с определением основных видов учебной деятельности

№

1.

2.

Примерные темы,
раскрывающие
основное
содержание
Основное содержание по темам
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Введение. Правила Правила и приемы решения физических
и приемы решения задач
физических задач 1
час

Механика (11 ч)

Модуль РПВ
«Школьный урок»

Характеристика деятельности ученика

Знаменитые ученые Практическая деятельность:- использовать
в области физики.
знания в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде
Механическое движение и его
Знаменитые ученые
Практическая деятельность:
относительность. Способы описания
в области физики.
-решать задачи, используя физические
механического движения.
законы (закон сохранения энергии, закон
Материальная точка как пример
всемирного тяготения, принцип
физической модели. Перемещение,
суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона,
скорость, ускорение.
закон сохранения импульса, закон Гука,
Уравнения прямолинейного
закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
равномерного и равноускоренного
связывающие физические величины (путь,
движения. Движение по окружности с
скорость, ускорение, масса тела, плотность
постоянной по модулю скоростью.
вещества, сила, давление, импульс тела,
Центростремительное ускорение.
кинетическая энергия, потенциальная
Принцип суперпозиции сил. Законы
энергия, механическая работа, механическая
динамики Ньютона и границы их
мощность, КПД простого механизма, сила
применимости. Инерциальные системы
трения скольжения, коэффициент трения: на
отсчета. Принцип относительности
основе анализа условия задачи записывать
Галилея. Пространство и время в
краткое условие, выделять физические
классической механике.
величины, законы и формулы, необходимые
Силы тяжести, упругости, трения. Закон
для ее решения, проводить расчеты и

3.

Молекулярная
физика (9ч)

всемирного тяготения. Законы Кеплера.
Вес и невесомость. Законы сохранения
импульса и механической энергии.
Использование законов механики для
объяснения движения небесных тел и
для развития космических
исследований. Момент силы. Условия
равновесия твердого тела.
Атомистическая гипотеза строения
вещества и ее экспериментальные
доказательства. Модель идеального
газа. Абсолютная температура.
Температура как мера средней
кинетической энергии теплового
движения частиц. Связь между
давлением идеального газа и средней
кинетической энергией теплового
движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа.
Изопроцессы. Границы применимости
модели идеального газа.
Модель строения жидкостей.
Поверхностное натяжение.
Насыщенные и ненасыщенные пары.
Влажность воздуха.
Модель строения твердых тел.
Механические свойства твердых тел.
Дефекты кристаллической решетки.
Изменения агрегатных состояний
вещества.
Внутренняя энергия и способы ее
изменения. Первый закон
термодинамики. Расчет количества
теплоты при изменении агрегатного

оценивать реальность полученного значения
физической величины.

Знаменитые ученые в
области физики.

Практическая деятельность:- решать
задачи, используя закон сохранения энергии
в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины
(количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота
плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической
величины.
экологического поведения в окружающей
среде;
- приводить примеры практического
использования физических знаний о
тепловых явлениях.

11

4.

состояния вещества. Адиабатный
процесс. Второй закон термодинамики
и его статистическое истолкование.
Принципы действия тепловых машин.
КПД тепловой машины. Проблемы
энергетики и охрана окружающей
среды
Знаменитые ученые в
Элементарный электрический заряд.
Электростатика.
области физики.
Постоянный ток (11 Закон сохранения электрического
заряда. Закон Кулона. Напряженность
ч)
электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей.
Потенциал электрического поля.
Потенциальность электростатического
поля. Разность потенциалов.
Напряжение. Связь напряжения с
напряженностью электрического поля.
Проводники в электрическом поле.
Электрическая емкость. Конденсатор.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия электрического поля.
Электрический ток. Последовательное и
параллельное соединение проводников.
Электродвижущая сила (ЭДС). Закон
Ома для полной электрической цепи.
Электрический ток в металлах,
электролитах, газах и вакууме. Закон
электролиза. Плазма. Полупроводники.
Собственная и примесная проводимости
полупроводников. Полупроводниковый
диод. Полупроводниковые приборы.

Практическая деятельность:
- решать задачи, используя закон
сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические
величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической
величины.

Тематическое планирование для 11 класса с определением основных видов учебной деятельности
№

Примерные темы,

Основное содержание по темам

Модуль РПВ

Характеристика деятельности ученика
12

1.

2.

раскрывающие
основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Основы
электродинамики
(продолжение) (6ч)

Колебания и волны
(5 ч)

«Школьный урок»

Магнитное поле. Взаимодействие токов.
Магнитное поле. Индукция магнитного
поля. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие
электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Электроизмерительные
приборы. Магнитный поток. Закон
электромагнитной индукции. Вихревое
электрическое поле. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного
поля. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитное поле.
Механические колебания. Свободные
колебания. Математический маятник.
Гармонические колебания. Амплитуда,
период, частота и фаза колебаний.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные
колебания в колебательном контуре.
Период свободных электрических
колебаний. Вынужденные колебания.
Переменный электрический ток.
Активное сопротивление, емкость и
индуктивность в цепи переменного
тока. Мощность в цепи переменного

Знаменитые ученые Практическая деятельность:
в области физики.
- описывать изученные свойства тел и
электромагнитные явления,
- использовать знания в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения
в окружающей среде

Знаменитые ученые в
области физики.

Практическая деятельность:
- решать задачи, используя физические
законы (и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость,
ускорение, масса тела, , амплитуда, период и
частота колебаний, длина волны и скорость
ее распространения): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической
величины.

13

3.

Оптика (5 ч) и
основы специальной теории
относительности
(2 ч)

тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление
электрической энергии. Генерирование
энергии. Трансформатор. Передача
электрической энергии.
Механические волны. Продольные и
поперечные волны. Длина волны.
Скорость распространения волны.
Звуковые волны. Интерференция волн.
Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение
электромагнитных волн. Свойства
электромагнитных волн. Принцип
радиосвязи. Телевидение.
Световые лучи. Закон преломления
света. Полное внутреннее отражение.
Призма. Формула тонкой линзы.
Получение изображения с помощью
линзы. Оптические приборы. Их
разрешающая способность.
Светоэлектромагнитные волны.
Скорость света и методы ее измерения.
Дисперсия света. Интерференция света.
Когерентность. Дифракция света.
Дифракционная решетка. Поперечность
световых волн. Поляризация света.
Излучение и спектры. Шкала
электромагнитных волн. Постулаты
теории относительности. Принцип
относительности Эйнштейна.
Постоянство скорости света.
Пространство и время в специальной
теории относительности.
Релятивистская динамика. Связь массы

Знаменитые ученые
в области физики.

Практическая деятельность: - решать
задачи, используя физические законы (закон
прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические
величины (фокусное расстояние и
оптическая сила линзы, скорость
электромагнитных волн, длина волны и
частота света, формулы расчета на основе
анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины,
законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения
физической величины.

14

4.

Квантовая физика
(8 ч)

и энергии.
Световые кванты. Тепловое излучение.
Постоянная Планка. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева
и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома.
Опыты Резерфорда. Квантовые
постулаты Бора. Модель атома
водорода по Бору. Трудности теории
Бора. Квантовая механика. Гипотеза де
Бройля. Соотношение
неопределенностей Гейзенберга.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы
регистрации элементарных частиц.
Радиоактивные превращения. Закон
радиоактивного распада и его
статистический характер. Протоннонейтронная модель строения атомного
ядра. Дефект масс и энергия связи
нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер.
Ядерная энергетика. Физика
элементарных частиц. Статистический
характер процессов в микромире.
Античастицы.

Знаменитые ученые в
области физики.

Практическая деятельность: - различать
основные признаки планетарной модели
атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе
и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных
реакций, спектрального анализа.
-использовать полученные знания в
повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр),
для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде;

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».