РП право 10-11 класс углубленный уровень

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Председатель ЛМО учителей
общественных наук

Заместитель директора
по УВР

Директор

__________И.В. Быкова
«31» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

Рабочая программа
по праву
10-11 класс
углубленный уровень
(2ч. в неделю, 68/66 ч. год)
для 10б, 11б классов предпринимательского профиля

Составители: Быкова И.В.
Кривойван О.Ю.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 10-11 классов составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий для среднего общего образования. В ней
соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на уровне среднего общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Программа составлена на основе авторской программы Никитина А.Ф. «Право для 1011 классов общеобразовательных школ».
Основные содержательные линии программы «Право» для 10-11 классов с
углубленным изучением предмета отражают ведущие и социально значимые проблемы
юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования
школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и
структура права; правотворчество и правоприменения; правоотношения; правонарушения и
юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы
современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое
право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное
право.
Программа предусматривает изучение учебного предмета «Право» в 10 – 11 классах
гуманитарного профиля для углубленного изучения предмета из расчета 2 часа в неделю.
Состав УМК:
 Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф.
Никитин, 2020 г.
 учебник А.Ф. Никитин. Право 10-11 кл. М., Дрофа, 2020 г.
 методическое пособие «Основы государства и права»10 – 11кл. А.Ф.Никитин. – М.:
Дрофа 2020 г.
Цели и задачи обучения предмету право
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение
следующих целей:
 развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения
норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных
склонностей;
 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым ценностям и институтам, правопорядку;
 освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права,
необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,
эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием
профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
2

 формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в
сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с
точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной
реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Учебно-тематический план
10 класс
№
1
2
3
4
5

Название темы

Количество часов
(авторская/примерная программа)

Количество часов
(рабочая программа)

9

9

8

8

24
20
5
70

22
20
5
64+1 (Введение)+3
(итоговое
повторение) = 68

Количество часов
(авторская/примерная программа)
16
10
8
10
6
9
3

Количество часов
(рабочая программа)
16
10
8
10
6
9
3

4

4

4
70

66

История
и
теория
государства и права
Вопросы
теории
государства и права
Конституционное право
Права человека
Избирательное право
Итого:

11 класс
№

Название темы

6
7
8
9
10
11
12
13

Гражданское право
Налоговое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Основы судопроизводства
Правовая
культура
и
правосознание
Резерв
Итого:

14

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: рабочая программа
рассчитана на 68 часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе (авторская программа – 70 ч.);
сокращение объема учебного времени на 2 часа в10 классе и 4часа в 11 классе объясняется
количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет
резервного времени, предусмотренного авторской программой.
Содержание предмета «Право» 10-11 класс
10 класс (68 ч)
Тема №1. История и теория государства и права (9 ч.)
Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения
государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия,
органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси
религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли.
Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649 г. Государственно-правовые
реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-н.20 века.
3

Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.
Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и
Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы
местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века.
Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные
государственные законы – конституционные законы России.
Советское право 1917-1953г.г. Замена права «революционным правосознанием».
Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское
право
1954-91г.г.
Критика
культа
личности.
Консервация
административно-командной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского
движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в
модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения
сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране.
Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др.
Тема №2. Вопросы теории государства и права (8 ч.)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы
к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления,
форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права.
Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное
право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее
структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
Тема №3. Конституционное право (22 часа)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции РФ и ее общая
характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной
части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское
государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ
России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления
государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и
неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное
законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина. Полномочия
Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или
отрешение его от должности.
Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской
политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет
Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и
комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
4

Порядок принятия и вступления в силу законов РФ.
Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства
РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая
централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления.
Тема №4. Права человека (20 часов)
Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и
гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения
философии прав человека.
Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о
правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и
пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу
передвижения. Право на свободу совести.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний
и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или
через избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на
социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и
культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на
образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема №5. Избирательное право (5 ч)
Избирательные права граждан. Активное избирательное
демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательный процесс.
пропорциональная, смешанная.

Основные

избирательные

право.

системы:

Принципы

мажоритарная,

Итоговое повторение включает в себя индивидуальную и групповую проектную
деятельность.
11 класс (66 ч)
Тема №6. Гражданское право (16 ч)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности. Субъекты гражданских отношений. Гражданская правоспособность и
дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.
Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные
товарищества и общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
5

Национализация. Приватизация. Наследование. Страхование. Понятие наследования.
Завещание.
Институт страхования. Договор страхования, его стороны. Обязательственное право.
Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды гражданскоправовых договоров.
Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав. Причинение и
возмещение вреда. Материальные и нематериальные блага. Гражданская ответственность.
Неосновательное обогащение. Моральный вред.
Тема №7. Налоговое право (10 ч)
Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины.
Система налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности
налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Налоговые органы. Аудит. Виды налогов: прямые и косвенные; федеральные,
региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц. Налогообложение
юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на добавленную стоимость (НДС).
Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налоговые льготы предприятий и
организаций. Налоги с физических лиц. Понятие «физическое лицо».
Налоги с населения. Налог на доходы физических лиц. Налог на имущество. Единая
ставка налога. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Административная и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность.
Тема №8. Семейное право (8 ч)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены
семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия
вступления в брак. Брачный возраст. Принцип моногамии.
Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права.
Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Причины развода. Прекращение
брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты.
Усыновление, опека и попечительство.
Тема №9. Трудовое право (10 ч)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые
правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Коллективный договор.
Стороны и порядок заключения коллективного договора. Трудовой договор. Условия
трудового договора. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Рабочее
время. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени: нормальная
продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время. Учет
рабочего времени. Время отдыха. Виды отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ЕТС).
Системы оплаты труда. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением
законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Трудовые
споры. Ответственность по трудовому праву. Индивидуальные и коллективные трудовые
споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила
внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность
работников. Порядок возмещения ущерба.
Тема №10. Административное право (6 ч)
Административное право, понятие и источники. Административное правовое
6

регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных
правонарушениях.
Административные
правонарушения.
Признаки
и
виды
административных
правонарушений.
Административные
наказания,
их
виды.
Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема №11. Уголовное право (9 ч)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права.
Уголовный кодекс РФ, его особенности. Преступление. Признаки преступления. Состав
преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность
преступлений. Рецидив преступлений.
Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против
общественной безопасности и общественного порядка; против государственной власти;
против военной службы; против мира и безопасности. Компьютерные преступления.
Уголовная ответственность. Наказание. Уголовное наказание, его цели. Виды
наказания. Наказания основные и дополнительные. Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание. Групповые преступления. Явка с повинной. Уголовная
ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной ответственности.
Принудительные меры воспитательного воздействия.
Тема №12. Основы судопроизводства (3 ч)
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые
споры. Гражданское процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и
участники. Гражданский иск. Особенности уголовного судопроизводства (уголовный
процесс).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Уголовное
судопроизводство, его стадии, участники и принципы. Приговор и его обжалование.
Тема №13. Правовая культура и правосознание (4 ч)
Правовая культура и правосознание. Понятие правовой культуры. Правовая культура
общества и личности. Понятие правосознания. Три уровня правосознания: обыденное,
профессиональное, теоретическое.
Правовая деятельность. Адвокат. Нотариус. Судья. Прокурор. Совершенствование
правовой культуры. Правовая безграмотность. Правовой нигилизм и правовой цинизм.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
(метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля знаний и
умений являются: индивидуальный и фронтальный опрос; участие в практикумах,
тематическое тестирование, тестирование в формате ЕГЭ, тематические зачетные и
проверочные работы, работа с документами.
Планируемые результаты изучения предмета «Право»
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования:
Личностными результатами выпускников являются:


гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
7

принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;


готовность к служению Отечеству, его защите;

 сформированность мировоззрения, соответствующе- го современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также раз- личных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
 основы экологического мышления, осознание
процессов на состояние природной среды;

влияния

социально-экономических

Метапредметные результаты:


умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая
внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты



владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;



готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
8

источников;


умение определять назначение и функции различных социальных институтов;



умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;



владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;



владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
10 класс
Выпускник на углубленном уровне научится:

 выделять содержание различных теорий происхождения государства;
 сравнивать различные формы государства;
 приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей
структуре;
 соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
 применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
 оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
 сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
 проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
 характеризовать особенности системы российского права;
 различать формы реализации права;
 выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
 оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
 различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
 выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
 целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
 сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
 оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
9

 характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
 характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
 дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
 характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной
власти в государстве;
 раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
 характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
 характеризовать
инициативы;

этапы

законодательного

процесса

и

субъектов

законодательной

 выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
 дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
 сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
 оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
 понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
 классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
 толковать государственно-правовые явления и процессы;
 проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
 различать принципы и виды правотворчества;
11 класс
Выпускник на углубленном уровне научится:
 характеризовать систему органов местного самоуправления
конституционного строя Российской Федерации;

как

одну из

основ

 определять место международного права в отраслевой системе права;
 характеризовать субъектов международного права;
 различать способы мирного разрешения споров;
 оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
 сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
 дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
 различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;

10

 называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
 выделять структурные элементы системы российского законодательства;
 анализировать различные гражданско-правовые
правоотношения в сфере гражданского права;

явления,

юридические

факты

и

 проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
 целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
 различать формы наследования;
 различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
 выявлять способы защиты гражданских прав;
 характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
 анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации
и расторжения брака;
 различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
 выделять права и обязанности членов семьи;
 характеризовать трудовое право, как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
 проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
 различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
 дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
 проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
 иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения
административной ответственности несовершеннолетних;

к

уголовной

и

 целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
 в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации;
 выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
 соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
 применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
 дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
 проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
 давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
 применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
11

 выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
 описывать этапы становления парламентаризма в России;
 сравнивать различные виды избирательных систем;
 анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
 анализировать институт международно-правового признания;
 выявлять особенности международно-правовой ответственности;
 выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в
рамках международного гуманитарного права;
 оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
 формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
 различать опеку и попечительство;
 находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
 определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
 характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
 определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

12

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные темы,
раскрывающие
основное содержание
программы, и число
часов, отводимых на
каждую тему
Введение ( 1 час)

История и теория
государства и права (9
часов)

Вопросы теории
государства и права (8
часов)

Основное содержание по темам

Модуль РПВ
«Школьный урок"

10 класс
Юриспруденция, предмет и методы
популяризация научных
науки, адвокат, нотариус, судья,
знаний среди детей
милиционер, юрисконсультант.
(Ценности научного
познания)
Происхождение государства и права.
патриотическое
Теории происхождения.
воспитание и
Право Древнего мира.
формирование
Право Европы в Средние века и Новое
российской
время.
идентичности;
Становление права Нового времени в
духовное и нравственное
США
воспитание детей на
Развитие права в России. IX — начало
основе российских
XIX в
традиционных ценностей
Российское право в XIX — начале XX в.
Советское право в 1917—1953 гг.
Советское право (1954—1991).
Современное российское право.
Государство, его признаки и формы.
гражданское воспитание;
Понятие права. Источники права.
патриотическое
Система права.
воспитание и
Понятие и признаки правового
формирование
государства.
российской
Верховенство закона. Законность и
идентичности;
правопорядок. Разделение властей
духовное и нравственное
Право и другие сферы общества.
воспитание детей на

Характеристика деятельности ученика

Цели и задачи изучения курса; Анализирует
учебный материал
Высказывает свое мнение, работать с текстом
учебника, отвечает на поставленные вопросы,
дают определение понятий. Объясняет связь
государства и права. Называет и
характеризует теории происхождения
государства и права. Характеризует
важнейшие элементы процесса появления
государства и права

Раскрывает значение понятий государство,
право, теория разделения властей.
Называет этапы развития государства и
права.
Объясняет причины происхождения права и
государства, причины формирования
правового государства.
Объясняет понятие «государство».

Конституция РФ (22 часа)

Права человека. (20
часов)

О российской философии права.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Вопросы теории государства и
права».

основе российских
традиционных ценностей

Понятие конституции, ее виды.
Конституционализм.
Конституции в России
История принятия и общая
характеристика Конституции Российской
Федерации
Основы конституционного строя
Гражданство в Российской Федерации.
Федеративное устройство России.
Президент Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской
Федерации.
Законодательный процесс в Российской
Федерации
Правительство Российской Федерации
Судебная власть в Российской
Федерации.
Местное самоуправление.
Повторительно-обобщающий урок по
теме « Конституция РФ»
Права и свободы человека и гражданина
Международные договоры о правах
человека
Практикум
Гражданские права.
Политические права.
Экономические, социальные и

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное

Характеризует основные теоретические
подходы в рассмотрении сущности
государства.
Называет признаки государства, формы
правления, формы государственного
устройства. Характеризует политические
режимы.
Характеризует понятия: Конституция, виды
конституций. Указывать источники
конституционного права. Обосновывает
ведущее место конституционного права в
системе российского права. Характеризует
особенности общественных отношений,
регулируемых нормами конституционного
права. Указывает группы общественных
отношений, составляющих предмет
конституционного права. Выделяет субъекты
конституционного права. Раскрывает
содержание методов правового
регулирования конституционного права.
Характеризует конституционное право, как
отрасль юридической науки. Разъясняет
место учения о конституции в науке
конституционного права. Характеризует
юридические принципы, присущие только
Конституции. Объясняет особый порядок
изменения и дополнения Конституции.
Объясняет понятие и сущность прав
человека. Обосновывает их объективный,
естественный, неотчуждаемый характер.
Указывает причины объективной
необходимости прав человека для
нормального развития личности, обеспечения
её свободы и достоинства. Описывает
14

Избирательное право и
избирательный процесс (5
часов)

Итоговое повторение (3
часа)

культурные права.
Право на благоприятную окружающую
среду.
Права ребенка.
Нарушения прав человека.
Защита прав человека в мирное время
Международная защита прав человека в
условиях военного времени.
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Права человека»
Проектная деятельность «Защита прав
детей, оставшихся без попечения
родителей».
Избирательное право.
Проектная деятельность «Активность
избирателей как основной показатель
уровня развития гражданского общества
и правовой культуры»
Избирательные системы и
избирательный процесс.
Практикум по теме «Избирательное
право и избирательный процесс».

воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей

развитие идеи прав человека в истории.
Характеризует структуру прав человека.
Описывает поколения прав человека.
Объясняет, почему права человека ключевое понятие всей государственной и
правовой системы. Обосновывает
нравственную ценность прав человек

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей

Проектная деятельность «От Русской
Правды до Конституции РФ». «Роль
Конституционного Суда в условиях
формирования правового государства
современной России».
Итоговое повторение. Контроль знаний
Итоговое повторение.

популяризация научных
знаний среди детей
(Ценности научного
познания

Объясняет значение публичных выборов в
РФ. Характеризует разновидности выборов в
РФ. Разъясняет сущность и значение
избирательного права. Характеризует
избирательное право в широком
(объективном) и узком (субъективном)
смысле. Характеризует демократические
принципы избирательного права в РФ.
Объясняет понятие «избирательная система».
Характеризует основные типы
избирательных систем — мажоритарный и
пропорциональный
Решает контрольные задания, тесты

Итого: 68 часов
11 класс
15

Введение (1 час)

Гражданское право ( 16
часов)

Налоговое право ( 10
часов)

Понятие и источники гражданского
права
Понятие и источники гражданского
права
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних
Гражданская правоспособность и
дееспособность. Гражданские права
несовершеннолетних
Практикум
Предпринимательство. Юридические
лица. Формы предприятий
Право собственности
Наследование. Страхование.
Обязательственное право
Защита материальных и нематериальных
(гражданских) прав. Причинение и
возмещение вреда
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Гражданское право»
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Гражданское право»
Защита проектов
Налоговое право. Налоговые органы.
Аудит
Виды налогов
Налогообложение юридических лиц
Налоги с физических лиц
Налоги с физических лиц

популяризация научных
знаний среди детей
(Ценности научного
познания);
гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей

Характеризует роль права в жизни общества.

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;

Объясняет понятия налогового права, права и
обязанности налогоплательщика, субъекты и
объекты налоговых правоотношений,
налоговые организации, аудит, виды налогов.
Анализирует, делает выводы, отвечает на
вопросы.

Объясняет основные положения урока о
системе гражданских прав человека.
анализирует.
Делает выводы.
Отвечает на вопросы.
Высказывает собственную точку зрения или
обосновывать известные. Работает с текстом
учебника

16

Семейное право ( 8 часов)

Трудовое право ( 10
часов)

Ответственность за уклонение от уплаты
налогов.
Повторительно-обобщающий урок по
теме « Налоговое право»
Брак, условия его заключения
Права и обязанности родителей и детей.
Усыновление, опека (попечительство)

Понятие и источники трудового права
Коллективный договор. Трудовой
договор
Рабочее время и время отдыха
Оплата труда. Охрана труда
Трудовые споры. Ответственность по
трудовому праву
Практикум по теме « Трудовое право»

Самостоятельно работает с текстом учебника,
выделяет главное, использует ранее
изученный материал.
гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей
гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
трудовое воспитание и
профессиональное
самоопределение

Знает понятие брака, условия его
заключения. Порядок регистрации брака.
Анализирует, делает выводы, отвечает на
вопросы.
Самостоятельно работает с текстом учебника,
выделять главное, использует ранее
изученный материал
Характеризует права и обязанности супругов,
личные права, имущественные права и
обязанности, личные права, имущественные
права и обязанности
Объясняет понятие и источники трудового
права, трудовые правоотношения, права и
обязанности работника и работодателя.
Анализирует, делает выводы, отвечает на
вопросы.
Самостоятельно работает с текстом учебника,
выделять главное, использует ранее
изученный материал.
Объясняет понятие трудового договора, его
виды, стороны и порядок заключения
трудового договора.
Характеризует системы оплаты труда.
Понимает понятие охраны труда,
особенности охраны труда и здоровья
женщин и несовершеннолетних.
Характеризует индивидуальные и
коллективные трудовые споры. Знает
понятие дисциплины труда, дисциплинарную
и материальную ответственность работников.
17

Административное право
(6 часов)

Понятие и источники
административного права.
Административные правонарушения
Административные наказания
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Административное право»

Уголовное право (9 часов) Понятие и источники уголовного права
Преступление
Виды преступлений
Уголовная ответственность. Наказание
Обстоятельства, смягчающие и
отягчающие наказание
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Уголовная ответственность»

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей
гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей

Понимает источники административного
права, виды административных
правонарушений.
Разделяет виды административной
ответственности, характеризует
Кодекс РФ об административных
правонарушениях.
Анализирует, делает выводы, отвечает на
вопросы.
Самостоятельно работает с текстом учебника,
выделять главное, использует ранее
изученный материал.
Характеризует понятие и источники
уголовного
права.
Объясняет принципы
Российского уголовного
законодательства.
Осуществляет
самостоятельный поиск информации по
проблеме:
преступность в современной России
Характеризует понятие, признаки и виды
преступления.
Объясняет содержание
Понятия «состав преступления».
Называет преступления
Против личности, экономические
преступления.
Высказывает свое мнение
По проблеме: влияют ли
Социальные перемены на состояние и
уровень
преступности; какие
18

Основы судопроизводства Гражданское процессуальное право
( 3 часа)
(гражданский процесс)
Особенности уголовного
судопроизводства (уголовный процесс)
Практикум.

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской

Правовая культура и
правосознание ( 4 часа)

Правовая культура и правосознание.
Правовая деятельность
Правовая культура и правосознание.
Правовая деятельность
Совершенствование правовой культуры
Повторение по теме

Итоговое повторение ( 1
час)

Итоговое повторение курса

гражданское воспитание;
патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности;
духовное и нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей
популяризация научных
знаний среди детей
(Ценности научного
познания

преступления особенно опасны сегодня.
Характеризует
Понятие «уголовная
ответственность»,
называет привлечения к уголовному
наказанию;
виды уголовных наказаний.
Характеризует содержание понятия
«уголовное судопроизводство»,
называет его стадии. Рассказывает, как
осуществляется судебное
судопроизводство. Объясняет
принципы российского
судопроизводства. Осуществляет
самостоятельный поиск информации
по проблемам: «новые» уголовные
преступления; способно ли уголовное
наказание исправить преступника.
Характеризует содержание понятия
«правовая культура». Называет
основные элементы правовой
культуры. Объясняет понятие
«правосознание». Рассказывает о
формировании правовой культуры.
характеризует понятие «правовой
нигилизм».
Выполняет тестовые задания, решает
практические задачи.

Итого: 66 часов

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».