РП обществознание 10-11 класс базовый уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
«31» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

Рабочая программа
по обществознанию
10-11 класс
базовый уровень
(2 часа в неделю,68/66 часов в год)
для 10б, 11б классов предпринимательского профиля

Составитель: Быкова И.В.
Кривойван О.Ю.

г. Реутов
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету обществознание для 10-11 класса
составлена
в
соответствии
с:
требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным,
предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий для среднего общего образования. В ней соблюдается преемственность с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников,
обучающихся на уровне среднего общего образования, учитываются межпредметные связи.
Данная рабочая программа составлена с учетом авторской программы Л.Н.
Боголюбова, Н.И. Горецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева.
Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в
целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,
политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают
социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение,
философия. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения,
ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей
во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов,
рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов,
понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии,
литературы и др.





Состав УМК
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. (Под ред. Боголюбова Л.Н.)
«Обществознание», 10 класс, Просвещение, 2020
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. (Под ред. Боголюбова Л.Н.)
«Обществознание», 11 класс, Просвещение, 2020
Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 10 класс, Просвещение, 2020
Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 11 класс, Просвещение, 2020
Учебно-тематический план
10 класс

№

Название темы

1
2
3
4

Введение
Раздел I «Человек в обществе»
Раздел II «Общество как мир культуры»
Раздел III «Правовое регулирование
общественных отношений»
Итоговое повторение курса за 10 класс
Итого:

5

Количество часов
Количество часов
(авторская/примерная (рабочая программа)
программа)
1
30
19
22
15
47
30
6
105

3
68

Учебно-тематический план
2

11класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Введение
Раздел I «Экономическая жизнь общества»
Раздел II «Социальная сфера»
Раздел III «Политическая жизнь общества»
Итоговое повторение курса за 11 класс
Итоговое повторение курса
обществознание
Резерв
Итого:

Количество часов
(авторская/примерная
программа)
41
26
31
3

4
105

Количество часов
(рабочая
программа)
1
25
15
20
2
3

66

Изменения, внесенные в программу: авторская программа Боголюбова Л.Н.
предусматривает 105 часов обществознания. Данная рабочая программа рассчитана на 68
учебных часов в 10 классе из расчета 2 учебных часа в неделю, (34 учебные недели); 66
учебных часов в 11 классе (33 учебные недели). Сокращение учебных часов данной рабочей
программы, по сравнению с авторской, происходит за счет сокращения обобщающих уроков
в конце разделов, за счет сокращения уроков с проектной деятельностью, сокращаются часы
на итоговое повторение курса «Обществознание» за 10-11 класс. Так же не
предусматриваются резервные часы.
Цели и задачи курса обществознания
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:









развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
3

Задачи:
Изучение курса позволяет заложить у обучающихся комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в
сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными
компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе
правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт
познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических
задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Основное содержание курса
10 класс
Раздел I «Человек в обществе» (19 часов)
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их
взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие
институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как
социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь,
взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную
среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры.
Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная.
Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников
истории и культуры.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и
смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и
общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие
антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический
императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение
животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы
деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.
Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор
эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность
истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей
познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек.
Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы
мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и
деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и
социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и
ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел II «Общество как мир культуры» (15 часов)
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная,
массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура,
её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его
происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль
4

культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России,
проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и
формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и
домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебновоспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в
современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как
способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего
образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия.
Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии:
буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения
религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии:
христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как
важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков
и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства.
Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной
культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.
«Свободные искусства».
Раздел III «Правовое регулирование общественных отношений» (30 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания
приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия
юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права
собственности.
Право
на
интеллектуальную
собственность.
Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и
детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды
уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и
национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.
5

Итоговое повторение курса «Обществознание» за 10 класс (3 час)
Основное содержание курса
11 класс
Раздел I «Экономическая жизнь общества» (25 часов)

Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Виды
экономической деятельности. Экономика и уровень жизни, основные экономические
показатели. Макроэкономика и микроэкономика. Влияние экономики на социальную
структуру общества. Цели государственной экономической политики. Сущность
экономической культуры. Деловая этика. Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики
в жизни общества. Циклическое развитие экономики. Экономические цели и задачи.
Экономическая деятельность, её основные показатели. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие.
Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и
потребление. Экономические ресурсы производства. Факторы производства и факторные
доходы. Фирма в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Собственность. Формы собственности, их роль в экономическом процессе. Приватизация,
национализация собственности.
Типы экономических систем. Экономические отношения. Производитель и
потребитель в экономике. Рыночная экономика. Рынок как многозначное понятие. Виды
рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка. Инфраструктура рынка.
Особенности современной экономики России. Конкуренция. Виды конкуренции. Политика
защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их
роль и значение в экономике России.
Деньги как универсальный товар. Фондовый рынок, его инструменты. Виды ценных
бумаг. Особенности развития фондового рынка в современной России. Банковская система.
Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и
последствия инфляции. Предпринимательство. Формы организации бизнеса. Виды
предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Государство и его роль в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Многообразие форм участия государства в экономике. Экономическая политика. Основы
денежной и бюджетной политики государства. Бюджетная и инвестиционная политика
государства. Госбюджет. Государственный долг. Структура налогов. Виды налогов.
Функции налогов. Налоговая политика государства. Мировая экономика. Государственная
политика в области международной торговли. Глобализация экономики в современном
обществе. Экономическая модернизация современной России. Экономика потребителя.
Права потребителей и способы их защиты. Бюджет семьи. Уровень жизни. Экономические
реформы в России. Пути экономического роста.
Экономическая культура. Культура производителя и потребителя. Этика
предпринимательства. Соблюдение правил делового общения. Экономическая свобода и
ответственность.
Раздел II «Социальная сфера» (15 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания,
преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной
6

мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как
социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы
национальной политики в Российской Федерации. Семья как социальный институт. Семья и
брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные
объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Раздел III «Политическая жизнь общества» (20 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство
как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как
общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая
деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического
экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и
движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в
Российской Федерации. Политический процесс. Особенности политического процесса в
России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской
Федерации о выборах. Свобода как ценность. Свобода в деятельности человека. Свобода и
ответственность. Общественное сознание. Политическое сознание. Политическое поведение.
Политическая элита и политическое лидерство.
Итоговое повторение курса «Обществознание» за 11 класс (2 часа)
Итоговое повторение курса «Обществознание» за 10-11 класс (3 часа)
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний
учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, проектная деятельность.
Планируемые результаты изучения курса обществознания в 10 классе
Личностными результатами
содержания курса, являются:

выпускников,

формируемыми

при

изучении

-

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

-

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;

-

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.

Метапредметные
проявляются:

результаты

изучения

обществознания

выпускниками
7

-

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

-

использование элементов причинно-следственного и
анализа;

-

исследование реальных связей и зависимостей;

-

умение развернуто обосновывать суждения,
доказательства (в том числе от противного);

-

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных
примерах;

-

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

-

отделение основной информации от
достоверности полученной информации;

-

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);

-

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;

-

выбор вида чтения в соответствии
просмотровое, поисковое и др.);

-

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;

-

владение навыками редактирования текста;

-

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;

-

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение
приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза
формулирование полученных результатов;

-

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов,
процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий,
реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе
художественных) средств, умение импровизировать;

-

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности;

-

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута).

структурно-функционального

давать

второстепенной,

с

поставленной

определения,

критическое

целью

приводить

оценивание

(ознакомительное,

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
8

Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
 Выделять черты социальной сущности человека;
 определять роль духовных ценностей в обществе;
 распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
 различать виды искусства;
 соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
 выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
 выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
 раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
 различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
 выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
 анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
 различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
 выявлять особенности научного познания;
 различать абсолютную и относительную истины;
 иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
 выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
 выражать и аргументировать собственное
самообразования в жизни человека.

отношение

к

роли

образования

и

Общество как сложная динамическая система
 Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
 выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
 приводить примеры прогрессивных и
аргументировать свои суждения, выводы;

регрессивных

общественных

изменений,

 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
 Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
 конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
 объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов
спроса и предложения;
 оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
9

 различать формы бизнеса;
 извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
 различать экономические и бухгалтерские издержки;
 приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
 различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и
роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
 различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
 выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
 определять причины безработицы, различать ее виды;
 высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
 объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
 анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
 приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
 высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
 различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
 различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
 Выделять критерии социальной стратификации;
 анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
 выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

успешность

 выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
 конкретизировать примерами виды социальных норм;
 характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
 различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
 определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
10

ситуации с точки зрения социальных норм;
 различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
 выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
 характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
 характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие
на формирование института современной семьи;
 характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
 высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
 формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
 осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
 оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
 Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
 различать политическую власть и другие виды власти;
 устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
 высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
 раскрывать роль и функции политической системы;
 характеризовать государство как центральный институт политической системы;
 различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
 обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
 характеризовать демократическую избирательную систему;
 различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
 устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
 определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
 конкретизировать примерами роль политической идеологии;
 раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
 формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
11

 оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
 иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
 различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
 Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
 выделять основные элементы системы права;
 выстраивать иерархию нормативных актов;
 выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
 различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
 обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
 аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
 раскрывать содержание гражданских правоотношений;
 применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
 различать организационно-правовые формы предприятий;
 характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
 давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
 находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
 характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
 иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
 извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
 объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
 Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
 применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
 оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
12

 характеризовать основные методы научного познания;
 выявлять особенности социального познания;
 различать типы мировоззрений;
 объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
 выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
 Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
 выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
 систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее
в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
 Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
 выявлять противоречия рынка;
 раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
 раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
 обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
 различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
 определять практическое назначение основных функций менеджмента;
 определять место маркетинга в деятельности организации;
 применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
 оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
 раскрывать фазы экономического цикла;
 высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
 извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
 Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
 высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
 анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
 выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
13

конфликтов;
 толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном
мире;
 находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
 выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
 выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
 анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
 Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
 выделять основные этапы избирательной кампании;
 в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
 отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
 самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
 характеризовать особенности политического процесса в России;
 анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
 Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
 перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
 характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
 ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
 выявлять общественную
государства;

опасность

коррупции

для

гражданина,

 применять знание основных норм права в ситуациях
прогнозировать последствия принимаемых решений;

общества

повседневной

и

жизни,

 оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
 характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

14

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему

Основное содержание по темам

Введение (1 ч)

Глава 1. Человек в
обществе (19 часов)

Общество как совместная
жизнедеятельность людей.
Общество и природа. Общество и
культура.
Науки об обществе. Особенности
социальной системы. Социальные
институты. Многовариантность
общественного развития.
Целостность и противоречивость
современного мира. Проблема
общественного прогресса.
Биологическое и социальное в
человеке. Социальные качества
личности. Самосознание и
самореализация. Деятельность
человека: основные
характеристики. Структура
деятельности

Модуль РПВ
«Школьный урок"
10 класс
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
гражданское
воспитание
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности

Характеристика деятельности ученика

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 10
класса. Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам
обучения и критерии успешной работы учащихся
Называть (перечислять) формы объединения людей.
Характеризовать особенности деятельности человека,
её
отличия от любых форм активности животных.
Объяснять природу и характер общественных
отношений.
Раскрывать соотношение понятий «природа» и
«общество»; «общество» и «культура».
С помощью причинно-следственного анализа
устанавливать взаимосвязь общества и
природы.
Исследовать практические ситуации, связанные с
влиянием
общества на природу
Описывать общество как социальную систему.
Иллюстрировать примерами
связи между подсистемами и

и её мотивация. Многообразие
видов деятельности. Сознание и
деятельность. Общественное и
индивидуальное сознание.
Познаваем
ли мир. Познание чувственное и
рациональное. Истина и её
критерии. Особенности научного
познания. Социальные и
гуманитарные
знания. Многообразие
человеческого знания.
Особенности социального
познания. Возможна ли
абсолютная свобода. Свобода как
осознанная необходимость.
Свобода и ответственность.
Основания
свободного выбора. Что такое
свободное общество.
Глобализация
как явление современности.
Современное информационное
пространство. Глобальная
информационная экономика.
Социально-политическое измерение
информационного общества.
Международный
терроризм: понятие и признаки.
Глобализация и международный
терроризм. Идеология насилия и
международный терроризм.
Противодействие

элементами общества.
Раскрывать смысл понятия
«социальный институт».
Объяснять роль социальных
институтов в жизни общества
Раскрывать смысл понятий «глобализация»,
«общественный прогресс», «общественный регресс» и
конкретизировать их примерами. Высказывать
суждения о причинах и последствиях глобализации.
Характеризовать сущность процесса глобализации,
глобальных проблем, их отличий от проблем
локальных. Иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем с помощью примеров,
самостоятельно отобранных из СМИ. Описывать
противоречивость социального прогресса,
конкретизировать проявления прогрессивных и
регрессивных изменений с привлечением материала из
курса истории. Извлекать из различных источников,
систематизировать и оценивать социальную
информацию о глобализации современного мира,
использовать её для написания эссе, реферата,
подготовки устного выступления. Выявлять
причинно-следственные связи в динамике социальных
изменений. Опираясь на теоретические положения и
материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы
общественного развития
Описывать современные представления о природе
человека и конкретизировать фактами социальной
жизни её проявления. Характеризовать человека как
личность. Раскрывать сущность процессов
самосознания и самореализации. С опорой на личный
опыт называть и конкретизировать примерами
ориентиры достижения жизненного успеха.

16

Глава 2. Общество
как мир культуры
(15 часов)

международному терроризму.
Понятие «духовная
культура». Культурные ценности и
нормы. Институты культуры.
Многообразие культур. Человек
как духовное существо. Духовные
ориентиры личности.
Мировоззрение и его роль в жизни
человека.
Как и почему возникла мораль.
Устойчивость и изменчивость
моральных норм. Что заставляет
нас делать выбор в пользу добра.
Наука и её функции в обществе.
Этика науки. Образование в
современном обществе.
Образование как система.
Особенности религиозного
сознания. Религия как
общественный институт. Религия
и религиозные организации в
современной России. Проблема
поддержания межрелигиозного мира.
Что такое искусство. Функции
искусства. Структура искусства.
Современное искусство.
Характерные черты массовой
культуры. Что привело к
появлению массовой
культуры. Средства массовой
информации и массовая культура.
Оценка массовой культуры как
общественного явления.

популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;
приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);

Различать понятия «духовная культура» и
«материальная культура». Раскрывать, опираясь на
примеры, смысл понятия «духовная культура».
Описывать основные духовные ценности.
Характеризовать институты культуры и их функции.
Распознавать формы культуры по их признакам.
Иллюстрировать примерами многообразие культур,
проявления народной, массовой,
элитарной культур, а также субкультур и
контркультуры в обществе
Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь
человека», «духовность», «мировоззрение».
Выявлять составляющие духовного мира личности.
Описывать возможности самовоспитания в сфере
нравственности. Характеризовать мировоззрение, его
место в духовном мире человека. Сравнивать
мировоззрение с другими элементами внутреннего
мира личности. Показывать на конкретных
примерах роль мировоззрения в жизни человека.
Классифицировать типы мировоззрения.
Иллюстрировать проявления патриотизма и
гражданственности в типичных ситуациях
социальной жизни
Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная
культура личности». Называть моральные категории.
Характеризовать изменчивость моральных норм,
особенности принципов морали и значение
моральной регуляции отношений в обществе. Давать
моральную оценку конкретных поступков людей
и их отношений. Иллюстрировать примерами
ситуации морального выбора. Аргументировать
собственный моральный выбор
Раскрывать сущность, основные функции и
17

общественную значимость науки и образования.
Описывать особенности науки и образования в
современном обществе, иллюстрировать их
примерами.
Объяснять социальный смысл моральных требований
к научному труду. Выявлять связь науки
и образования. Характеризовать ступени и уровни
образовательной подготовки в системе образования
Российской Федерации. Выражать и аргументировать
собственное отношение к роли самообразования в
жизни человека. Анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли
науки в современном обществе
Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное
сознание». Характеризовать религию как
форму культуры, особенности религии как
социального института. Сравнивать светское и
религиозное сознание. Различать мировые и
национальные религии. Иллюстрировать примерами
многообразие исторически сложившихся религиознонравственных систем. Описывать отношения
государства и религии в РФ. Выявлять влияние
религиозных объединений на общественную жизнь.
Анализировать факторы, угрожающие
межрелигиозному миру и согласию. Объяснять смысл
и значение свободы
совести для развития человека и общества
Характеризовать искусство, его место в жизни
общества. Сравнивать искусство с другими формами
духовной культуры и выявлять его отличительные
черты. Описывать многообразие функций искусства.
Различать виды искусства, излагать различные
подходы к их классификации. Перечислять
и конкретизировать фактами духовной жизни жанры
18

Глава 3. Правовое
регулирование
общественных
отношений (30 часов)

Нормативный подход к праву.
Естественно-правовой подход к
праву. Естественное право, как
юридическая реальность.
Взаимосвязь
естественного и позитивного
права. Основные признаки права.
Право и мораль. Система права.
Норма права. Отрасль права.
Институт права. Что такое
источник права. Основные
источники (формы) права. Виды нормативных
актов. Федеральные законы и
законы субъектов РФ.
Законотворческий процесс в
Российской Федерации. Что такое
правоотношение. Правомерное
поведение. Что такое
правонарушение. Юридическая
ответственность. Гражданство
Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина России.
Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская
служба. Права и
обязанности налогоплательщика.
Гражданские правоотношения.
Имущественные права. Личные
неимущественные права. Право на
результат интеллектуальной
деятельности. Наследование.

популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;

искусства. Показывать на конкретных примерах
особенности современного искусства.
Излагать различные подходы к пониманию права.
Выявлять достоинства и недостатки
естественно-правового и нормативного подходов.
Характеризовать особенности естественного права.
Перечислять естественные (неотчуждаемые) права
человека. Объяснять взаимосвязь естественного и
позитивного права. Раскрывать гуманистический
смысл естественного права
Раскрывать смысл понятий «право», «система права»,
«отрасль права», «институт права». Различать понятия
«право» и «закон», иллюстрировать различия права и
закона на примерах. Сопоставлять
право с другими социальными нормами. Перечислять
признаки, объединяющие различные социальные
регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы
от других видов социальных норм. Классифицировать
нормы и отрасли права. Называть основные отрасли
российского права и сферы общественных отношений,
ими регулируемые. Выявлять отличие института права
от отрасли права.
Конкретизировать примерами понятие «институт
права».
Раскрывать понятия «источник права»,
«законодательная инициатива». Называть и
характеризовать источники российского права.
Иллюстрировать примерами различные источники
права. Выявлять преимущества нормативного акта
перед другими источниками. Различать юридическую
силу
различных видов нормативных актов, выстраивать их
иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов
РФ и их совместного ведения. Описывать
19

Защита
гражданских прав.
Конституционные основы
социальной защиты.
Социальная защита граждан.
Право на социальное обеспечение.
Право на охрану здоровья.
Правовые основы
предпринимательской
деятельности. Организационноправовые формы
предпринимательства. Открытие
своего дела. Трудовые
правоотношения. Порядок
приёма на работу.
Профессиональное образование.
Правовая связь
членов семьи. Вступление в брак и
расторжение брака. Права и
обязанности супругов. Права и
обязанности детей и родителей.
Воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей. Общая
характеристика экологического
права. Право человека на
благоприятную окружающую
среду. Способы защиты
экологических прав.
Экологические правонарушения.
Гражданский процесс. Уголовный
процесс. Административная
юрисдикция. Основные стадии
конституционного
судопроизводства. Защита прав и

законотворческий процесс, его стадии, особенности
принятия конституционных законов. Перечислять
участников законотворческого процесса и раскрывать
их функции.
Раскрывать смысл понятий «правоотношение»,
«субъект права», «правонарушение», «юридическая
ответственность». Показывать на примерах отличия
правоотношений от других видов социальных
отношений. Перечислять и конкретизировать фактами
социальной жизни признаки правонарушения.
Выявлять специфику преступления как вида
правонарушения. Называть признаки юридической
ответственности и её основные виды. Описывать
судебную систему РФ. Объяснять основную цель
деятельности судебной системы. Характеризовать
этапы развития права в России
Раскрывать смысл понятий «правосознание»,
«правовая культура», «правомерное поведение».
Описывать структуру и уровни правосознания.
Называть элементы правовой культуры, показывать их
взаимосвязь. Перечислять функции правовой
культуры. Различать правовую культуру личности и
правовую культуру общества. Выявлять специфику
современной правовой культуры. Объяснять
причины правового нигилизма и раскрывать способы
его преодоления. Классифицировать и
иллюстрировать примерами виды правомерного
поведения. Характеризовать предпосылки
формирования правомерного поведения
Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть
основания приобретения гражданства в РФ. Различать
понятия «права человека» и «права гражданина».
Перечислять конституционные
обязанности гражданина РФ. Характеризовать
20

свобод человека средствами ООН.
Европейская система защиты прав
человека. Проблема отмены
смертной казни. Международные
преступления и правонарушения. Полномочия
международного уголовного суда.

воинскую обязанность, возможности альтернативной
гражданской службы, права и обязанности
налогоплательщиков. Обосновывать взаимосвязь
между правами и обязанностями, иллюстрировать эту
взаимосвязь примерами. Выражать собственное
отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
гражданских обязанностей
Раскрывать смысл понятий «гражданские
правоотношения», «субъекты гражданского права»,
«юридические лица», «физические лица»,
«гражданская дееспособность». Называть участников
гражданских правоотношений. Раскрывать
содержание гражданских правоотношений, объяснять,
как возникают гражданские правоотношения и как,
когда и при каких условиях они прекращаются.
Классифицировать объекты имущественных
гражданских правоотношений. Приводить пример
гражданского правоотношения, выделяя его субъект
(субъекты), объект, основание возникновения,
содержание. Перечислять и конкретизировать
примерами имущественные и личные
неимущественные права. Характеризовать право на
результаты интеллектуальной деятельности как
сочетание
имущественных и неимущественных гражданских
прав. Различать виды наследования. Определять
субъекты и объекты семейных правоотношений.
Называть необходимые условия заключения брака и
расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ.
Объяснять причины имеющихся ограничений для
заключения брака.
Раскрывать права и обязанности супругов, родителей
и детей.
используя самостоятельно найденную и отобранную
21

информацию
Итоговое повторение Итоговое повторение курса
по курсу ( 3 часа)

популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)

Выполняет тестовые задания, решает
практические задачи.

Итого: 68 часов
Введение ( 1 час)

Глава 1.
Экономическая
жизнь общества (25
часов)

Экономика как подсистема
общества. Экономика и уровень
жизни. Экономика и социальная
структура общества. Экономика и
политика. Что изучает
экономическая наука.
Экономическая деятельность и её
измерители. Понятие ВВП.
Экстенсивный и интенсивный
рост. Факторы и темпы
экономического роста.
Экономическое развитие.
Экономический цикл. Причины
цикличного развития экономики.
Рынок в жизни общества.
Рыночная экономика. Как
действует «невидимая рука»
рынка. Законы спроса и
предложения. Рыночные
структуры. Конкуренция и
монополия. Современная

11 класс
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
воспитание
рационального
потребителя и
производителя
общественных благ

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 11
класса. Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на основе
экономического выбора. Характеризовать основные
проявления экономической жизни, их взаимосвязь.
Называть показатели уровня жизни населения.
Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи
жизни общества в целом и его экономического
развития.
Приводить примеры, иллюстрирующие основные
тенденции развития экономической сферы жизни
современного общества.
Аргументированно обосновывать взаимовлияние
экономики и социальной структуры общества,
экономики и политики.
Использовать элементы причинно-следственного
анализа при характеристике экономической жизни
общества. В том числе для понимания влияния
экономики на уровень жизни.
22

Глава 2. Социальная
сфера (15 часов)

рыночная система. Цели
деятельности фирмы. Факторы
производства.
Социальная структура общества и
социальные отношения.
Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы,
их типы. Социальная
мобильность. Социальный
конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы
разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды
социальных норм. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе.
Религиозные объединения и
организации в Российской
Федерации.
Отклоняющееся поведение
(девиантное). Социальный
контроль и самоконтроль.
Нации
Этнические общности.
Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики
в Российской Федерации.
Межнациональные отношения
Этнические общности.
Межнациональные отношения,
этносоциальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные

популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;
приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание);

Называть виды социальных групп и их признаки.
Раскрывать на примерах роль малых социальных
групп в обществе.
Объяснять причины социального неравенства в
истории и в современном обществе.
Называть критерии социальной стратификации.
Различать виды социальной мобильности.
Раскрывать классификацию социальных норм,
устанавливать соответствие между существенными
чертами и признаками социальных явлений. Давать
определение понятию «социальная мобильность»,
показать, какие социальные лифт способствуют
социальным перемещениям человека, выявить
тенденции в развитии социальных отношений для
различных групп
Приводить примеры проявления отклоняющегося
поведения.
Называть причины негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные
способы преодоления негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять меры борьбы с преступностью.
Оценивать роль толерантности в современном мире.
Раскрывать признаки этноса и нации, структуру
национального менталитета, показать основные
ценности русского народа, подтвердить примерами
этническое многообразие современного человечества
работать с документами.
Характеризовать особенности этнических отношений
в России.
23

Глава 3.
Политическая жизнь
общества (20 часов)

принципы национальной политики
в Российской Федерации.
Семья как социальный институт.
Функции семьи. Бытовые
отношения. Тенденции развития
семьи в современном мире.
Проблема неполных семей
Гендер – социальный пол.
Гендерные стереотипы и роли.
Гендер и социализация. Гендерные
отношения в современном
обществе.
Молодёжь в современном
обществе. Молодёжь как
социальная группа. Развитие
социальных ролей в юношеском
возрасте. Молодёжная
субкультура.
Демографическая ситуация в
современной России. Изменение
численности населения России.
возрастной состав населения
России. Рождаемость и
смертность. Миграция.
Политика и власть. Политическая
деятельность и общество.
Политическая сфера и
политические институты.
Политические отношения.
Политическая власть.
Политическая система. Структура
и функции политической системы.
Государство в политической
системе. Политический режим.

Называть причины и последствия межнациональных
конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии и
политики национализма.
Аргументировано показывать влияние этнических
факторов на государственное развитие культуры.
Обосновывать антикультурную, антиобщественную
сущность этнической дискриминации.
Оценивать значение принципов демократической
национальной политики государства.
Характеризовать социальные институты семьи и
брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие
современной семьи.
Сравнивать различные типы семей.
Приводить примеры государственной поддержки
семьи.
Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в
социализации личности.
Анализировать способы поддержки культуры быта.

популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское
воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование

Характеризовать субъекты политической
деятельности и объекты политического воздействия.
Соотносить властные и политические отношения.
Объяснять и иллюстрировать примерами
политические цели и политические действия.
Устанавливать причинно-следственные связи между
социальными интересами, целями и методами
политической деятельности.
Высказывать обоснованное суждение о соотношении
средств и целей в политике.
24

Демократические перемены в
России.
Гражданское общество и правовое
государство. Гражданское
общество. Местное
самоуправление.
Сущность правового государства.
Демократические выборы.
Избирательная система. Типы
избирательных систем.
Избирательная кампания.
Политические партии. Понятие
политической партии и движения.
Типология и функции
политических партий. Партийные
системы. Типы партийных систем.
Политическая элита и
политическое лидерство.
Политическая элита.
Политическое лидерство. Роль
политического лидера. Типы
Политическое сознание.
Обыденное и теоретическое
сознание. Что такое идеология.
Современные политические
идеологии. Роль идеологии в
политической жизни.
Политическая психология.
Средства массовой информации и
политическое сознание.
Лидерства.
Политическое поведение.
Многообразие форм
политического поведения.

российской
идентичности;
духовное и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей;

Оценивать роль политических институтов в жизни
общества.
Раскрывать цели политических партий.
Различать политическую власть и другие виды власти.
Раскрывать роль и функции политической системы.
Характеризовать государство как центральный
институт политической системы.
Различать типы политических режимов.
Давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии.
Обобщать и систематизировать информацию о
сущности демократии (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии).
Высказывать обоснованное суждение о путях
преодоления трудностей развития демократии в
России.
Характеризовать сущность и иллюстрировать
примерами функции правового государства.
Объяснять взаимосвязь правового государства и
гражданского общества.
Отбирать и систематизировать информацию СМИ о
функциях и значении местного самоуправления.
Объяснять значение понятий «избирательный
процесс»
Различать мажоритарную и пропорциональную
избирательные системы.
Характеризовать основные этапы избирательной
кампании.
Высказывать обоснованное суждение о социальной
роли избирателя.
Называть и иллюстрировать примерами существенные
признаки политических партий.
Раскрывать на примерах функционирование
различных партийных систем.
25

Политический терроризм.
Регулирование политического
поведения.
Политический процесс и культура
политического участия. Сущность
и этапы политического процесса
Политическое участие.
Политическая культура.

Итоговое повторение
по курсу 11 класса (2
часа)
Итоговое повторение
по курсу
обществознание за
10-11 класс (3 часа)

Итоговое повторение курса за 11
класс

Итоговое повторение курса за 1011 класс

Характеризовать значение многопартийности и
идеологического плюрализма в современном
обществе.
Объяснять значение понятий «политическое
лидерство» и «политическая элита»
Конкретизировать примерами различные типы
политического лидерства и давать их оценку.
Характеризовать функции политической элиты и ее
значение в современном обществе.
Называть ролевые функции политического лидера.
Извлекать и систематизировать информацию о роли
выдающихся политических деятелей в истории.
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания
популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности научного
познания

Выполняет тестовые задания, решает
практические задачи.
Решать задания ЕГЭ.
Анализировать решения заданий.

Итого: 66 часов

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».