РП история 10-11 класс базовый уровень (10аб, 11а классы)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО учителей
общественных наук

Заместитель директора
по УВР

Директор

__________И.В. Быкова
«31» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

Рабочая программа
по истории
10-11 класс
базовый уровень
(2ч. в неделю, в 10 классе 68 ч. год, в 11 классе 66 ч. в год, всего 134 часа)
(для 10а, 10б и 11а классов)

Составитель: Быкова И.В.
Шафеева Н.Д.
Кривойван О.Ю.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История» для 10-11 классов, изучающих предмет на
базовом уровне, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; на основе Примерной программы
среднего общего образования по истории с учётом Концепции преподавания учебного курса
«История России» в общеобразовательных организациях РФ, реализующих основные
общеобразовательные программы, и авторских рабочих программ. Соблюдены требования
к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий для среднего общего образования. В ней соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Программа составлена на основе авторских программ:
 Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е.
Барыкина. — М.: Просвещение, 2019
 Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина —
О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
[А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.] — М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с Примерной программой среднего общего образования по истории,
структурно предмет «История» на базовом уровне в 10-11 классе включает учебные курсы по
всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История
России»).
Концепция преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных
организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная
решением коллегии Министерства Просвещения РФ (протокол от 23 октября 2020 г)
рекомендует в 10 классе на базовом уровне изучать курс истории России и, синхронизированный
с ним, курс всеобщей истории, периода 1914 -1945гг. В 11 классе на базовом уровне
предполагается завершение изучения курсов история России и всеобщая история период 19452020гг.
В 10 классе 40 часов отводится на изучение истории России, 28 часов отводится на
изучение всеобщей истории. В 11 классе материал распределяется тем же образом.
Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей
части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории
является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках
которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню
подготовки выпускников. Программа 10 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории
России с 1914 – 1945 гг. Программа 11 класса интегрирует курсы всеобщей истории и истории
России с 1945-2020гг. Преподавание интегрированного курса строится на основе синхроннопараллельного изучения всемирной истории и истории России, в соответствии с требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО. Это способствует
формированию у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и
роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю. В программе учтены рекомендации и выделены часы на изучение истории
Родного края.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «История» в 10 – 11 классах из
расчета 2 часа в неделю, рассчитана на 68 часов в 10 классе (34 учебные недели) и 66 часов в 11
2

классе (т.к. 33 учебные недели).
Состав УМК:
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект:
 М. М. Горинов, Данилов А.А., М.И. Маруков и др. под ред.А. В. Торкунова. История
России. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Базовый и
углубленный уровень. М., «Просвещение», 2019 г
 Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Под ред. Искендерова А.А. Всеобщая история.
Новейшая история. 10 класс. Учебник. Базовый и углубленный уровень; М.,
«Просвещение», 2019 г.








Цели обучения предмету история
воспитание
гражданственности,
национальной
идентичности,
развитие
мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически
сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи обучения предмету история
 систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного
курса исторических знаний обучающихся;
 обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельно осмысленную картину
истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе,
«доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
 представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
 формирование у обучающихся исторического мышления, понимания причинноследственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
 осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом
сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой
историей, вклада России в мировую культуру;
 воспитание у обучающихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений
дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим,
далеким по времени и современным культурам;
 формирование у обучающихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной
позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и
культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и
других народов страны;
 воспитание обучающихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов,
социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов
путем поиска их мирного разрешения.
3

Учебно-тематический план
10 класс
№
1
2
3

4
5
6
7

Название темы

Количество часов

История Отечества
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений».
Тема 2. Советский союз в 1920-1930-е гг.
Тема 3. Великая Отечественная война.
Итого

13
13
14
40

Итого
Итого:

5
13
4
6
28
68

Всеобщая история
Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Тема 2. Межвоенный период 1918-1939 гг.
Тема 3. Вторая мировая война.
Повторение курса История за 10 класс

Учебно-тематический план
11 класс
№

Название темы

1
2

История Отечества
Тема 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг.
Тема 5. Российская Федерация

3
4

Всеобщая история
Тема 4. Соревнование социальных систем.
Тема 5.Современный мир.

Количество часов

Итого

Итого
Итого: 66

27
13
40
20
6
26

Содержание предмета «История» 10-11 класс
Содержание курса в 10 классе.
История Отечества
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений» (13 часов)
Россия и мир накануне Первой мировой войны. "Империализм". Колониальные и
континентальные империи. Мировой порядок перед Первой мировой войной. Антанта и
Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений и милитаризация.
Пропаганда. Региональные конфликты накануне Первой мировой войны. Причины Первой
мировой войны.
Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение Австро-Венгрии на Сербию.
Вступление в войну Германии, России, Франции, Великобритании, Японии, Черногории,
Бельгии. Цели войны. Планы сторон.
Россия в Первой мировой войне
Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы
командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах,
взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый
героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской
армии. Людские потери. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.
Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в
4

условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных
комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие
гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту.
Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и
разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание
экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к
усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения
представительной
и
исполнительной
ветвей
власти.
"Прогрессивный блок" и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны
на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и
война: оборонцы, интернационалисты и "пораженцы". Влияние большевистской пропаганды.
Возрастание роли армии в жизни общества.
Великая российская революция.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как
революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы.
Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические
партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г.
Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи.
Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные
регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа
его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты.
Весна - лето: "зыбкое равновесие" политических сил при росте влияния большевиков во
главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец "двоевластия". православная церковь.
Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова
против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой.
25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие
власти большевиками ("октябрьская революция"). Создание коалиционного правительства
большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований.
Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за
армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых
обязательств Российской империи. Национализация промышленности.
"Декрет о земле" и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Созыв и разгон Учредительного собрания.
Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование "многовластия" на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по
борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства
(ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика Советской власти. Военный коммунизм.
Гражданская война и ее последствия. Установление советской власти в центре и на
местах осенью 1917 - весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний
Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных
очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной
рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная
катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны.
5

Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и
взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В.
Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях
антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: "красные"
продотряды и "белые" реквизиции. Политика "военного коммунизма". Продразверстка,
принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и
административное распределение товаров и услуг. "Главкизм". Разработка плана ГОЭЛРО.
Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых
эсеров. Террор "красный" и "белый" и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление
прав Советов в пользу чрезвычайных органов - ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности
Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем
Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение.
Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в
регионах в конце 1921 - 1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны.
"Несвоевременные мысли" М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. "Окна сатиры РОСТА". План монументальной пропаганды.
Национализация театров и кинематографа. Издание "Народной библиотеки".
Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация
жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление
равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт:
бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации.
Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в
деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, "черный рынок" и
спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на
психологию населения.
Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Тема 2. Советский Союз в 1920-1930-х гг. (13 часов).
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921 - 1922 гг.
и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и
преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в
Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от "военного коммунизма" и
переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и
товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена
продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа 1922 - 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и
пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации
труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания "Герой Труда" (1927 г., с 1938 г. Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е
гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских
партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина
и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и
6

возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры.
Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика
большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика.
Социальные "лифты". Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и
детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по
сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов".
Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные
коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Культурное пространство советского общества в 1920- гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и
отношение к ним в обществе. Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной
морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники.
Наступление на религию. Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских
конфессий.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм)
и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Внешняя политика СССР в 1920 - 1930-е годы. Внешняя политика: от курса на
мировую революцию к концепции "построения социализма в одной стране". Деятельность
Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема "царских долгов". Договор в
Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. "Военная тревога" 1927 г.
"Великий
перелом".
Перестройка
экономики
на
основе
командного
администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная
специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование.
Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис
снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические последствия. "Раскулачивание". Сопротивление крестьян. Становление
колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод
в СССР в 1932 - 1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых
пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод.
Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского
метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и
технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие
военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР
в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия
урбанизации. Утверждение "культа личности" Сталина. Малые "культы" представителей
советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент
сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.
Ужесточение цензуры. Издание "Краткого курса истории ВКП(б)" и усиление
идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые
политические репрессии 1937 - 1938 гг. "Национальные операции" НКВД. Результаты
репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против
священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его
контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении
труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг.
Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский
авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность
Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая
7

академия, Институты красной профессуры. Пропаганда коллективистских ценностей.
Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм
периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды
летчиков. Эпопея "челюскинцев". Престижность военной профессии и научно-инженерного
труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования - к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и
искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х
годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание
новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и
конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной
интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня
доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и
очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения.
Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы
быта. Возвращение к "традиционным ценностям" в середине 1930-х гг. Досуг в городе.
Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол.
Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне.
Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки
организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в
Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на
Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
Наш край в 1930-е гг.
Тема 3. Великая отечественная война. 1941-1945гг. (14 часов)
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства
и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание
негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной
изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины,
Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. "Зимняя война" с
Финляндией.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (июнь 1941 - осень
1942). План "Барбаросса". Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость.
Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на
начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование
Государственного комитета обороны. И.В. Сталин - Верховный главнокомандующий. Роль
партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения.
Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады
Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов "молниеносной
войны".
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой
группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г.
Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы.
Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев.
"Дорога жизни". Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий,
населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте.
8

Нацистский оккупационный режим. "Генеральный план Ост". Массовые преступления
гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки
на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и
медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию.
Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу.
Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения.
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 - 1943 г.). Сталинградская битва.
Германское наступление весной - летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва
за Кавказ. Оборона Сталинграда. "Дом Павлова". Окружение неприятельской группировки
под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под
Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом.
Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые
сражения под Прохоровкой и Обоянью. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр.
Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги
наступления Красной армии летом - осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в
крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная
армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и
пособниками оккупантов в 1943 - 1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. "Все
для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в
промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых.
Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь
эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое
братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском
тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в
городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные
меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и
Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня "Священная война" - призыв
к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях
войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное
творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание
на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое
служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с
союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция 1943 г.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и
Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в
Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое
содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе.
Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция
Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания.
Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944
- 1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Взаимоотношения
государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие
Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии.
Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция.
Судьба
послевоенной
Германии.
Политика
денацификации,
демилитаризации,
9

демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Решение проблемы репараций. Советскояпонская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на
Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских
городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Советская разведка и
контрразведка в годы Великой отечественной войны.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери.
Изменения политической карты Европы.
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Всеобщая история. Новейшая история. (28 часов)
Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны. (5 часов)
"Империализм". Колониальные и континентальные империи. Мировой порядок перед
Первой мировой войной. Антанта и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации.
Гонка вооружений и милитаризация. Пропаганда. Региональные конфликты накануне
Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны.
Первая мировая война. Ситуация на Балканах. Сараевское убийство. Нападение
Австро-Венгрии на Сербию. Вступление в войну Германии, России, Фра. нции,
Великобритании, Японии, Черногории, Бельгии. Цели войны. Планы сторон. Сражение на
Марне. Наступление в Галиции. Морское сражение при Гельголанде. Вступление в войну
Османской империи. Вступление в войну Болгарии и Италии. Поражение Сербии. Четверной
союз (Центральные державы). Верден. Отступление российской армии. Сомма. Война в
Месопотамии. Геноцид в Османской империи. Ютландское сражение. Вступление в войну
Румынии. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Революция 1917 г. и выход из
войны России. Бои на Западном фронте. Война в Азии. Капитуляция государств Четверного
союза. Новые методы ведения войны. Националистическая пропаганда. Борьба на
истощение. Участие колоний в европейской войне. Позиционная война. Новые практики
политического насилия: массовые вынужденные переселения, геноцид. Политические,
экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны.
Тема 2. Межвоенный период 1918-1939гг. (13 часов)
Революционная волна после Первой мировой войны. Образование новых
национальных государств. Народы бывшей российской империи: независимость и
вхождение в СССР. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика.
Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Образование Коминтерна.
Венгерская советская республика. Образование республики в Турции и кемализм.
Версальско-Вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира.
Парижская мирная конференция. Версальская система. Лига наций. Генуэзская конференция
1922 г. Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская конференция.
Смягчение Версальской системы. Планы Дауэса и Юнга. Локарнские договоры.
Пацифистское движение.
Страны Запада в 1920-е гг. Реакция на "красную угрозу". Послевоенная стабилизация.
Экономический бум. Процветание. Возникновение массового общества. Либеральные
политические режимы. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов.
Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в
США. Начало Великой депрессии. Причины Великой депрессии. Мировой экономический
кризис. Социально-политические последствия Великой депрессии. Закат либеральной
идеологии. Победа Ф.Д. Рузвельта на выборах в США. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта.
Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Другие стратегии выхода из
10

мирового экономического кризиса. Тоталитарные экономики. Авторитарные режимы в
Европе: Польша и Испания. Б. Муссолини и идеи фашизма. Приход фашистов к власти в
Италии. Создание фашистского режима. Фашистский режим в Италии.
Нарастание агрессии. Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире. Агрессия
Японии против Китая в 1931 - 1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. "Пивной" путч. Приход
нацистов к власти. Поджог Рейхстага. "Ночь длинных ножей". Нюрнбергские законы.
Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.
"Народный фронт" и Гражданская война в Испании. Борьба с фашизмом в Австрии и
Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика "Народного фронта". Революция в Испании.
Победа "Народного фронта" в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство.
Социальные преобразования в Испании. Политика "невмешательства". Советская помощь
Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской
республики.
Политика "умиротворения" агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Оккупация
Рейнской зоны. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его
последствия. Присоединение Судетской области к Германии. Ликвидация независимости
Чехословакии. Итало-эфиопская война. Японо-китайская война и советско-японские
конфликты. Британско-франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский
договор о ненападении и его последствия. Раздел Восточной Европы на сферы влияния
Германии и СССР.
Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии . Китай после Синьхайской
революции. Революция в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с
коммунистами. "Великий поход" Красной армии Китая. Становление демократических
институтов и политической системы колониальной Индии. Поиски "индийской
национальной идеи". Национально-освободительное движение в Индии в 1919 - 1939 гг.
Индийский национальный конгресс и М. Ганди.
Тема 3. Вторая мировая война. (4 часа)
Причины Второй мировой войны. Стратегические планы основных воюющих сторон.
Блицкриг. "Странная война", "линия Мажино". Разгром Польши. Присоединение к СССР
Западной Белоруссии и Западной Украины. Советско-германский договор о дружбе и
границе. Конец независимости стран Балтии, присоединение Бессарабии и Северной
Буковины к СССР. Советско-финляндская война и ее международные последствия. Захват
Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Германо-британская борьба
и захват Балкан. Битва за Британию. Рост советско-германских противоречий.
Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане
Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США и его причины. ПерлХарбор. Формирование Антигитлеровской коалиции и выработка основ стратегии
союзников. Ленд-лиз. Идеологическое и политическое обоснование агрессивной политики
нацистской Германии. Планы Германии в отношении СССР. План "Ост". Планы союзников
Германии и позиция нейтральных государств.
Коренной перелом в войне. Война в Северной Африке. Сражение при Эль-Аламейне.
Стратегические бомбардировки немецких территорий. Высадка в Италии и падение режима
Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка".
Каирская декларация. Роспуск Коминтерна.
Жизнь во время войны. Сопротивление оккупантам
Условия жизни в СССР, Великобритании и Германии. "Новый порядок". Нацистская
политика геноцида, холокоста. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая
11

миграция и насильственные переселения. Массовые расстрелы военнопленных и
гражданских лиц. Жизнь на оккупированных территориях. Движение Сопротивления и
коллаборационизм. Партизанская война в Югославии. Жизнь в США и Японии. Положение в
нейтральных государствах.
Разгром Германии, Японии и их союзников
Открытие Второго фронта и наступление союзников. Переход на сторону
антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии, выход из войны Финляндии. Восстания в
Париже, Варшаве, Словакии. Освобождение стран Европы. Попытка переворота в Германии
20 июля 1944 г. Бои в Арденнах. Висло-Одерская операция. Ялтинская конференция. Роль
СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Противоречия между
союзниками по Антигитлеровской коалиции. Разгром Германии и взятие Берлина.
Капитуляция Германии.
Наступление союзников против Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и
Нагасаки. Вступление СССР в войну против Японии и разгром Квантунской армии.
Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными
преступниками Германии и Японии. Потсдамская конференция. Образование ООН. Цена
Второй мировой войны для воюющих стран. Итоги войны.
Содержание курса в 11 классе (66 ч).
Тема 4. Апогей и кризис советской системы. 1945–1991 гг. (27 часов)
Место и роль СССР в послевоенном мире. Рост влияния СССР на международной
арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План
Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной
Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание 18 Совета
экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация
Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора.
Война в Корее.
«Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) Влияние последствий войны на советскую
систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа
о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной
проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей
«пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем
послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления.
Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции.
Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение
деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении
западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский
«атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на
послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая
торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.
Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело
врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».
Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства
военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Положение в «старых» и «новых» республиках. И. В. Сталин в оценках современников и
историков.
«Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. Смена политического
курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве.
12

Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления
«оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд
КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и
мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная
демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение
политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной
политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа».
Утверждение единоличной власти Хрущёва.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука.
Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г.
Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Начало
Московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и
попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы
общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущев и интеллигенция.
Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной 19 проблемы. Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической
политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита.
Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю. А.
Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ.
Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной
жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к
совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание
горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного
крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения
коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования.
Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского
«социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа.
Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит
товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней
политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны.
СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и
стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г.,
Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание
негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события.
Смещение Н. С. Хрущёва и приход к 20 власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его
реформ современниками и историками. Наш край в 1953—1964 гг.
Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Приход к власти Л.И.
Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров.
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. «Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция
«развитого социализма». Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни:
достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии.
13

Рост теневой экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития.
Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки
реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития
агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им
М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление
научно-технического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда.
«Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание топливно-энергетического
комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в
деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема
«неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных
социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие союзных республик.
Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема поиска эффективной системы
производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны».
Потребительские тенденции в советском обществе. Дефициты и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей.
Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И.
Солженицын. Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием.
Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряжённости. «Холодная война» и мировые
конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного
авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с
США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание
по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан.
Подъём антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л. И. Брежнев в оценках современников и историков.
Наш край в 1945- 1985 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) Нарастание кризисных
явлений в социально-экономической и идейно политических сферах. Резкое падение
мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М. С.
Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее
противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и
подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация
цензуры. 22 Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в
идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации.
История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане.
Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачёва. Отказ от
идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР
приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом.
Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск
СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода
советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны».
Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в
мире.
14

Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее
решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов –
высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его
значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы
«первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских
настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки ее решения руководством СССР.
Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина,
Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап
«перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли
КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической
партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Превращение Б.Н.
Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и
российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева
Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая
роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства).
Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы
распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на
Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях
обновлении Союза ССР. План «автономизации» - предоставления автономиям статуса
союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного
договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста
Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий
политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и
коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы
снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение
государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся
проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от
планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским
руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных
настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно конфессиональных
отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ
СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и
создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового сообщества
на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник
СССР на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном
сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.
Наш край в 1985-1991
Тема 5. Российская Федерация в 1992–2014 гг. (13 часов).
Становление новой России (1992–1999 гг.) Б. Н. Ельцин и его окружение.
Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе
преобразований. Предоставление Б. Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного
проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало
радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия».
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение
жизненного уровня населения. Безработица. «Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост
15

недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политикоконституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б. Н.
Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из
политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия
Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого
дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г.
Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года.
Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие
Конституции России 1993 года и её значение. Полномочия Президента как главы
государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной
символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и
отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ
восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной
целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность
исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской
Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль
иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции
деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на
энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы.
Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском
сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые
пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его
последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ.
Общественные настроения в зеркале социологических исследований. Представления о
либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода
СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж.
Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная
поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская
беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социальнонезащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным
государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения
Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семерке». Усиление
антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на
Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военнополитическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней
политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского
общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы.
Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В. С.
Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную
Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и
16

историков.
Наш край в 1992—1999 гг.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и
экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д.
А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В. Путина президентом.
Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и
сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение
властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали
власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в
2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический
подъем 1999- 2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и
задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной
экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI вв. Новый облик российского
общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и
трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления
государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы.
Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры.
Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции
депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России.
Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и
здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи.
Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоёв населения.
Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством
вопроса о социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В. В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных
отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях
многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании
локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС.
Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность
«большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие
направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной
роли СМИ как «четвёртой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в
развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования
науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения
российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии
и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача
государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития
современной
художественной
культуры:
литературы,
киноискусства,
театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Наш край в 1991—2014 гг.
Всеобщая история. Новейшая история. (28 часов)
Тема 4. Соревнование социальных систем. (20 часов)
Начало «холодной войны». Международные отношения в середине 1945-1950 гг.
Международные отношения 1950-1980-е гг. Завершение эпохи индустриального общества
17

1945-1970 гг. «Общество потребления». Кризисы 1970-1980 гг. Становление
постиндустриального общества. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный
поворот. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Соединенные
Штаты Америки. Франция. Италия. Великобритания. Три периода истории Германии во
второй половине ХХ-нач. ХХ1 вв Преобразования и революции в странах Центральной и
Восточной Европы. Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Страны
Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития. Мусульманские страны: Иран,
Турция, Египет. Китай. Индия. Японское послевоенное «экономическое чудо».
«Экономическое чудо» Южной Кореи. Проектная деятельность.
Тема 5. Современный мир. (6 часов)
Глобализация и новые вызовы ХХ1 века. Международные отношения в конце ХХначале ХХ1 вв. Постсоветское пространство: политические конфликты, интеграционные
процессы. Культура во второй половине ХХ –начале ХХ1 вв. Проектная деятельность.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля знаний и
умений являются: индивидуальный и фронтальный опрос; участие в практикумах,
тематическое тестирование, тестирование в формате ЕГЭ, тематические зачетные и
проверочные работы, работа с документами.
Планируемые результаты изучения предмета «История»
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются:
 складывание российской идентичности, способности осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению
Отечеству, его защите;
 формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 несколько путей достижения поставленной цели;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
18







искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении
собственного суждения, так и в отношении действий и суждений;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся
научатся:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
10 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать
роль России в мировом сообществе;
 устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
 определять место и время создания исторических документов;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
19






телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:

 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
 обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
 приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
 применять полученные знания при анализе современной политики России;
 владеть элементами проектной деятельности.

20

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
Основное содержание по темам
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
10 класс
История Отечества. (40 часов)
Тема 1. Россия в годы
Россия и мир накануне Первой
«великих потрясений».
мировой войны. Первая мировая
(13 часов)
война. Февральская революция в
России 1917 г.
Переход власти к партии
большевиков. Первые декреты
Советской власти.
Гражданская война и
интервенция
Завершение Гражданской войны
и образование СССР
Военный коммунизма.
Культура страны Советов в
1917—1922 гг.
Советская модернизация
экономики и культурная

Модуль РПВ
«Школьный урок»

гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;

Характеристика деятельности ученика

Понимать причины и предпосылки революции.
анализировать документы; выяснять особенности
экономического развития
анализировать политику самодержавия; выявлять
причины войны и оценивать последствия событий;
работать с текстом
сравнивать и анализировать данные различных
источников
сравнивать взгляды политических партий,
анализировать исторические события; делать
выводы. Знать причины Первой мировой войны.
Цели и планы участников войны. Основные фронты,
этапы войны и сражения.
сравнивать взгляды политических партий,
анализировать исторические события; делать
выводы. Показывать на карте линии фронтов и места
важнейших сражений. Определять последствия и
особенности мировой войны. Показывать на карте
территориальные изменения в послевоенной Европе,
определять слабые стороны ВерсальскоВашингтонской системы. Давать характеристику
политическим лидерам, оценивать результаты и
последствия революций и реформ. Показывать на

Тема 2. Советский союз в
1920-1930-е гг. (13 часов)

Экономический и политический
кризис начала 1920-х гг. От
военного коммунизма к нэпу
Культура страны Советов в
1917—1922 гг.
Советская модернизация
экономики и культурная.
Международное положение и
внешняя политика СССР в
1920гг. культурное пространство
советского общества в 1920 гг.
Великий перелом.
Индустриализация.
Коллективизация сельского
хозяйства. Политическая система
СССР в 1930-е гг. Культурное
пространство советского
общества в 1930 гг.

патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;

Тема 3. Великая
Отечественная война
1941-1945 гг. (14 часов)

От европейской к мировой войне
Начальный период Великой
Отечественной войны
Антигитлеровская коалиция и
кампания 1942 г. на Восточном
фронте
Коренной перелом в Великой
Отечественной войне
Наступление Красной Армии на

гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное

карте территориальные изменения в послевоенной
Европе.
Понимать причины и итоги коллективизации и
индустриализации страны, итоги культурной
революции.
сравнивать итоги коллективизации и
индустриализации в модернизации экономики
советской страны,
анализировать исторические события; итоги
культурной революции, делать выводы
анализировать документы;
выяснять особенности культурного развития
анализировать политику советской власти в области
культуры;
выявлять причины и оценивать последствия
событий;
Анализировать документы;
выяснять особенности экономического развития
анализировать политику;
сравнивать и анализировать данные различных
источников; анализировать исторические события;
делать выводы.
Давать характеристику политическим лидерам,
оценивать результаты и последствия революций и
реформ.
Анализировать исторические события; делать
выводы
сравнивать соотношение сил различных сторон,
называть военные конфликты накануне ВОВ.
сравнивать основные военные операции советского и
немецкого командования в годы войны,
знать итоги военных операций и сражений,
показывать места боёв на карте,
анализировать исторические события;
22

заключительном этапе Великой
Отечественной войны
Причины, цена и значение
великой Победы.
Человек и война.
Советская разведка и
контрразведка в годы Великой
отечественной войны.
Обобщающее повторение.
Всеобщая история (28 часов)
Тема 1. Мир накануне и в Колониализм и обострение
годы Первой мировой
противоречий мирового развития
войны. (5 часов)
в начале ХХ в. «Новый
империализм»
Первая мировая война
Обобщающее повторение по теме
«Россия и мир в начале ХХ в.»

воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

анализировать роль партизан и подполья в ВОВ
Показывать на карте территориальные изменения в
послевоенной Европе.

приобщение детей к
культурному
наследию;
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);

Тема 2. Межвоенный
период 1918-1939 гг. (13
часов)

приобщение детей к
культурному
наследию;
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);

Знать причины Первой мировой войны. Цели и
планы участников войны.
Основные фронты, этапы войны и сражения.
анализировать исторические события; делать выводы
Показывать на карте линии фронтов и места
важнейших сражений. Определять последствия и
особенности мировой войны. Показывать на карте
территориальные изменения в послевоенной Европе,
определять
слабые
стороны
ВерсальскоВашингтонской системы.
анализировать исторические события; делать
выводы;
показывать на карте территориальные изменения;
понимать и описывать достижения науки и техники.

Тема 3. Вторая мировая
война 1939-1945 гг. (4
часа)

Экономическое и политическое
развитие Западной Европы и
Америки после Первой мировой
войны
Ослабление колониальных
империй
Международные отношения
между двумя мировыми войнами
Духовная жизнь и развитие
мировой культуры в первой
половине XX в.
Экономическое и политическое
развитие Западной Европы и
Америки после Первой мировой

патриотическое
воспитание и
формирование

сравнивать основные военные операции советского и
немецкого командования в годы войны,
знать итоги военных операций и сражений,
23

войны
Ослабление колониальных
империй
Международные отношения
между двумя мировыми войнами
Духовная жизнь и развитие
мировой культуры в первой
половине XX в.
Повторение по курсу (6
часов)
11 класс
История Отечества (40 часов)
Тема 4. Апогей и кризис
Советский Союз в последние
советской системы 1945- годы жизни И.В. Сталина
1991гг. (27 час)
Первые попытки реформ и XX
съезд КПСС. Советское общество
конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Духовная жизнь в СССР в 19401960-е гг. «Холодная война» и
международные конфликты 19401970-х гг.
Расширение системы социализма:
Восточная Европа и Китай
Обобщающее повторение по теме
«Мировое развитие в первые
послевоенные десятилетия»
Углубление кризисных явлений в
СССР и начало политики
перестройки
Развитие гласности и демократии
в СССР
Кризис и распад советского
общества
Наука, литература и искусство.

российской
идентичности;
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)

показывать места боёв на карте,
анализировать исторические события;
показывать роль движения Сопротивления в Европе

гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей.

Понимать последствия войны и массовых репрессий,
проблемы сельского хозяйства, трудности
восстановления хозяйства.
сравнивать довоенный и послевоенный периоды
развития народного хозяйства,
анализировать исторические события; делать
выводы.
анализировать исторические события
сравнивать развитие сверхдержав в период политики
«холодной войны»
определить: причины, сущность, итоги политики
«холодной войны»; главные противоречия стран;
сущность внешней политики СССР и США;
Восточной Европы, причины, сущность и
последствия влияния внутренней и внешней
политики СССР на мировые страны.
Раскрывать причины нарастания международной
напряжённости, определять сущность политики
«холодной войны», анализировать роль ООН в мире.
Понимать основные направления развития СССР в
60-90-х гг., достижения науки и техники.
сравнивать особенности и итоги развития
24

Спорт. 1960— 1980-е гг.
Международные отношения: от
разрядки к завершению
«холодной войны»

Тема 5 Российская
Федерация. (13часов)

Общественно-политические
проблемы России во второй
половине 1990-х гг.
Россия на рубеже веков: по пути
стабилизации
Российская Федерация в начале
XXI в.
Духовная жизнь России в
современную эпоху
государства СНГ в мировом
сообществе
Россия и складывание новой
системы международных
отношений. Экономика России в
ХХ1 веке. Повседневная и
духовная жизнь страны. Россия в
208-2019 гг.
Всеобщая история (26 часов)
Тема 4.
Технологии новой эпохи
Соревнование
Становление информационного
социальных систем. общества
(20 часов)
Кризис «общества благосостояния»
Неоконсервативная революция 1980-х

гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

приобщение детей
к культурному
наследию;
популяризация
научных знаний

информационного общества,
анализировать исторические события;
Осознавать причины и проблемы экономических
реформ 1960-1970-х гг. Итоги эпохи «застоя».
сравнивать реформы и итоги развития экономики,
сравнивать взгляды и программы реформ эпохи
«перестройки»
давать характеристику явлений в развитии
отечественной науки и культуры, называть деятелей
науки, культуры, достижения советских
спортсменов.
Характеризовать состояние экономики России после
распада СССР
Понимать основу российской политики и экономики,
социальную структуру РФ, принципы политической
системы, основу государственной политики РФ.
Выявлять новые тенденции в развитии российского
государства, давать им оценку, характеристику
современной стадии развития индустриального
общества, рассуждать о перспективах его развития,
положительных и отрицательных сторонах.
сравнивать взгляды политических партий,
анализировать исторические события; называть
внесённые поправки в Конституции РФ
называть национальные проекты в РФ, понимать их
значение и необходимость; делать выводы

Сравнивать особенности и итоги развития
информационного общества,
анализировать исторические события;
сравнивать реформы и итоги развития экономики,
сравнивать взгляды политических партий,
25

Тема 5.
Современный мир.
(6 часов)

гг.
Наука, литература и искусство. Спорт.
1960— 1980-е гг.
Япония, новые индустриальные
страны и Китай: новый этап развития
Социально-экономическое развитие
Индии, исламского мира и Латинской
Америки в 1950 – 1980-е гг.
Международные отношения: от
разрядки к завершению «холодной
войны»

среди детей
(Ценности
научного
познания);

Транснационализация и глобализация
мировой экономики и их последствия
Интеграция развитых стран и её итоги
Страны Восточной и Юго-Восточной
Европы и государства СНГ в мировом
сообществе
Страны Азии, Африки и Латинской
Америки на современном этапе
развития
Россия и складывание новой системы
международных отношений
Основные тенденции развития
мировой культуры во второй половине
XX в.
Глобальные угрозы человечеству и
поиски путей их преодоления.

приобщение детей
к культурному
наследию;
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

давать характеристику явлений в развитии науки и
культуры, называть деятелей науки, культуры,
достижения спортсменов.
Выявлять экономические, политические,
демографические, социальные, культурные проблемы
стран региона.
Иметь представление: об основных направлениях
социально-экономического и политического развития
стран мира, итоги соперничества СССР и США,
особенности и итоги внешней политики стран,
условия международных договоров по вопросам
внешней политики. Основные направления
внешнеполитических взаимоотношений ведущих
стран мира – СССР и США.
Анализировать альтернативы развития стран; делать
выводы
выявлять изменения во внешней политике и в мировой
экономике; оценивать деятельность государственных
лиц, определять основные приоритеты мировой
экономики;
определять роль глобализации, интеграции в
экономике
влияние и развитие ИКТ и Сети Интернет в мировых
процессах.
определять: особенности и противоречия Интеграции
развитых стран, её итоги, причины перехода мировой
политики от разрядки к конфронтации между СССР и
США, виток нового противостояния держав в н. ХХI
в., интеграционные процессы в Северной Америке.
различать проявления различных типов культуры
(Массовой, Элитарной, Традиционной), давать
характеристику и оценку различным стилям и
направлениям, произведениям искусства.

Итого 66 часов
26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».