РП экономика элективный курс 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей»
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЛМО учителей
общественных наук

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

__________И.В. Быкова
«31» августа 2022 г.

__________И.В. Синицкая
«31» августа 2022 г.
.

________С.К. Беляевская
«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике 10-11 класс
(элективный курс)
(1ч. в неделю, в 10 классе 34 ч. год, в 11 классе 33 ч. в год, всего 67 часов)

Составитель: Шафеева Н.Д.

г. Реутов
2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного курса «Экономика» в 10-11 классе
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, Примерной программы среднего общего образования. Курс
«Экономика» предполагает изучение в 10-11 классах. Общее число учебных часов за 2 года
обучения составляет 67, из них 34 ч (1ч в неделю) в 10 классе и 33 ч (1 ч в неделю) 11 классе.
Элективный курс «Экономика» введен по запросу обучающихся и родителей (законных
представителей) с целью расширения знаний в профильном обучении гуманитарного
направления в 10-11 классах. Изучение экономики на уровне среднего общего образования
направлено на развитие личностного потенциала обучающегося, его интеллектуальных
способностей, формирование экономической культуры.
Состав УМК:
Учебник «Экономика»: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций
(базовый уровень) / Алексей Киреев, -12-е изд. – М, ВИТА-ПРЕСС, 2020. -304 с.: ил.

˗

Учебно-тематический план
10 класс
№

1.
2.

Название темы

Количество часов

Основы экономики
Микроэкономика

15
19
Итого

34

11 класс
№

1.
2.
3.

Название темы

Количество часов

Макроэкономика
Международная экономика
Резерв

22
10
1
Итого

33

Цели и задачи обучения предмету экономика
˗
˗
˗

˗

˗

развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям
общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Содержание учебного предмета
10 класс

Глава 1. Основы экономики (15 часов)
Введение.
2

1. Что такое экономика. Ограниченность ресурсов, Свободные и экономические блага.
Экономика как наука и хозяйство.
2. Выбор. Экономические агенты. Товары и услуги. Кривая производственных
возможностей. Альтернативная стоимость
3. Экономические системы Собственность. Типы экономических систем. Главные вопросы
экономики
4. Спрос и предложение. Рыночный спрос. Рыночные предложения. Рыночное равновесие.
Равновесная цена.
5. Эластичность. Эластичность спроса. Эластичность и доход. Эластичность предложения.
Последствия введения фиксированных цен.
Глава 2. МИКРОЭКОНОМИКА (19 ч)
6. Потребление. Экономические функции домохозяйства. Рациональный потребитель
Рациональное потребление Защита прав потребителя.
7. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Основные виды расходов семьи.
Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы семьи.
8. Семейное имущество. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
9. Производство. Факторы производства. Факторные доходы. Фирма и ее экономические
цели. Организационно-правовые формы предприятий.
10. Эффективность производства. Выручка, издержки. Прибыль. Производительность труда.
11. Рынок труда. Спрос на труд. Предложение труда. Заработная плата и стимулирование
труда. Профсоюзы.
12. Рынок капитала. Инвестиции. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Доходность и
риски по ценным бумагам.
13. Фондовый рынок. Фондовая биржа. Участники рынка ценных бумаг. Физические лица
на рынке ценных бумаг.
14. Бизнес. Предпринимательство. Бизнес-план. Источники финансирования бизнеса.
Франшиза.
15. Содействие бизнесу. Менеджмент. Маркетинг и реклама. Управление рисками.
Страхование.
16. Стартап. Создание нового бизнеса. Кто может стать стартапером. Как найти идеею для
стартапа. Содействие стартапам.
17. Рыночные структуры. Конкуренция, Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с
ослабленной конкуренцией.
11 класс
Глава 3. МАКРОЭКОНОМИКА (22 ч)
18. Экономика государства. Роль государства в экономике. Частные и общественные блага.
Экономический кругооборот.
19. Экономический рост. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП.
Макроэкономическое равновесие. Экономические циклы.
20. Безработица. Занятость. Прожиточный минимум. Государственная политика занятости.
21. Инфляция. Измерение инфляции. Источники инфляции. Социальные последствия
инфляции. Антиинфляционные меры государства
22. Государственный бюджет. Бюджетная система. Доходы и расходы бюджета. Дефицит и
государственный долг. Бюджетная политика государства.
23. Налоги. Что такое налог, Основание для взимания налогов. Виды налогов.
24. Механизм уплаты налогов. Налогообложение граждан. Идентификационный номер
налогоплательщика. Налоговая декларация. Деньги. Сущность денег. Функции денег.
Количество денег. Спрос на деньги и предложение денег.
25. Финансовая система. Центральный банк. Коммерческие банки. Денежно-кредитная
3

политика. Другие финансовые институты.
26. Вклады. Виды вкладов. Доход по вкладам. Финансовые пирамиды.
27. Кредит. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Погашение кредита.
28. Банковские услуги. Платёжная карта. Денежный перевод. Дистанционное банковское
обслуживание.
29. Пенсия. Пенсия в России.
Глава 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 ч)
30. Экономическая глобализация.
Открытая экономика. Международная экономика.
Классификация стран. Уровни экономического развития.
31. Международная торговля. Структура торговли. Причины международной торговли.
Государственная внешнеторговая политика. Многосторонняя торговая система
32. Международные финансы. Платежный баланс. Дефолт: причины и разрешение.
Международные финансовые рынки. Международные финансовые организации.
33. Обменные курсы валют. Валюта и валютный курс. Режимы валютного курса. Причины
изменения валютного курса. Валютный рынок.
34. Экономика России. Вехи экономического развития. Особенности современной
экономики России. Проблемы экономического развития. Россия в международной
экономике
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых
результатов. Основными формами контроля являются: устная, тестирование. Текущий
контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
практических работ, тестовых заданий, а также по результатам устных ответов.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Защита
итогового проекта предполагает публичное выступление обучающегося с демонстрацией
результатов работы и презентации, анализ полученных результатов, оценку достигнутого
прогресса в знаниях.
Планируемые результаты изучения предмета экономика.
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего
образования:
Личностные результаты освоения курса «Экономика»:
˗

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
ориентация обучающихся на достижение позитивных жизненных перспектив;
инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего;
обладание навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности.
4

Метапредметные результаты освоения курса «Экономика»
Регулятивные универсальные учебные действия
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели. выбирать оптимальный путь
достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на
соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия на предметы и явления
окружающего мира;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем, формулировать образовательный запрос и самостоятельно выполнять
консультативные функции, ставить проблему и работать над ее решением, управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.
д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
5

˗
˗

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты 10 класс:

Выпускник научится:
Основные концепции экономики
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

указывать сферу применения методов экономической теории;
объяснять проблему ограниченности ресурсов по отношению к потребностям;
различать свободное и экономическое благо;
иллюстрировать примерами процедуру минимизации альтернативной стоимости;
представлять и характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
приводить примеры факторов производства;
различать типы экономических систем.

Микроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;
анализировать ситуацию на рынке с точки зрения продавцов и покупателей;
принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
анализировать свое потребительское поведение;
объяснять на примерах закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
различать виды ценных бумаг;
определять разницу между постоянными и переменными издержками;
объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
обнаруживать и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией.
Выпускник получит возможность:

Основные концепции экономики
˗
˗
˗

проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
6

˗
˗
˗
˗

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
экономической теории.

Микроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и трудовых договорах;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
выявлять предпринимательские способности;
анализировать и извлекать информацию по микроэкономике в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике;
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Предметные результаты 11 класс:

Выпускник научится:
Макроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

приводить примеры влияния государства на экономику;
приводить примеры общественных благ в собственном окружении;
объяснять взаимовыгодность добровольного обмена;
определять назначение различных видов налогов;
приводить примеры монетарной и фискальной политики государства;
определять уместность использования различных показателей состояния экономики;
приводить примеры сфер применения показателя ВНП;
производить расчет ВВП;
приводить примеры статей государственного бюджета России;
характеризовать макроэкономические последствия инфляции;
определять уместность мер государственной политики снижения инфляции;
7

˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

различать факторы, влияющие на экономический рост;
приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
различать сферы применения различных форм денег;
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
объяснять причины неравенства доходов;
характеризовать макроэкономические последствия безработицы;
определять целесообразность мер по снижению безработицы;
приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
объяснять назначение международной торговли;
определять целесообразность использования видов валют в различных условиях;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
приводить примеры из сферы глобализации мировой экономики;
приводить примеры глобальных экономических проблем;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;
определять формы и последствия существующих экономических институтов на
социально-экономическом развитии общества;
анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Выпускник получит возможность:

Макроэкономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗

преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования основных социально-экономических ролей наемного работника и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
анализировать и извлекать информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
макроэкономике;
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
8

Международная экономика
˗
˗
˗
˗
˗
˗

Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных
на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по
глобальным экономическим проблемам;
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире.

˗

В целом на предметном уровне у учащихся будут сформированы:

˗

система знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий
и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; уважительное отношение к
чужой собственности;
экономическое мышление, включающее: умение принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивание этих решений
и готовность принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

˗

˗

˗

˗
˗

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
Примерные
темы,
раскрывающ
ие основное
содержание
программы, и
число часов,
отводимых на
каждую тему
Раздел 1 (3
час.)

Основное содержание
по темам

Модуль РПВ
«Школьный
урок»

Характеристика деятельности
ученика

10 класс
Глава 1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 15 час.
Введение. Что такое популяризаци характеризовать экономику как
экономика.
я научных
науку и хозяйство.
9

Ограниченность
ресурсов. Свободные и
экономические блага.
Экономика как наука и
хозяйство.
Раздел 2
Выбор (3
час.)

Выбор. Экономические
агенты. Товары и
услуги.

Кривая
производственных
возможностей.
Альтернативная
стоимость.
Раздел 3
Экономическ
ая система (3
час.)
Раздел 4.
Спрос и
предложение
(3 час.)

Собственность.
Типы экономических
систем.
Главные вопросы
экономики.
Спрос и предложение.

Рыночный спрос.
Рыночные
предложения.
Рыночное равновесие.
Равновесная цена.
Раздел 5.
Эластичност
ь (3 час.)

Раздел 6.
Потреблени
е (1 час.)

Эластичность спроса.

знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания)
гражданское
воспитание
популяризаци
я научных
знаний среди
детей
(Ценности
научного
познания)
гражданское
воспитание

объяснять проблему ограниченности
ресурсов по отношению к
потребностям; различать свободное
и экономическое благо.
указывать сферу применения
методов экономической теории.
объяснять на примерах проблему
экономического выбора;
различать основных экономических
агентов; различать товары и услуги;
приводить примеры факторов
производства.
характеризовать и представлять в
виде графика кривую
производственных возможностей.
иллюстрировать примерами
процедуру минимизации
альтернативной стоимости

гражданское
воспитание

гражданское
воспитание

различать понятие спроса, факторы
спроса; характеризовать закон
спроса: определять значимость и
классифицировать условия,
влияющие на спрос и предложение.
Представлять основные
характеристики рынка;
формулировать закон предложения.
объяснять на примерах
закономерности и взаимосвязь
спроса и предложения
различать эластичность спроса и
эластичность предложения.
объяснять на примерах эластичность
спроса и предложения.

Популяризация научных
знаний среди
Эластичность и доход.
детей
Эластичность
(Ценности
предложения.
научного
Последствия введения
познания)
фиксированных цен.
гражданское
Итоговый урок по
воспитание
главе 1
Глава 2 МИКРОЭКОНОМИКА 19 час.
Экономические
популяризаци характеризовать экономику семьи;
функции домохозяйства. я научных
принимать рациональные решения в
Рациональный
знаний среди условиях относительной
потребитель.
детей
ограниченности доступных
Рациональное
(Ценности
ресурсов;
потребление Защита
научного
анализировать ситуацию на рынке с
10

прав потребителя.
Раздел 7.
Семейный
бюджет (1
час.)

Раздел 8.
Семейное
имущество
(2 час.)
Раздел
9.Производс
тво (2 час.)

Раздел 10.
Эффективность производства (2
час.)
Раздел 11.
Рынок
труда (2
час.)

Раздел 12.
Рынок
капитала (1
час.)
Раздел 13.
Фондовый
рынок (1
час.)
Раздел 14.
Бизнес (2
час.)

Источники семейных
доходов. Основные
виды расходов семьи.
Семейный бюджет.
Реальные и
номинальные доходы
семьи.
Активы и пассивы.
Личный финансовый
план. Сбережения.
Факторы производства.
Факторные доходы.
Фирма и ее
экономические цели.
Организационноправовые формы
предприятий.
Выручка, издержки.
Прибыль.

Производительность
труда.
Спрос на труд.
Предложение труда.
Заработная плата и
стимулирование труда.
Профсоюзы.

Инвестиции. Акции,
облигации и другие
ценные бумаги.
Доходность и риски по
ценным бумагам.
Фондовая биржа.
Участники рынка
ценных бумаг.
Физические лица на
рынке ценных бумаг.
Предпринимательство.
Бизнес-план. Источники
финансирования
бизнеса. Франшиза

познания)
гражданское
воспитание
гражданское
воспитание

точки зрения продавцов и
покупателей.

гражданское
воспитание

анализировать свое потребительское
поведение.

гражданское
воспитание

объяснять взаимосвязь факторов
производства и факторов дохода.

гражданское
воспитание

приводить примеры факторов,
влияющих на производительность
труда: определять разницу между
постоянными и переменными
издержками.

Популяризация научных
знаний
(Ценности
научного
познания)
гражданское
воспитание
гражданское
воспитание

определять на основе различных
параметров возможные уровни
оплаты труда;
на примерах объяснять разницу
между основными формами
заработной платы и стимулирования
труда.

трудовое
воспитание и
профессиональное самоопределение
трудовое
воспитание и
профессиона
льное
самоопределе

характеризовать свойства фондовой
биржи, основных профессиональных
участников фондового рынка;
объяснять разницу между брокером
и доверительным управляющим.

анализировать структуру семейного
бюджета собственной семьи.

различать виды ценных бумаг.

объяснять социальноэкономическую роль и функции
предпринимательства; объяснять
практическое назначение
франчайзинга и сферы его
11

ние

Раздел 15.
Содействие
бизнесу (2
час.)

Менеджмент.
Маркетинг и реклама..

Профессиональное самоопределение

Управление рисками.
Страхование

Раздел 16.
Стартап (1
час.)

Раздел 17.
Рыночные
структуры
(2 час

Раздел 18.
Экономика
государства
(2 час.)
Раздел 19.
Экономичес
кий рост (2
час.)
Раздел 20.
Безработица
(2 час.)

Раздел 21.
Инфляция
(2 час.)

Создание нового
бизнеса. Кто может
стать стартапером. Как
найти идею для
стартапа. Содействие
стартапам.
Конкуренция. Рынки с
интенсивной
конкуренцией.
Рынки с ослабленной
конкуренцией.

Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение

применения; различать
организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности;
приводить примеры российских
предприятий разных
организационно-правовых форм
обнаруживать и сопоставлять
различия между менеджментом и
предпринимательством; определять
практическое назначение основных
функций менеджмента; определять
место маркетинга в деятельности
организации; определять
эффективность рекламы на основе
ключевых принципов ее создания.
объяснять разницу между стартапом
и обычным бизнесом, основные
стадии жизни стартапа, этапы
развития стартапа.
сравнивать рынки с интенсивной и
несовершенной конкуренцией.

11 класс
ГЛАВА 3 МАКРОЭКОНОМИКА 22 час.
Роль государства в
популяризац
приводить примеры влияния
экономике.
ия научных
государства на экономику;
знаний среди приводить примеры общественных
Частные и
детей
благ в собственном окружении;
общественные блага.
объяснять взаимовыгодность
Экономический
добровольного обмена.
кругооборот.
Валовой внутренний
популяризац
приводить примеры сфер
продукт. Номинальный и ия научных
применения показателя ВНП;
реальный ВВП.
знаний среди определять уместность
детей
использования различных
Макроэкономическое
показателей состояния экономики;
равновесие. Экономипроизводить расчет ВВП.
ческие циклы.
Занятость. Прожиточный популяризац
определять целесообразность мер по
минимум.
ия научных
снижению безработицы; приводить
знаний среди примеры социальных последствий
Государственная
детей
безработицы;
политика занятости.
гражданское
характеризовать
воспитание;
макроэкономические последствия
безработицы.
Измерение инфляции.
популяризац
характеризовать
Источники инфляции.
ия научных
макроэкономические последствия
Социальные последствия знаний среди инфляции; определять уместность
инфляции.
детей
мер государственной политики
12

Раздел 22.
Государстве
нный
бюджет (2
час.)
Раздел 23.
Налоги (1
час.)
Раздел 24.
Механизм
уплаты
налогов (1
час.)
Раздел 25.
Деньги (2
час.)

Раздел 26.
Финансовая
система (2
час.)
Раздел 27.
Вклады (2
час.)
Раздел 28.
Кредит (1
час.)
Раздел 29.
Банковские
услуги (1
час.)

Раздел 30.
Пенсия (1
час.)

Антиинфляционные
меры государства
Бюджетная система.
Доходы и расходы
бюджета. Дефицит и
государственный долг.
Бюджетная политика
государства.
Что такое налог.
Основание для взимания
налогов. Виды налогов.
Налогообложение
граждан.
Идентификационный
номер
налогоплательщика.
Налоговая декларация.
Сущность денег.
Функции денег.
Количество денег. Спрос
на деньги и предложение
денег.

снижения инфляции.
гражданское
воспитание;

приводить примеры статей
государственного бюджета России;
различать факторы, влияющие на
экономический рост; объяснять
причины неравенства доходов.

гражданское
воспитание;

определять назначение различных
видов налогов

гражданское
воспитание;

приводить примеры монетарной и
фискальной политики государства.

гражданское
воспитание;

приводить примеры экономической
функции денег в реальной жизни;
приводить примеры монетарной и
фискальной политики государства;
различать сферы применения
различных форм денег.
определять практическое назначение
основных элементов банковской
системы.

Центральный банк.
Коммерческие банки.
Денежно-кредитная
политика. Другие
финансовые институты.
Виды вкладов. Доход по
вкладам. Финансовые
пирамиды.

гражданское
воспитание;

Потребительский
кредит. Ипотечный
кредит. Погашение
кредита.
Платёжная карта.
Денежный перевод.
Дистанционное
банковское
обслуживание.

гражданское
воспитание;

Пенсия в России.
Пенсионеры.
Пенсионный возраст.

гражданское
воспитание;

гражданское
воспитание;

гражданское
воспитание;

депозит, банковский вклад:
доходность вклада;
признаки финансовой пирамиды:
номинальные и реальные доходы по
вкладу.
различать виды кредитов и сферу их
использования;
решать прикладные задачи на расчет
процентной ставки по кредиту.
различать банковские карты,
разницу между дебетовой и
кредитной картами;
способы дистанционного перевода
денег;
основные формы дистанционного
банковского обслуживания.
характеризовать систему
пенсионного обеспечения в РФ,
социально-экономический смысл
пенсии, пенсионный возраст.

Итоговый урок по гл. 3
ГЛАВА 4
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (10 ч)
13

Раздел 31.
Экономичес
кая
глобализаци
я (2 час.)

Открытая экономика.
Международная
экономика.
Классификация стран.
Уровни экономического
развития.

гражданское
воспитание;

Раздел 32.
Международ
ная
торговля (2
час.)

Структура торговли.
Причины международной торговли.
Государственная
внешнеторговая
политика.
Многосторонняя
торговая система.
Платежный баланс.
Дефолт: причины и
разрешение.
Международные
финансовые рынки.
Международные
финансовые
организации.
Валюта и валютный
курс. Режимы валютного
курса. Причины
изменения валютного
курса. Валютный рынок
Вехи экономического
развития. Особенности
современной экономики
России. Проблемы
экономического
развития. Россия в
международной
экономике

гражданское
воспитание;

Раздел 33.
Международ
ные
финансы (2
час.)

Раздел 34.
Обменные
курсы
валют (1
час.)
Раздел 35.
Экономика
России (1
час.)

приводить примеры глобальных
проблем в современных
международных экономических
отношениях;
приводить примеры из сферы
глобализации мировой экономики;
приводить примеры глобальных
экономических проблем;
определять формы и последствия
существующих экономических
институтов на социальноэкономическом развитии общества.
объяснять назначение
международной торговли.

гражданское
воспитание;

приводить примеры использования
различных форм международных
расчетов.

Профессиональное самоопределение

определять влияние факторов,
влияющих на валютный курс;
определять целесообразность
использования видов валют в
различных условиях
анализировать информацию об
экономической жизни общества из
адаптированных источников
различного типа; анализировать
несложные статистические данные,
отражающие экономические явления
и процессы;
анализировать текст экономического
содержания по международной
экономике.

гражданское
воспитание;

Резерв 1 час
Итого: 67
часов

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Годовой календарный учебный график 2023-2024.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».