РП информатика 10-11 класс (углубленный курс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель МО учителей
математики и информатики

Заместитель директора
по УВР

Директор

____________И.С.Сычев
«30» августа 2022 г.

__________И.В.Синицкая
«30» августа 2022 г.

_________С.К.Беляевская
«30» августа 2022 г.

Рабочая программа
по предмету информатика
(углубленный курс)
10-11 класс
для 10а, 11а классов
(4 часа в неделю, 136 часов в год в 10 классе,
4 часа в неделю, 132 часа в год в 11 классе)

Составители: Синицкая И.В., Сычев И.С.
Программа: Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы. Углубленный
уровень. Авторы: К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10-11 классов среднего общего образования
составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам освоения
образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для среднего общего
образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и
психологические особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего
образования, учитываются межпредметные связи.
В программе сохранен авторский подход в части структурирования учебного материала,
определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и
способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся. Для реализации
данной программы используется учебно-методический комплект по информатике для старшей
школы, авторы К.Ю. Поляков и Е.А. Еремин; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Программа предусматривает изучение курса в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год в 10
классе, 4 часа в неделю, 132 часа в год в 11 классе.
Состав УМК
1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10-11 классы. Программа для старшей школы.
Углубленный уровень. — М.: Бином, 2019.
2. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Учебник «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень». М.: Бином, 2019.
3. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Учебник «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень». М.: Бином, 2019.
4. задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
5. тесты: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.
6. Бородин М.Н. Информатика. УМК для старшей школы: 10–11 классы. Углубленный
уровень. Методическое пособие для учителя, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Цели и задачи курса
Основными целями предлагаемого курса «Информатика» для 10-11 классов являются:
 освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное
моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических,
технологических и социальных системах;
 овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе
логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному
описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
 развитие алгоритмического
системного мышления;

мышления,

способностей

к

формализации,

элементов

 воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в
коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими
людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,
недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с
информацией;

2

 приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных
средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных
проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В современных условиях программа
удовлетворять следующим основным задачам:

школьного

курса

информатики

должна

 систематизировать подходы к изучению предмета;
 сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
 научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
 показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
 сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования;
 обеспечивать знакомство с фундаментальными понятиями информатики и вычислительной
техники на доступном уровне;
 иметь практическую направленность с ориентацией на реальные потребности ученика;
 допускать возможность варьирования в зависимости от уровня подготовки
интеллектуального уровня учащихся (как группового, так и индивидуального).

и

Содержание учебного предмета 10 класс
1. Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления
информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации.
Информация в технике. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы.
Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения.
Декодирование. Условие Фано. Граф А.А. Маркова.
Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Перевод
целых и дробных чисел в другую систему счисления. Двоичная система счисления.
Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и
недостатки. Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления.
Арифметические операции. Применение. Шестнадцатеричная система счисления. Связь с
двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение.
Троичная уравновешенная система счисления. Двоично-десятичная система счисления.
Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодирование графической
информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы файлов. Векторное
кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика. Кодирование звуковой информации.
Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров

3

Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация.
Эквиваленция. Штрих Шеффера. Стрелка Пирса. Логические выражения. Вычисление
логических выражений. Диаграммы Венна. Упрощение логических выражений. Законы алгебры
логики. Логические уравнения. Количество решений логического уравнения. Системы
логических уравнений. Синтез логических выражений. Построение выражений с помощью
СДНФ. Построение выражений с помощью СКНФ. Множества и логические выражения. Задача
дополнения множества до универсального множества. Поразрядные логические операции.
Предикаты и кванторы. Логические элементы компьютера. Триггер. Сумматор.
Компьютерная арифметика
Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел. Различие
между вещественными и целыми числами. Дискретность представления чисел. Программное
повышение точности вычислений. Хранение в памяти целых чисел. Целые числа без знака.
Целые числа со знаком. Операции с целыми числами. Сравнение. Поразрядные логические
операции. Сдвиги. Хранение в памяти вещественных чисел. Операции с вещественными
числами.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные
устройства. Встроенные компьютеры. Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры.
Распределённые вычисления. Облачные вычисления. Выбор конфигурации компьютера. Общие
принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально - модульная
организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним
устройствами. Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления.
Регистры процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора.
Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных. Взаимодействие
разных видов памяти. Основные характеристики памяти. Устройства ввода. Устройства вывода.
Устройства ввода/вывода.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств.
Инсталляция и обновление программ. Авторские права. Типы лицензий на программное
обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО. Программы для обработки
текстов. Технические средства ввода текста. Текстовые редакторы и текстовые процессоры.
Поиск и замена. Проверка правописания и грамматики. Компьютерные словари и переводчики.
Шаблоны. Рассылки. Вставка математических формул. Многостраничные документы.
Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление. Режим структуры документа. Нумерация
рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки. Гипертекстовые документы. Правила
оформления рефератов. Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис.
Правила коллективной работы Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы
для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и
вёрстки. Системы автоматизированного проектирования. Обработка мультимедийной
информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации. Программы для
создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн презентации. Макеты. Размещение
элементов на слайде. Оформление текста. Добавление объектов. Переходы между слайдами.
Анимация в презентациях. Системное программное обеспечение. Операционные системы.
Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы. Системы программирования. Языки
программирования. Трансляторы. Отладчики. Профилировщики.
Компьютерные сети

4

Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в
Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен
файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы. Личное
информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право.
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные
линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот.
Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор. Введение в язык Pascal. Простейшая
программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические
выражения и операции. Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы. Цикл с условием.
Циклы с постусловием. Циклы по переменной.
Процедуры. Функции. Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки массивов. Поиск в
массиве. Максимальный элемент. Реверс массива. Сдвиг элементов массива. Срезы массива.
Отбор нужных элементов. Особенности копирования списков в языке Pascal. Сортировка
массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора. Сортировка слиянием.
«Быстрая сортировка». Сортировка в языке Pascal. Двоичный поиск. Символьные строки.
Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки строк. Преобразование числострока. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный перебор. Матрицы. Обработка
элементов матрицы. Работа с файлами. Неизвестное количество данных. Обработка массивов.
Обработка строк.
Решение вычислительных задач на компьютере
Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений. Решение
уравнений. Приближённые методы. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам.
Использование табличных процессоров. Дискретизация. Вычисления длины кривой.
Вычисление площадей фигур. Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Метод
дихотомии. Использование табличных процессоров. Статистические расчёты. Свойства ряда
данных. Условные вычисления. Связь двух рядов данных. Обработка результатов
эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование
Информационная безопасность
Понятие
информационной
безопасности.
Средства
защиты
информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России. Вредоносные
программы. Заражение вредоносными программами. Типы вредоносных программ. Вирусы для
мобильных устройств. Защита от вредоносных программ. Антивирусные программы.
Брандмауэры. Меры безопасности. Шифрование. Хэширование и пароли. Современные
алгоритмы шифрования. Алгоритм RSA. Электронная цифровая подпись. Стеганография.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила
личной безопасности в Интернете.
Содержание учебного предмета 11 класс
Информация и информационные процессы
Количество информации. Передача информации. Сжатие данных. Информация и
управление. Информационное общество.
Моделирование

5

Модели и моделирование. Системный подход к моделированию. Этапы моделирования.
Моделирование движения. Математические модели в биологии. Системы массового
обслуживания.
Базы данных
Информационные системы. Таблицы. Многотабличные базы данных. Реляционная
модель данных.работа с таблицей. Создание однотабличной базы данных. Запросы. Формы.
отчеты. Работа с многотабличной базой данных. Нереляционные базы данных. Экспертные
системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые веб-страницы. Оформление документа. Рисунки.
Мультимедиа. Таблицы. Блоки. Динамический HTML. XML и HTML. Размещение веб-сайтов.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятия алгоритма. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность
вычислений. Доказательство правильности программ.
Алгоритмизация и программирование
Целочисленные алгоритмы. Структуры. Множества. Динамические массивы. Списки.
Стек. Очередь. Дек. Деревья. Графы. Динамическое программирование.
Объектно-ориентированное программирование
Что такое ОП. Объекты и классы. Создание объектов в программе. Скрытие внутреннего
устройства. Иерархия классов. Программы с графическим интерфейсом. Основы
программирования в RAD-средах. Использование компонентов. Совершенствование
компонентов. Модель и представление.
Компьютерная графика и анимация.
Основы растровой графики. Ввод изображений. Коррекция фотографий. Работа с
областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы. Иллюстрации для веб-сайтов.
Анимация. Контуры.
Трехмерная графика
Введение. Работа с объектами. Сеточные модели. Модификаторы. Кривые. Материалы и
текстуры. Рендеринг. Анимация. Язык VRML.
Учебно-тематический план 10 класс
№

Количество
часов

Тема

Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Итого:
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование

1
5
14
10
6
9
13
9
6
73
43
6

Решение вычислительных задач
Итого
Резерв времени

12
56
7
136

Итого по всем разделам:
Учебно-тематический план 11 класс
№

Кол-во часов

Тема

Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места
2.
Информация и информационные процессы
Итого:

1
10
11

Итого:

6
24
15
45

Алгоритмы и программирование
3.
Элементы теории алгоритмов
4.
Алгоритмизация и программирование
5.
Объектно-ориентированное программирование
Информационно-коммуникационные технологии
6.
Моделирование
7.
Базы данных
8.
Создание веб-сайтов
9.
Компьютерная графика и анимация
10.
Трехмерная графика
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:

12
16
18
12
16
74
2
132

Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного
практикума) : http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/prakt.htm.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
интерактивного тестирования http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме
итоговой контрольной работы в формате ЕГЭ.
Планируемые результаты изучения курса информатики в 10-11 классах
Личностные результаты
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и техники;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
7

Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
10 класс
Выпускник на углубленном уровне научится:
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные
коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
 строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания,
импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений,
используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила
де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
 строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое
выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности;
определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с
помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных
высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные;
решать логические уравнения;
 строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную
стратегию игры;
 записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при
решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа
на основание системы счисления;
 записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о
представлении чисел в памяти компьютера;
 описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц);
решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов;
 формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей
вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–
Тьюринга;
8

 анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно
получение указанных результатов;
 создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с
анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в
позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой
последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом
строк, а также рекурсивные алгоритмы;
 использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного
программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для
изучения языке программирования;
 использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку
данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в
зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее
определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными
файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной
задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать
подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения
программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
 применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
 инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения
учебных задач по выбранной специализации;
 пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по
их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;
 разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать
соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и
статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов;
 понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных
и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с
решаемыми задачами;
 понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных
операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;
 владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов;
использовать шаблоны для описания группы файлов;
 использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта
(постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение
исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять
небольшие исследовательские проекты;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и
упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
 использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
9

 организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов
сети TCP/IP и определять маску сети);
 понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
 применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и
средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в
сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);
 проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарногигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего
мира;
 использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;
 создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;
 осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения
задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;
 использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе
– статистической обработки;
 использовать методы машинного обучения при анализе данных;
представление о проблеме хранения и обработки больших данных;

использовать

11 класс:
Выпускник на углубленном уровне научится
 строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений,
используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по
возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода,
допускающего диагностику ошибок;
 решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу
построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и
определения количества различных путей между вершинами;
 понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время
работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая
сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность
изучаемых в курсе базовых алгоритмов;
 применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического
программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения
различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом
графе, подсчет количества путей;
 создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных
алгоритмов и методов;
 применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди;
применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;

10

 выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на
формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный
подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;
 выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования;
использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и
внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в
среде программирования;
 владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре,
средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы,
удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к
ним; наполнять разработанную базу данных;
 представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений
(сайты, блоги и др.);
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять
пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при
передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм
LZW и др.);
 использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических
задач, в том числе при анализе кодов;
 приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют
различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;
 использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически
неразрешимых проблем;
 использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки
двух языков программирования;
 использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе
процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;
 проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности)
исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и
компьютерных экспериментов;
 использовать методы машинного обучения при анализе данных;
представление о проблеме хранения и обработки больших данных;

использовать

 создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными
системами с помощью веб-интерфейса.
Тематическое планирование 10 класс
Формы контроля: Т – тест; ПР – практическая работа; КР – контрольная работа.
КолМодуль РПВ
№
Содержание учебного материала
во
«Школьный урок»
часов
Информация и информационные процессы
6
1
Инструктаж по технике безопасности.
Знаменитые ученые в
1
области
2
Информация и информационные процессы.
1
информатики.
3
Измерение информации.
1
4
Структура информации. Простые структуры День программиста
1

Форма
контроля
Т
Т
Т
ПР
11

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Иерархия. Деревья
Графы.

(13 сентября)

Кодирование информации
Язык и алфавит. Кодирование.
Знаменитые ученые в
области
Декодирование.
информатики.
Дискретность.
Школьный этап
Алфавитный подход к оценке количества
ВсОШ по
информации.
Системы счисления. Позиционные системы информатике
Урок цифры.
счисления.
https://xn-Двоичная система счисления.
h1adlhdnlo2c.xn-Восьмеричная система счисления.
p1ai/lessons
Шестнадцатеричная система счисления.
Другие системы счисления.
Контрольная работа по теме «Системы
счисления».
Кодирование символов.
Кодирование графической информации.
Кодирование звуковой информации.
Кодирование видеоинформации.
Контрольная работа по теме «Кодирование
информации».
Логические основы компьютеров
Логика и компьютер. Логические операции. Знаменитые ученые в
области
Логические операции.
информатики.
Практикум: задачи на использование
логических операций и таблицы истинности. Урок цифры.
https://xn-Диаграммы Эйлера-Венна.
h1adlhdnlo2c.xn-Упрощение логических выражений.
p1ai/lessons
Синтез логических выражений.
Онлайн-уроки
Предикаты и кванторы.
ПроеКТОрия.
Логические элементы компьютера.
Логические задачи.
Контрольная работа по теме «Логические
основы компьютеров».
Компьютерная арифметика
Хранение в памяти целых чисел.
Знаменитые ученые в
области
Хранение в памяти целых чисел.
информатики.
Арифметические и логические (битовые)
операции. Маски.
Арифметические и логические (битовые)
операции. Маски.
Хранение в памяти вещественных чисел.
Выполнение арифметических операций с
нормализованными числами.
Устройство компьютера
История развития вычислительной техники. Знаменитые ученые в
области
История и перспективы развития
информатики.
вычислительной техники.
День информатики (4
Принципы устройства компьютеров.
декабря)
Магистрально-модульная организация

1
1
13
1
1
1

Т, ПР
Т, ПР

1

Т

1

Т

1
1
1
1

Т
Т
Т
ПР

1

КР

1
1

Т
Т

1

Т

1

КР

10
1
1

ПР
Т

1

Т

1
1
1
1
1
1

ПР
Т
Т
СР
СР
СР

1

КР

6
1
1

СР, ПР

Т
Т, ПР
Т

1
1

СР, ПР

1
1

СР, ПР

9
1
1

Т

1
1

Т
Т
12

41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

компьютера.
Всероссийская акция
час кода
Процессор.
Моделирование работы процессора.
Память.
Устройства ввода.
Устройства вывода.
Программное обеспечение
Что такое программное обеспечение?
Знаменитые ученые в
Прикладные программы.
области
информатики.
Использование возможностей текстовых
процессорах (резюме).
Использование возможностей текстовых
процессоров (проверка орфографии,
тезаурус, ссылки, сноски).
Коллективная работа над текстом; правила
оформления рефератов; правила
цитирования источников.
Набор и оформление математических
текстов.
Знакомство с настольно-издательскими
системами.
Знакомство с аудиоредакторами.
Знакомство с видеоредакторами.
Системное программное обеспечение.
Сканирование и распознавание текста.
Системы программирования.
Инсталляция программ.
Правовая охрана программ и данных.
Компьютерные сети
Компьютерные сети. Основные понятия
Знаменитые ученые в
области
Локальные сети.
информатики.
Сеть Интернет.
Урок цифры.
Адреса в Интернете.
https://xn-Практикум: тестирование сети.
h1adlhdnlo2c.xn-Всемирная паутина. Поиск информации в
p1ai/lessons
Интернете.
Электронная почта. Другие службы
Интернета.
Электронная коммерция.
Интернет и право. Нетикет.
Алгоритмизация и программирование
Простейшие программы.
Знаменитые ученые в
области
Вычисления. Стандартные функции.
информатики.
Условный оператор.
Всемирный день
Сложные условия.
безопасного
Множественный выбор.
Интернета. День
Практикум: использование ветвлений.
российской науки (8
Контрольная работа «Ветвления».
февраля)
Цикл с условием.
Урок цифры.
Цикл с условием.
https://xn-Цикл с переменной.

1
1
1
1
1
13

Т
ПР
Т
Т
Т, ПР

1

Т

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1

ПР
ПР

1

ПР

Т
Т
ПР
Т
Т
Т
Т
ПР

1
1
1
44
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Т
Т, ПР
Т, ПР
Т, ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
Т, ПР
Т, ПР
13

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

Вложенные циклы.
Контрольная работа «Циклы».
Процедуры.
Изменяемые параметры в процедурах.
Функции.
Логические функции.
Рекурсия.
Стек.
Контрольная работа «Процедуры и
функции».
Массивы. Перебор элементов массива.
Линейный поиск в массиве.
Поиск максимального элемента в массиве.
Алгоритмы обработки массивов (реверс,
сдвиг).
Отбор элементов массива по условию.
Сортировка массивов. Метод пузырька.
Сортировка массивов. Метод выбора.
Сортировка массивов. Быстрая сортировка.
Двоичный поиск в массиве.
Контрольная работа «Массивы».
Символьные строки.
Функции для работы с символьными
строками.
Преобразования «строка-число».
Строки в процедурах и функциях.
Рекурсивный перебор.
Сравнение и сортировка строк.
Практикум: обработка символьных строк.
Контрольная работа «Символьные строки».
Матрицы.
Матрицы.
Файловый ввод и вывод.
Обработка массивов, записанных в файле.
Обработка строк, записанных в файле.
Обработка смешанных данных, записанных
в файле.
Контрольная работа «Файлы».
Методы вычислений
Точность вычислений.
Решение уравнений. Метод перебора.
Решение уравнений. Метод деления отрезка
пополам.
Решение уравнений в табличных
процессорах.
Дискретизация. Вычисление длины кривой.
Дискретизация. Вычисление площадей
фигур.
Оптимизация. Метод дихотомии.
Оптимизация с помощью табличных
процессоров.

h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons

Знаменитые ученые в
области
информатики.

1
1
1
1
1
1
1
1

ПР
КР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

1

КР

1
1
1

Т, ПР
ПР
ПР

1

Т, ПР

1
1
1
1
1
1
1

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
КР
ПР

1

ПР

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Т, ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
КР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

1

ПР

1
12
1
1

КР
Т
ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР
14

120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130136

Статистические расчеты.
Условные вычисления.
Обработка результатов эксперимента.
Метод наименьших квадратов.
Восстановление зависимостей в табличных
процессорах.
Информационная безопасность
Вредоносные программы.
Знаменитые ученые в
области
Защита от вредоносных программ.
информатики.
Что такое шифрование? Хэширование и
пароли.
Современные алгоритмы шифрования.
Стеганография.
Безопасность в Интернете.
Резерв
Повторение.

1
1

ПР
ПР

1

ПР

1

ПР

6
1
1

Т

1

ПР

1
1
1
7

ПР
Т, ПР

6
Тематическое планирование 11 класс

Формы контроля: Т – тест; ПР – практическая работа; КР – контрольная работа.
№
Модуль РПВ
Колуро
Содержание учебного материала
«Школьный
во
ка
урок»
часов
Информация и информационные процессы
11
1 Техника безопасности.
Знаменитые
1
ученые в области
2 Формула Хартли.
1
информатики.
3 Информация и вероятность. Формула Шеннона.
1
День
4 Передача информации.
1
программиста (13
5 Помехоустойчивые коды.
1
сентября)
6 Сжатие данных без потерь.
1
7 Алгоритм Хаффмана.
1
8 Практическая работа: использование архиватора.
1
9 Сжатие информации с потерями.
1
10 Информация и управление. Системный подход.
1
11 Информационное общество.
1
Моделирование
12
12 Модели и моделирование.
Знаменитые
1
ученые в области
13 Системный подход в моделировании.
1
информатики.
14 Использование графов.
1
Урок цифры.
15 Этапы моделирования.
1
Искусственный
16 Моделирование движения. Дискретизация.
1
интеллект
в
17 Практическая работа: моделирование движения.
1
образовании.
18 Модели ограниченного и неограниченного роста.
1
https://xn-19 Моделирование эпидемии.
1
h1adlhdnlo2c.xn-20 Модель «хищник-жертва».
1
p1ai/lessons
21 Обратная связь. Саморегуляция.
1
Онлайн-уроки
22 Системы массового обслуживания.
1
ПроеКТОрия.
Оператор
Практическая работа: моделирование работы
23
1
беспилотных
банка.
авиационных

Форма
контро
ля
Т
Т
Т
Т
СР
ПР
Т, ПР
ПР
Т, ПР
Т
ПР
Т
Т
Т
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

ПР

15

систем.
Базы данных
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

64
65
66

Информационные системы.
Таблицы. Основные понятия.
Модели данных.
Реляционные базы данных.
Практическая работа: операции с таблицей.
Практическая работа: создание таблицы.
Запросы.
Формы.
Отчеты.
Язык структурных запросов (SQL).
Многотабличные базы данных.
Формы с подчиненной формой.
Запросы к многотабличным базам данных.
Отчеты с группировкой.
Нереляционные базы данных.
Экспертные системы
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы.
Текстовые страницы.
Практическая работа: оформление текстовой вебстраницы.
Списки.
Гиперссылки.
Практическая работа: страница с гиперссылками.
Содержание и оформление. Стили.
Практическая работа: использование CSS.
Рисунки на веб-страницах.
Мультимедиа.
Таблицы.
Практическая работа: использование таблиц.
Блоки. Блочная верстка.
Практическая работа: блочная верстка.
XML и XHTML.
Динамический HTML.
Практическая работа: использование Javascript.
Размещение веб-сайтов.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятие алгоритма.
Универсальные исполнители.
Универсальные исполнители.
Алгоритмически неразрешимые задачи.
Сложность вычислений.

Знаменитые ученые в области
информатики.
Школьный этап
ВсОШ по
информатике
Урок цифры.
Разработка игр.
https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons

Знаменитые ученые в области
информатики.
День
информатики (4
декабря).

Знаменитые ученые в области
информатики.
Урок цифры.
Безопасность.
https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-Доказательство правильности программ.
p1ai/lessons
Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена.
Знаменитые ученые в области
Длинные числа.
информатики.
Структуры (записи).

20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1

Т
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

1

ПР

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1

ПР
ПР
ПР
Т
ПР
ПР
ПР

1

ПР

24
1
1
1

ПР
ПР

Т

Т

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
Т

16

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.

Структуры (записи).
Всемирный день
безопасного
Структуры (записи).
Интернета. День
Динамические массивы.
российской науки
Динамические массивы.
Урок цифры.
Списки.
Искусственный
Списки.
интеллект в
Использование модулей.
музыке. https://xnСтек.
-h1adlhdnlo2c.xn-Стек.
p1ai/lessons
Очередь. Дек.
Деревья. Основные понятия.
Вычисление арифметических выражений.
Хранение двоичного дерева в массиве.
Графы. Основные понятия.
Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).
Поиск кратчайших путей в графе.
Поиск кратчайших путей в графе.
Динамическое программирование.
Динамическое программирование.
Динамическое программирование.
Динамическое программирование.
Объектно-ориентированное программирование
Что такое ООП?
Знаменитые ученые в области
Создание объектов в программе.
информатики.
Создание объектов в программе.
Скрытие внутреннего устройства.
Иерархия классов.
Иерархия классов.
Практическая работа: классы логических
элементов.
Программы с графическим интерфейсом.
Работа в среде быстрой разработки программ.
Практическая работа: объекты и их свойства.
Практическая работа: использование готовых
компонентов.
Практическая работа: использование готовых
компонентов.
Практическая работа: совершенствование
компонентов.
Модель и представление.
Практическая работа: модель и представление.
Компьютерная графика и анимация
Основы растровой графики.
Ввод цифровых изображений. Кадрирование.
Коррекция фотографий.
Работа с областями.
Работа с областями.
Фильтры.
Многослойные изображения.
Многослойные изображения.
Каналы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
Т, ПР
ПР
Т
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

1

ПР

1
1
1

ПР

1

ПР

1

ПР

1

ПР

1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ПР
ПР

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
17

112. Иллюстраций для веб-сайтов.
113. GIF-анимация.
114. Контуры.
3D-моделирование и анимация
115. Введение в 3D-графику. Проекции.
116. Работа с объектами.
117. Сеточные модели.
118. Сеточные модели.
119. Модификаторы.
120. Контуры.
121. Контуры.
122. Материалы и текстуры.
123. Текстуры.
124. UV-развертка.
125. Рендеринг.
126. Анимация.
127. Анимация. Ключевые формы.
128. Анимация. Арматура.
129. Язык VRML.
130. Практическая работа: язык VRML.
Резерв
131. Повторение.
132. Повторение.
133. Повторение.
134. Повторение.
135. Повторение.
136. Повторение.

1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР
ПР

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».